Необходимая степень образования при трудоустройстве
Сейчас бытует много мнений о том, что дипломы больше не котируются, и работодатель на них не обращает внимание. Безусловно, работодателю важнее, чтобы человек умел работать, но диплом для него важен
По нему он может судить о том, как человек учился — предполагается, что такое же у него будет и отношение к работе. Если же углубляться в формальности, то такой документ нужен для проверок. Специальные надзорные органы следят за тем, чтобы у сотрудников было образование и специальность, позволяющая занимать рабочую позицию в организации.
Поэтому при трудоустройстве обязательно спросят о степени образования и попросят документ, который это подтвердит. Не стоит этого бояться, и не нужно беспокоиться, что ваше образование не подойдет.
Для каждой профессии сотруднику необходимо иметь определенные навыки и знания, которые он получает все больше с каждым новым этапом образования. Для примера можно рассмотреть трудоустройство на позицию дворника – ему для этого необходимо получить общий уровень образования. А вот рабочие технических сфер деятельности, например, слесари или наладчики оборудования, могут быть приняты на работу только в том случае, если они получили специальное образование.
Вне зависимости от профессии, сотрудник должен предъявить работодателю документы о соответствующей степени или квалификации профессии.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
- воспитательная – привитие индивиду морально-нравственных ценностей, культурно-исторического опыта и правил поведения;
- образовательная — собственно обучение;
- социализация – вхождение в социум и успешное пребывание в нем;
- подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни.
- приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
- Экономическая — государству нужны грамотные специалисты, которые смогут покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики. Без подготовленных кадров экономика зачахнет.
- Социальная — стране нужны люди, способные трудиться в коллективе и хорошо ладить друг с другом. Без социализации (что это такое?) никак не обойтись. Начинается она в семье, но продолжается в школе и других учебных заведениях.
- Культурная — передача будущему поколению всей накопленной за века культуры, опыта, традиций и мировоззрений. Не зная прошлого невозможно построить будущее.
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
-
социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
- гуманистическая;
- социальный контроль;
- распространение культуры в обществе;
- воспроизводство социаьных типов культуры;
- инновации в сфере культуры;
- формирование и воспроизводство общественного интеллекта;
- формирование ценностных ориентаций;
- воспитательная функция;
- обучающая функция;
- социализация личности.
-
социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:
- формирование профессиональной среды;
- перераспределение ресурсов;
- социальная селекция (что это такое?);
- профессиональный отбор;
- активизация социальных перемещений;
- функция социального и культурного изменения;
- профориентационная работа.
- социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.
Какое образование получают в училищах (техникумах) и колледжах
Срок обучения здесь составляет от двух до четырёх лет. Ключевой акцент на профессиональной подготовке. Дети в училище или колледже получают прикладные знания, а по завершении учёбы приобретают рабочую квалификацию — например, повара, парикмахера, товароведа, косметолога, плотника, токаря, маляра, механика, водителя, слесаря.
Выпускник училища или колледжа после окончания учёбы может устроиться на работу по выбранной специальности. В том числе на том же предприятии, где он проходил практику. Выпускники некоторых техникумов и колледжей могут получить дальнейшее высшее образование по сокращённой программе.
О системе образования в целом
В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.
Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.
Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.
Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.
Этап 3: обучение в ординатуре и специализированная аккредитация
Что касается обучения в ординатуре, то здесь пока всё осталось, как и прежде. Хотя есть вероятность, что Минздрав РФ в ближайшее время может увеличить срок учебы в зависимости от направления. Например, если сейчас для получения узкой специализации нужно отучиться два года, то в будущем медикам, желающим работать в терапии, может понадобиться три года учебы, а специалистам хирургических специальностей – пять.
После окончания ординатуры врач должен обязательно пройти специализированную аккредитацию. Правила прохождения специализированной и первичной аккредитации для медработников с высшим образованием одинаковые. Поэтому подробно на них останавливаться не будем, а сразу перейдем к четвертому этапу – последипломному образованию.
Положение бакалавриата в структуре СО
Что предшествует
: Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты,
либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум.
Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания
по программе вуза.
Сколько учиться
: В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на
студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому
направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в
техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в
зависимости от числа таких дисциплин).
Куда поступать
: Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата
При этом не
важно, университет это,
академия или институт.. Куда дальше
: Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру
При
этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить
узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При
необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или
профпереподготовки.
Куда дальше
: Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При
этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить
узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При
необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или
профпереподготовки.
Дополнительное образование
Под дополнительным образованием российское законодательство подразумевает возможность человеком получения дополнительных знаний для удовлетворения и развития своих творческих способностей и потребностей. Одной из ключевых характеристик дополнительного образования считается то, что по итогам прохождения обучения, человек не получает определенного уровня образования.
В то же время, само по себе дополнительное образование может подразумевать выдачу каких-либо документов, подтверждающих факт прохождения учебной программы и результаты получения образования. При этом существуют отдельные дополнительные профессиональные направления образования, которые прямо регулируются действующим российским законодательством. Например, получение подобного образования может быть необходимо для работы в некоторых сферах, связанных с повышенной опасностью или охраной окружающей среды.
Бакалавриат
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.
Как учиться и поступить
Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год.
Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.
Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.
На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.
Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:
- фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
- наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
- фармации (33.00.00);
- экранных искусств (55.00.00).
Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .
Особые случаи призыва по мобилизации
Если человек не служил, а после 27 лет не явился в военкомат и не встал на учет
Если гражданин не служил из-за отсрочки или освобождения от призыва, в 27 лет его зачисляют в запас и присваивают воинское звание рядового или матроса (ч. 3 ст. 52 Закона о мобилизации). Такого гражданина могут призвать по мобилизации.
Если в период мобилизации гражданин служит по контракту
Военнослужащие продолжают служить после объявления мобилизации (ч. 5 ст. 17 Закона о мобилизации). Женщину могут уволить досрочно – если есть ребенок до 16 лет или срок беременности не менее 22 недель.
С 21 сентября 2022 г. контракты военнослужащих продолжат действовать до окончания частичной мобилизации (п. 4 Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647). Основания для расторжения контракта остаются прежними (п. 5 того же указа):
-
достижение предельного возраста пребывания на военной службе;
-
признание гражданина не годным к военной службе военно-врачебной комиссией;
-
назначение судом наказания в виде лишения свободы и вступление приговора в силу.
Если человек недавно получил гражданство РФ и еще не встал на воинский учет
Каждый, кто приобретает гражданство РФ, обязан встать на воинский учет (ст. 9 Закона о военной службе). Иначе могут оштрафовать на сумму до 3000 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ). Такой человек находится в запасе, если нет оснований для законной отсрочки.
Если у человека два гражданства
Он подлежит мобилизации, так как на территории России гражданин РФ рассматривается исключительно как гражданин РФ.
Если гражданин РФ более полугода не живет в России
Если гражданин РФ выезжает за рубеж на срок более полугода, он должен явиться в военкомат для снятия с воинского учета (ст. 10 Закона о военной службе). Если это не сделать, могут оштрафовать на сумму до 3000 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).
Если гражданин работает в одном регионе, а зарегистрирован в другом
Если гражданин переехал, он должен явиться в военкомат в течение двух недель, чтобы встать на воинский учет, сняться с него и внести изменения в документ воинского учета (ст. 10 Закона о военной службе). Это нужно сделать, даже если изменилось только фактическое место жительства гражданина, а не место регистрации. Иначе могут оштрафовать на сумму до 3000 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).
Если гражданин проходит срочную службу
Такого гражданина могут отправить на выполнение задач в условиях вооруженного конфликта, но только после прохождения военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям (п. 3 ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237).
Если гражданин хочет заменить военную службу альтернативной
У гражданина есть право заменить военную службу альтернативной, если военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ). Законы могут установить и другие причины такой замены.
Порядок прохождения альтернативной гражданской службы регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Однако этот закон касается только замены срочной военной службы на альтернативную гражданскую. Прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, военного положения и в военное время должно регулироваться отдельным законом, но на данный момент его нет.
Кто-нибудь пожалел преподавателей вузов?
Сенатор и бывший ректор Тверского государственного университета Людмила Скаковская высказалась, конечно, за реформу, но и немного посетовала:
«Преподаватели плачут, переписывая, уж извините, пожалуйста, все свои конспекты и готовясь к лекциям. Мы постоянно что-то меняем. То количество часов уменьшаем, то что-то по-другому называется, ну и так далее».
Ранее мы подробно писали о том, почему в России решили отказаться от Болонской системы и какими могут быть последствия.
Недавно также стало известно о том, что Минобрнауки порекомендовало вузам отказаться от сотрудничества по Erasmus+ (это международный проект по обмену студентами и академической мобильности преподавателей).
Вслед за новостями об отмене Болонской системы зазвучали призывы отказаться и от ЕГЭ. Правда, пока эту идею отвергают.
Кстати, переосмыслением высшего образования сейчас занимаются не только в России. ЮНЕСКО недавно призвала к тому же.
Сколько уровней высшего образования в России
В России всего 4 уровня высшего образования. С 2007 года Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, поэтому было решено разделить специалитет на 2 ровня – бакалавриат и магистратуру.
Неизменными остались только аспирантура и докторантура. Говорить о том, что человек получил полное высшее образование можно только тогда, когда он защитил докторскую диссертацию.
Однако в общественном мнении людей все равно существует убеждение, что полная вышка – это только бакалавриат и магистратура. Видимо, это приравнивается к специалитету, который был в Советское время.
Давайте перечислим все уровни образования в России
- Бакалавриат — на очном отделении 4 года, на заочке – 4,5
- Или Специалитет – 5 лет обучения на очной форме обучения
- Магистратура – 2 года на очной форме обучения и 3 года на заочке
- Аспирантура – 3 года учебы и защита кандидатской диссертации
- Докторантура – 3 года и защита докторской диссертации
В лучшем случае нужно потратить 11 лет, чтобы стать доктором наук, а в будущем получить научные звания доцент или профессор.
Специальная подготовка для кадров высшей квалификации некоторых специалистов отличается от общей таблицы. В этот список входят врачи и будущие правохранители.
Для врачей также имеются несколько ступеней высшего образования:
Медицинский университет (Специалитет) – 5-6 лет
Аккредитация
— Тестирование по специальной программе.
— Экзамен.
— Собеседование.
- Ординатура – 2 года
- Ассистентура-стажировка – 2 года
- Или аспирантура – 3 года
Для студентов, учащихся в учебных заведениях МВД РФ и МО РФ
Академия или институт МВД
— бакалавриат и магистратура – 6 лет
— или специалитет – 5 лет
- Адъюнктура – 3 года
- Докторантура – 3 года
Нужно заметить, что для работы штатным сотрудником достаточно получить первую ступень. Аспирантура (адъюнктура) являются подготовкой преподавателей и научных работников.
Если вы не хотите связывать свою жизнь с преподавательской деятельностью, то достаточно получить бакалавра. Если в будущем вы планируете стать руководителем, то поступайте в дальнейшем на магистратуру. Высшее образование – это пропуск во взрослую жизнь.
Как можно получить образование в нашей стране?
Освоение программ происходит в разных формах. Они бывают:
- очными;
- очно-заочными (вечерними);
- семейными;
- самообразовательными.
Также сюда относится и экстернат. Иногда люди сочетают между собой разные форматы.
Образовательные заведения бывают:
- общеобразовательными;
- дающими разные степени профессионального образования (начиная с начального и заканчивая высшим);
- в форме учреждений ДПО.
Что касается распространённого понятия «ступеней образования», оно бывает:
- начальным общим;
- общим средним;
- начальным профессиональным;
- средним и высшим профессиональным.
В данном случае слова «ступень» и «уровень» следует рассматривать в качестве синонимов.
Образование и его учебно-методическое обеспечение
Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.
Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.
Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.
Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.
Магистратура
Следующий после бакалавриата уровень образования. Магистратура нужна, чтобы углубить полученные в бакалавриате знания по выбранному направлению, дополнить их практическими навыками и подготовить студентов к научной работе. Поэтому все специальности бакалавриата «дублируются» в магистратуре – их коды совпадают, за исключением шифра, обозначающего уровень образования. Например, в бакалавриате есть направление «Картография и геоинформатика» 05.03.03. В магистратуре ему соответствует одноименное, но с кодом 05.04.03 (вторая группа цифр – это указание на уровень высшего образования, в этом конкретном случае – магистратуру).
Учиться в магистратуре 2 года, на очно-заочных и заочных программах (их немного, и они есть не на всех направлениях) – на 3–6 месяцев дольше. Выпускники получают диплом с квалификацией «магистр».
Порядок приема
В магистратуру поступают по экзаменам, которые вузы проводят сами. Есть университеты, которые заменяют тестирование по предметам, изученным в бакалавриате, конкурсом портфолио.
Поступить в магистратуру можно с высшим образованием любого уровня – после бакалавриата, специалитета или даже аспирантуры, если вдруг после занятий наукой захочется радикально изменить направление деятельности. При этом только для бакалавров, впервые поступающих на программу более высокого уровня, учеба будет бесплатной. Выпускники специалитета и аспиранты могут учиться в магистратуре платно. Но есть одно исключение – для тех, кто получил университетский диплом до 2010 года. До этого времени в документах об образовании им присваивали квалификацию «дипломированный специалист». Именно так сформулированная запись дает право претендовать на бесплатную учебу в магистратуре после специалитета или аспирантуры.
Для продолжения учебы необязательно выбирать то же направление, что уже изучено в бакалавриате. Поступить можно на какую угодно специальность, главное – сдать вступительные экзамены. Если филологу захочется в магистратуре изучать кибернетику или архитектуру, никто не запретит ему сменить род профессиональной деятельности.
Все направления подготовки в магистратуре перечислены в приказе Минобрнауки .
Специалитет
Это классическая для России форма образования. Она рассчитана на 5—5,5 лет. Поступить на специалитет можно после 11 классов школы или после колледжа.
Возможно получение второго и последующих высших образований, но на бюджет вы уже не поступите
(даже если за первое тоже платили). Выпускник получает квалификацию специалиста. В дипломе указывается конкретная специальность: «инженер», «стоматолог» и т. п.
Специалитет — оконченное высшее образование. Выпускник может сразу приступить к работе или продолжить учёбу в аспирантуре, чтобы получить учёную степень кандидата наук.
В 2022 году по программам специалитета чаще всего обучают по медицинскому, инженерному, военному направлениям, так как они сложные и требуют серьёзной теоретической и практической подготовки.
Преимущество выпускников специалитета в том, что человек получает глубокие знания по выбранной профессии. Количество часов на теорию и практику отводится большее, чем у бакалавров. Такое образование котируется на российском рынке труда. Диплом специалиста даёт возможность работать на должностях, недоступных бакалавру: преподаватель вуза, госслужащий, судья.
Ещё выпускнику проще построить карьеру в науке, так как он может сразу поступить в аспирантуру.
Минусы специалитета в том, что надо учиться дольше, чем на бакалавриате, эта форма обучения есть не во всех вузах и такой диплом недействителен за рубежом. Однако в текущей политической ситуации взаимодействие со странами Европы в целом находится под вопросом.
Ещё один недостаток касается специалистов нового образца
(которые поступили на специалитет после 01.01.2011): они не могут попасть в магистратуру на бюджет.
Как получить второе высшее образование в России бесплатно
Читать подробнее
Что такое высшее образование?
Высшее образование — это новая ступень для тех, кто получил среднее образование. После того как вы освоите общеобразовательную программу, вам потребуется специализация.
Для этого вы можете поступить в специализированную среднюю школу. Вы можете получить специализированную или основную профессиональную квалификацию. Затем вы можете поступить в высшее учебное заведение. Этот вариант подходит для студентов, которые бросили школу после окончания 9 класса.
Для тех, кто решил остаться до 11-го класса, все немного проще. При условии, что вы сразу поступите в высшее учебное заведение и вам не придется думать о том, где вы будете учиться дальше.
Вы можете сразу войти в состояние своей профессии и продолжать работать в ней всю жизнь … Или время от времени менять работу … Кроме того, выпускники университетов не всегда находят работу по специальности
Поэтому важно сразу выбрать правильную школу и университет. Об этом будет сообщено в конце статьи
Высшее образование — это возможность для выпускников получить квалификацию и найти работу, чтобы зарабатывать деньги. Это коридор от школы до взрослой жизни.
Магистратура
Это завершающая ступень высшего образования для тех, кто окончил бакалавриат. Она обязательна для бакалавров, которые планируют стать преподавателями вузов, учёными или госслужащими.
Поступить в магистратуру можно, сдав вступительные экзамены по профильным дисциплинам.
Учёба длится 2—2,5 года и позволяет углубить знания в конкретной области, получить навыки научно-исследовательской или педагогической деятельности. По окончании обучения выпускнику выдают диплом магистра, в котором указано направление подготовки: «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование» и т. п.
Чаще всего программы составлены так, чтобы студенты изучали материалы и занимались научной работой самостоятельно. Преподаватели здесь – не няньки, как это часто бывает на бакалавриате и специалитете, а проводники к экспертной информации и профессиональному миру. Также это первые соратники в научном труде, которые могут подсказать методологию, дать обратную связь, показать «вход» в научное сообщество.
AdobeStock
Преимущества. Магистратура (по данным на 2022 год) даёт возможность скорректировать или поменять специальность, что увеличит ваш вес на рынке труда. Благодаря относительно свободному графику занятий (зависит от направления и вуза) учёбу в магистратуре несложно совмещать с работой.
В России магистратура часто выступает социальным лифтом и способом укорениться в крупном городе: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Получив степень бакалавра в одном вузе страны, поступить в магистратуру можно в другой. Многие учебные заведения предоставляют магистрантам общежития.
Также поступление в магистратуру после бакалавриата даёт дополнительную отсрочку от армии, позволяет продолжить путь в науку и отсрочить момент, когда придётся работать полный рабочий день.
Куда пойти учиться: мини-путеводитель по специальностям, на которые учат в университете
Читать подробнее
Бакалавриат
Бакалавриат пришёл к нам из общеевропейской Болонской системы образования, где он является первой ступенью высшего образования (вторая – магистратура). Смысл системы в том, чтобы дипломы входящих в неё вузов считались равноценными, а студенты и преподаватели могли свободно перемещаться между вузами. Например, человек оканчивает бакалавриат в одном вузе, а потом с этими знаниями без проблем поступает в другой на магистратуру.
В 2011 году Россия вошла в Болонскую систему, и подавляющее большинство образовательных программ перевели на этот формат. В 2022 году в связи с политическими событиями Россия заявила, что выходит из Болонского процесса. Минобрнауки РФ готовит проект уникальной отечественной системы образования, в которой, по словам главы ведомства, должны остаться и специалитет, и бакалавриат/магистратура.
На бакалавриат поступают после 11 классов школы или после колледжа. Получение второго и последующих высших образований на бакалавриате также возможно, но будет платным.
Фото Максима Русева, корпорация «Синергия»
На бакалавриате учатся 4 года. Эта форма предполагает подготовку по профилю, а не определённую специализацию. В дипломе бакалавра будет указано направление подготовки (не «инженер» и «переводчик», как у специалистов, а «инженерное дело» и «лингвистика»).
Выпускник бакалавриата получает полное высшее образование и может устроиться на работу по профилю (за исключением некоторых позиций на госслужбе, в вузе, в суде).
Также он имеет право продолжить обучение в магистратуре.
Преимущества бакалавриата перед специалитетом состоят в том, что учёба длится меньше и можно поступить на бюджет в магистратуру. Благодаря этому выпускник может продолжить обучение по другому профилю подготовки, даже не смежному. Правда, сейчас Минобрнауки РФ говорит о том, что такую возможность надо устранить.
Минус в том, что после бакалавриата нельзя поступить прямиком в аспирантуру и сразу начать заниматься наукой. Также российские дипломы не всегда без проблем признают в Европе. В частности надо сдавать языковой экзамен IELTS или TOEFL, чтобы подтвердить уровень владения английским. Информацию об условиях международного сотрудничества надо уточнять в конкретных вузах.
Высшее образование
Поступи в университет и строй карьеру во время обучения
Узнать, как поступить
Заключение
В целом, сейчас в Российской Федерации действует достаточно глубокая и многогранная система распределения уровней образования, которая позволяет эффективно реализовывать свои потребности как обучающимся, так и их работодателям. Государство во многих аспектах регламентирует порядок разработки и применения образовательных программ, а также последующую необходимость наличия определенного образования для выполнения отдельных видов работ. Однако при этом следует помнить, что система образования ежегодно развивается и видоизменяется, так что в дальнейшем уровни образования могут выглядеть не так, как сейчас, как это произошло в 2012 году с принятием нового закона «Об образовании».
Выводы
Высшее образование на Западе сфокусировано на самостоятельном освоении знаний. Количество лекций существенно меньше, чем это было предусмотрено в советской высшей школе. Поэтому глубина полученных знаний и индивидуальные планы, которые выбираются студентами произвольно, вызывают сомнения в качестве подготовки специалистов.
Кроме того, Болонская система, в значительной степени предполагающая самостоятельную подготовку студентов, совершенно не соотносится с общеобразовательными программами в школах России, потому что главная роль в подготовке школьников в них отводится учителю.
Из-за вторжения Болонской системы в российское образовательное пространство, некоторые чиновники от просвещения предлагают переформатировать школьное образование, предоставив детям больше самостоятельности в обучении, или часть работы педагога переложить на родителей.
В связи с этим возникают вопросы: не должны ли родители, в этом случае, проходить специальную подготовку по педагогике, психологии и методикам преподавания? Зачем тогда нужна школа, если каждая семья будет иметь собственного педагога? Вопрос о предоставлении детям большей самостоятельности, пожалуй, можно не задавать: это противоречит нашей ментальности – во-первых, а, во-вторых, вряд ли дети школьного возраста способны осознавать с полной ответственностью, насколько важны для них знания в будущем.