Пассивная форма
Неразделимыми считаются активная и пассивная виды речи в психологии. Кратко о них говорить трудно, ведь это очень обширная тема. Считается, что ребенок сначала овладевает пассивной речью. То есть он сначала пытается понять говорящих вокруг людей. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слова, а потом и словосочетания. Это помогает ему сказать первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивной речью называется та, которую мы воспринимаем. Но это название условно, так как во время слушания также происходит множество сложных процессов. Каждое слово, направленное на нас, мы проговариваем «про себя», мы обдумываем его, хотя внешних признаков такой деятельности не наблюдается. Но и тут бывают исключения, ведь не все слушают одинаково: некоторые ловят каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти виды речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека. Одни отлично как активно говорят, так и пассивно воспринимают, кому-то сложно даются эти два процесса, а у других преобладает один из них.
Примеры разных видов речи
Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.
Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.
Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах (таких, как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.
Что мы узнали?
В русском языке, по мнению лингвистов, существует два вида речи – письменная и устная. Они нужны для того, чтобы общаться с другими людьми, фиксировать информацию на бумаге или в специальной программе, приводить информацию в систему, размышлять, а также читать и слушать.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Словарный запас
15 тысяч слов составляет активная лексика среднестатистического человека. Произведения Александра Сергеевича Пушкина содержат около 23 тыс. слов, словарь Владимира Ивановича Даля – 200 тысяч. Героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка обходилась 30 словами. Узнать величину своего пассивного словарного запаса можно здесь.
Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.
Предлагаем выполнять 4 упражнения, которые переведут ваш словарный запас из спящего режима в активный.
- «Распаковка».
Возьмите ручку, лист бумаги, таймер. В течение минуты произнесите вслух максимальное количество любых существительных, не повторяясь. При этом за каждое слово ставьте на листе бумаги палочку/точку/галочку. Посчитайте количество названных существительных. То же самое проделайте с прилагательными и глаголами.
Нормой является соотношение существительных / прилагательных / глаголов – 54/46/42 слова.
Количество глаголов указывает на авторитетность и способность речи побуждать к действиям. Прилагательные делают речи выпуклой, эмоциональной и запоминающейся. Существительные – дают определение предметам и явлениям.
Эта техника речевой креативности способствует распаковке ресурсов мозга, памяти и воображения. Практикуйте в течение 7 дней, и вы заметите, как увеличивается активный вокабуляр.
- «Как Цицерон».
Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон расширял словарный запас, пересказывая возвышенные стихи. Причем он передавал содержание прочитанного в самых лучших выражениях, какие только мог подобрать.
Последуйте его примеру. Помните, в русском языке существует как минимум 6 синонимов для каждого слова. Используйте их.
Данный метод не только расширит ваш активный словарный запас, но и научит импровизировать в любой ситуации.
- «Вспомнить всё».
Ваша задача вспомнить и описать человека, с которым общались час назад. Напрягите память и дайте характеристику его внешнему виду, манере речи, предмету разговора, вашим ощущениям в процессе коммуникации. Чем больше эпитетов назовете, тем лучше.
- «Используйте!».
Чтение и прослушивание аудиокниг – разумный метод обогащения лексики. Предлагаем его усовершенствовать. Найдя в книге выразительное, редко употребляемое слово, выпишете его. Составьте несколько предложений, где оно было бы уместно. На протяжении 5 дней используйте найденное слово при живом общении или в переписке.
Так новое слово не ляжет на пыльную полочку вашей памяти, а войдет в активный лексикон.
Упражняйтесь, друзья, и вам точно не придется лезть за словом в карман.
Поговорим о монологах
Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей — например, в форме моноспектакля.
В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.
По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная — это передающий знания монолог. Примеры — всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.
Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.
Виды
Основные виды речи в психологии подразделяют на три группы: устная (диалог и монолог), внутренняя и письменная:
- Устная. Подразделяется на монологическую и диалогическую. Монолог ведется в формате публичного выступления перед большой аудиторией или длинная долгая речь в неформальной компании. Диалог предполагает наличие как минимум одного собеседника. Происходит прямой вербальный контакт — обмен сообщениями, а также анализ сказанного друг другом.
- Внутренняя. Произносится в голове человека. Бывает непосредственной (когда человек что-то обдумывает, разговаривает сам с собой) и осознанно проговариваемой — например, при чтении.
- Письменная. Фиксируется на физическом носителе (бумага, папирус и т.д.). имеет свои особенности. Позволяет обдумать высказывание, точнее выразить мысль с помощью эпитетов, знаков препинания. Направлена на большой круг людей, поскольку прочитать написанное может бесчисленное число людей. В свою очередь, письменную речь можно разделить на два процесса — написание и чтение.
Чем хороша устная речь
Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.
Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все «набело», без предварительных поправок.
Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.
Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.
Внутренняя и внешняя речь
Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика — услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро «перетечь» в чисто внутреннюю речь.
Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: «Это ужасно!» В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: «Это ужасно… Ужасно… А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник…»
Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.
Устная речь.
В зависимости от количества людей, берущих участие в коммуникативном акте, выделяют два способа обмена информацией.
1. Диалог.
Разговор – самая привычная форма появление устной речи, которую еще называют диалогом (когда участников двое), или полилогом (когда участие принимает много собеседников).
Разговор считается самым простым, естественным, а также удобным способом находить взаимосвязь, выражать свои мысли.
Особенности диалога:
- Условная краткость, лаконичность реплик;
- Синтаксически правильные предложения встречаются редко;
- Фразы имеют недоговоренный характер;
- Активно применяется мимика, жестикуляция;
- Обратная связь, обмен эмоциями;
- Оценка ситуации «онлайн»;
- Использование характерной бытовому стилю лексики;
- Возможность непредвиденной концовки.
2. Монолог.
Когда речь исходит только от одного человека и обращена к нему же или другим молчаливым слушателям, она называется монологом (от греческого «моно» – один).
Этот термин используется в драматургии, литературе, лингвистике, психологии приобретая в каждой из них разные смысловые оттенки.
Чаще всего монолог можно встретить, слушая лектора, докладчика, политика, оратора или актера на сцене театра.
В отличие от диалога монолог требуют от коммуникатора:
- Связного изложения мыслей;
- Логичного, доходчиво построения речи;
- Соблюдения литературных норм и правил языка;
- Учета индивидуальных особенностей аудитории;
- Постоянного самоконтроля;
- Обдуманных мимики, жестикуляции.
Активное и пассивное восприятие устной формы речи.
Суть этих категории легко понять, если представить себя только слушателем. Чтобы воспринять какие-то слова, мы должны приложить усилие – собраться, настроиться, «включиться».
Психолингвисты (исследователи взаимовлияния языка, сознания и мышление) выяснили, что когда мы слушаем, то практически всегда повторяем про себя сказанные кем-то слова. Это можно назвать «эффектом попугая», в котором соединяются основные виды речи. Мы поддаемся его влиянию бессознательно.
Если слова собеседника находят отклик в нашем сознании, мы принимаем активную позицию слушателя, спонтанно проговаривая вслух то, что хочется сказать прямо сейчас.
Пассивная же форма подразумевает повторение фраз собеседника про себя.
Взрослый человек одинаково владеет обеими формами. А дети сначала учатся воспринимать слова окружающих, а только после этого решаются повторить за ними те или иные звуки. Уровень развитие этих форм зависит от индивидуальных особенностей, жизненного опыта, типа темперамента, а также других факторов.
Монолог
Монолог — это тип речи, имеющий тему и представляющий собой сложное синтаксическое целое, которое структурно совершенно не связано с речью собеседника. Монологическая речь — это речь человека, излагающего свои мысли в течение относительно длительного периода времени, или последовательное связное изложение человеком системы знаний.
Монологическая речь характеризуется:
- Последовательность и доказательства, обеспечивающие связность мысли;
- грамматически правильное построение фраз;
- Выразительность вокальных средств.
Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому усвоению и всегда предполагает достаточно высокий уровень языкового развития говорящего. Существует три основных типа монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и аргументация, которые в свою очередь делятся на подтипы со своими лингвистическими, композиционными и интонационно-экспрессивными особенностями. При нарушениях речи монологическая речь нарушена в большей степени, чем диалогическая.
Монолог — это развернутое высказывание (элементарная единица текста) человека, которое завершено в смысловом отношении. Психолого-педагогическая особенность монологической речи заключается в том, что реакция слушателя угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем в диалоге. Монолог — это, как правило, публичная речь, обращенная к большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.
Создается впечатление, что оратор разговаривает с аудиторией, т.е. происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы аудитории.
Монологическая речь предполагает, что один человек говорит, а остальные просто слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь занимает большое место в практике человеческого общения и проявляется в разнообразных устных и письменных высказываниях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общей и характерной чертой всех монологических форм речи является явная ориентация на слушателя.
Цель такой направленности — добиться необходимого влияния на слушателя, передать знания и убедить его в чем-то. В связи с этим монологическая речь развита и требует связного изложения мыслей, а значит, предварительной подготовки и планирования. Монологическая речь обычно ведется с известным напряжением. Она требует от оратора умения логично и последовательно выстраивать свои мысли, выражать их четко и ясно, а также уметь устанавливать контакт с аудиторией
Для этого оратор должен обращать внимание не только на содержание своей речи и ее внешнюю структуру, но и на реакцию аудитории
Сумма потерь информации при произнесении монолога может достигать 50%, а в некоторых случаях даже до 80% от исходной информации.
Разные типы текстов
По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.
В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.
Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.
Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.
Официально-деловой стиль
Важно знать определение данного жанра языка и правильно его применять. Он наиболее часто употребляется при составлении деловых бумаг, договоров, официальных документов
Используется во время суда над подсудимым, при общении между предпринимателями или государственными деятелями и т. д. Наиболее важен для административно-общественных и правовых деятелей.
Лексическая характеристика официально-делового жанра заключается в использовании:
- речевых штампов (по истечении промежутка, на основании договора и т. д.);
- архаизмов (устаревшие слова);
- профессиональной терминологии (алиби, дееспособность, платежеспособность, кража и т. п.).
Морфологические признаки, частое применение:
- составных союзов;
- отглагольных существительных на -ени (подтверждение, заверение, применение);
- числительных;
- сложных слов с двумя корнями;
- словосочетаний в инфинитиве (ожидать приговора, рассмотреть ситуацию).
Также наблюдается преобладание в текстах имени существительного над местоимением.
Синтаксические особенности, предложения имеют:
- прямой порядок слов;
- сложную синтаксическую конструкцию;
- частые причастные обороты;
- множество однородных членов;
- словосочетания в родительном падеже;
- множество пассивных конструкций (взимается плата, деньги вносятся).
Подобные особенности жанра обуславливаются назначением делового стиля. В нем главным условием является точно передать смысл без двузначности. Язык и речь при этом не имеет эмоционального или образного окраса. Вся информация для читателей и слушающих преподносится в сухом и сжатом виде без лишней информации.
Разные типы текстов
По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.
В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.
Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.
Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.
Письменная речь.
Главное отличие письменной речи – это наличие материального носителя. Его роль когда-то выполняли каменные глыбы, фиксирующие иероглифы первых людей. Потом был пергамент, летописи, книги, а сейчас информацию в большей мере сохраняют флешки или жесткие диски, а распознают специальные программы.
Развитие прогресса дало толчок к преодолению барьера в общении. Социальные сети, Вайбер, Скайп, Телеграмм и другие приложения делают обмен информацией беспрерывным процессом. Последние исследования даже показали, что на «живое» общение мы тратим втрое меньше времени, чем на виртуальное.
Несмотря на то, что вести разговор знаками проще психологически, он все равно является более сложной формой, так как требует особой концентрации, выполнения ряда условий.
Проведем эксперимент.
Для этого нужно попросить знакомых пообщаться друг с другом в письмах на любую общую тему (о погоде, пирогах или плохих дорогах). Когда разговор достигнет кульминации, следует продолжить его в устной форме, записав реплики на диктофон.
Чтобы картина была видна отчетливо, произнесенные фразы нужно перенести на бумагу. Контраст между первой половиной и второй удивит всех. Окажется, что участники диалога перебивают друг друга, сбиваются, допускают повторы или слова-паразиты, недоговаривают.
На самом деле наши «лексические недостатки» проявляются в обоих видах речи. Но отчетливо их увидеть можно только во внешнем.
Психологические особенности письменной формы общения:
- Постоянная концентрация;
- Соблюдение правил орфографии, стилистики, других норм;
- Сложность в передаче чувств или эмоций (в неофициальной переписке можно пользоваться «смайлами»);
- Возможность обдумать предложения или отредактировать уже написанные;
- Отсутствие мгновенной обратной связи.
Внутренняя речь.
Основой нашего мышления, а также любого действия является внутренняя речь. Именно ее наличие отличает нас от животных, которые тоже могут немного мыслить или что-то осознавать. Мы все фактически пребываем в беспрерывном диалоге со своим внутренним «Я». Более того, наше сознание устроено так, что остановить беспрерывный поток размышлений невозможно.
Внутренний монолог способен нас расстроить, подбодрить, переубедить или что-то внушить. Ей характерны отрывочность, динамика, фрагментарность, недосказанность.
В большинстве случаев тему для разговора самим с собой искать не нужно – она появляется сама.
Например, человек, возвращаясь с магазина, услышал чью-то реплику: «Какой кошмар!». Тут же в его голове появляется свой ассоциативный ряд: «Какой кошмар! Какой кошмар – завтра опять идти на работу. Обещали проверку… Нужно хорошо подготовиться …»
Какой она бывает
Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).
Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.
Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.
Функции речи
В процессе выявления роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека выделяют две ее функции:
- Коммуникативную.
- Интеллектуальную.
Более глубокое понимание функций речи позволит разобраться в сущности ее структуры.
Коммуникативная функция
Здесь речь выступает как средство общения между людьми посредством сообщений и побуждений к действию. При сообщении субъект указывает на какой-либо предмет или же явление. В таком случае актуальным будет существование индикативной или указательной функции. Высказывание своего суждения по какому-то вопросу – это предикативная функция. Речь также может быть направлена на оказание влияния на своего собеседника, побуждение его к действию, вызывание эмоций, желаний, мыслей, чувств, переживаний.
Помимо смыслового содержания, которое передается посредством словесных значений, важная роль отводится эмоциональному отношению к произносимому. Используя сопровождающие речь элементы, такие как тон, интонацию, выразительные движения, живость, образность выражений, структуру построения предложения, отбор слов происходит выражение чувств и настроения. Таким образом, происходит эмоциональный обмен между собеседниками, то есть осуществляется выразительная функция речи.
Интеллектуальная функция
Здесь речь выступает как средство образования, выражения и развития мыслей. Как носитель системы различного типа значений, речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.
Определение 4
Слово – основная единица речи и мышления, каждое из которых имеет собственное определенное значение.
Только в том случае, когда все субъекты коммуникации используют одинаковые словесные знаки с идентичными значениями, может осуществляться нормальное общение. Таким образом, общественная одинаковость знаков делает возможным нормальное общение и взаимопонимание между собеседниками.
Определение 5
Сигнификативная функция речи – организации в единую иерархическую систему обозначений имени явлений, предметов, действий и других значений.
Полилог — что за зверь?
Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.
Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.
Разговорный стиль
Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.
Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечивающая повседневные, бытовые связи между людьми.
Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.
Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
Красноречие как умение обсуждать духовные вопросы
Умение повлиять на сердца людей издавна было свойственно многим духовным проповедникам. Люди, которые исследовали Библию и находили духовную истину, много раз выступали перед судом или в защиту своих ценностей. Среди них было немало искусных ораторов. Из-за своих взглядов, которые он умело отстаивал на основании Писания, Л. Н. Толстой был отлучен от церкви. Дж. Б. Пристли подвергся гонениям из-за этого же. Духовенство кипело злобой на каждого, кого признавали «инакомыслящим». Доводы, которые приводили в проповедях эти люди, разительно отличались от лишенных всякого красноречия песнопений современных священников.
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Определение
Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
- завязка (начало действия);
- развитие действия;
- кульминация (самый острый, интересный момент);
- развязка (конец действия)
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
- преобладают глаголы и глагольные формы;
- глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
- простые и составные глагольные сказуемые;
- обстоятельства времени.
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Другие ее особенности…
В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации — это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.
Важные характеристики устной речи — спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.