Примеры
В заключение несколько примеров на пройденные правила:
- “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
- “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
- “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
- “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
- Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
- “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.
Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.
На что обратить внимание
Новорожденные щенки тойтерьера представляют собой до того умилительное зрелище, что вы можете потерять голову и выбрать первого попавшегося детеныша. Бронировать можно и новорожденных щенков, но опытные заводчики и хорошие питомники не отдают их ранее 2,5 месяцев. Однако спешить в данном вопросе не стоит, так как вместе с собакой можно приобрести и попутные проблемы со здоровьем питомца, скверный характер или нечистопородное животное.
Терьеры – прекрасные спутники и друзья, они с удовольствием подстроятся под ваш выбор времяпровождения и составят вам компанию
Чтобы не разочароваться, вам следует обратить особое внимание на ряд аспектов
Внешность
Если вы выбираете щенка тойтерьера с целью дальнейшего участия в разных породных конкурсах и выставках, для начала лучше ознакомиться со стандартом породы. Здесь должно быть учтено абсолютно все: от мельчайших нюансов во внешности животного и его характера до родословных родителей щенка и их характеристики. В случае если вы выбираете домашнего питомца, который будет радовать только вас, тогда можно ограничиться менее подробным осмотром. Прежде всего, лапки животного должны быть достаточно длинными, ни в коем случае не короткими, а спинка ровной.
В окрасе собаки могут присутствовать маленькие белые пятнышки, но максимум несколько штук. Глаза могут быть слегка выпуклыми, но не слишком, и они не должны смотреть в разные стороны. Глаза, нос и уши должны быть чистыми, без слезных и гнойных выделений; шерсть – блестящей и ухоженной, полное отсутствие залысин и голых мест
Также следует обратить внимание на коготки (аккуратно подстриженные, ровные) и область вокруг анального отверстия (без следов воспалений и поноса)
Поведение
Тойтерьеры слегка недоверчивы, поэтому щенок может не сразу пойти на контакт. Тем не менее попробуйте протянуть руки навстречу щенкам и выбирайте того, кто подбежит к вам. Скорее всего, собака вырастет дружелюбной и компанейской. Не рекомендуется приобретать щенков, которые содержатся в клетке. У таких животных могут быть проблемы с психикой. В любом случае малыш не должен быть агрессивным и кусаться. Настоящий тойчик игривый, активный, контактный питомец.
Здоровье
Первым делом обратите внимание на состояние здоровья и внешний вид матери, если есть такая возможность. Генетически собака унаследует от родителей склонность к тем или иным заболеваниям, в особенности психики. Немаловажны и условия содержания собак
Если внешний вид животного вас удовлетворяет, поинтересуйтесь наличием необходимых возрастных прививок, рационом животного. Меню и частоту кормления не рекомендуется резко менять, чтоб избежать проблем с желудочно-кишечным трактом. Сыпь, перхоть, пупочные или паховые грыжи – показатели определенных проблем со здоровьем
Немаловажны и условия содержания собак. Если внешний вид животного вас удовлетворяет, поинтересуйтесь наличием необходимых возрастных прививок, рационом животного. Меню и частоту кормления не рекомендуется резко менять, чтоб избежать проблем с желудочно-кишечным трактом. Сыпь, перхоть, пупочные или паховые грыжи – показатели определенных проблем со здоровьем.
Как происходит удаление гнилого корня зуба с сохранением коронки
Зуб, в котором остался только корень, не всегда вырывают целиком. К примеру, если на верхушке корня развивается воспалительный процесс, но сам зуб еще можно спасти, проводится резекция верхушки корня – частичное удаление.
Процедура осуществляется после пломбирования каналов, под местной анестезией. Операция несложная и длится не более получаса. Основные ее этапы:
- Сбор анамнеза.
- Подготовка операционного поля.
- Анестезия.
- Разрезание десны для доступа к корню.
- Отслаивание мягких тканей.
- Выпиливание «окошка» в кости.
- Отсекание воспаленного участка корня с гранулемой или кистой.
- Закладывание в полость препаратов, стимулирующих рост костной ткани.
- Наложение швов.
Способы проверки безударных гласных в корне
Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.
Методов проверки таких гласных несколько:
- Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
- Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
- Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
- Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.
Главных способа проверки безударных гласных два:
- Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
- Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.
Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Таблица с примерами и исключениями
В современном русском языке в написании ряда безударных гласных в корне сохраняются традиционные чередования:
- расти — росла;
- положить — полагать;
- принимать — принять.
Чередующие гласные в корне слов невозможно проверить с помощью ударения, подобрав однокоренное слово или изменив грамматическую форму, как это происходит в случае с обычными безударными гласными в корне слов. Эти написания подчиняются орфографическому правилу русского языка.
Чередующиеся гласные «о» или «а», «е» или «и» в корне слов пишутся в зависимости от некоторых условий:
- постановки ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, зар-/зор-, твар-/твор-);
- наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, дер-/дир-, мер-/мир-, бер-/бир- и пр.);
- конечной буквы корня (скак-/скоч-, лаг-/лож-, раст-/ращ-/рос-);
- смысловых различий корней равн-/ровн, мак-/моч-.
Проиллюстрируем написание чередующихся гласных в корне слов в зависимости от перечисленных условий с помощью таблицы с примерами.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
-ГАР- -ГОР- | Под ударением пишется А, без ударения — О | Уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лецИсключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь |
-КЛАН- -КЛОН- | Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится | кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-ТВАР- -ТВОР- | Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением | тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́рИсключение: у́тварь |
-ЗАР- -ЗОР- | Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится | зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька |
-ПЛАВ- -ПЛОВ- | Всегда пишется буква А, кроме двух слов | сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь плове́ц, пловчи́ха |
-КАС- -КОС- | Буква А пишется, если за корнем следует -а-,О – в остальных случаях | касание, касательная коснись, прикосновение |
-МАК- -МОК- | Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» | макать вымокнуть, намокнуть |
-РАВН- -РОВН- | А пишется в корне, имеющем значение «одинаковый, равный, сходный»,О — при значении «ровный, прямой, гладкий» | равноправие, сравнять (счет) подровнятьИсключение: равнина, уровень, поравняться, поровну |
-РАСТ- -РАЩ- -РОС- | Буква А пишется перед ст, щ,О — перед остальными буквами | отрасти, наращенный, поросльИсключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав |
-СКАК- -СКОЧ- | Буква А пишется перед к,О — перед ч | скакалка, выскочкаИсключение: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и пр. |
-ЛАГ- -ЛОЖ- | Буква А пишется перед г,О — перед ж | полагать, облагать отложить, обложение |
-БЕР-/-БИР- -ДЕР-/-ДИР- -МЕР-/-МИР- -ПЕР-/-ПИР- -ТЕР-/-ТИР- -ЖЕГ-/-ЖИГ- -БЛЕСТ-/-БЛИСТ- -СТЕЛ-/-СТИЛ- -ЧЕТ-/-ЧИТ- | Буква И пишется, если за корнем следует -а-,Е — в остальных случаях | набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижёг блистать — блестящий застилать — застелить вычитать — вычеты |
-ИМ-/-А(Я) -ИН-/-А(Я)- | Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- | пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать |
Чтобы понять, почему гласные чередуются в однокоренных словах или их грамматических формах, следует обратиться к истории формирования словарного запаса русского языка. Одни из чередующихся корней возникли в результате непосредственного влияния старославянского языка. Корни рос- и ровн- являются исконно русскими, а раст- и ращ- прослеживались в старославянских словах, которые при заимствовании пополнили лексический состав русского языка. Некоторые глаголы отражают прежнее распределение глаголов по видам. В древнерусском языке глаголы с конечным буквосочетанием -ать имели несовершенный вид и писались с буквой «а» в корне (излагать). Глаголы совершенного вида с конечным сочетанием -ить произносились и писались с буквой «о» в корне (изложить). В современном русском языке в корнях слов касаться-коснуться, полагать — положить в безударном положении произносится почти один и тот же гласный звук, который уже не используется как показатель видовых различий глаголов. Но в соответствии с традицией такие слова пишутся с чередующимися гласными в корне.
Еще раз подчеркнем, что чередующиеся гласные в корне не проверяются ударением. В таких словах в ударном положении пишется та гласная, которая слышится.
Написание безударных чередующихся гласных в корне выбираем в соответствии с орфографическим правилом русского языка. Наглядно представим в таблице правило, примеры написания чередующихся гласных в корне слов и исключения.
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? а) антонимы;б) синонимы;в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется: а) основой;б) корнем;в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется: а) основой;б) корнем;в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: а) окончание;б) суффикс;в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой. а) -той;б) -ой;в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это: а) изменяемая часть слова;б) общая часть родственных слов;в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова? а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. а) гусеница, гусь, гусята, густой;б) школа, школьный, пришкольный, школьник;в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) часть слова, которая стоит после корня;в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-? а) полезный;б) подарок;в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) изменяемая часть слова;в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом. а) завод;б) зонтик;в) собака.
13. Выбери значимые части слова. а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.
Фонетический (звуко-буквенный) разбор
стоя́ть
стоять — слово из 2 слогов: сто-ять. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова:
с — — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)т — — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)о — — гласный, безударныйя — — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко) — — гласный, ударныйт — — согласный, глухой парный, мягкий (парный)ь — не обозначает звука
В слове 6 букв и 6 звуков.
Цветовая схема: стоять
Разбор слова «стоять» по составу
стоять (программа института)стоять (школьная программа)
Части слова «стоять»: сто/я/тьЧасть речи: глаголСостав слова:сто — корень, я, ть — суффиксы, нет окончания, стоя — основа слова.
Примечание: ть является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах ть отмечается как окончание.
Состав слова: примеры разбора
Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».
- Разберем состав слова «подснежник»:
- Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам и числам: «подснежника», «подснежнику», «подснежники» и поч. Как видите, данное слово имеет нулевое окончание.
- Основой является все слово целиком.
- Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «снег» («г» и «ж» — чередующиеся согласные), «снежный» и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «снеж».
- Определяем приставку. Слово «подснежник» — это имя существительное, которое буквально обозначает «под снегом». То есть приставкой будет «под».
- Определяем суффикс. Это самое сложное. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов, которые помогут нам понять, как именно оно образовалось: «снег», «подснежный», «подснежника», «подснежник». Из этого примера видно, что данное слово имеет два суффикса «н» и «ик».
2. Разберем состав слова «повторение»:
- Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам: «повторения», «повторению», «повторении». Как видите, данное слово имеет окончание «е».
- Основой является следующая часть слова – «повторени».
- Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «повторять, «вторить» и пр. Таким образом, корнем выступает следующая часть «втор».
- Определяем приставку. Слово «повторение» — это имя существительное. Его приставкой будет «по».
- Определяем суффикс. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов: «повторять», «повторить», «повтор», «повторению». Из этого примера видно, что данное слово имеет один суффикс «ени».
3. Разберем состав слова «помогать»:
- Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово, однако «помогать» — это начальная форма глагола. В некоторых учебниках утверждают, что оно имеет нулевое окончание, хотя большинство учителей рекомендуют заключать в рамку следующую часть – «ть».
- Основой является все слово или «помога».
- Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «помогла, «помогли», «помог», «может» («г» и «ж» — чередующиеся согласные) и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «мог».
- Определяем приставку. Слово «повторение» — это неопределенный глагол. Его приставкой будет «по».
- Определяем суффикс. В начальной форме глагола суффиксом обычно выступает гласная перед «ть». В данном случае это буква «а».
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
Безударная чередующаяся гласная корня
Безударные гласные корня обычно делят на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Каждая из этих групп имеет свои особенности. Выясним в нашей статье отличительные черты безударных чередующихся гласных корня (и под ударением), определимся с их правописанием.
Когда в том же самом корне, не меняющем лексического значения, используются разные гласные, тогда эти гласные именуются чередующимися (угар – угореть).
В разных словах чередующиеся гласные бывают в сильной (ударенной) позиции и без ударения.
В отличие от проверяемой безударной гласной, чередующаяся не проверяется ударением: она от него зависит. Под ударением следует писать ту гласную, которая воспринимается на слух. В целом для верного написания чередующихся гласных надо запомнить соответствующие корни и правила выбора гласных в них.
Опишем правила выбора чередующихся гласных. К каждому из них приведем примеры безударных чередующихся гласных корня слова или под ударением:
- Корни, в которых гласная зависит от ударения: гар – гор (ударная «а», безударная «о»: перега́р, подгоре́ть), зар – зор (ударная «а» или «о», безударная «а»: зо́ри, за́рево, заря́), клан – клон и твар – твор (ударная «а» или «о», безударная «о»: покло́н, кла́няться, поклоне́ние; тво́рчество, творе́ние);
- Корни, в которых гласная зависит от суффикса: бирА – бер, дирА – дер, тирА – тер, пирА – пер, мирА – мер, жигА – жег, стилА – стел, блистА – блест и блесн, читА – чет (если после корня -а-, то пишем «и»: забирАть – заберу, зажигАть – поджег, блистАть – блестки), касА – кос (если после корня -а-, то пишем «а»: касАться – прикосновение);
- Корни, в которых гласная зависит от следующего за ней согласного: раСТ, раЩ – роС (зараСТать – нараЩивать – подроСший), скаК – скоЧ (прискаКать – прескоЧить), лаГ – лоЖ (предлаГать – предлоЖение). Исключения: отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов; скачу, скачи, скачок;
- Корни, в которых гласная зависит от смысла слова: равн – ровн ( «а» в словах со значением «одинаковый», «о» в словах со значением «прямой»: приравненный, уравнение – ровный, выровнять), мак – мок («а» в словах со значением «окунать, погружать во что-то», «о» в словах со значением «пропускать жидкость»: макать – промокнуть). Исключения: уровень, равнина, ровесник, поровну.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в орфографических словарях. Это коснулось и слов с чередующейся гласной. Так раньше зоревать (зорянка) являлось исключением и писалось через «о», а сейчас рекомендуемый вариант с «а» (заревой).
Для удобства запоминания корней с чередующейся гласной они собраны в размещенную ниже таблицу:
От чего зависит | Список корней |
Ударение |
|
Суффикс |
|
Последний согласный корня |
|
Значение слова | равн – ровн мак – мок |
Внимательно прочитав статью, мы выяснили, какие безударные гласные считаются чередующимися. Составили список корней с такими гласными (приведены в таблице). Определили правила выбора верной гласной.
Правила написания безударных гласных
Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:
- Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
- Является ли оно словарным?
- Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
- После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
- Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
- Не является ли слово заимствованным?
Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.
Аффиксальные морфемы
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
- Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов: учить — учитель;
- Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и имеют только грамматическое значение: стоять — стоял.
Приставка
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
- ходить — уходить, приходить, заходить, переходить, отходить, входить, исходить;
- бежать — прибежать, забежать, убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, избежать.
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
Определение
Суффикс — это морфема, которая находится сразу после корня и служит для образования новых слов.
Например:
- гриб → грибник;
- победить → победитель;
- резать → резчик;
- заяц → зайчонок;
- серебро → серебристый.
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
- теплый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
- плавать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
- склонять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
- весело — весел-ее.
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
- глаза — глазки;
- шар — шарик;
- мешок — мешочек;
- зима — зимушка;
- стекло — стёклышко;
- утро — утречко;
- грязь — грязища.
Постфикс
Постфикс (лат. post — «после», fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.
Определение
Постфикс — морфема, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или форм слов.
Например, постфиксы образуют новые слова:
- что — что-то;
- как — как-нибудь;
- где — где-либо.
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
- славить — славиться;
- строить — строиться;
- бросать — бросаться.
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
- улыба-ть-ся — улыба_ся;
- нрави-ть-ся — нрави_ся;
- доби-ть-ся — доби_ся.
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
- сидеть — сидите;
- стоять — стойте;
- плакать — плачьте.
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
- Список выполняемых работ по конкретному объекту (офис) или отдельному участку работ (к примеру, подготовке фундамента на стройплощадке) или даже конкретной работе (установка светильников) и их объем.
- Расценки на работы.
- Стоимость материалов, которые не учтены расценками.
- Коэффициенты, надбавки, НДС.
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Примеры нахождения корня в словах
В качестве примера, проведем несколько морфемных разборов. Чтобы определить, какой в слове корень, подбираем к нему родственные слова.
После этого нужная нам морфема наверняка станет очевидной:
Поле – поля, полевой, полюшко, полёвка, Чистополь. Корень -поль, окончание -е.
Больше – большинство, большой, большевик, большенький. Корень больш, суффикс -е.
Зелень – зеленый, зеленца, зеленщик, зеленка, зелено, позеленеть. Корень -зелень, нулевое окончание.
Вокруг – окружность, круг, округа, окружение, кругляш, круговой. Корень круг, приставка во.
Писать – писал, писали, написал, пишут, пишем. Корень -пис, суффикс -а, окончание -ть.
Вода – водоем, водопад, водоросли, водянка, водяной, водный, водоплавающий, водоносный. Корень -вод, окончание -а.
Короткий – коротко, коротать, укоротить, короткошерстный, накоротке. Корень -коротк, окончание -ий.
Привольно – вольно, приволье, привольный, воля. Приставка -при, корень -воль, суффиксы -н и -о.
Своих – свое, свой, своим, свойский, своевольный. Здесь слово состоит из двух корней -сво и –их, имеются нулевые суффикс и окончание.
Тяжелый – тяжко, тяжеловес, тяжело, тяжба, тяжесть. Корень тяж, суффикс ел, окончание –ый.
Чтобы не запутаться в данной теме, рассмотрим еще один важный момент: в корнях допустимы чередования звуков. Например, гласные: блистательный блестящий. Гласные могут быть беглыми: лён льна. Согласные: молодой моложавый.