Валентность
Количество аргументов, которые принимает глагол, называется его валентность или же валентность. Глаголы можно классифицировать по их валентности:
- Avalent (валентность = 0): у глагола нет ни подлежащего, ни объекта. В английском языке нулевой валентности нет; на некоторых языках, таких как Мандаринский китайский, погодные глаголы вроде снег (ы) не брать ни предмета, ни объекта.
- Непереходный (валентность = 1, одновалентный): глагол имеет только предмет. Например: «он бежит», «падает».
- Переходный (валентность = 2, двухвалентный): у глагола есть подлежащее и прямой объект. Например: «она ест рыбу», «мы ничего не охотимся».
- Дитранзитивный (валентность = 3, трехвалентный): у глагола есть подлежащее, прямое и косвенное. Например: «Он дарит ей цветок» или «Она дала Джону часы».
Некоторые английские глаголы, особенно те, которые связаны с финансовыми операциями, принимают четыре аргумента, как в «Pat1 продал Крис2 газонокосилка3 за 20 долларов4«или» Крис1 заплатил Пэт2 $203 для газонокосилки4«.
Погодные глаголы часто кажется безличный (беспредметный или авалентный) в языки с нулевым субъектом подобно испанский, где глагол llueve означает «идет дождь». На английском, французском и немецком языках требуется фиктивное местоимение, и поэтому формально имеют валентность 1. Однако, поскольку глаголы в испанском языке включают подлежащее как суффикс ТАМ, испанский язык на самом деле не является языком с нулевым субъектом, в отличие от китайского (см. выше). Такие глаголы в испанском языке также имеют валентность 1.
Наиболее распространены непереходные и переходные глаголы, но безличные и объективные глаголы несколько отличаются от нормы. В цели глагол принимает объект, но не субъект; нереферентное подлежащее в некоторых случаях употребления может быть отмечено в глаголе включенным фиктивным местоимением, аналогичным тому, которое используется с английскими глаголами погоды. Безличные глаголы в языках с нулевым субъектом не принимают ни субъекта, ни объекта, как и другие глаголы, но, опять же, глагол может содержать включенные фиктивные местоимения, несмотря на отсутствие субъектных и объектных фраз.
Глаголы часто гибки в отношении валентности. В языках маркировки без валентности, таких как английский, переходный глагол часто может отбрасывать свой объект и становиться непереходным; или непереходный глагол может принимать объект и становиться переходным. Например, в английском языке глагол двигаться не имеет грамматического объекта в он движется (хотя в этом случае сам субъект может быть подразумеваемым объектом, также выражаемым явно, как в он двигается сам); но в он двигает машину, подлежащее и объект различны, а глагол имеет разную валентность. Однако некоторые глаголы в английском языке имеют исторически производные формы, которые показывают изменение валентности некоторых причинных глаголов, таких как падать падал упал:срубить-срубить; подняться-подняться-подняться:поднять-поднять-поднять; стоимость-стоимость-стоимость:сметная стоимость.
В языках маркировки валентности изменение валентности проявляется изменением глагола с целью изменения валентности. В Калау Лагау Я в Австралии, например, глаголы различают валентность суффиксами согласования аргументов и окончаниями ТАМ:
- Нуи мангема «Он прибыл сегодня раньше» (мангема сегодня прошедший единичный предмет активный непереходный совершенный)
- Палаи Мангеману «Они прибыли сегодня утром»
- Тана мангемайну «Они прибыли сегодня раньше»
Структура глагола: манга-я- -ТАМ «прибыть + активный + единственное / двойное / множественное число + ТАМ»
- Нуид вапи мангану «Сегодня он взял рыбу » (мангану сегодня прошедший единичный объект достижимый переходный совершенный)
- Нуид Вапи Мангаману «Сегодня он взял двух рыб »
- Нуид Вапил Мангамаину «Сегодня он взял рыб »
Структура глагола: манга-Ø- -ТАМ «прибыть + достигающий + единственное / двойное / множественное число + ТАМ»
Основа глагола манга ‘принять / прибыть / прибыть’ в пункт назначения принимает активный суффикс -я (> мангай) в непереходной форме, а как переходный глагол корень не имеет суффикса. Окончание ТАМ -ну является общим сегодняшним прошлым достижимым совершенным, обнаруживаемым со всеми числами в совершенном, кроме единственного активного, где -ма находится.
Голос
В голос of глагола выражает, выполняет ли подлежащее глагола действие глагола или действие выполняется над подлежащим. Два самых распространенных голоса — это активный залог (например, «Я видел машину») и пассивный залог (как в «Машину видели я» или просто «Машину видели»).
В большинстве языков есть несколько глагольные существительные которые описывают действие глагола.
В индоевропейских языках глагольные прилагательные обычно называют причастия. Английский имеет активный причастие, также называемое причастием настоящего времени; и пассивный причастие, также называемое причастием прошедшего времени. Активное причастие перемена является ломка, а пассивное причастие сломанный. На других языках есть атрибутивный глагол формы с напряжением и аспектом. Это особенно распространено среди глагольные языки, где атрибутивные глагольные фразы действуют как относительные предложения.
Грамматические признаки инфинитивов
Как уже говорилось, глаголы в форме инфинитива имеют минимум грамматических признаков – всего три.
Разбираем характеристики инфинитивов по порядку.
Грамматическая категория инфинитивов — вид
Вид – это категория, которая выражает завершенность (незавершенность) действия. В русском языке выделяют совершенный и несовершенный вид глаголов. Они делают нашу речь разнообразной и красивой.
Совершенный вид глаголов отвечает на вопрос «Что делать?» и описывает регулярное действие, которое находится в процессе: звонить, отвечать, бросать. Категория чаще всего используется для передачи общей информации.
Пример:
Что детям нужно сделать на каникулах? Читать книги, гулять на улице, помогать родителям по дому.
Несовершенный вид глаголов отвечает на вопрос «Что сделать?» и описывает однократное действие, которое завершилось с каким-то результатом:
Я решила позвонить брату в Москву.
У него не было возможности ответить на звонок.
Дедушка не смог бросить курить, несмотря на усердные попытки.
Часто встречаются глагольные пары совершенного и несовершенного вида. Между собой они отличаются суффиксами или приставками:
- встречать -встретить;
- звать -позвать;
- рубить -срубить;
- писать -написать.
Некоторые глагольные пары между собой отличаются только ударением:в̀ырезать-вырез̀ать.
Выделяют пары инфинитивов, у которых разные корни:
- брать-взять;
- говорить-сказать;
- искать-поймать.
Вид – важнейшая характеристика глаголов. Он дополняет категорию времени.
Грамматическая категория инфинитивов — возвратность
Переходим к категории возвратности.
Возвратные инфинитивы отличаются специальными постфиксами -ся-/-сь-. Они обозначают:
- процесс, направленный для себя или на себя: одеваться, умываться, собираться;
- процесс, направленный друг на друга: драться, сталкиваться, обниматься;
- уникальные свойства, которые присуще отдельным существам: бодаться, царапаться, кусаться;
- проявление эмоций: радоваться, печалиться, злиться.
Как образовываются возвратные глаголы? Выделяют три основных способа.
Среди возвратных глаголов в начальной форме есть и такие, которые без постфиксов -ся-/-сь- не используются:
- Мне нравится этот фильм.
- Военные привыкли бороться до конца.
- Когда клоун появился на сцене, дети начали смеяться.
Все остальные формы глаголов без постфикса -ся-/сь- являются невозвратными: читать, писать, гулять.
Невозвратные глаголы в форме инфинитива имеют категорию переходности/непереходности.
Грамматическая категория инфинитивов – переходность/непереходность
Переходные глаголы управляют существительными или местоимениями, которые обозначают объект действия. К ним можно присоединить прямое дополнение в винительном падеже без предлога:
- Мы пошли встречать (кого?) дедушку на вокзал.
- Тимур поблагодарил (кого?) друзей за поздравления.
- Ее брат посетил (что?) выставку.
- Анна давно хотела написать (что?) книгу.
Иногда переходные глаголы используются с существительными или прилагательными в родительном падеже:
- Я выпил (чего?) воды.
- Учитель не получил (чего?) благодарности за помощь.
- Малыш нарвал (чего?) цветов маме.
Непереходные глаголы указывают на физическое или эмоциональное состояние, положение в пространстве: сидеть, стоять, любить.С существительными они всегда используются вместе с предлогами:
- Ему нравилось лежать на диване.
- Детям предложили пересесть в другую машину.
- Мария не хотела жить с родителями.
Виды глагола
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.
Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными., если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь).
Возвратные глаголы.
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).
Учимся отличать глаголы
Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида немножечко разобрались. Рассмотрим признаки конкретной части речи вне зависимости от того, совершенный вид глагола перед нами или несовершенный вид глагола.
Признаки глагола:
- Лицо. Глагол бывает в первом, втором или третьем лице. Но иногда лицо нельзя определить. Например, «взлететь». Это совершенный вид глагола неопределенного лица.
- Число. Бывает единственного и множественного числа. Например, «я учу». Перед нами предложение, состоящее из местоимения «я» и слова «учу». Это несовершенный вид глагола в единственном числе от первого лица. Если сказать «мы научились», то слово «научились» это глагол совершенного вида во множественном числе. Иногда число невозможно определить. Например, в инфинитиве.
- Время. Прошедшее, настоящее или будущее время. Порой нельзя определить время глагола. Так бывает с инфинитивом. Например, «взлететь» можно и в прошлом и в будущем. В первом случае рассказчик вспоминает о прошлых событиях, а во втором мечтает о будущих. Само слово «взлететь» это глагол совершенного вида и только из контекста можно узнать о каком времени идет речь.
- Наклонение. Включая инфинитив, в русском языке выделяют четыре формы наклонения. С ними вы познакомитесь ниже.
- Вид. Всего два вида. Теперь вы умеете определять вид глагола совершенный или несовершенный как определить тоже знаете.
- Род. Это очень важные признаки глагола. Лучше всего род определять у глаголов в прошедшем времени. Например, «ты уже прочитал книгу». Очевидно обращение к мужчине. Если сказать «ты читаешь книгу» или «тебе следовало бы прочитать книгу», определить род невозможно.
- Залог. Страшное слово означает всего лишь отношение глагола к конкретному объекту. Если «я ем кашу», это действительный залог. Субъект действует. Страдательный залог будет, если сказать «каша естся ртом». Действие совершается над объектом.
- Спряжение глаголов похоже на склонение существительных по лицам и числам. Спрягаются глаголы несовершенного вида и совершенного вида исключительно в настоящем и будущем времени.
- Возвратность. Наличие или отсутствие «ся» в слове.
Как определить неопределённую форму глагола?
Чтобы понять, какая форма глагола встретилась в тексте, нужно обратить внимание на:
Суффикс; | Наличие времени, рода и так далее; | Вопрос. |
Запомним, что искомые глаголы:
- Не имеют рода, времени и числа;
- В неопределённой форме отвечают на вопросы «что сделать?» и «что делать?»;
- Неопределённая (начальная) форма глагола всегда имеет суффиксы «ти» и «ть».
Выяснив, на какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы, можно определить их принадлежность к завершённости действия. Дело в том, что хохотать и захохотать – глаголы с разным смысловым значением
Именно поэтому так важно разобраться в разнице вопросов глаголов совершенного и несовершенного вида. Чтобы избежать ошибки, запомните это правило и всегда задавайте вопрос перед определением принадлежности разбираемой части речи
Используем примеры для наглядности.
Слова на вопрос «что сделать?» | Слова на вопрос «что делать?»: |
---|---|
Сыграть;Дописать;Спеть;Записать;Собрать;Списать;Срисовать;Смести;Пронести;Пробежать; Пролетать; Помечтать; Побрить; Посветить; Договорить;Спасти;Соблюсти. | Стоять;Мечтать;Протирать;Умирать; Страдать; Курить;Белить; Пропадать; Петлять;Мести;Пасти;Лететь. |
Очень часто слова, которые отвечают на вопрос «что сделать», имеют приставки, которые позволяют определить степень завершённости действия. Запомним, что глаголы, отвечающие на этот вопрос, всегда будут иметь приставку.
На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола: трудности с наклонением
Что делать, если вопрос неопределённой формы глагола «что делал?»? Дело в том, что глагол в неопределённой форме может отвечать на такой вопрос, если он находится в условном наклонении. Здесь более характерно понятие определённой формы глагола, так как у глаголов с наклонением часто можно определить время.
Отличие определённой и неопределённой форм глаголов как раз и заключается в определении их рода, числа, лица и наклонения. Каждый из видов наклонения позволяет добавить эмоциональность в предложение или лучше выразить состояние или действие героя произведения.
Обратимся ко всем видам наклонения на примере:
Название | Определение |
---|---|
Инфинитив | Начальная (неопределённая) форма |
Особенности | Пример |
Не имеет лица и рода | Работать |
Название | Определение |
---|---|
Условное (сослагательное) | Обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях. |
Особенности | Пример |
Только прошедшее время;Частица бы, б;Изменение по родам. | Работал бы;Работала бы;Работали б. |
Название | Определение |
---|---|
Изъявительное | Описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле. |
Особенности | Пример |
Совершенные: настоящее и будущее времяНесовершенные: настоящее, прошедшее и будущее (сложное) время | Сработал, сработаю, буду срабатыватьРаботаю, буду работать |
Название | Определение |
---|---|
Повелительное | Выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам. |
Особенности | Пример |
Образуются от будущего или настоящего времени;Имеют суффиксы «й» и «те». | Работайте;Работай. |
Вернёмся к правилу. Вопросы неопределённой формы глагола – «что делать?» и «что сделать?». Если глагол отвечает на другой вопрос, то это уже изменённая форма, которую нужно привести к начальной. «Что сделал?» — это вопрос прошедшей формы глагола.
- Вязала (что делала?) – вязать (что делать?);
- Наказал (что сделал?) – наказать (что сделать?);
- Понесли (что сделали?) – понести (что сделать?).
И так далее по образцу.
Нечастый случай: замена основы
Бывают случаи, когда заменой основы образуется другой вид глагола (таблица). Русский язык сложен и коварен. Для носителей языка нет ничего странного в том, что при изменении вида может поменяться все слово полностью, а вот иностранцам приходится многое заучивать наизусть. Приведем несколько примеров.
Что делать? | Что сделать? |
-Класть- | -Положить- |
-Брать- | -Взять |
-Искать- | -Найти- |
-Ловить- | -Поймать |
Это лишь несколько «особенных» глаголов, о которых нужно помнить
Особое внимание следует удалить глаголу «класть» — его корень употребляется только без приставки, а вот при добавлении ее меняется на корень -лож- (положить, сложить и т.д.)
Совершенный и несовершенный вид глагола
Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.
Это не так. На самом деле, слова совершенный и несовершенный вид происходят от прилагательного «совершённый» и сообщают о типе действия. В первом случае имеется ввиду такое действие, которое может привести к конкретному результату. Во втором случае, действие происходит, но конкретный результат отсутствует. Более того: его и невозможно добиться.
Если запомнить эту особенность, не составит труда разобраться с тем, какие бывают виды глаголов:
- Несовершенный вид. Отвечает на вопрос «что делать?» и говорит о каком-то действии, завершение которого не подразумевает появление конкретного результата. Например, «рисовать». Согласитесь, если просто «рисовать», результатом может быть что угодно, а может и не быть вовсе.
- Совершенный вид. Отвечает на вопрос «что сделать?» и говорит о каком-то действии, которое можно завершить с конкретным результатом. Например, «нарисовать». Если человек не просто рисует, а желает нарисовать конкретную картину, перед нами глагол совершенного вида.
Впрочем, виды глаголов можно запомнить и с помощью еще одной хитрости. Совершенный вид глагола отвечает на вопрос «что сделать?»
Обратите внимание на букву «с». Она присутствует и в слове «сделать» и в слове «совершенный» вид глагола
Если учитывать особенность русского языка, виды глаголов перестанут быть проблемой.
Дополнительные особенности
Иногда глаголы совершенного и несовершенного вида не имеют своей зеркальной пары
Обратим внимание на слово «принадлежать». Лексема отвечает на вопрос «что делать?», но невозможно себе представить пару, о которой можно было бы сказать, что это совершенный вид глагола
Нельзя кому-то принадлежать и завершить это действие конкретным результатом.
Случается и противоположная ситуация. Например, слово «очутиться» это, без сомнения, совершенный вид глагола. Но нельзя представить его пару в несовершенной форме.
§1. Общая характеристика глагола как части речи
Глагол – это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.
Обсуждаем проблему толкования
Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия — это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:
- начальную форму — неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
- спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
- склоняемую форму – причастие,
- неизменяемую форму – деепричастие.
А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.
Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.
1. Грамматическое значение: «действие». К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать?
2. Морфологические признаки:
- постоянные – вид: совершенный–несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
- изменяемые
- у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
- у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
- у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) — нет.
Внимание:Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме. 3
Синтаксическая роль в предложении:
3. Синтаксическая роль в предложении:
Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.
Примеры:
Я люблю Петербург. Светает.
Неопределённая форма глагола – сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже — главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.
Примеры:
Я люблю гулять по Петербургу. Гулять по Петербургу – огромное удовольствие. Быть дождю! Дети просили нас поехать в Петербург. У нас возникло желание поехать в Петербург. Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.
Внимание: Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола. Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым
Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым.
Петербург – город, основанный Петром I.
Петербург основан Петром I.
Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.
Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.
Что такое вид глагола
Вид – это постоянный признак глагола, который выражен грамматически и присущ всем его формам. Он характеризует действие с акцентом на результативную составляющую: доведено оно до конца или нет (купил, гуляет), будет повторяться или сделано единожды (делает, поел).
В русском языке выделяют несовершенный, а также противоположный ему – совершенный вид глагола.
Глаголы совершенного вида
Совершенный вид заключает в себе семантику законченности, завершённости действия (больше не произойдёт, потому что есть конечный результат).
Примеры: погулять, пошутить, проговорить, прилечь
Отличительный вопрос, на который отвечает инфинитив – «что сделать?»
Чтобы правильно определить вид глагола, необходимо учитывать его видовременные формы.
Категория времени представлена следующими формами:
- прошедшим (подкрались, съела, пришёл, вросло);
- будущим простым временем (выбегут, уйду, долетит, полетаем).
Основные значения совершенного и несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида
Несовершенный вид заключает в себе семантику незаконченности действия (длится сейчас, поэтому цель ещё не достигнута).
Примеры: краситься, идти, готовить, украшать
Следовательно, отличительный вопрос к инфинитиву – «что делать?»
Такие глаголы выражены тремя категориями времени:
- настоящее (вышивают, пишем, печатает, сплю);
- прошедшее (жужжал, кувыркались, учила, искало);
- будущее сложное (будут веселиться, буду прятаться, будем хохотать, будет грустить).
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:
присесть, поговорить, прочитать.
Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:
(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:
Глаголы в русской речи
Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А. Н. Толстой писал:
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений слова «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
ОпределениеГлагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Несовершенный вид
Мы нашли ответ на вопрос: «Что такое вид глагола?» Теперь перейдем к знакомству с каждым из них.
Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:
- Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».
- Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».
- Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».
Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие.
Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.
Теперь вы знаете, что такое несовершенный вид глагола. Следующий параграф расскажет о словах, принадлежащих ко второму типу.
Что это такое?
Это самостоятельная часть речи, а по мнению многих лингвистов — наиболее сложная и емкая. В русском языке глагол может обозначать действие (идти), процесс (рассказывать) и состояние (слышать) и изменяется по следующим признакам:
- лицу;
- числу;
- времени;
- наклонению;
- виду;
- роду;
- залогу;
- спряжению;
- возвратности.
Это дает глаголам русского языка широчайшие возможности для описания происходящего вокруг, а также индивидуальных чувств, эмоций и действий. В предложении глагол в большинстве случаев играет роль сказуемого, но в некоторых случаях может быть подлежащим или второстепенным членом.
§6. Наклонение
Наклонение — это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:
- изъявительное,
- повелительное,
- условное (также распространён термин «сослагательное»).
Изъявительное наклонение
Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.
Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются по числам и в единственном числе по родам. Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л — показателем времени и наклонения.
Повелительное наклонение
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:
- пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём — формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
- иди, идите — формы 2 лица выражают побуждение к действию;
- пусть (пускай) идёт, идут, да здравствует — побуждение относится к 3 лицу.
Формы повелительного наклонения со словами давай, давайте, пусть, пускай, да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.
Условное наклонение
Глаголы в условном наклонении могут выражать:
- условие,
- действие, возможное при каких-либо условиях.
Примеры:
Если бы ты позвонил, мы бы встретились. Если бы мы встретились, я бы вернула тебе книгу.
Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы. Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы.
* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.
Как определить спряжение глагола с безударным окончанием
Ученикам шестого класса особенно важно запомнить: чтобы узнать спряжение глагола с безударными личными окончаниями, нужно поставить его в форму инфинитива и по его суффиксу определить спряжение. Как определить глаголы первого спряжения:
Как определить глаголы первого спряжения:
-
в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -еть (кроме семи исключений второго спряжения);
-
глаголы оканчиваются на -ать (кроме четырех исключений, которые относятся ко второму спряжению);
-
четыре глагола исключения, которые оканчиваются на -ить: зиждиться, зыбиться, стелить, брить;
-
глаголы, которые оканчиваются на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть.
Как определить глаголы второго спряжения:
-
в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -ить (кроме трех исключений первого спряжения);
-
семь глаголов, которые оканчиваются на -еть: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть;
-
четыре глагола исключения, которые оканчиваются на -ать: дышать, слышать, гнать, держать.
Рассмотрим несколько примеров:
-
Глагол: рисует.
Начальная форма: рисовать.
Оканчивается на «-ать», потому это первое спряжение.
-
Глагол: «пилит».
Начальная форма: пилить.
Заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение.
Выполним спряжение глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глаголов поставим перед ними личное местоимение.
-
Глагол: рисует.
Я рисую. Мы рисуем.
Ты рисуешь. Вы рисуете.
Он рисует. Они рисуют.
-
Глагол: «пилит».
Я пилю. Мы пилим.
Ты пилишь. Вы пилите.
Он пилит. Они пилят.
Способы образования
Определить видовую принадлежность можно по формальным признакам. Например, по способу образования.
Так, НВ образуется от СВ с помощью присоединения следующих суффиксов, представленных в таблице:
№ | Суффиксы | Примеры |
1. | -ива-, -ыва- | опоздать — опаздываю; рассказать — рассказываю |
2. | -ва- | напеть — напеваю; созреть — созреваю |
3. | -а-, -я- | спасти — спасать; сообщить — сообщать. |
В данных примерах производящий глагол — совершенного вида, а производный уже несовершенного.
- Также можно образовать СВ путем отбрасывания суффикса: давать — дать.
- Заменой суффиксов. Например: решать — решить, обидеть — обижать.
- Сменой суффиксов и чередованием звуков в корне: прощать — простить, утомить — утомлять.
- С помощью суффикса и приставки одновременно: чертить — вычерчивать, рисовать — вырисовывать.
А вот глаголы СВ можно получить от НВ следующим образом:
- с помощью приставок на-, про-, до-, по- и других, например, любить — полюбить, учить — проучить, читать — почитать, плыть — приплыть;
- с помощью суффикса -ну-, проникать — проникнуть, промокать — промокнуть.
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
Несовершенный | Совершенный |
отрезать | отрезать |
засыпать | засыпать |
отрезать | отрезать |
выходить | выходить |
Также в русском языке бывают пары слов, которые обозначают одно действие, но имеют совершенно разные корни. Это явление называют супплетивизмом:
- положить — класть;
- накладывать — наложить;
- брать — взять;
- поймать — ловить;
- искать — найти.