«УчителИ» или «учителЯ» — как правильно?
Слова «учители» и «учителя» — это нормативные формы множественного числа существительного «учитель», которые отличаются окончанием в зависимости от их лексического значения.
Узнаем, в каких случаях используются слова «учителя» или «учители», с окончанием -я или -и, если выясним их лексическое значение в контексте.
В русском языке одушевленное существительное «учитель», называющее одну из востребованных профессий нашего общества, образует параллельные формы множественного числа:
Выбор грамматической формы множественного числа этого существительного с окончанием -я или -и связан с лексическим значением слова.
Что такое однокоренные слова в русском языке
Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.
Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.
Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.
К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:
Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- учить → учеба → учебник, учебник,
- цвет → цветистый → цветистость, цветистость.
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне),
- весть → весточка,
- варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы прилагательных
Словообразованиеприлагательныхпроисходит от других частей речи с помощью суффиксов. Так, используя суффиксы-н, -ск, — ист можно образовать прилагательные от основы существительных.
Например: ум –умный; матрос –матросский, гора –гористый.
Следует запомнить: Если основа существительного закончилась на –н и вы к слову добавляете суффикс-н-, то в образовавшемся прилагательном будет удвоенная «н».
Например: картон – картонный, витрина –витринный, сон – сонный.
Используя-оват-, -еват-, -еньк, образуем новые прилагательные от основы прилагательных.
Например: мягкий –мягковатый, синий – синеватый, тяжелый –тяжеленький.
Особенности определения окончания на примере разных частей речи
Разбор по составу существительного
Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.
Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов». В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.
Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания
Всё слово — основа.
Имя прилагательное
Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.
Чтобы правильно выделить корень в слове, обязательно требуется подбирать родственные слова
Важно помнить: приставки, а также суффиксы изменяют лексическое значение. Подбор однокоренных слов помогает без ошибок определить эти морфемы.
Примеры
Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы
полезный польза
Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.
Парашютист — человек, спускающийся с парашютом
парашют
Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.
Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.
«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.
Разбор по составу слова «преподаватель»
Делаем Карту слов лучше вместе
Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова лампада (существительное):
Предложения со словом «преподаватель»
По окончании в мае 1931 г. оставлен в академии на преподавательской работе, занимал должность старшего преподавателя тактики, а с июля 1935 г. – начальника и военкома 2-го курса основного факультета.
Цитаты из русской классики со словом «преподаватель»
Если студент университета, Ляпин спросит, какого факультета, и сам назовет его профессоров, а если ученик школы живописи, спросит — в каком классе, в натурном ли, в головном ли, и тоже о преподавателях поговорит, причем каждого по имени-отчеству назовет.
Значение слова «преподаватель»
ПРЕПОДАВА́ТЕЛЬ , -я, м. Тот, кто занимается преподаванием, преподает что-л. Преподаватель физики. Преподаватель института. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «преподаватель»
ПРЕПОДАВА́ТЕЛЬ , -я, м. Тот, кто занимается преподаванием, преподает что-л. Преподаватель физики. Преподаватель института.
Предложения со словом «преподаватель»
По окончании в мае 1931 г. оставлен в академии на преподавательской работе, занимал должность старшего преподавателя тактики, а с июля 1935 г. – начальника и военкома 2-го курса основного факультета.
Изучение этих трудов весомо дополнялось прослушиванием интереснейших лекций профессоров и преподавателей кафедр академии.
Закончив обучение в детской школе искусств на художественном отделении, а затем и в индустриально-педагогическом техникуме, я начала работать преподавателем в той же художественной школе, которую некогда посещала сама.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%83/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Окончание
Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Всё, с окончаниями закончили.
А вы знаете..
Какой из вариантов правильный?(по статистике прошлой недели только 29% ответили правильно)
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/koren-slova/uchitel.html
План: Как разобрать по составу слово?
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
- Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
-
- изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
- имеет ли оно формообразующий суффикс?
- Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
- Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
- Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
- Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
- Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
- Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части
В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.
* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.
Разбор слова учитель по составу, морфемный и словообразовательный анализ
Как выполнить разбор слова учитель по составу? Выделения корня слова, основы и его строения. Морфемный разбор, его схема и части слова (морфемы) — корень, суффикс .
Схема разбора по составу: уч и тель Строение слова по морфемам: уч/и/тель/ Структура слова по морфемам: приставка/корень/суффикс/окончание Конструкция слова по составу: корень + суффикс + суффикс + окончание Основа слова: учитель
- уч — корень
- и — суффикс
- тель — суффикс
Словообразование: производное, так как образовано 1 (одним) способом, способы словообразования: суффиксальный.
Характеристики основы слова: непрерывная, простая (1 корень), производная, членимая (есть словообразовательные афиксы) .
«Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н-/-нн-)»
Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.
1. Правописание суффиксов имён существительных
Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик — в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).
Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек — замочка, ключик — ключика).
Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:
- в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
- в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).
Суффикс -иц- пишется:
- в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
- в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).
Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц— (нянечка, лукошечко, Танечка).
Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк-. Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).
Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина — соломинка, рябина — рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня, у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.
2. Правописание суффиксов имён прилагательных
Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит-. Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения: милостивый, юродивый.
Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов-, без ударения — суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).
Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).
Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:
- в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий — резок, низкий — низок);
- в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец — ненецкий, казак — казацкий, ткач— ткацкий). Исключения: узбек — узбекский, Углич — угличский).
Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега — онежский).
3. Правописание суффиксов глаголов
- В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть — видел, облегчить — облегчила, принять — приняло).
- В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую — рисовать).
- Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать — раздумываю, заканчивать — заканчиваю).
4. Правописание суффиксов наречий
Наречия с приставкой в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют суффикс -о (вправо, затемно, набело), а наречия с приставками до-, из-, с- суффикс -а (дотемна, изредка, справа, исключение — досрочно).
На конце наречий после шипящих без ударения пишется суффикс -е, под ударением — суффикс -о (умоляюще, хорошо, исключение — ещё).
Конспект урока «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)».
Раздел «Орфография»
Следующая тема: «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».
Разбор по составу слова «учитель»
уч | корень |
и | суффикс |
тель | суффикс |
ø | нулевоеокончание |
Делаем Карту слов лучше вместе
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: замять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «учитель»
Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
Значение слова «учитель»
УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «учитель»
УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.
Предложения со словом «учитель»
Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
Однако хороший учитель музыки никогда не начнёт обучение с целой джазовой пьесы – поначалу вы будете упорно учить гаммы, аккорды и пассажи.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения
С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мыслишка;
- снег → снежок;
- рыба → рыбешка;
- человек → человечище.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение | туча — тучка |
-ик- | дождь — дождик | |
-ок- | ветер — ветерок | |
-ичк- | вода — водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность | печь — печник |
-щик- | бетон — бетонщик | |
-тель- | учить — учитель | |
-ист- | связь — связист | |
-арь- | ворота — вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество | свежий — свежесть |
-от- | прямой — прямота | |
-изн- | белый — белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар — пожарище |
Суффиксы имен существительных
Суффиксы существительных также подразделяются на группы.
1. Суффиксы, которые могут образовываться не только от имен существительных, но также и от имен прилагательных, и даже глаголов. Например: «конь-конюх«.
2. Суффиксы, образующие существительные от существительных. В этом случае слово также получает особую эмоциональную окраску: грубость, любовь, доброта, дружелюбие. Например: «гном-гномик«.
Образованные от имени существительного все суффиксы в русском языке таблица:
Суффиксы | Условия написания | Примеры |
-оньк- | после твердых согласных | легОНЬКо |
-еньк- | после мягких согласныхИсключения: заинька, паинька, баиньки | МишЕНЬКа |
-онк-, -онок-, -енок | после шипящих под ударением | лягушОНКа гусЕНОК |
-ик- | если гласная суффикса при склонении сохраняется | мальчИК |
-ек- | если гласная суффикса при склонении удаляется | денечЕК |
-чик- | после согласных: Д, Т, С, Ж, З | доносЧИК |
-щик- | после согласных, кроме: Д, Т, С, Ж, З | чистильЩИК |
-ичк- | от существительного с суффиксом -ИЦ- | водИЧКа |
-ечк- | после мягких согласных и шипящих | МишЕЧКа |
-ышк- | слова среднего рода | горлЫШКо |
-ушк- | слова мужского рода и женского рода | бабУШКа |
-о-, -е- | после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е | горшОчек, мешОчек |
Слова с суффиксом -ушк-, -чик-, -ечк- и другие показывают любовное, нежное отношение к тому или иному объекту, человеку. Поэтому особенно важны.
Слова с суффиксом -ик- обозначают принадлежность, какую-либо территориальную область.
Слова с суффиксом -еньк- же основаны на оценке чего-либо, например, миленько
Также важно отметить, что слова с суффиксом -еньк-образуют именно формы, а не новые слова
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
Любовь — любитель, любимый, любить.
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Корень
Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».
Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.
Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.
А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.
Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.
А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.
Вывод – корень «богат».
По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.
А вы знаете..
Какой из вариантов правильный?(по статистике прошлой недели только 29% ответили правильно)
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/koren-slova/uchitel.html
Родственные слова
ученица, ученичество, учеба, учебник, ученый, учёность, учитель, учительница, учительская, изучение, изученность, заученность, поучение, поучительность, обучение, обученность.
Этот корень прослеживается в морфемном составе однокоренных прилагательных :
В русском языке существует множество родственных глаголов :
учить, учиться, приучить, поучить, проучить, заучить, переучить, переучиться, обучить, обучиться, отучить, отучиться, подучить.
От прилагательных образуем однокоренные наречия :
Причастные и деепричастные суффиксы
Правописание суффиксов причастий и деепричастий очень часто путают, так как людям бывает сложно различить две данные части речи. Поэтому прежде чем приступать к тому, чтобы рассмотреть суффиксы деепричастий, следует разобрать тему этих частей речи.
Различия причастий и деепричастий
Наверное, самый простой признак, по которому их можно различить — вопросы, на которые отвечают данные части речи. Причастие отвечает на вопросы имени прилагательного, например: «Какое?». Деепричастие же отвечает на вопросы, связанные с деятельностью, то есть: «Что сделав?», «Что делая». Также, чтобы различить их можно попробовать изменить по падежам. Причастие легко поддается этому приему, деепричастие же остается неизменным. Ну, и последним довольно легким способ является — посмотреть на роль в предложении. В данном случае, причастие будет определением, деепричастие — обстоятельством.
Причастие | Деепричастие | |
Суффиксы | —ущ-, —ющ—
—ащ-, —ящ— —вш-, —ш— —ем-, —ом-, —им— —нн-, —енн-, —т— |
—а-, —я—
—в-, —вши-, —ши— |
Полезные материалы по теме
Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.
Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.
Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.
Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.
Морфемный разбор слова
Разобрать слово по составляющим его частям (они называются морфемы) — это значит сделать морфемный разбор слова или морфемный анализ. При морфемном разборе слова по составу производится поиск входящих в искомое слово частей и их анализ, отображается графическое и схематическое строение слова.
Пример графического разбора слова по составу
затворница
Для того, чтобы сделать правильный морфемный разбор нужно просто соблюдать правила и порядок разбора.
Порядок разбора по составу определен несколькими шагами:
Во-первых, определим часть речи слова, которое разбираем;
Во-вторых, ищем окончание у слова. Для этого просклоняем или проспрягаем его. В каких словах нет окончанийЧасти речи, у которых нет окончаний:нет окончаний у наречий — например: высоко, ближе, вплотную, по-моему, вдребезги;
прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени так же не имеют окончаний, например: веселее, быстрее, жиже, гуще, лучше;
несклоняемые существительные, например: такси, рагу, алоэ, метро, бра, драже;
несклоняемые прилагательные, например: рукава реглан, дети индиго, час пик, язык хинди; деепричастие, например: запрыгнув, снесши, бегая;
сложносокращенные слова и аббревиатуры, например: МГУ, ВДНХ, НИИ;
служебные части речи — союзы, частицы, предлоги.
Какие слова имеют нулевое окончание и как определить нулевое окончаниеНулевое окончание имеют:существительные мужского рода 2 склонения, единственного числа в именительном падеже (иней , молодец ), а так же существительные женского рода 3 скл (пустошь , молодёжь , карусель )
некоторые существительные множественного числа в родительном падеже (луж , крылец )
Краткие прилагательные (ед. ч., муж. р.), например, тесен , красив , заботив
Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ий-, муж. род. Например — дедов , ежов , Серёжин
Глаголы мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения (позвал ), в формах повелительного наклонения (брось ), в форме мужского рода условного наклонения (отправил )
В сложных словах может содержаться несколько окончаний;
Третьим шагом найдем основу слова. Основа слова содержит в себе приставку, корень, суффикс, постфикс. Т.е. все, кроме окончания
Обратите внимание, что из основы исключаются формообразующие суффиксы, например: сбросив, перевесившись;
Теперь подберем родственные (однокоренные) слова для того, чтобы определить корень искомого слова. Сложные слова (это слова, которые получаются путем сложения нескольких основ или даже слов) могут содержать 2 корня (и даже больше)
При этом корни этого слова могут объединяться соединительной гласной. Например, абажуродержатель — имеет 2 корня абажур и держ, которые соединены гласной буквой о. А слово пятьдесят, так же являясь сложным словом, соединительной гласной не имеет.
Далее будем искать все остальные части слова. Для этого необходимо подобрать слова, которые образованы тем же способом, что и искомое слово, т.е. с таким же суффиксом, постфиксом или приставкой;
Теперь Вы знаете как быстро и легко можно сделать морфемный разбор слова онлайн
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыкать — мурлыкал;
- отвозить — отвозил;
- засеять — засеял;
- возненавидеть — возненавидел.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
- -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
- -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
- -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
-
- -а/-я (бегая, слыша);
- -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красивее, красивейший;
- весело — веселее;
- чисто — чище.