Профессиональное образование
СПУЗы подразделяются на техникумы и колледжи. В образовательных учреждениях (государственных и негосударственных) реализуется подготовка студентов по имеющимся специальностям в течение 2-3-х (иногда 4-х) лет. В одни СПУЗы можно поступить после 9 класса, в другие – после 11 (медицинские колледжи).
В ВУЗах России высшее образование можно осваивать после получения среднего школьного образования (после 11 классов) по программам бакалавриат и специалитет. После успешного освоения этих программ можно продолжить обучение в магистратуре.
Согласно Болонской системе образования, в скором времени специалитет должен прекратить свое существование.
Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации.
Виды образования
По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:
Дошкольное — в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
Начальное — осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы
Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
Среднее — включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях
Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
Высшее — одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.
По характеру и направленности образование бывает:
- Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
- Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
- Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.
Сравнительно небольшая учебная нагрузка учителей
Если взглянуть на данные о нагрузке российских учителей, то, на первый взгляд, им грех жаловаться — в других странах она выше. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что тут речь лишь об учебной нагрузке.
Российское образование по данным ОЭСР: нагрузка учителей
23 ребёнка на одного учителя в начальной школе *
14 детей в среднем по ОЭСР
561 час в год работает учитель в классе в начальной школе
791 час в среднем по ОЭСР
483 часа в год — в средних и старших классах
723 и 685 часов соответственно в среднем по ОЭСР
* По России данные 2017 года, по другим странам — в основном 2020-го.
Время в классе (teaching time) в нагрузке российских учителей меньше, чем в других странах, как отмечает директор центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского ВШЭ Сергей Косарецкий, из-за длинных летних каникул. В более продолжительный учебный год в других странах входит больше учебных часов.
Уровни профессионального образования в РФ
Систем профессионального образования в России предполагает обретение учащимся каких-либо специализированных навыков в определенной сфере деятельности, которые позволили бы ему выполнять особые виды работ и заниматься особой деятельностью, для которой недостаточно знаний и умений, полученных в рамках общего образования. При этом есть несколько категорий и уровней профессионального образования.
В первую очередь оно подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. При этом длительность обучения, его стоимость, а также возможности по дальнейшему трудоустройству напрямую зависят от уровня профессионального образования. В частности, в отношении многих видов работ законодательство прямо устанавливает требования к имеющемуся образованию для занятия определенной должности или получения какого-либо конкретного разряда в рамках выбранной специальности.
Необходимо отличать между собой профессиональное образование и профессиональное обучение. Под образованием подразумевается непосредственно процесс первичного обретения какой-либо специализации. Профессиональное же обучение касается случаев повышения квалификации и иных методов расширения навыков и знаний в рамках уже имеющейся специальности.
Среднее профессиональное образование
Сейчас в Российской Федерации существует большое количество учреждений, которые обеспечивают получение среднего профессионального образования. Ранее такое образование предоставлялось исключительно в ПТУ, сейчас же формат учреждений среднего профессионального образования может быть самым разнообразным, включая в себя различные колледжи и иные наименования таких организаций. Однако в общем случае их всех объединяет их статус ССУЗов — средних специальных учебных заведений.
На текущий момент в Российской Федерации существует исключительно один уровень профессионального образования вне системы высшего образования. Это среднее профессиональное образование. Ранее же предусматривалась возможность обучения по двум направлениям — в рамках получения начального профессионального образования, или же среднего профессионального образования. Ранее полученный уровень начального профессионального образования сейчас с точки зрения законодательства приравнивается к среднему профессиональному.
Наличие определенного среднего профессионального образования является необходимым для осуществления многих видов работ и занятия определенной деятельностью. При этом начать получение среднего профессионального образования можно после прохождения ОГЭ и окончания 9-го класса. Также, в рамках обучения по программам среднего профессионального образования все равно можно получить аттестат и о получении среднего общего образования.
Высшее образование
В Российской Федерации высшее образование является непосредственно верхней ступенью образовательной системы. Обучение по программам высшего образования происходит в соответствующих заведениях — ВУЗах. Сами ВУЗы при этом могут иметь различные названия и именоваться институтами, университетами, академиями в том числе. При этом, высшее образование подразумевает получение человеком глубоких профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения всех задач в рамках специальности, а также обретение теоретических знаний, в том числе касающихся ведения научно-исследовательской деятельности.
Система высшего образования предполагает наличие различной квалификации по диплому — так, предусматривается разделение его на отдельные ступени. Всего сейчас в РФ существует три ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.
С точки зрения обретения необходимых навыков и знаний, а также ученых степеней, высшее образование не является окончательной ступенью. Далее человек может поступить в аспирантуру или ординатуру, а также получить звание кандидата или доктора наук.
Уровни образования
Социально-экономическое значение образования заключается в его тройственной ценности: государственной, общественной и личностной. Первые две вытекают из зависимости уровня развития общественного прогресса во всех сферах деятельности от его качества и насыщенности отраслей экономики работниками высокого квалификационного уровня. Личностная ценность образования заключается в предоставлении возможностей каждому человеку развивать свои способности, приобретать новые знания, получить профессию, которая позволит реализоваться в определенной сфере профессиональной деятельности и приобрести желаемый социальный статус с обеспечением соответствующего уровня благосостояния. Таким образом, уровни образования становятся основным средством развития гуманитарной сущности человека и способом его формирования как ведущей производительной силы.
Возникновение общественной потребности в образованных личностях вызвано подвижностью экономической системы и научно-техническим прогрессом, которые существенно влияют на рынок труда. Меняется потребность в кадрах определенного квалификационного и профессионального уровня. В данном случае образование выполняет одновременно социальную и экономическую функции. Социальная функция заключается в защите населения от безработицы путем предоставления образовательных услуг и повышая конкурентоспособность специалиста на рынке труда. За выполнением экономической функции образование выступает как институт для удовлетворения потребностей отраслей экономики в кадрах определенной профессионально-квалификационной направленности.
Главной ценностью образования является способность открыть, сформировать, развить способности человека, привить ему стремление к постоянному самосовершенствованию.
Положение специалитета в структуре СО
Что предшествует
: То же самое, что бакалавриату.
Сколько учиться
: Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня
по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен
перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.
Куда поступать
: Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему,
специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива,
ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и
считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских)
других вариантов просто нет.
Куда дальше
: Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру.
Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой
вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно.
ДПО доступно в полном объеме.
Подготовка кадров высшей квалификации
Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».
Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- образования;
- педагогической деятельности;
- практики;
- научно-исследовательской работы.
При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.
Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.
Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:
- ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
- адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
- ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.
В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.
Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Уровни российского вузовского образования
Образование |
Уровень |
Базовое образование для поступления на учебу |
Срок очного обучения |
Квалификация после завершения учебы |
---|---|---|---|---|
Бакалавриат |
I |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
4 года |
Бакалавр |
Специалитет |
II |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
5 лет |
Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.) |
Магистратура |
II |
Любое высшее |
2 года |
Магистр |
Аспирантура |
III |
Магистратура или специалитет |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ординатура |
III |
Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое |
2 года |
Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.) |
Адъюнктура |
III |
Специалитет или магистратура |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ассистентура-стажировка |
III |
Специалитет или магистратура в области искусства и культуры |
2 года |
Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы |
Количество школьников
По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.
Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:
- экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
- вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.
В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.
Управление образовательной системой в РФ
На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.
Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
- гуманного и демократичного подхода в управлении;
- систематичности и целостности;
- правдивости и полноты сведений.
Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:
- центрального;
- вневедомственного;
- республиканского;
- автономно-областного;
- автономно-окружного.
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.
Принципы развития образования в Российской Федерации
- гуманизм образования, приоритет общих ценностей,
- право личности свободного развития, единство федеральных образований при сохранении прав национальной и региональной культуры на своеобразность образования;
- общая доступность образования.
- ориентация системы образования на потребности образовательных организаций;
- светское образование государственных учреждений; свободное и свободное образование; демократическое, государственное и общественное управление и автономность образовательных организаций.
Парадигма образования определяется осознанным или неосознанным мировоззрением педагогов относительно природы человека и своего назначения, выраженным в форме образования и производном от него базовом моделировании образовательной системы, и практике педагогической работы. Именно гуманистические образовательные парадигмы отвечают тенденциям общества, его назначению, и функциям современной образовательной системы.
Данная статья написана с целью показать какие функции образовательной системы используются на данном этапе в образовательных учреждениях Российской Федерации. Приведена структура и классификация функций образования, раскрыто понятие. Для более глубокого понимания вопроса, вы можете воспользоваться дополнительными источниками по данной теме.
Популярные статьи
Сила Лоренца
Физика
Преимущества и недостатки рыночной экономики
Экономика
Правила речевого этикета
Русский язык
Уравнение Майера
Физика
Формула производной от дроби, примеры
Математика
Что такое производная сложной функции и как её найти
Математика
Конституционные обязанности человека и гражданина
Право и юриспруденция
Черты личности и структура характера
Психология
Итоги Великой французской революции
История
Понятие и признаки общества
Социология
Профессиональное образование и его уровни
Данный вид образования делится на следующие уровни:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Законодатель декларирует общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, а также бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обучение по программам среднего профессионального образования и программам высшего образования возможно в очной, очно-заочной или заочной формах.
Среднее профессиональное образование
По общему правилу к учебе по программам среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Среднее профессиональное образование можно получить, в частности, в профессиональной образовательной организации (колледже).
Высшее образование
А) Высшее образование — бакалавриат
Высшее образование по программам бакалавриата можно получить в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Студент, получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить в магистратуре.
Б) Высшее образование — специалитет
Специалитет является привычным уровнем профессионального высшего образования в РФ. Обучение по программам специалитета ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному обучающимся направлению. Требования к приему на обучение по программам специалитета, как правило, аналогичны требованиям при приеме на обучение по программам бакалавриата.
В) Высшее образование — магистратура
Магистратура является вторым уровнем болонской системы образования и позволяет углубить знания, полученные при обучении как по программам бакалавриата, так и по программам специалитета. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.
Г) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации
Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется по результатам освоения программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки.
К освоению этих программ допускаются лица с высшим образованием (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица с высшим образованием в области искусств. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.
Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.
Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.
Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.
В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.
В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.
В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.
Виды среднего образования
После того как выпускник 9-го класса получает аттестат об основном общем образовании, он может перейти на профессиональную ступень образования. В России за этот этап отвечают училища (техникумы) и колледжи.
Строго говоря, колледж и училище в России — синонимы, ведь выпускники обоих видов учреждений получают среднее профессиональное образование. Между понятиями есть путаница: зачастую пытаются объяснить разницу между техникумом и колледжем, но на деле, не обращая внимания на название, разницу стоит искать в учебных программах. Так, в железнодорожном колледже и железнодорожном техникуме программы могут быть одинаковыми.
Уровни образования
В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:
- Дошкольное.
- Начальное.
- Основное.
- Среднее.
Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:
- Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
- Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной — 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
- Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
- Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной — 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.
Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.
Уровни профессионального образования в России
Профессиональное образование направлено на получение компетенций и навыков, которые нужно будет применять в трудовой, профессиональной деятельности. Благодаря профессиональному обучению в России ежегодно увеличивается количество квалифицированных специалистов, готовых работать не только на благо одной организации, в которой он трудоустроен – но и на благо всей страны в целом.
При завершении профессионального образования можно повысить свой уровень образования и поступить в любое высшее учебное заведение. Если такого желания не возникло, то с документом, подтверждающим получение профессионального образования можно смело устраиваться на работу, ведь большинство навыков будущим сотрудником уже получено.
Уровней профессионального образования — два, далее мы подробно рассмотрим их классификацию.
- Среднее профессиональное образование.
- Высшее образование (в том числе, и подготовка кадров высшей квалификации).
Каждый уровень включает в себя различную специфику требований, в том числе, к образованию кандидата, на выпуск и получение подтверждающего документа.