Характеристика винительного падежа
Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:
Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».
Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».
Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».
Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:
- (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
- (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.
Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):
- «в»;
- «про»;
- «за»;
- «на»;
- «через».
Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:
- Первое склонение: «-ю», «-у».
- Второе склонение: «-я», «-а».
- Третье склонение: нулевое окончание.
На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.
Винительный падеж против дательного
Ключевое различие между винительным и дательным падежами — это то, на чем они сосредоточены в предложении. В английском языке в основном четыре падежа. Это именительный падеж, винительный падеж, дательный падеж и родительный падеж. Именительный падеж относится к предмету предложения. Винительный падеж относится к прямому объекту предложения. Дательный падеж относится к косвенному объекту предложения. Наконец, родительный падеж относится к притяжательному. Из самого этого простого объяснения совершенно ясно, что винительный и дательный падежи относятся к двум совершенно разным падежам. Винительный падеж фокусируется на прямом объекте, тогда как дательный падеж фокусируется на косвенном объекте. В этой статье давайте подробнее рассмотрим различия между этими двумя случаями.
Что такое падежи существительных?
В своей речи мы называем предметы, явления, их признаки и действия. Для этого служат слова разных частей речи. Оглянемся вокруг и назовем предметы, которые видим: доска, окно, дверь. Каждое слово имеет своё имя. Но это отдельные наименования и ничего больше. Чтобы сообщить что-то, связаться воедино, слова должны подружиться между собой, приспособиться друг к другу, то есть изменить свою форму по отношению к другим словам.
Понаблюдаем:
Имя существительное «доска», которое меняет свою грамматическую форму, используется для обозначения предмета в различной речевой ситуации.
В этом предложении речь идет о солнце, которое на небе закрыла тёмная туча. В нем употребляется три имени существительных, которые выполняют разную роль и имеют различную грамматическую форму, или, как говорят в науке о языке, падеж. В предложении и словосочетании грамматическая форма имен существительных выражается с помощью категории падежа.
Каждое слово этой части речи представлено в такой падежной форме, которая позволяет составить законченную мысль, сообщить какую-то информацию собеседнику:
- (что?) солнце;
- спряталось (на чём?) на небе;
- спряталось (за чем?) за тучей.
Если вернуть словам «в небе», «за тучей» их начальную форму «небо», «туча», то предложение рассыплется, как песчаный за́мок, и связное высказывание не получится. Значит, слова необходимо поставить в падежную форму, чтобы можно было с их помощью выразить свою мысль.
ОпределениеПадеж существительных — это форма имен, выражающая их грамматическую и смысловую связь в словосочетании или в предложении.
В русском языке различают шесть падежей, каждый из которых имеет своё наименование:
- именительный падеж;
- родительный падеж;
- дательный падеж;
- винительный падеж;
- творительный падеж;
- предложный падеж.
Какие предлоги употребляются
Слова этой формы сочетаются со многими сложными и простыми намерениями. В сочетании с такими предлогами, как with, in, in, in и believe (simple), слово определяет значение. Она может определяться целью, причиной, временем, природой, ситуацией и т.д. Помимо простого намерения, такие слова могут иметь совершенно разные значения, например, собирать ягоды, купаться в реке или играть в прятки. Другими словами, они имеют объективное значение. Слова также могут означать ввод информации.
В случае полных предложений с простым смыслом словосочетания могут иметь совершенно разные значения. Например, словосочетание имеет пропозициональное значение (награда за участие). Предложения также могут быть расширены (школа недалеко от дома, скоро летние каникулы). Вместе с интенцией ‘down’ и ‘for’ оно выражает неверный факт (she is in her twenties or thirties).
Кроме того, он сочетается с намерением, которое по своей сути является сложным (игнорировать через 24 часа).
Окончания винительного падежа существительных
В зависимости от категории одушевленности и неодушевленности существительного и его принадлежности к определённому склонению в форме винительного падежа слова имеют характерные окончания.
1 склонение
Существительные первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -у/-ю в форме единственного числа:
- вижу (кого?) собак у , Мит ю
- вижу (что?) сосн у , башн ю
В форме множественного числа окончания винительного и родительного падежа совпадают у одушевленных существительных, у неодушевленных — винительного и именительного падежа:
- в.п. кормлю (кого?) собак — р.п. лай (кого?) собак
- в.п. вижу (что?) сосн ы — и.п. сосн ы растут
2 склонение
Для одушевлённых существительных мужского рода второго склонения в единственном числе характерно окончание -а/-я, во множественном -ей, -ов/-ев
- узнаю (кого?) друг а , друз ей
- позову (кого?) матрос а , матрос ов
- знаю (кого?) гени я , гени ев
- вижу (кого?) медвед я , медвед ей
Неодушевленные существительные имеют нулевое окончание в форме единственного числа, а во множественном числе — -а/-я, -ы/-и
- видим (что?) лист , листь я
- вижу (что?) провод , провод а
- строим (что?) мост , мост ы
- кручу (что?) обруч , обруч и
Существительные единственного числа среднего рода имеют окончание -о/-е, в форме множественного числа — соответственно -ых или -а/-я:
- животно е — пасёт (кого?) животно е , животн ых
- крыльц о — строим (что?) крыльц о , крыльц а
- дерев о — посадим(что?) дерев о , деревь я
3 склонение
Существительные женского рода единственного числа третьего склонения отличаются нулевым окончанием, а в форме множественного числа имеют флексии -ей, -и:
- дочь — вижу (кого?) дочь — дочер ей
- брешь — закроем (что?) брешь — бреш и
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые существительные имеют следующие окончания:
- дитя — вижу (кого?) дит я , дет ей
- стремя — встанет (на что?) на стрем я , стремен а
Падежные окончания
В аккузативе наблюдаются две особенности:
- частичное совпадение с именительным и родительным падежами;
- на окончания оказывают влияние род и одушевлённость.
Склонение | Род | Одушевлённость | Единственное число | Множественное число | ||
Оконч. | Примеры | Оконч. | Примеры | |||
I | м | одушевлённые | -у (-ю) | дедушку дядю | нулевое | дедушек дядь |
ж | одушевлённые | птицу змею | птиц змей | |||
неодушевлённые | стену землю | -ы (-и) | стены земли | |||
II | м | одушевлённые | -а (-я) | кота принца селезня | -ов (-ев)-ей | котов принцев селезней |
неодушевлённые | нулевое | дуб огонь провод тополь | -ы (-и)-а (-я) | дубы огни провода тополя | ||
ср. | одушевлённые | -о (-е) | существо чудище | нулевое | существ чудищ | |
неодушевлённые | озеро море | -а (-я) | озёра моря | |||
III | ж | одушевлённые | нулевое | мышь дочь | -ей | мышей дочерей |
неодушевлённые | метель ночь | -и | метели ночи | |||
Разноскл. | м | неодушевлённые | нулевое | путь | -и | пути |
ср | одушевлённые | -я | дитя | -ей | детей | |
неодушевлённые | время | -а | времена |
Категория одушевлённости существительных определяется по падежным окончаниям винительного падежа (у мужского рода – в обоих числах, у женского – во множественном). Многозначные слова, значения которых отличаются по данной категории, имеют и соответствующие окончания.
- Девочка причёсывает кукол. (Одуш.)
- Для передачи наркоторговцу оперативник подготовил куклы. (Неодуш.)
- На берегу дети ловили крабов. (Одуш.)
- Добавьте в салат крабы. (Неодуш.)
Какие предлоги употребляются
Такая форма слова совмещается с множеством предлогов
, сложных и простых. В том случае, если слово совмещается с такими предлогами как: с, на, за, в или под (простыми), то оно определяет какое-либо значение. Определение может быть по цели, причине, времени, свойству, состоянию и т.д. В совокупности с простым предлогом, такие слова могут иметь совсем другие значения: собирать ягоды, плыть по реке, играть в прятки и так далее, то есть иметь объективное значние. Также слово может нести в себе восполнение информации.
В случае полных предложений, в которых есть простые предлоги, словосочетания выступают совсем в другом значении. К примеру, словосочетание указывает на предикативное значение (награда за участие). А также может распространять предложение (недалеко от дома — школа; летом наступают долгожданные каникулы.) Вместе с предлогами «под», «за» высказывается неточные факты (ей около двадцати, ему под тридцать).
Еще такие существительные сочетаются с составными предлогами (не обращая внимания на, спустя сутки).
Как ещё можно запомнить падежи русского языка?
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:
- Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
- Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
- Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку
- Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали
- Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное
- Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
- Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
- Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить
У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?Родительный — нет (кого? чего?)Дательный — дам (кому? чему?)Винительный — вижу, виню (кого? что?)Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)Предложный — думаю о ком?, о чем?
Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:
- Именительный, есть ( кивните головой ) кто? что?
- Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?
- Дательный, подошёл (пройдите несколько «шагов» по столу двумя пальцами, как маленький человечек) (к) кому? чему?
- Винительный, вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль) кого? что?
- Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?
- Предложный, думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу) о ком? о чём?
Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.
Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.
По условию задачиЕсть мышонок, кот и сыр.И её решеньем будетЗаучить падеж до дыр.
Кто? Конечно кот в засаде.Что? Прекрасен сыр и свеж.Применяется, конечно,Именительный падеж.
Нет кого? Конечно мыши.Нет чего? И сыр исчез!Применяется, конечно, здесьРодительный падеж.
Если б дал кому? МышонкуТот кусочек сыра Васька,Дательный падеж тогда быСтал бы дружным и прекрасным!
Если б котик поделилсяС кем и чем???С мышонком сыром,То творительный падежЗавершился б вкусным пиром.
И кого теперь винить?Мышь? Или что?Кусочек сыра?Нет! Винительный падеж.
Не закончит дело миром!А теперь, куда ж деваться,В падеже предложном котикДумает о чём? О сыре!И урчит пустой животик …
Игра
Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.
Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.
Например: слово КОШКА
- И.п. В нашей квартире живёт кошка.
- Р.п. Сегодня во дворе я не видел ни одной кошки.
- Д.п. Папа купил кошке заводную мышку.
- В.п. Пора кормить нашу кошку.
- Т.п. Я горжусь нашей кошкой.
- П.п. Многие мои одноклассники мечтают о кошке.
Подключить определение падежей можно даже к любой игре. Например, играете с ребёнком в шахматы. Находите слова, в которых удобно потренироваться задавать вопросы и определять падеж: сходил Чем? — конём, съел Что? — пешку и т.д.
Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.
Алгоритм проверок принадлежности к падежу
На основании описанного выше можно описать алгоритм определения принадлежности к падежу:
- Определить слово, от которого будет зависеть существительное.
- Задать вопрос. Для родительного и винительного падежей можно задать вопрос со вспомогательным глаголом.
- Если интересующее слово находится в контексте предложения, произвести разбор предложения. Не обязательно делать полный разбор, достаточно найти предикаты.
- Проверить наличие предлогов перед словом. У именительного падежа предлогов нет.
- Сравнить окончания, характерные для каждого склонения.
При определении падежа нужно учитывать, что есть ряд слов, которые не склоняются: они в любом падеже будут иметь одну и ту же форму. Пример: кофе, пальто, кино, вино, метро и подобные.
Что обозначает падеж?
Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.
Например:
- Винительный времени обозначит время уже совершенного действия — «встречаться каждый вторник».
- Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия — «стоить сто рублей».
- Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства — «бежать три километра».
- Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, — «бросить мяч».
- Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия — «сшить футболку».
Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.
Предлоги винительного падежа
Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным – по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна).
В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села – озеро; в Новый Год творятся чудеса). В паре с предлогами «за» и «под» слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят).
Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день).
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж
употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушк-а, мастер_, отец_;
- что? — тишин-а, дом_, счасть-е, радость_.
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат.
Родительный падеж
Родительный падеж
кого? чего?
- нет (кого?) бабушк-и, мастер-а, отц-а;
- нет (чего?) тишин-ы, дом-а, счасть-я, радост-и.
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился у (чего?) дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом употребляются предлоги:
от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо
и др.
Например:
Дательный падеж
Дательный падеж
существительного отвечает на вопросы: кому? чему?
- Дам (кому?) бабушк-е, мастер-у, отц-у;
- дам (чему?) тишин-е, дом-у, счасть-ю, радост-и.
С дательным падежом употребляются предлоги:
к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушк-у, мастер-а, отц-а;
- вижу (что?) тишин-у, дом_, счасть-е, радость_.
С существительными в форме винительного падежа употребляются предлоги:
в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
-
выйти, несмотря
на ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под»
в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
Творительный падеж
Творительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кем? чем?
- Горжусь (кем?) бабушк-ой, мастер-ом, отц-ом;
- любуюсь (чем?) тишин-ой, дом-ом, счасть-ем, радость-ю.
С этим падежом употребляются предлоги:
с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с;
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж
существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушк-е, о мастер-е, об отц-е;
- расскажу о чём? о тишин-е, о дом-е, о счасть-е, о радост-и.
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Что такое винительный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое винительный падеж существительных, вспомним некоторые важные моменты об этой части речи.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Её постоянным признаком является категория рода (мужского, женского или среднего), в соответствии с которой и характерными падежными окончаниями большинство имен существительных распределяют по трём основным типам склонения.
ОпределениеСклонение — это изменение существительного по падежам в форме единственного и множественного числа.
Первое | мужской | -а, -я | юношадядя |
женский | птицаземля | ||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерносчастье | |
Третье | женский | нулевое | дочьрожь |
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. В системе склонения существительных выделяют один прямой падеж, который называется именительным, и пять косвенных падежей.
Рассмотрим один из косвенных падежей. Винительный падеж существительного выражает синтаксическую зависимость слова этой части от глагола или другого существительного.
Чтобы образовать винительный падеж существительных, воспользуемся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.
Важно!Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?
К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?
- стрекоза — вижу (кого?) стрекозу
- хозяин — виню (кого?) хозяина
- соловей — слушаю (кого?) соловья
- тепло — ощущаю (что?) тепло
Значения винительного падежа
Винительный падеж существительных выражает объектные и обстоятельственные значения:
1. обозначает объект, на который направлено действие
- видим (кого?) зайца
- возьму с собой (кого?) друга
- верим (во что?) в победу любимой команды
- собираю (что?) землянику
2. обозначает направление
- пойдем (во что? куда?) в поле
- нырнешь (во что? куда?) в море
- переступить (через что? куда?) через порог
3. выражает время действия
- соберемся (во что? когда?) в среду
- переписываться (что? сколько?) неделю
- звонить (что? когда?) каждое утро
4. образ действия
- собрать (во что? как?) в круг
- посеять (во что? как?) в ряд
- стоять (во что? каким образом?) в шеренгу
и пр.
Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй
- Если перед вами существительное неодушевленное, просто задайте нужный вопрос (покупаю (что?) кашпо; не вижу (чего?) кашпо
). Во втором случае слово стоит в форме родительного падежа. - Если вы видите одушевленное существительное 2 склонения мужского рода, поставьте на его место любое слово 1 склонения и следите за окончанием (вижу кабана — вижу лисицу
: окончание у — родительный); (нет кабана — нет лисицы
: окончание ы — винительный). - Если же вы видите одушевленное существительное во множественном числе, то просто замените его существительным неодушевленным (люблю людей — люблю (что) письма
— винительный; люблю доброту людей — люблю доброту писем
— родительный).
Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо
и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.
Винительный падеж используют в сочетаниях слов и предложениях только с глаголами либо с его формами, такими как причастие или деепричастие. А также винительный падеж отвечает на вопросы: «Что?» и «Кого?». Чаще всего он используется как выражение прямого объекта действия: пишу текст, играю в футбол, строю дом и подобные словосочетания. Подробнее о винительном падеже и его отличиях от родительного будет написано в этой статье.
Такой падеж может обозначать абсолютно разные значения
. Винительный:
- (Времени) — время действия, которое уже совершено: гулять каждое утро.
- (Количества) — количественная сторона отглагольного действия: стоить тридцать рублей.
- (Меры) — мера времени или пространства: пройти сто шагов.
- (Объекта) — объект, на который направлено действие: открыть дверь.
- (Результата) — предмет — результат какого-либо действия: сварить суп.
Если вы запомните вопросы винительного падежа «Кого?» или «Что?», у вас не возникнет трудностей с его определением.
Что такое родительный падеж существительных?
Именительный падеж имени существительного называет предмет или лицо, констатирует его существование в реальности. По принадлежности к определенному роду (мужскому, женскому или среднему) и падежным окончаниям в начальной форме именительного падежа все существительные принадлежат к первому, второму или третьему склонению:
- (кто?) старшина, тётя, (что?) рука, баня — первое склонение;
- (кто?) строитель; (что?) ствол, дерево — второе склонение;
- (кто?) дочь, (что?) брошь — третье склонение.
За именительным падежом, прямо называющим объекты действительности, следует косвенный родительный падеж.
Существительные в форме родительного падежа отвечают на вопросы кого? чего?
Чтобы образовать форму родительного падежа, воспользуемся словами-помощниками «нет» или «не было»:
- хозяин — не было (кого?) хозяина;
- земля — нет (чего?) земли.
Каждое существительное в зависимости от типа склонения, а также твёрдой или мягкой основы слова имеет характерные падежные окончания в формах родительного падежа единственного и множественного числа.
Понаблюдаем:
1 склонение
- р. п. не было (кого?) старшины — старшин
- р. п. нет (кого?) тёти — тёть
2 склонение
- р. п. не было (кого?) строителя — строителей
- р. п. нет (чего?) ствола — стволов
- р. п. нет (чего?) дерева — деревьев
3 склонение
- р. п. голос (кого?) дочери — дочерей
- р. п. нет (чего?) броши — брошей.
Часто возникают речевые ошибки при образовании формы родительного падежа разносклоняемых существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -мя. В разговорной речи употребляются формы: «нет время», » вождь племя», «человек без имя». Следует учесть, что у разносклоняемых существительных в косвенных падежах появляется формообразующий суффикс -ен-. В форме родительного падежа эти слова имеют окончание -и.
Правильно:
- время — нет времени;
- племя — вождь племени;
- человек без имени.
Родительный падеж имени существительного, сочетаясь с другим существительным, имеет определительное значение, обозначающее принадлежность другому предмету или лицу:
- голос (чей?) мамы — мамин голос;
- лапа (чья?) ели — еловая лапа;
- сообщение (чьё?) папы — папино сообщение.
Предлоги родительного падежа существительных
Родительный падеж имени существительных может быть образован с помощью непроизводных и производных предлогов:
до, от, без, из, для, с, у, из-за, около, мимо, вслед, возле, кроме, вне, ради и пр.
Предлоги уточняют значение формы родительного падежа, называющей объект действия или его отсутствие, время, место и пр.
Примеры
- остаться до вторника;
- отплыть от берега;
- остаться без света;
- капает с ветки;
- показаться из-за дома;
- растет среди поля;
- пройти мимо здания;
- остановиться возле калитки.
На какие вопросы отвечают падежи
Термином «падеж» в русском языке обозначается одна из грамматических категорий изменяемых слов. В классической грамматике выделяют 6 падежей:
- именительный;
- родительный;
- дательный;
- винительный;
- творительный;
- предложный.
Изменяясь по падежам, слова образуют словосочетания, формируют законченное предложение. Определить падежную форму слова можно по вопросу и вспомогательному слову.
Имена существительные и некоторые разряды местоимений в форме именительного падежа отвечают на вопросы кто? что? Полные имена прилагательные, притяжательные местоимения и причастия в этой форме отвечают на вопросы какой? (какая?) чей? (чья?)
Данную падежную форму называют начальной формой любой изменяемой части речи. Именительный падеж обозначает независимую позицию слова в синтаксической конструкции. Это прямой падеж, который противопоставлен остальным пяти косвенным падежам. Примеры: Снег (что?) выпал. Папа (кто?) читает газету. Люди (кто?) прогуливались по парку. Я (кто?) закончил обедать. На столе лежала тонкая (какая?) тетрадь.
Имена существительные и местоимения в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего? и служат для выражения субъектных и объектных отношений и значения определения. Словоформы в родительном падеже сочетаются с предлогами из, до, без, около, от, возле. Для определения формы родительного падежа употребляется вспомогательное слово нет (нет кого? нет чего?). Примеры: (у кого?) у брата, (без кого?) без друга, (около чего?) около здания, (из чего?) из бутылки.
Для имён прилагательных, причастий и притяжательных местоимений применяют вопросы какого? какой? каких? чьего? чьей? чьих? Например: возле (какого?) высокого дерева, у (чьего?) моего друга, аромат (каких?) цветущих роз.
Дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему? какому? чьему? Он употребляется как с именными частями речи, так и с глаголами, сочетается с предлогами К и ПО. Используется для выражения следующих значений:
- субъектного: ученику (кому?) всё понятно, городу (чему?) сто лет;
- объектного: написать (кому?) подруге, верить (чему?) письму;
- объектно-обстоятельственного: гулять (по чему?) по лесу, подойти (к чему?) к школе;
- определительного: памятник (кому?) Чехову, цена (чему?) слову.
Функция винительного падежа – выражение субъектного, объектного и обстоятельственного значения. Его вопросы — кого? что?, он употребляется с предлогами про, на, в, через, на. Примеры: ждать (кого?) учителя, приготовить (что?) ужин, смотреть (на кого?) на сестру, надеяться (на что?) на удачу.
При склонении имён прилагательных следует учитывать одну морфологическую особенность: у прилагательных мужского рода, которые относятся к неодушевлённым существительным, формы именительного и винительного падежей совпадают. Примеры: Интересный роман (Им.п.) захватил моё воображение. Я читаю интересный роман (Вин. п.).
Пример: вижу (какого?) красивого тигра, но вижу (какой?) красивый стул.
Творительный падеж отвечает на вопросы кем? чем? каким? какой? какими? чьим? чьей? чьими? и используется для выражения субъектного, объектного, определительного и обстоятельственного значения. Сочетается с предлогами перед, с, за, между, под, над. Примеры: куплен (кем?) мамой, горжусь (какими?) послушными сыновьями, любуются (каким?) весенним пейзажем, думаю (над чем?) над примером, говорю (с кем?) с ним.
Предложный падеж – это последний из косвенных падежей, который отвечает на вопросы о ком? о чём? о каком? о какой? о каких? о чьём? о чьих? и выражает определительное, объектное или обстоятельственное значение. Он сочетается с предлогами о, об, при, на, в. Примеры: лететь (в чём?) в самолёте, думать (о ком?) о сестре, сидеть на (каком?) мягком стуле.
Для удобства предлагаем вашему вниманию сводную таблицу вопросов, на которые отвечают падежи в русском языке:
Источник статьи: http://russkyaz.ru/slova/padezhi/na-kakie-voprosy-otvechayut-padezhi.html
Как определить падеж
Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:
- Определить одушевленность/неодушевленность.
- Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
- Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
- Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.
Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).
Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».
Грамматический компонент
Категория падежа — это случай грамматического инфлективного значения, обозначающий различные отношения (существительное, местоимение и числительное, глагол) к другим словам (объектам, явлениям, действиям, состояниям, карточкам и т. д. ), плюс независимую позицию (номинативную) как часть фразы и предложения. Основным средством, позволяющим поставить выражение и определить значение, является выявление окончания, выражающего формальные признаки с учётом предлога.
Нужно понять сложность описания категории, которая связана с тем, что нет единой основы, на которой можно было бы построить классификацию. В существующих описаниях прецедентных систем несколько разных признаков обычно используются для характеристики косвенных падежей.
Структурные окончания словосочетаний не являются словарной характеристикой, а подчёркиваются и используются как неопределённая часть предложения — они появляются в процессе конструирования предложения как синтаксической структуры и её подструктур (отдельных синтаксических).
Они могут нести употребление значения:
- лексическое, выражающее слово;
- конструктивное;
- объединяющее всё предложение;
- присоединяющее к слову;
- изолированное.
Есть разные способы связать слова. Чтобы предложения были последовательными и понятными, независимые части речи принимают необходимую форму. Например: «мы, радость, делаем, это, команда» или «мы с радостью делаем это в команде». В первом случае может употребляться и писаться набор слов, которые не связаны друг с другом и поэтому составляют бессмысленное перечисление, во второй части речь изменилась, идея изложена чётко, способствовала пониманию.
В языках, у которых не имеется падежей, есть альтернативы. Они показывают на значимость установленных слов. В частности, они указывают порядок в предложении, применение предлогов. Именительный представляется самостоятельным в русском языке, потому что он не выражает взаимоотношения между словами. Все другие случаи именуются косвенными, и с помощью них выражается взаимосвязанность между словами в установленной фразе либо предложении.
Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от иного. Эта группа осуществляет большую функцию и демонстрирует положение, сообщает, является ли оно главным либо зависимым. Это эпизоды, что демонстрируют зависимое положение одного сочетания слов от иного. Нужно знать, как определить косвенный падеж. Прямой падеж — слова именительного склонения, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Прочие именуются непрямыми и предполагают отклонения от прямой правильной формы фразы.
Традиционно значения формируются вопросами, что задаются. Это так называемые предметные вопросы косвенных падежей. Этот способ является самым простым, однако в то же время имеет ряд минусов. Один из них является то, что он не поможет разграничить отдельные формы слов, которые имеют похожие вопросы.
Синтаксическая роль второго косвенного падежа может быть установлена как среднее между предназначением основы и смыслом каждого вторичного члена предложения. Однако подобные установки были утеряны, и взамен второго падежа начали применяться предикативные существительные и прилагательные.