Уровни образования в россии 33044

Профессиональное образование

СПУЗы подразделяются на техникумы и колледжи. В образовательных учреждениях (государственных и негосударственных) реализуется подготовка студентов по имеющимся специальностям в течение 2-3-х (иногда 4-х) лет. В одни СПУЗы можно поступить после 9 класса, в другие – после 11 (медицинские колледжи).

В ВУЗах России высшее образование можно осваивать после получения среднего школьного образования (после 11 классов) по программам бакалавриат и специалитет. После успешного освоения этих программ можно продолжить обучение в магистратуре.

Согласно Болонской системе образования, в скором времени специалитет должен прекратить свое существование.

Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации.

Виды образования

По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:

Дошкольное — в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
Начальное — осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы

Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
Среднее — включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях

Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
Высшее — одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.

По характеру и направленности образование бывает:

  • Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
  • Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
  • Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.

Сравнительно небольшая учебная нагрузка учителей

Если взглянуть на данные о нагрузке российских учителей, то, на первый взгляд, им грех жаловаться — в других странах она выше. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что тут речь лишь об учебной нагрузке.

Российское образование по данным ОЭСР: нагрузка учителей

23 ребёнка на одного учителя в начальной школе *

14 детей в среднем по ОЭСР

561 час в год работает учитель в классе в начальной школе

791 час в среднем по ОЭСР

483 часа в год — в средних и старших классах

723 и 685 часов соответственно в среднем по ОЭСР

* По России данные 2017 года, по другим странам — в основном 2020-го.

Время в классе (teaching time) в нагрузке российских учителей меньше, чем в других странах, как отмечает директор центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского ВШЭ Сергей Косарецкий, из-за длинных летних каникул. В более продолжительный учебный год в других странах входит больше учебных часов.

Уровни профессионального образования в РФ

Систем профессионального образования в России предполагает обретение учащимся каких-либо специализированных навыков в определенной сфере деятельности, которые позволили бы ему выполнять особые виды работ и заниматься особой деятельностью, для которой недостаточно знаний и умений, полученных в рамках общего образования. При этом есть несколько категорий и уровней профессионального образования.

В первую очередь оно подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. При этом длительность обучения, его стоимость, а также возможности по дальнейшему трудоустройству напрямую зависят от уровня профессионального образования. В частности, в отношении многих видов работ законодательство прямо устанавливает требования к имеющемуся образованию для занятия определенной должности или получения какого-либо конкретного разряда в рамках выбранной специальности.

Необходимо отличать между собой профессиональное образование и профессиональное обучение. Под образованием подразумевается непосредственно процесс первичного обретения какой-либо специализации. Профессиональное же обучение касается случаев повышения квалификации и иных методов расширения навыков и знаний в рамках уже имеющейся специальности.

Среднее профессиональное образование

Сейчас в Российской Федерации существует большое количество учреждений, которые обеспечивают получение среднего профессионального образования. Ранее такое образование предоставлялось исключительно в ПТУ, сейчас же формат учреждений среднего профессионального образования может быть самым разнообразным, включая в себя различные колледжи и иные наименования таких организаций. Однако в общем случае их всех объединяет их статус ССУЗов — средних специальных учебных заведений.

На текущий момент в Российской Федерации существует исключительно один уровень профессионального образования вне системы высшего образования. Это среднее профессиональное образование. Ранее же предусматривалась возможность обучения по двум направлениям — в рамках получения начального профессионального образования, или же среднего профессионального образования. Ранее полученный уровень начального профессионального образования сейчас с точки зрения законодательства приравнивается к среднему профессиональному.

Наличие определенного среднего профессионального образования является необходимым для осуществления многих видов работ и занятия определенной деятельностью. При этом начать получение среднего профессионального образования можно после прохождения ОГЭ и окончания 9-го класса. Также, в рамках обучения по программам среднего профессионального образования все равно можно получить аттестат и о получении среднего общего образования.

Высшее образование

В Российской Федерации высшее образование является непосредственно верхней ступенью образовательной системы. Обучение по программам высшего образования происходит в соответствующих заведениях — ВУЗах. Сами ВУЗы при этом могут иметь различные названия и именоваться институтами, университетами, академиями в том числе. При этом, высшее образование подразумевает получение человеком глубоких профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения всех задач в рамках специальности, а также обретение теоретических знаний, в том числе касающихся ведения научно-исследовательской деятельности.

Система высшего образования предполагает наличие различной квалификации по диплому — так, предусматривается разделение его на отдельные ступени. Всего сейчас в РФ существует три ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.

С точки зрения обретения необходимых навыков и знаний, а также ученых степеней, высшее образование не является окончательной ступенью. Далее человек может поступить в аспирантуру или ординатуру, а также получить звание кандидата или доктора наук.

Уровни образования

Социально-экономическое значение образования заключается в его тройственной ценности: государственной, общественной и личностной. Первые две вытекают из зависимости уровня развития общественного прогресса во всех сферах деятельности от его качества и насыщенности отраслей экономики работниками высокого квалификационного уровня. Личностная ценность образования заключается в предоставлении возможностей каждому человеку развивать свои способности, приобретать новые знания, получить профессию, которая позволит реализоваться в определенной сфере профессиональной деятельности и приобрести желаемый социальный статус с обеспечением соответствующего уровня благосостояния. Таким образом, уровни образования становятся основным средством развития гуманитарной сущности человека и способом его формирования как ведущей производительной силы.

Возникновение общественной потребности в образованных личностях вызвано подвижностью экономической системы и научно-техническим прогрессом, которые существенно влияют на рынок труда. Меняется потребность в кадрах определенного квалификационного и профессионального уровня. В данном случае образование выполняет одновременно социальную и экономическую функции. Социальная функция заключается в защите населения от безработицы путем предоставления образовательных услуг и повышая конкурентоспособность специалиста на рынке труда. За выполнением экономической функции образование выступает как институт для удовлетворения потребностей отраслей экономики в кадрах определенной профессионально-квалификационной направленности.

Главной ценностью образования является способность открыть, сформировать, развить способности человека, привить ему стремление к постоянному самосовершенствованию.

Положение специалитета в структуре СО

Что предшествует

: То же самое, что бакалавриату.

Сколько учиться

: Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня
по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен
перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.

Куда поступать

: Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему,
специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива,
ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и
считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских)
других вариантов просто нет.

Куда дальше

: Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру.
Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой
вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно.
ДПО доступно в полном объеме.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Количество школьников

По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Принципы развития образования в Российской Федерации

  • гуманизм образования, приоритет общих ценностей,
  • право личности свободного развития, единство федеральных образований при сохранении прав национальной и региональной культуры на своеобразность образования;
  • общая доступность образования.
  • ориентация системы образования на потребности образовательных организаций;
  • светское образование государственных учреждений; свободное и свободное образование; демократическое, государственное и общественное управление и автономность образовательных организаций.

Парадигма образования определяется осознанным или неосознанным мировоззрением педагогов относительно природы человека и своего назначения, выраженным в форме образования и производном от него базовом моделировании образовательной системы, и практике педагогической работы. Именно гуманистические образовательные парадигмы отвечают тенденциям общества, его назначению, и функциям современной образовательной системы.

Данная статья написана с целью показать какие функции образовательной системы используются на данном этапе в образовательных учреждениях Российской Федерации. Приведена структура и классификация функций образования, раскрыто понятие. Для более глубокого понимания вопроса, вы можете воспользоваться дополнительными источниками по данной теме.

Популярные статьи

Сила Лоренца
Физика

Преимущества и недостатки рыночной экономики
Экономика

Правила речевого этикета
Русский язык

Уравнение Майера
Физика

Формула производной от дроби, примеры
Математика

Что такое производная сложной функции и как её найти
Математика

Конституционные обязанности человека и гражданина
Право и юриспруденция

Черты личности и структура характера
Психология

Итоги Великой французской революции
История

Понятие и признаки общества
Социология

Профессиональное образование и его уровни

Данный вид образования делится на следующие уровни:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование — бакалавриат;
  • высшее образование — специалитет, магистратура;
  • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Законодатель декларирует общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, а также бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Обучение по программам среднего профессионального образования и программам высшего образования возможно в очной, очно-заочной или заочной формах.

Среднее профессиональное образование

По общему правилу к учебе по программам среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Среднее профессиональное образование можно получить, в частности, в профессиональной образовательной организации (колледже).

Высшее образование

А) Высшее образование — бакалавриат

Высшее образование по программам бакалавриата можно получить в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Студент, получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить в магистратуре.

Б) Высшее образование — специалитет

Специалитет является привычным уровнем профессионального высшего образования в РФ. Обучение по программам специалитета ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному обучающимся направлению. Требования к приему на обучение по программам специалитета, как правило, аналогичны требованиям при приеме на обучение по программам бакалавриата.

В) Высшее образование — магистратура

Магистратура является вторым уровнем болонской системы образования и позволяет углубить знания, полученные при обучении как по программам бакалавриата, так и по программам специалитета. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.

Г) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации

Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется по результатам освоения программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки.

К освоению этих программ допускаются лица с высшим образованием (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица с высшим образованием в области искусств. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.

Виды среднего образования

После того как выпускник 9-го класса получает аттестат об основном общем образовании, он может перейти на профессиональную ступень образования. В России за этот этап отвечают училища (техникумы) и колледжи.

Строго говоря, колледж и училище в России — синонимы, ведь выпускники обоих видов учреждений получают среднее профессиональное образование. Между понятиями есть путаница: зачастую пытаются объяснить разницу между техникумом и колледжем, но на деле, не обращая внимания на название, разницу стоит искать в учебных программах. Так, в железнодорожном колледже и железнодорожном техникуме программы могут быть одинаковыми.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной — 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной — 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Уровни профессионального образования в России

Профессиональное образование направлено на получение компетенций и навыков, которые нужно будет применять в трудовой, профессиональной деятельности. Благодаря профессиональному обучению в России ежегодно увеличивается количество квалифицированных специалистов, готовых работать не только на благо одной организации, в которой он трудоустроен – но и на благо всей страны в целом. 

При завершении профессионального образования можно повысить свой уровень образования и поступить в любое высшее учебное заведение. Если такого желания не возникло, то с документом, подтверждающим получение профессионального образования можно смело устраиваться на работу, ведь большинство навыков будущим сотрудником уже получено.

Уровней профессионального образования — два, далее мы подробно рассмотрим их классификацию.

  1. Среднее профессиональное образование.
  2. Высшее образование (в том числе, и подготовка кадров высшей квалификации).

Каждый уровень включает в себя различную специфику требований, в том числе, к образованию кандидата, на выпуск и получение подтверждающего документа.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий