Что такое повествование (с примером текста)

Содержание

А повествовательный текст Это письменное выражение, которое связывает серию событий, которые происходят с определенными предметами или персонажами; Это могут быть люди, животные и даже предметы или антропоморфные существа (то есть животные или предметы с человеческими чертами).

Следовательно, повествовательные тексты характеризуются тем, что представляют собой набор событий (вымышленных или реальных), в которых некоторые субъекты действуют в пространстве и в заданное время.

Например: «Чайник начал дымиться и пищать, показывая Педро, что чай готов. Педро подошел к плите, чтобы налить жидкость в свою любимую чашку «. В этом случае в тексте есть два субъекта: чайник и Педро, которые взаимодействуют в данном пространстве (плите).

Как видно, повествовательный текст содержит два основных аспекта: действие и элементы, которые в нем участвуют. Продолжая пример, в этом тексте действия определяются глаголами бросать, визжать, приближать Y залить.В то время как Педро, чайник и чашка — это элементы, которые выполняют действия или участвуют в них.

Эти письменные выражения можно разделить на два основных стиля: литературные повествовательные тексты и информационные повествовательные тексты. В первом случае это относится к тем повествованиям, которые имеют эстетическое назначение, таким как рассказы, романы и басни.

С другой стороны, информативные повествования нацелены на объективное повествование реальных событий, таких как газетные статьи, новости, репортажи и т. Д.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить чита­те­ля.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мыс­ли.

ОпределениеТипы речи — это функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти тек­стов: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние.

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет, ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформ­ле­ния.

Что такое повествование

Так же, как описание и рассуждение, повествование является одним из основных типов речи. Все они выполняют функционально-смысловые задачи.

Но если для описания характерно статичное изображение действительности, а в рассуждении делается упор на аргументацию и доказательства, то такой тип речи, как повествование, подразумевает динамичное изложение событий.

Этот тип речи характерен в первую очередь для художественных текстов, в сюжете которых событийный ряд представлен в хронологической последовательности.

Поступки героев, обстоятельства или какие-либо явления случаются не одновременно, а сменяют друг друга или приобретают иные свойства.

Проще всего это объяснить на примере фото или видео. Повествование, то есть развитие события, действия или состояния, невозможно изобразить на одном кадре – их всегда понадобится несколько.

Обычно повествование как тип устной и письменной речи предполагает наличие места и времени действия, а также лица, его производящего.

Такой текст может как изобиловать изобразительными средствами, наглядно представляющими идущие друг за другом образы, так и несущим много фактической информации.

Поэтому повествование используется во многих жанрах:

  • литературных (рассказах, повестях, романах);
  • публицистических (репортажах, статьях, очерках, фельетонах);
  • научных (сообщениях, исторических экскурсах, статьях в СМИ);
  • деловых (инструкциях, протоколах, отчетах).

Что такое рассуждение?

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лексика;
  • име­ют­ся ввод­ные слова;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Рассуждение

Тексты-рассуждения достаточно сложные по своей конструкции. В первую очередь следует понять, зачем их изначально нужно писать.

Основная задача подобных текстов — донести до читателя какую-то мысль, взгляды автора на ту или иную проблему. Поэтому он должен изначально сформулировать тезис — основную мысль своего текста, то, о чем пойдет речь дальше, потом развернуто ее аргументировать, приводя доказательства. В конце автор должен сделать выводы, закрепить все, что было сказано ранее.

Тексты-рассуждения можно условно поделить на три базовые категории:

  1. Доказательства.
  2. Объяснения.
  3. Размышления.

Однако все же главная задача рассуждений — убедить в чем-то читателя, показать ему другую точку зрения. Для рассуждений характерны перечисления, повторы и уточнения.

Наблюдение за типами речи

Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.

Для овладения этими навыками ученики должны:

  • отличать текст от набора предложений;
  • знать структуру текста, его основные части;
  • уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
  • уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.

При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении

Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом

Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.

Восклицательные и невосклицательные

Разбирая вопрос, что такое повествовательное предложение, нельзя упустить еще одну характерную особенность: разделение на восклицательные и невосклицательные. Такая градация проводится в зависимости от силы выражения эмоций, характерной окраске, присутствующей в речи или подразумеваемой на письме.

Вот одно и тоже сообщение, произнесенное с разной интонацией:

  • «Это красивая улица.» — простое и невосклицательное;
  • «Это красивая улица!» — тоже простое, но выраженное восклицательное.

Примеры, приведенные выше – это только малая часть возможных вариантов и способов построения речи или письма

Важно уметь отличать такие текстовые фрагменты от других видов, в том числе — вопросительных и побудительных. Это позволит сформировать грамотную речь и письмо

Описание

Данный функционально-смысловой тип речи почти не содержит элементов повествования или рассуждения. Он сконцентрирован на характеристике целостного образа предмета или явления. В описательных произведениях перед читателями предстает целостная картина, в которой рассматриваются признаки. Перечисление признаков – одна из характеристик типа описание. Так автор имеет возможность описать обстановку, явление, портрет с точки зрения количественной, функциональной и качественной.

Для яркой эмоциональной окраски используются средства выразительности, наиболее популярный – эпитет. Нередки метафоры и сравнения. Прилагательные преобладают над остальными частями речи. Реже употребляются глаголы.

В основе описательных текстов и сочинений, лежит план:

  1. Вступительная часть (вводит в проблему, небольшое введение об описываемом предмете).
  2. Описание деталей (поэтапное раскрытие признаков и характеристика предмета в целом, параметров).
  3. Заключение (оценка наблюдений, краткий вывод).

Применение описание широко, выделяют несколько жанров:

  • Пейзажв литературе предполагает описание природы или местности. Встречается в виде художественного произведения или публицистического текста (описание ландшафта, интерьера, дизайна, всевозможные отчеты).
  • Место и действие– это описание, которое поможет понять время, когда происходит действие и место, где действие происходит.
  • Портрет рисует перед читателем образ человека, его внешность, черты лица, фигуру, темперамент, одежду. В художественной литературе часто можно встретить описание персонажей. Оказывается, описание встречается и в официально-деловом стиле, например, в милицейской хронике.
  • Психологический портрет– это один из видов описания, сосредоточенный на внутреннем мире главного героя, его переживаниях, чертах характера героев.
  • Динамический портрет – это один из подвидов портрета, описывающий исключительно движения персонажа: позу, жесты, мимику.
  • Описание действийможет использоваться не только в описательных текстах, но и в повествованиях. Это красочное и эмоционально выразительное описание действий при помощи средств выразительности: метафор, олицетворения, гиперболы и других. Допустимы фразеологизмы.

Примеры описаний

  • Пейзаж. «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и ложилось под тихим дыханием теплого ветерка, все-деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струнками заливались жаворонки» (И. Тургенев «Отцы и дети»).
  • Место и действие. «Когда снег весной сбежал в реку (мы живем на Москве-реке), на темную горячую землю везде в селе вышли белые куры» (М. Пришвин «Вася Весёлкин»).
  • Портрет. «…маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды…»  (Н. В. Гоголь «Мертвые души»).
  • Психологический портрет. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» (А. П. Чехов «Толстый и тонкий»)
  • Динамический портрет. «…ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги…» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»).
  • Описание действий. «В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина – очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, – и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол» (В. Набоков «Благость»).

Текст-описание

Текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.

Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы «какой?», «каков?». Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и — это конструкции, входящие в текст-описание.

ссылки

  1. Bal. М. (2009). Нарратология: Введение в теорию нарратива. Торонто: Университет Торонто Пресс.
  2. Гуццетти, Б. (редактор). (2002). Грамотность в Америке, энциклопедия истории, теории и практики. Санта-Барбара: ABC-CLIO.
  3. Phillips, C. (2017, 17 апреля). Характеристики повествовательного текста. Взято с penandthepad.com.
  4. Сейност, Р. Л. и Тиз С., М. (с / ф). Чтение (и строительные леса) повествовательных текстов. Взято с ldonline.org.
  5. Энциклопедия Британника. (2018, 17 января). Плоские и круглые символы. Взято с britannica.com.
  6. Родригес Гусман, J.P. (2005). Графическая грамматика для режима Юампедрино. Барселона: Carena Editions.
  7. Мартинес Гарнело, А. (2010). Литература I. Мексика.
  8. Утелл Дж. (2015). Обязательства с повествованием. Оксон: Рутледж.

Текст-рассуждение: пример

Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».

«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.

Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».

Рассуждение

Это тип речи, включает размышления на определенную тему, подтверждение мыслей. Автор приводит аргументы в доказательство своей точки зрения. Модель композиции следующая: тезис (небольшое вступление по проблеме) – доказательство (автор приводит список аргументов) – вывод. 

Виды рассуждения:

  • Рассуждение-доказательство. Главная цель – приведение аргументов, доказывающих такое, а не иное суждение. Текст пишется по заданному плану: подведение к вопросу – постановка вопроса – ответ автора – доказательства – вывод.
  • Рассуждение-объяснение предполагает, что основная мысль не требует доказательств, она уже истинна. Ее нужно только раскрыть.
  • Рассуждение-размышление–более свободная форма рассуждения по принципу вопрос-ответ. Автор приводит уникальные суждения

С рассуждением связаны сложные конструкции, вводные обороты, абстрактная лексика.

Примеры рассуждений

Что такое счастье? На этот вопрос люди отвечают так: когда много денег, когда можно купить себе дорогую машину или телефон. Но не только деньги могут сделать человека счастливым. 

Во-первых, настоящее счастье – это умение ладить и жить в мире с окружающими. Во-вторых, быть счастливым, значит быть искренним, чутким, терпеливым и получать добро от других людей.

Я считаю, что счастье нужно искать во всем: в заботе близких, хорошей погоде и добрых поступках.

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

  • решай 23 задание 
  • тренировочные варианты

Типы речи: что это, виды, признаки

Типы речи в русском языке подразделяются на описание, повествование и рассуждение. Каждый вид имеет определенный характер выражения мысли и порядок изложения содержания. Эти типы речи представлены в разных стилях, за некоторыми исключениями даже в официально-деловом.

Типы речи — это способ изложения, который использует автор, чтобы передать свои мысли и наблюдения. Какие типы речи бывают? В зависимости от композиционных особенностей и цели различают такие виды:

Описание

Описание как тип речи используется для рассказа об особенностях предмета, живого существа или природной стихии. Его цель — охарактеризовать объект. Чтобы составить описание, достаточно просто ответить на вопрос — каков предмет или человек?

Для составления описания необходимо знать некоторые особенные признаки данного типа речи. Вот в чем особенности текстов такого рода:

  • используют оценочные выражения;
  • перечисляют характерные признаки и особенности предмета;
  • воссоздают при помощи слова яркое изображение (образ) объекта;
  • преобладает статика в изложении;
  • используют глаголы несовершенного вида, прилагательные, имена существительные, составные именные сказуемые, обстоятельства места.

Как правило, описывают людей, животных, различные места, природные явления и стихии, состояние человека, предметы интерьера, технику и многое другое.

Различают такие подвиды описаний, как:

  • характеристика-описание;
  • портрет;
  • характеристика состояния;
  • словесная зарисовка пейзажа или интерьера.

Как определить тип речи описание среди других коммуникативных форм? Обратите внимание на композицию. Такой текст состоит из трех частей:

  1. Вначале автор создает общее представление о предстоящем описании: читатель знакомится с объектом и узнает о его предназначении.
  2. Следующий шаг предполагает перечисление основных свойств и признаков предмета.
  3. В конце автор дает оценку тому, что описывал.

Главная задача — ознакомить читателя с объектом описания, чтобы тот узнал о его особенностях, исключительных чертах, происхождении, предназначении и прочих признаках.

Повествование

Если задача автора привлечь внимание и рассказать о действиях, которые совершает объект, тогда рождается повествование. Главное — придерживаться определенной последовательности в изложении

Повествование — это тот тип речи, который отвечает на вопросы — что, когда и с кем произошло? Определить, что такое повествование, помогут такие признаки:

  • наличие сюжета — цепочки событий;
  • события излагаются в хронологическом порядке и дополняются краткими описаниями;
  • каждый ход, сюжетный поворот логически связаны друг с другом;
  • важная составляющая — обстоятельства времени и преобладание глагольных форм.

Повествование отличается четкой композиционной структурой:

Повествование еще бывает:

информативным — рассказ дополняют интересными фактами;
изобразительным — акцентируют внимание на героях сюжетной линии.

Если подытожить, то представленный тип речи — это обычная история, которая передает в линейном изложении ход событий. Читатель поймет, с чего история началась, как она развивалась и чем закончилась.

Повествование — это обычная история: Pixabay

Рассуждение

Как еще можно назвать монолог? Рассуждением, поскольку такой тип речи предусматривает словесное изложение мысли автора. Оно сопровождается объяснением и подтверждением умозаключений.

Рассуждение — тип речи, в котором автор в максимально емкой форме пытается раскрыть мысль, донести свою позицию до читателя. Размышляющий приводит примеры, аргументирует свои утверждения, пытается передать полет мысли. Такой текст ответит на вопросы — почему и зачем?

Перечитывая множество текстов-рассуждений, увидите следующие отличительные черты:

  • прослеживается причинно-следственная связь;
  • каждое новое высказывание заставляет читателя задуматься или помогает узнать что-нибудь новое;
  • текст-рассуждение невозможен без аргументации. Поэтому утверждения подкрепляются доказательствами (исследованиями, научными наблюдениями, статистическими фактами и пр.);
  • используются риторический приемы (вопросы, обращения, восклицания), абстрактная лексика, сложные предложения, вводные слова.

Композиционная особенность текста-рассуждения проявляется в трехчленном построении. В рассуждении есть:

  1. Тезис — кратко сформулированный основной посыл, выраженный одним-двумя предложениями.
  2. Аргументация тезисного высказывания (не менее трех доказательств).
  3. Итог — резюмирование написанного (обобщение рассуждения).

Представленный тип речи в зависимости от цели бывает:

Что такое текст?

Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки.  

— повествование;

— описание;

— рассуждение.

Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».

Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.

В данном тексте видно, что действия происходят последовательно. 

Описание — описывает, характеризует какое-либо событие, предмет, раскрывает основные признаки. Описание бывает портретным и пейзажным. Описываться может человек, растение, животное, эмоции (радость, печаль), погодные условия. Часто в тексте используются части речи — прилагательное, существительное, наречие. Описание отвечает на вопросы «какая?», «какой?», «какие?».

Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.

Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года.  

Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.

Рассуждение делится на виды:

  • рассуждение-доказательство (почему именно так?)
  • рассуждение-объяснение (что это такое?)
  • рассуждение-размышление (как быть?)

Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.

Цель и характеристики повествования

Целью повествования, конечно же, является передача информации или понимания, а также расширение знаний и желание передать читателям прекрасный опыт.

Так что это не просто скучный длинный текст, он имеет цель, которая в основном заставляет читателей получить представление и другие положительные моменты.

Чтобы распознать повествовательный текст или абзац и в то же время использовать его в качестве ориентира при создании повествовательного эссе или текста, необходимо знать и знать характеристики повествования.

Характеристики:

  • Впечатленный, скорее всего, вызовет элементы действия, а также действия
  • Расположены в четком хронологическом порядке
  • Расположение подчеркнуто более хронологически
  • Большинство указывает на ответ на то, что на самом деле происходит
  • Рассказывает больше об опыте писателя.
  • Есть конфикс. Без конфикса повествование становится менее интересным
  • По большей части это что-то реальное (художественная литература), но это может быть документальная литература или комбинация этих двух вещей.
  • Имеет эстетическую ценность, что означает, что писатель может свободно выражать свои творческие способности при выборе языкового стиля или выражения (дикции).

Описание

Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.

Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».

Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».

Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.

Описываться могут самые разные вещи:

  1. Местность.
  2. Внешний вид человека.
  3. Характер человека.
  4. Душевное состояние человека.
  5. Животное.
  6. Интерьер комнаты.
  7. Предмет искусства.

В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.

Структура описания чаще всего такая:

  1. Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
  2. Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
  3. Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».

Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.

Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

  1. завяз­ка (нача­ло действия);
  2. раз­ви­тие действия;
  3. куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
  4. раз­вяз­ка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные формы;
  • гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
  • про­стые и состав­ные гла­голь­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства времени.

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий