Морфемные словари
Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:
- Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с.
- Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Морфемно-орфографический словарь Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
- Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка, 2002.
- Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка Ок. 52000 слов. — М.: Рус. яз., 1986. — 1132 с.
В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.
дома: дом — корень, а — окончание; дом — основа
ягодный: ягод — корень, н — суффикс, ый — окончание; ягодн — основа
забег: за — приставка, бег — корень, нулевое окончание; забег — основа
снегоход: снег — корень, ход — корень, е — соединительная гласная, нулевое окончание; снегоход — основа
бегать: бег — корень, а — суффикс, ть — окончание; бега — основа
ночь: ночь — корень, нулевое окончание; ночь — основа
зайчишка: зайч — корень, ишк — суффикс, а — окончание; зайчишк — основа
подберезовик: под — приставка, берез — корень, ов — суффикс, ик — суффикс, нулевое окончание; подберезовик — основа
учитель: уч — корень, и — суффикс, тель — суффикс, нулевое окончание; учитель — основа
прибежал: при — приставка, беж — корень, а — суффикс, л — суффикс, нелувое окончание; забежа — основа (суффикс «л» прошедшего времени не входит в основу)
Разбор слова по составу, или морфемный разбор – разбор, при котором у слова выделяют все его части: основу, приставку, корень, суффикс, окончания, префиксы, постфиксы. Морфемный разбор слова важен потому, что в русском языке морфемный принцип лежит в основе правописания. Большинство правил строится на определении того, где находится буква, в правильности написания которой возникают трудности.
К примеру, чтобы правильно написать о или ё в слове, надо понять, где она расположена: в корне пишется ё (черный, желудь), кроме слов-исключений, а в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий – под ударением – о, без ударения – е
Потому так важно грамотно сделать разбор по составу. В этом окажет помощь «словообразовательный словарь Тихонова», печатный или электронный
Привычка делать разбор слова по составу со словарем позволяет проникнуть в тонкости языка.
Для того, чтобы выплонить разбор слова, воспользуйтесь алфавитным указателем по морфемному словарю или формой поиска справа
Из чего сделаны слова
Разбирать слова по составу школьники начинают еще в 3 классе, и этот навык помогает им на протяжении всей школьной жизни. В самом деле, как узнать, какое правило применить, если не понимаешь, где находится орфограмма: в приставке, корне или суффиксе
А может, в окончании? Вот почему умение разбирать слово по составу (делать морфемный разбор) так важно
Слово состоит из морфем, как дом из комнат. Каждая выполняет свою функцию.
- Корень содержит в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов (например, «домашний», «домик», «домовой» – все это связано с домом).
- Приставки и суффиксы называют словообразующими морфемами, или аффиксами; они участвуют в создании новых слов («домик» – это не то же, что «дом»; тем более «домашний» – это вообще другая часть речи: «ехать» и «приехать» – тоже разные вещи).
-
Окончание изменяется, приспосабливаясь под соседей слова, осуществляя грамматическую связь; оно не создает новых слов, а только меняет форму (например, «кота» – это то же, что «кот», только в винительном или родительном падеже).
- Основа – все слово без окончания; от нее образуются новые слова, к ней прибавляется нужное окончание при словоизменении (склонении или спряжении).
Нередко выделяют и другие аффиксы (словообразующие морфемы): постфикс –ся (-сь), соединительную гласную в сложных словах и т.п.
Как суффикс обозначается формообразующая морфема –л- в глаголах прошедшего времени; хотя с помощью –л- образуется не новое слово, а прошедшее время того же самого глагола, эту морфему называют формообразующим суффиксом, иначе в слове окажется два окончания рядом (про-чит-а-л-а); аналогично формообразующими суффиксами являются –е, –ее, -ейш-, -айш- в прилагательных сравнительной и превосходной степени.
Особенности дореволюционного документоведения
Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.
На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.
С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.
Морфемный анализ слова
При исследовании строения слов применяются два вида разбора: словообразовательный и морфемный анализ. При морфемном анализе слово разбирается по составу, т.е. выясняется состав морфем; при словообразовательном анализе выясняется от какого слова образовано данное слово, устанавливается способ его образования.
Морфемный анализ | Словообразовательный |
уч-и-тель-ств-о | учительство ⇐ учитель |
вод-ян-ист-ый | водянистый ⇐ водяной |
про-сматр-ива-ть-ся | просматриваться ⇐ просматривать |
В данной конспекте рассматривается морфемный анализ слова. Словообразовательный разбор смотрите в следующем конспекте. Что такое морфемы читайте тут.
План разбора по составу
- Определить слово как часть речи. Выяснить является ли слово неизменяемым.
- У изменяемого слова найти окончание и определить его грамматическое значение.
- Определить, есть ли формообразующие суффиксы (которые не входят в основу).
- Указать основу слова.
- Подобрать однокоренные слова и выделить корень слова.
- Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Обосновать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с такими же приставками и суффиксами.
Морфемный разбор слова.Пример № 1
Заморозка
- Слово заморозка — имя существительное, изменяемое.
- Чтобы определить окончание, слово надо просклонять: заморозки, заморозку, заморозке. Изменяемая часть этого слова -а, следовательно, это окончание, выделяем его. Оно выражает значение ж.р., им.п., ед.ч.
- Формообразующих суффиксов (не входящих в основу) нет.
- Основа слова — заморозк-;
- Корень слова — мороз. В нём заключено основное лексическое значение слова. Однокоренные слова: мороз, заморозить, морозить, заморозки;
- -к- суффикс. Он служит для образования существительных (береза — березка);
- за- приставка (шёл — зашёл).
Разбор слова по составу.Пример № 2
Медовый
- Это слово — имя прилагательное, изменяемое.
- Для отделения окончания прилагательное нужно просклонять: медового, медовому, медовым. Окончание -ый, выражающее значение м. р., ед. ч., И. п.
- Формообразующих суффиксов (не входящих в основу) нет.
- Основа слова — медов-.
- Корень слова — мед- (однокоренные слова: мёд, медок, медвяный, медуница).
- Суффикс — ов-. Такой же суффикс есть в словах сосновый, сливовый, ореховый.
Подберезовика
- Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
- Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова -а, следовательно, это окончание.
- В слове подберезовик нет формообразующих суффиксов.
- Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик—.
- Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение –БЕРЕЗ—. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик – гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
- Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.подберезовик <– березовый <– береза.
Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы –ИК-, -ОВ-.
Вы смотрели конспект урока «Морфемный анализ слова».
Следующая тема: «Словообразовательный анализ слова»
Морфологический разбор имени существительного. 6 класс. Образец разбора
Морфологический разбор имени существительного – это указание его постоянных и непостоянных признаков, полная грамматическая характеристика словоформы.
Морфологический разбор – это указание признаков, отличающих конкретную часть речи в предложении от других. При морфологическом анализе нужно показать, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками обладает, в какой форме оно употреблено, какова его роль в предложении.
Постоянные признаки существительного не меняются. Это:
Род: мужской, женский, средний, общий, парный
Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу
Нарицательность: собственное или нарицательное
Одушевленность: одушевленное или неодушевленное
Группа: конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
Непостоянные признаки меняются в зависимости от места в предложении, грамматической формы:
Число: единственное или множественное
Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный
Также указывается синтаксическая роль – каким членом предложения в данном случае является существительное. Чаще всего существительное бывает подлежащим или дополнением, но может также быть обстоятельством, сказуемым, определением.
Примеры
Приведем примеры разбора слова по составу.
Вычитаешь
Окончание –ешь (вычита-ю, вычита-ем).
Вычита- – основа.
Корень –чит- (читаю, читка).
Приставка вы-.
Суффикс –а-.
Подоконник
Окончание нулевое (подоконник-а, подоконник-и)
Основа – подоконник.
Корень –окон- (окн-о, окон-ный).
Приставка -под- .
Суффикс -ник-
Что мы узнали?
Разбор слова надо начинать с окончания, затем выделить основу, корень, приставку (приставки) и суффикс (суффиксы). Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. Найти корень поможет подбор однокоренных слов. При поиске аффиксов (суффиксов и приставок) действенным считается словообразовательный метод (поиск ближайшего предшественника в словообразовательной цепочке).
-
/10
Вопрос 1 из 10
Как определить корень в слове
Как распознать родство слов и определить, что у них единая основа? Нужно выбрать слово и найти ему как можно больше «родственников».
При этом главное правило – общий корень должен показывать один и тот же смысл слов. То есть, будет возможно объяснить эти слова с помощью корня. Например: медовый, медовик, медовуха, мёд.
В слове не обязательно бывает один, возможны и два корня. Такие слова именуются «сложными» и их не трудно узнать среди других (водопад, морозоустойчивый). Корни могут взаимодействовать не только вместе с другими частями слова, но и обособленно.
Например: корень -пут в словах напутствие, путепровод представлен совместно с приставками, суффиксами, окончаниями, а слово путь уже является самостоятельным.
Как правильно сформировать группу однокоренных слов
Главный критерий построения цепочки – единый смысл.
При этом однокоренными не будут считаться различные формы и вариации одного и того же слова. Все речевые единицы, собранные в одной группе должны быть разными, но схожими по смыслу. Если сравнить главные морфемы всех составляющих одной группы, они, скорее всего, будут отличаться, но все равно будут считаться однокоренными.
дорога — дорожный — бездорожье
Важно!
Чтобы правильно подобрать нужные родственные слова, можно к основной смысловой морфеме (корне) добавить приставку, суффикс, либо окончание.
В итоге получиться новое слово, которое и будет называться однокоренным исходному.
«Своей» (местоимение)
Значение слова «свой» по словарю С. И. Ожегова
- Собственный, составляющий чье-нибудь личное достояние
- Своеобразный, свойственный только чему-нибудь одному данному
- То, что принадлежит, свойственно или присуще кому-чему-нибудь
- Принадлежащий себе, имеющий отношение к себе
- Подходящий, свойственный чему-нибудь, предназначенный именно для данного обстоятельства, предмета
- Родной или связанный близкими отношениями, совместной деятельностью
Морфологический разбор местоимения
- I Часть речи: местоимение;
- IIНачальная форма: свой;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- разряд по соотношению с другой частью речи: местоимение-прилагательное;
- разряд по значению: притяжательное;
- Б. Непостоянные признаки:
-
- женский род, единственное число
- родительный, дательный, творительный, предложный падежи
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
1) своей – женский род, единственное число, родительный падеж
определение
2) своей – женский род, единственное число, дательный падеж
определение
3) своей – женский род, единственное число, творительный падеж
определение
именная часть сказуемого
4) своей – женский род, единственное число, предложный падеж
определение
Склонение местоимения по падежам
Именительный падеж | Чей?свой | Чьё?свое | Чья?своя | Чьи?свои |
Родительный падеж | Чьего?своего | Чьего?своего | Чьей?своей | Чьих?своих |
Дательный падеж | Чьему?своему | Чьему?своему | Чьей?своей | Чьим?своим |
Винительный падеж | Чьего? Чей?своего, свой | Чьего? Чьё?свое | Чью?свою | Чьих? Чьи?свои, своих |
Творительный падеж | Чьим?своим | Чьим?своим | Чьей?своею, своей | Чьими?своими |
Предложный падеж | О чьём?своем | О чьём?своем | О чьей?своей | О чьих?своих |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:
К одушевлённым существительным относятся названия живых существ:
людей, животных, насекомых и т. д.
Такие существительные отвечают на вопрос «кто?». При склонении по падежам во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного.
К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:
море, трава, стол, красота, обучение и т. д.
Такие существительные пишутся со строчной буквы.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:
пень, гриб, стол, окно, семя и т. д.
Отвечает на вопросы «кого? чего?»
Отвечает на вопросы «кому? чему?»
Отвечает на вопросы «кем? чем?»
Отвечает на вопросы «о ком? о чём?»
Относительными называются прилагательные, которые обозначают:
- из чего сделан предмет: деревянный стул (стул из дерева), стеклянная ваза (ваза из стекла), малиновое варенье (варенье из малины), бетонная стена (стена из бетона);
- для кого или чего предназначен предмет: детский магазин (магазин для детей), садоводческий фестиваль (фестиваль для садоводов), вязальные спицы (спицы для вязания);
- отношение предмета ко времени: осеннее похолодание (похолодание осенью), вечернее чаепитие (чаепитие вечером);
- отношение предмета к месту: горный хребет (хребет гор), лесной цветок (цветок леса);
- отношение предмета к области деятельности: футбольный журнал (журнал про футбол).
Относительные прилагательные не имеют антонимов и синонимов, степеней сравнения и кратких форм.
Отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Полные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и могут склоняться по родам, числам и падежам.
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «каких?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьего?», «чьей?», «чьих?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какому?», «какой?», «каким?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьему?», «чьей?», «чьим?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «каким?», «какой?», «какими?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьим?», «чьей?», «чьими?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «о каком?», «о какой?», «о каких?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «о чьём?», «о чьей?», «о чьих?»
Особенности разборов
Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным
Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.
Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.
Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.
При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.
Для чего знать родословную сегодня
Современное поколение людей составляет свои родословные осознанно, для психологического удовольствия.
Для себя
Зная историю своей семьи, приходит осознание ценности жизни каждого из предков и благодарности, ведь не будь хотя бы одного из них, не родился бы их потомок. Не зря ведь религиями принято поминать усопших (например, у православных Родительские Субботы и Радоница). «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», — писал Александр Сергеевич Пушкин.
Здоровье
Детальное изучение родословной семьи поможет выявить семейные закономерности. Например, что в семье часто рождаются близнецы. А может быть есть предрасположенность к определенному заболеванию, которое передается через поколения. Любая систематизированная информация о семье поможет понять себя и уберечь потомков.
Объединение семьи
Наладить отношения с дальними родственниками, с которыми давно прекратилась связь, поможет интерес к семейной истории. Обменяться сведениями об общих предках, попросить фотографии и рассказы о родственниках помогут возобновить общение. А заполнив генеалогическое древо, станет понятно, что вы одна большая семья. (Читать статью о том, как объяснить родственникам «Зачем тебе родословная»)
Генеалогическое древо семьи Аксеновых, Екатеринбург и Пермский край
С помощью составленной родословной можно подтвердить или опровергнуть семейные предания, которые есть в каждом роду. Зачастую эти легенды являются сильно приукрашенными реальными историями. Разобраться в их происхождении, а не слепо верить рассказам родственников поможет родословная.
След в истории
Самое главное в исследовании истории семьи – составив ее, вы сможете передать своим детям и внукам. Они не будут «Иванами родства непомнящими», они будут знать и помнить каждого своего предка, в том числе и автора родословной. Так что родословная – это возможность оставить свой след в истории семьи.
Дети
Ребенку будет гораздо интереснее изучать историю родной страны, если он будет знать родословную. Тогда будут не просто даты для заучивания в книге. Ребенок будет точно знать, что его прапрапрадед Аксен Иванов участвовал в войне с Наполеоном, прапрадед Яков погиб в Первую Мировую войну, а прадед Иван дошел до Берлина, победив в Великой отечественной войне. Сухие факты из учебников истории станут реальной историей конкретной семьи, близкой и понятной каждому учащемуся.
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
-
vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;
-
gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;
- myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
- familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
-
books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;
-
jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.
Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.
Чередующиеся корни
Эта морфема считается одной из самых сложных в правописании. Поэтому нужно ознакомиться со всеми правилами, особенно для чередующихся корней. Рассмотрим теорию более подробно, чтобы потом без проблем применить ее на практике.
Что такое чередующиеся корни. Перечень корней
Список чередующихся корней важно помнить и знать. Это поможет при решении заданий с выставлением пропущенной буквы или при обычном написании слова
В этих правилах присутствует логика, если за ней внимательно следить. Но некоторые моменты все-таки необходимо запоминать.
К чередующимся корням, в которых меняется гласная, относятся следующие морфемы:
Для каждой категории существует свое отдельное правило для запоминания. Особенность чередующихся корней заключается в том, что их нельзя проверить при помощи других однокоренных слов.
Правила правописания чередующихся корней. Примеры и исключения
Рассмотрим более подробно все условия выбора гласных для чередующихся корней.
Главное запомнить этот перечень, поскольку подставить проверочные слова для выяснения правильного написания не получится. Они, словно шпионы, способны маскироваться под любую ситуацию и менять свой облик.