3) Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения.
Примечание. Правописание чередующихся гласных в корне в начальной школе не изучают. Более подробную информацию по этой теме см. в книге «Курс русского языка» на странице: Правописание гласных в корне (п. 2.3.2).
Рассмотрим способы проверки проверяемых безударных гласных.
Правило
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Формы слова — это различные изменения одного и того же слова в речи. Например, существительные и прилагательные могут изменяться по числам и/или падежам, при этом основа слова остается одной и той же, меняются только окончания:
яблоки, яблоком, яблока — формы слова существительного яблоко,белые, белого, белым — формы слова прилагательного белый.
Как изменить форму слова для проверки безударной гласной в корне?
- изменить число: д о ска (ед. ч.) — д о ски (мн. ч.), ш а ги (мн. ч.) — ш а г (ед. ч.)
- изменить падеж: з и ма (И. п.) — з и му (В. п.), к о та (Р. п.) — к о т (И. п.)
- изменить время глагола: пок а зал (прош. вр.) — пок а жет (буд. вр.)
- у глаголов прошедшего времени можно изменить род: вз я ла (ж. р.) — вз я л (м. р.)
Как подобрать однокоренное (родственное) слово?
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, близкие по смыслу. Однокоренные слова могут относиться к различным частям речи.
При проверке безударной гласной в корне можно воспользоваться следующими способами подбора однокоренного слова.
- «большой — маленький»: к о вёр — к о врик
- «маленький — большой»: л е сок — л е с
- назвать ласково: скв о рец — скв о рушка, к о за — к о зочка
- слово другой части речи: гр и бной — гр и б, взл е теть — взл ё т, затв е рдеть — тв ё рдый
Примечания. 1) Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . 2) В корне слова может быть не одна, а две безударных гласных. Слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: х о л о дильник — х о лод, хол о дный.
Памятка «Способы проверки безударных гласных в корне слова»
Чтобы скачать памятку, кликните на картинке правой кнопкой мыши и выберите пункт меню «Сохранить изображение как. ».
Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/75-russkii_yazyk_v_nachalnoi_shkole/stages/4483-kak_proverit_slova_s_bezudarnymi_glasnymi_v_korne.html
Непарные звонкие согласные
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове (пень) звук парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки (непарный звонкий, непарный мягкий), (непарный мягкий, непарный глухой), (непарный мягкий, непарный глухой) и (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это .
В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.
Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».
В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.
Например, воздух проходит через нос и образует звуки и , а при смыкании губ получаются звуки и .
Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки и .
Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки и .
Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук .
Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.ОпределениеЗвуки , , , , , , , , — это непарные согласные.
Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:
- —
- —
- —
- —
Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:
- банка — банька;
- рад — ряд;
- мыс — миска;
- лов — лев.
А звук непарный по всем характеристикам:
- непарный звонкий;
- непарный мягкий.
Непарные глухие согласные
Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.ОпределениеЗвуки , , , , — это непарные глухие согласные.
Глухие согласные и образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:
- храбрый — хитрый;
- хлеб — химия;
- худой — хилый.
Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:
- звук — это непарный глухой, непарный твердый;
- звук — это непарный глухой, непарный мягкий;
- звук — это непарный глухой, непарный мягкий.
Непарные мягкие и твёрдые согласные
Вне зависимости от последующего гласного, обозначенного буквами «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», звуки , , всегда твердые в словах, а , и , напротив, звучат мягко. B транскрипции слов их мягкость всегда обозначается апострофом.
Сравним:
- ци́ркуль
- це́нный
- жёлтый
- за́лежь
- кошёлка
- пу́стошь
- чёрный
- чистота́
- щётка
- щу́ка .
Мягкий знак после шипящих согласных, обозначенных буквами «ж», «ш», «ч», «щ» служит для обозначения существительных женского рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм глаголов (беречь, поёшь, отрежь), а не для указания мягкости согласного.
Итак, в фонетике русского языка три согласных являются непарными мягкими, а звуки , , — непарными твёрдыми.
Проверьте себя
Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему парных согласных в конце и середине слов. Выполните задания ниже, чтобы отработать навыки, которые вы получили из этой статьи.
Задание №1
Прочтите предложения ниже, расставьте пропущенные буквы в словах и напишите проверочное слово к каждому из них.
-
Садово__ посадил молодые саженцы.
-
Геоло__ открыл новое месторождение руды.
-
Рыболо__ шел довольный уловом.
-
Лесору__ повалил огромное дерево.
-
Сне__ укутал верхушки деревьев.
-
На ветках бере__ появились сережки.
-
Сугро__ закрыл выход из избы.
Задание №2
Прочтите слова ниже и измените их так, чтобы они оканчивались на согласную букву.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.
Задание №3
Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложения обрели смысл. Определите, какие парные согласные пишутся во вставленных словах и подбери к ним проверочные слова.
-
Собака — друг человека, а волк — ___.
-
Железо тяжелое, а пух ___.
-
Река широкая, а ручей ___.
-
Чеснок горький, а яблоко ___.
-
Кисель густой, а суп ___.
-
Дом высокий, а сарай ___.
-
Дождь частый, а гром ___.
Слова, которые нужно использовать: легкий, низкий, враг, редкий, сладкое, узкий, жидкий.
Если вы хотите, чтобы ребенок лучше усвоил правила о парных согласных и другие темы за 2 класс, в этом помогут дополнительные занятия. На курсе русского языка в онлайн-школе Skysmart преподаватели объяснят простыми словами даже самую трудную тему, а интерактивные задания помогут закрепить ее на практике. Начните с вводного занятия — это бесплатно!
Использование глаголов «зовут» и «звать»
В некоторых случаях используется слово «зовут», а в некоторых — «звать».
Первый вариант применяется, если речь идет об имени человека. Также глагол используется как синоним слов «кликать», «кричать». Пример: как его зовут? Его зовут Виталий.
Слово «звать» используется в том случае, если в предложении говорится о просьбе кого-либо отозваться на что-либо. Пример: Когда мне нужно звать их на День рождения? Их звать вовсе необязательно.
Иногда глагол «звать» используется некорректно. Например: как тебя можно звать? Меня звать Маша. Такая вариация считается просторечной и недопустимой в письменной речи.
Примеры предложений
Рассмотрим еще несколько предложений со словами «зовут» и «звать»:
- Когда его зовут на совещания, он всегда опаздывает.
- Ее чаще других зовут на разные вечеринки.
- Может хватит звать его? Это же бесполезно!
- Звать его — себе дороже. После того, как выпьет, он уже себя не контролирует.
Как запомнить, где ударение?
Чтобы быстрее и легче запомнить грамотную постановку ударения, рекомендуется запомнить такие небольшие стихотворные обороты речи:
- Ненавижу эту тишь. Ну, когда ты позвонИшь?
- Ему ты этим отомстишь, если вдруг не позвонИшь.
- Почему же ты молчишь? Я спросила: «ПозвонИшь?»
Примеры употребления
Для лучшего запоминания рекомендуется проговорить все примеры вслух.
- Я устала ждать всё время, когда ты позвонИшь или появишься.
- Пожалуйста, запиши номер его мобильного телефона, а если появятся трудности, позвонИшь.
- Ты стала рассеянной — то забудешь о важных делах, то опоздаешь или забудешь вовремя перезвонИть.
- «Ты позвонИшь мне?» — спрашивала Аня, прощаясь с другом.
Как запомнить место, где ставится ударение
Только упорная учёба и желание говорить грамотно способно научить человека правильной речи. Чтобы научиться правильному произношению, рекомендуется хотя бы несколько дней исправлять себя и попробовать привыкнуть к верному произношению слова, что вскоре приведёт к освоению полезной привычки и красивой речи.
При малейших сомнениях по поводу произношения слова, необходимо обращаться к справочным материалам, чтобы проверить грамотность своей речи. Не стоит слепо следовать чужим советам и исправлениям, сначала нужно сверить информацию со справочником.
Также следует обратить внимание, что для большей части глаголов с семантикой звучания ударение ставится на крайний слог, например: «звенИт», «кричИт», «молчИт», «свистИт», «гремИт», «шипИт» и т.д. Глагол «звонИт» отлично вписывается в этот ряд, что позволяет ассоциативно запомнить правильное выговаривание слов
Для того, чтобы научиться верно говорить, не стоит избегать затруднительного слова, заменяя его синонимами в разговоре. Необходимо разобраться в грамотности своего произношения и работать в этом направлении, совершенствуя свои знания.
Проверка парных согласных звуков в корне слова. урок. Русский язык 2 Класс
На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.
Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:
Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.
Рис. 1. Парные согласные (Источник)
Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.
Назовём предметы. Выделим последние звуки.
Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Таз. Слышим звук С – пишем букву З.
Рис. 2. Поезд (Источник) | Рис. 3. Таз (Источник) |
Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.
Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.
Рис. 4. Лодка (Источник) | Рис. 5. Ложка (Источник) |
Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.
Три способа проверки парных согласных
Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?
Рассмотрим примеры.
Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.
Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.
Второй способ: мысленно подставить слово «нет».
Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.
Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.
Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.
Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.
Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.
Закрепление знаний на практике
А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.
Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.
Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.
Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.
Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.
Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.
Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.
Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.
Травка – трава, травушка, травинка – корень трав. Вставили букву В.
Дубки – дубок, дубочек, дубовый – корень дуб. Вставили букву Б.
Мороз – морозы, морозный, морозить – корень мороз. Вставили букву З.
Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.
Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.
Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:
Хлеб, гвоздь, голубь.
Проверочные слова:
Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Корень хлеб.
Гвоздь – гвозди, гвоздик. Корень гвоздь.
Голубь – голуби, голубок, голубиный. Корень голубь.
…… цветёт весной.
Мама сделала …… из огурцов.
Зимой идёт……
…… намело во время пурги.
После драки под глазом……
…… сена убрали в поле.
Проверим, что получилось (один из вариантов).
Сад цветёт весной.
Мама сделала салат из огурцов.
Зимой идёт снег.
Сугроб намело во время пурги.
После драки под глазом синяк.
Стог сена убрали в поле.
На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.
Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Kuznetzova.siteedit.ru (Источник).
- School.xvatit.com (Источник).
- Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
- Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.
Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник)
* Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.
Рис. 8. Ребус 1 (Источник) | Рис. 9. Ребус. 2 (Источник) |
Правописание безударных гласных в корне слова: шпаргалка
Для вашего удобства мы собрали все орфограммы, которые мы разобрали в статье, в одну таблицу. В ней мы кратко описали правила правописание гласных в корне слова.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
Гар-/гор- | Под ударением пишем А, без ударения О | Угарный, загар, загорелый. Исключение: выгарки, пригарь. |
Клан-/клон- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Кланяться, склонение, уклон. |
Твар-/твор- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Тварь, сотворить, затвор. Исключение: утварь. |
Зар-/зор- | Без ударения пишем А, с ударением, что слышим | Зарница, зарево, зори. |
Плав-/плов- | Всегда пишется буква А, кроме двух слов | Сплавлять, поплавок; но пловец, пловчиха. |
Кас-/кос- | Букву А пишем, если за корнем следует суффикс а, О — в остальных случаях | Касание, касательная, коснись. |
Мак-/мок- | Букву А пишут в корне со значением погружать в жидкость, букву О — пропускать, впитывать жидкость | Макать, намокнуть. |
Равн-/ровн- | Букву А пишут в корне со значением одинаковый, равный, букву О со значением ровный, прямой | Равноправие, подровнять. Исключение: равнина, уровень, поровну. |
Раст- Ращ-/рос- |
Букву А пишут перед ст,щ, о — перед остальными буквами | Отрасти, поросль. Исключение: отрасль, росток, Ростов, Ростислав. |
Скак-/скоч- | Букву А пишут перед к, о — перед ж | Скакалка, выскочка. Исключение: скачок, скачу. |
Бир-/бер- Жиг-/жег- Стил-/стел- Блист-/блест- Мир-/мер- Тир-/тер- Дир-/дер- Пир-/пер- |
Букву И пишут, если за корнем следует суффикс а, е — в остальных случаях | Набирать-наберу, отдирать-отдерешь,блистать-блестящий, вычитать-вычеты. |
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.
Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:
-
ударение,
-
конечные согласные корня,
-
наличие суффикса -а-,
-
смыслового значения.
Корень |
Правило |
Примеры |
---|---|---|
-гар- -гор- |
Под ударением пишется А, без ударения — О. |
уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь. |
-клан- -клон- |
Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится |
кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-твар- -твор- |
Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р Исключение: у́тварь. |
-зар- -зор- |
Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится |
зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька Исключение: зорева́ть. |
-плав- -плав- |
Всегда пишется буква А, кроме двух слов: пловец, пловчиха |
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь |
-кас- -кос- |
Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях |
касание, касательная коснись, прикосновение |
-мак- -мок- |
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» |
макать вымокнуть, намокнуть |
-равн- -ровн- |
А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой» |
равноправие, сравнять, подровнять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну. |
-раст- -ращ- -рос- |
Буква А пишется перед ст, щ, О — перед остальными буквами |
отрасти, наращенный, поросль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав. |
-скак- -скоч- |
Буква А пишется перед к, О — перед ч |
скакалка, выскочка Исключение: скачок. |
-лаг- -лож- |
Буква А пишется перед г, О — перед ж |
полагать, облагать отложить, обложение |
-бер-/-бир- -дер-/-дир- -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- -жег-/-жиг- -блест-/-блист- -стел-/-стил- -чет-/-чит- |
Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях |
набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижег блистать — блестящий застилать — застелить вычитать — вычеты |
-им-/-а(я) -ин-/-а(я)- |
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- |
пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать |
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Почему говорят «звОнит»
Русский язык является подвижной системой, в которой языковые нормы изменяются вместе с его носителями. В течение 2-х веков наблюдается склонность к переходу глаголов на -ить от неизменного глагола к подвижному. Например, в первой половине XIX века глаголы «ценит» и «любит» говорили несколько иначе, чем в наше время: «ценИт» и «любИт». В современном мире такие подстановки кажутся странными.
В русском языке существует более ста глаголов на -ить, в которых ударение падает на «о», например: «мОлит», «лОвит», «нОсит» и т. д. Такие примеры неосознанно подстрекают носителей языка к неправильному произношению глагола «звонить».
Люди, которые говорят «звОнит» ссылаются в своих неверных знаниях на «звОн» и «трезвОн», которые по своей семантике соотносятся со «звучащим» глаголом, но не имеют к нему никакого отношения.
Допускается ли говорить «звОнит»
Большинство людей всё-таки в правильной форме произносят этот глагол — после ударной гласной, однако, многие убеждённо произносят это слово с ударением на первый слог. В какой-то степени это связано с тем, что Министерство образования и науки РФ в 2009 году приняло закон, который допускает употребление обоих вариантов. Хотя выражение «звОнит» больше относится к разговорному.
Спряжение глагола «звать»
Рассматриваемое слово «зовут» было образовано от инфинитива «звать». Проспрягаем глагол с разными местоимениями и в разном времени.
Время | Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Местоимение | |||
Я | Зову | звал (-а, -о) | позову |
Ты | зовешь | звал (-а, -о) | позовешь |
Он/она | Зовет | звал (-а, -о) | позовет |
Мы | Зовем | звали | позовем |
Вы | Зовете | позовете | |
Они | Зовут | позовут |
Примеры предложений
Разберем предложения с рассмотренным глаголом «зовут»:
- Мои родители всегда зовут нас с сестрой на ужин, потому что любят и постоянно скучают.
- Немного обидно, что мои друзья практически никогда не зовут нас на свои праздники.
- Ее зовут всегда по имени и отчеству: Елена Витальевна.
- Дети, давайте познакомимся! Меня зовут Вениамин Николаевич.
- Приятные воспоминания о детстве так и манят, так и зовут меня вернуться в те края.
Непроизносимый согласный в словах
В ряде слов русского языка при произношении из стечения согласных звуков, находящихся между гласными, выпадает один согласный:
- здн — звёздный, поздно,
- стл — завистливый, жалостливый,
- вств — чувствовать, здравствуйте,
- рдц — сердце.
Такой звук носит «говорящее» название — «непроизносимый».
Хотя непроизносимый согласный не слышен в данной лексеме, но в других родственных словах или при изменении слова он появляется, поэтому букву, обозначающую этот согласный звук, необходимо написать во всех однокоренных словах, невзирая на их произношение.
Для того чтобы правильно их написать, подбираем проверочное слово среди родственных лексем или изменяем само слово, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный звук, который проявит его звучание.
Например:
- грустный вид — вид грустен,
- ненастный день — день ненастен,
- известный журналист — известие,
- сердце — сердечный приём,
- пастбище — пасти.
Но в некоторых словах нет непроизносимого согласного. Проверяем сомнительные места таким же приёмом: подбором однокоренных слов или изменением формы слова, чтобы между согласными находился гласный звук:
- интересный сюжет — сюжет интересен,
- напрасный труд — труд напрасен,
- тесный коридорчик — коридорчик тесен.