Винительный падеж существительных

Характеристика винительного падежа

Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:

Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».

Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».

Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».

Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:

  1. (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
  2. (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.

Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):

  1. «в»;
  2. «про»;
  3. «за»;
  4. «на»;
  5. «через».

Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:

  1. Первое склонение: «-ю», «-у».
  2. Второе склонение: «-я», «-а».
  3. Третье склонение: нулевое окончание.

На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.

Винительный падеж против дательного

Ключевое различие между винительным и дательным падежами — это то, на чем они сосредоточены в предложении. В английском языке в основном четыре падежа. Это именительный падеж, винительный падеж, дательный падеж и родительный падеж. Именительный падеж относится к предмету предложения. Винительный падеж относится к прямому объекту предложения. Дательный падеж относится к косвенному объекту предложения. Наконец, родительный падеж относится к притяжательному. Из самого этого простого объяснения совершенно ясно, что винительный и дательный падежи относятся к двум совершенно разным падежам. Винительный падеж фокусируется на прямом объекте, тогда как дательный падеж фокусируется на косвенном объекте. В этой статье давайте подробнее рассмотрим различия между этими двумя случаями.

Что такое падежи существительных?

В сво­ей речи мы назы­ва­ем пред­ме­ты, явле­ния, их при­зна­ки и дей­ствия. Для это­го слу­жат сло­ва раз­ных частей речи. Оглянемся вокруг и назо­вем пред­ме­ты, кото­рые видим: дос­ка, окно, дверь. Каждое сло­во име­ет своё имя. Но это отдель­ные наиме­но­ва­ния и ниче­го боль­ше. Чтобы сооб­щить что-то, свя­зать­ся воеди­но, сло­ва долж­ны подру­жить­ся меж­ду собой, при­спо­со­бить­ся друг к дру­гу, то есть изме­нить свою фор­му по отно­ше­нию к дру­гим словам.

Понаблюдаем:

Имя суще­стви­тель­ное «дос­ка», кото­рое меня­ет свою грам­ма­ти­че­скую фор­му, исполь­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния пред­ме­та в раз­лич­ной рече­вой ситуации.

В этом пред­ло­же­нии речь идет о солн­це, кото­рое на небе закры­ла тём­ная туча. В нем упо­треб­ля­ет­ся три име­ни суще­стви­тель­ных, кото­рые выпол­ня­ют раз­ную роль и име­ют раз­лич­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, или, как гово­рят в нау­ке о язы­ке, падеж. В пред­ло­же­нии и сло­во­со­че­та­нии грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен суще­стви­тель­ных выра­жа­ет­ся с помо­щью кате­го­рии падежа.

Каждое сло­во этой части речи пред­став­ле­но в такой падеж­ной фор­ме, кото­рая поз­во­ля­ет соста­вить закон­чен­ную мысль, сооб­щить какую-то инфор­ма­цию собеседнику:

  • (что?) солн­це;
  • спря­та­лось (на чём?) на небе;
  • спря­та­лось (за чем?) за тучей.

Если вер­нуть сло­вам «в небе», «за тучей» их началь­ную фор­му «небо», «туча», то пред­ло­же­ние рас­сып­лет­ся, как пес­ча­ный за́мок, и связ­ное выска­зы­ва­ние не полу­чит­ся. Значит, сло­ва необ­хо­ди­мо поста­вить в падеж­ную фор­му, что­бы мож­но было с их помо­щью выра­зить свою мысль.

ОпределениеПадеж суще­стви­тель­ных — это фор­ма имен, выра­жа­ю­щая их грам­ма­ти­че­скую и смыс­ло­вую связь в сло­во­со­че­та­нии или в предложении.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, каж­дый из кото­рых име­ет своё наименование:

  • име­ни­тель­ный падеж;
  • роди­тель­ный падеж;
  • датель­ный падеж;
  • вини­тель­ный падеж;
  • тво­ри­тель­ный падеж;
  • пред­лож­ный падеж.

Какие предлоги употребляются

Слова этой формы сочетаются со многими сложными и простыми намерениями. В сочетании с такими предлогами, как with, in, in, in и believe (simple), слово определяет значение. Она может определяться целью, причиной, временем, природой, ситуацией и т.д. Помимо простого намерения, такие слова могут иметь совершенно разные значения, например, собирать ягоды, купаться в реке или играть в прятки. Другими словами, они имеют объективное значение. Слова также могут означать ввод информации.

В случае полных предложений с простым смыслом словосочетания могут иметь совершенно разные значения. Например, словосочетание имеет пропозициональное значение (награда за участие). Предложения также могут быть расширены (школа недалеко от дома, скоро летние каникулы). Вместе с интенцией ‘down’ и ‘for’ оно выражает неверный факт (she is in her twenties or thirties).

Кроме того, он сочетается с намерением, которое по своей сути является сложным (игнорировать через 24 часа).

Окончания винительного падежа существительных

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти суще­стви­тель­но­го и его при­над­леж­но­сти к опре­де­лён­но­му скло­не­нию в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа сло­ва име­ют харак­тер­ные окон­ча­ния.

1 скло­не­ние

Существительные пер­во­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой име­ют окон­ча­ния -у/-ю в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла:

  • вижу (кого?) собак у , Мит ю
  • вижу (что?) сосн у , башн ю

В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ния вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ют у оду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных, у неоду­шев­лен­ных — вини­тель­но­го и име­ни­тель­но­го паде­жа:

  • в.п. корм­лю (кого?) собак — р.п. лай (кого?) собак
  • в.п. вижу (что?) сосн ы — и.п. сосн ы рас­тут

2 скло­не­ние

Для оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в един­ствен­ном чис­ле харак­тер­но окон­ча­ние -а/-я, во мно­же­ствен­ном -ей, -ов/-ев

  • узнаю (кого?) друг а , друз ей
  • позо­ву (кого?) мат­рос а , мат­рос ов
  • знаю (кого?) гени я , гени ев
  • вижу (кого?) мед­вед я , мед­вед ей

Неодушевленные суще­стви­тель­ные име­ют нуле­вое окон­ча­ние в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, а во мно­же­ствен­ном чис­ле — -а/-я, -ы/-и

  • видим (что?) лист , листь я
  • вижу (что?) про­вод , про­вод а
  • стро­им (что?) мост , мост ы
  • кру­чу (что?) обруч , обруч и

Существительные един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода име­ют окон­ча­ние -о/-е, в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла — соот­вет­ствен­но -ых или -а/-я:

  • живот­но е — пасёт (кого?) живот­но е , животн ых
  • крыльц о — стро­им (что?) крыльц о , крыльц а
  • дерев о — поса­дим(что?) дерев о , деревь я

3 скло­не­ние

Существительные жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла тре­тье­го скло­не­ния отли­ча­ют­ся нуле­вым окон­ча­ни­ем, а в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют флек­сии -ей, -и:

  • дочь — вижу (кого?) дочь — дочер ей
  • брешь — закро­ем (что?) брешь — бреш и

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные име­ют сле­ду­ю­щие окон­ча­ния:

  • дитя — вижу (кого?) дит я , дет ей
  • стре­мя — вста­нет (на что?) на стрем я , стре­мен а

Падежные окончания

В аккузативе наблюдаются две особенности:

  1. частичное совпадение с именительным и родительным падежами;
  2. на окончания оказывают влияние род и одушевлённость.
Склонение Род Одушевлённость Единственное число Множественное число
Оконч. Примеры Оконч. Примеры
I м одушевлённые -у (-ю) дедушку дядю нулевое дедушек дядь
ж одушевлённые птицу змею птиц змей
неодушевлённые стену землю -ы (-и) стены земли
II м одушевлённые -а (-я) кота принца селезня -ов (-ев)-ей котов принцев селезней
неодушевлённые нулевое дуб огонь провод тополь -ы (-и)-а (-я) дубы огни провода тополя
ср. одушевлённые -о (-е) существо чудище нулевое существ чудищ
неодушевлённые озеро море -а (-я) озёра моря
III ж одушевлённые нулевое мышь дочь -ей мышей дочерей
неодушевлённые метель ночь метели ночи
Разноскл. м неодушевлённые нулевое путь пути
ср одушевлённые дитя -ей детей
неодушевлённые время времена

Категория одушевлённости существительных определяется по падежным окончаниям винительного падежа (у мужского рода – в обоих числах, у женского – во множественном). Многозначные слова, значения которых отличаются по данной категории, имеют и соответствующие окончания.

  • Девочка причёсывает кукол. (Одуш.)
  • Для передачи наркоторговцу оперативник подготовил куклы. (Неодуш.)
  • На берегу дети ловили крабов. (Одуш.)
  • Добавьте в салат крабы. (Неодуш.)

Какие предлоги употребляются

Такая форма слова совмещается с множеством предлогов
, сложных и простых. В том случае, если слово совмещается с такими предлогами как: с, на, за, в или под (простыми), то оно определяет какое-либо значение. Определение может быть по цели, причине, времени, свойству, состоянию и т.д. В совокупности с простым предлогом, такие слова могут иметь совсем другие значения: собирать ягоды, плыть по реке, играть в прятки и так далее, то есть иметь объективное значние. Также слово может нести в себе восполнение информации.

В случае полных предложений, в которых есть простые предлоги, словосочетания выступают совсем в другом значении. К примеру, словосочетание указывает на предикативное значение (награда за участие). А также может распространять предложение (недалеко от дома — школа; летом наступают долгожданные каникулы.) Вместе с предлогами «под», «за» высказывается неточные факты (ей около двадцати, ему под тридцать).

Еще такие существительные сочетаются с составными предлогами (не обращая внимания на, спустя сутки).

Как ещё можно запомнить падежи русского языка?

Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:

  • Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
  • Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку
  • Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали
  • Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное
  • Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
  • Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить

У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?Родительный — нет (кого? чего?)Дательный — дам (кому? чему?)Винительный — вижу, виню (кого? что?)Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)Предложный — думаю о ком?, о чем?

Для того чтобы  легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:

  • Именительный,  есть ( кивните головой ) кто? что?
  • Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?
  • Дательный, подошёл (пройдите несколько «шагов» по столу двумя пальцами, как маленький человечек) (к) кому? чему?
  • Винительный, вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль) кого? что?
  • Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?
  • Предложный, думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу) о ком? о чём?

Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.

Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.

По условию задачиЕсть мышонок, кот и сыр.И её решеньем будетЗаучить падеж до дыр.

Кто? Конечно кот в засаде.Что? Прекрасен сыр и свеж.Применяется, конечно,Именительный падеж.

Нет кого? Конечно мыши.Нет чего? И сыр исчез!Применяется, конечно, здесьРодительный падеж.

Если б дал кому? МышонкуТот кусочек сыра Васька,Дательный падеж тогда быСтал бы дружным и прекрасным!

Если б котик поделилсяС кем и чем???С мышонком сыром,То творительный падежЗавершился б вкусным пиром.

И кого теперь винить?Мышь? Или что?Кусочек сыра?Нет! Винительный падеж.

Не закончит дело миром!А теперь, куда ж деваться,В падеже предложном котикДумает о чём? О сыре!И урчит пустой животик …

Игра

Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.

Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.

Например: слово КОШКА

  • И.п. В нашей квартире живёт кошка.
  • Р.п. Сегодня во дворе я не видел ни одной кошки.
  • Д.п. Папа купил кошке заводную мышку.
  • В.п. Пора кормить нашу кошку.
  • Т.п. Я горжусь нашей кошкой.
  • П.п. Многие мои одноклассники мечтают о кошке.

Подключить определение падежей можно даже к любой игре. Например, играете с ребёнком в шахматы. Находите слова, в которых удобно потренироваться задавать вопросы и определять падеж: сходил Чем? — конём, съел Что? — пешку и т.д.

Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.

Алгоритм проверок принадлежности к падежу

На основании описанного выше можно описать алгоритм определения принадлежности к падежу:

  1. Определить слово, от которого будет зависеть существительное.
  2. Задать вопрос. Для родительного и винительного падежей можно задать вопрос со вспомогательным глаголом.
  3. Если интересующее слово находится в контексте предложения, произвести разбор предложения. Не обязательно делать полный разбор, достаточно найти предикаты.
  4. Проверить наличие предлогов перед словом. У именительного падежа предлогов нет.
  5. Сравнить окончания, характерные для каждого склонения.

При определении падежа нужно учитывать, что есть ряд слов, которые не склоняются: они в любом падеже будут иметь одну и ту же форму. Пример: кофе, пальто, кино, вино, метро и подобные.

Что обозначает падеж?

Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.

Например:

  • Винительный времени обозначит время уже совершенного действия — «встречаться каждый вторник».
  • Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия — «стоить сто рублей».
  • Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства — «бежать три километра».
  • Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, — «бросить мяч».
  • Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия — «сшить футболку».

Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.

Предлоги винительного падежа

Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным – по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна).

В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села – озеро; в Новый Год творятся чудеса). В паре с предлогами «за» и «под» слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят).

Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день).

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж
упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? — бабушк-а, мастер_, отец_;
  • что? — тишин-а, дом_, счасть-е, радость_.

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Мой брат учит­ся в шестом клас­се.

Вася — мой млад­ший брат.

Родительный падеж

Родительный падеж
кого? чего?

  • нет (кого?) бабушк-и, мастер-а, отц-а;
  • нет (чего?) тишин-ы, дом-а, счасть-я, радост-и.

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся у (чего?) дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, око­ло, мимо
и др.

Например:

Дательный падеж

Дательный падеж
суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушк-е, мастер-у, отц-у;
  • дам (чему?) тишин-е, дом-у, счасть-ю, радост-и.

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

к, бла­го­да­ря, соглас­но, вопре­ки, напе­ре­кор, навстре­чу.

  • Подойти к мате­ри;
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам;
  • идти навстре­чу вет­ру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж
суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк-у, мастер-а, отц-а;
  • вижу (что?) тишин-у, дом_, счасть-е, радость_.

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пла­мя;
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку;
  • вый­ти, несмот­ря
    на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под»
в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

Творительный падеж

Творительный падеж
суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушк-ой, мастер-ом, отц-ом;
  • любу­юсь (чем?) тишин-ой, дом-ом, счасть-ем, радость-ю.

С этим паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

с, над, за, под, перед, меж, меж­ду, в свя­зи с, вме­сте с, соглас­но с;

  • при­е­хать с дру­гом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем;
  • я вме­сте с бра­том;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми.

Предложный падеж

Предложный падеж
суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк-е, о мастер-е, об отц-е;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин-е, о дом-е, о счасть-е, о радост-и.

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Что такое винительный падеж существительных?

Чтобы понять, что такое вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, вспом­ним неко­то­рые важ­ные момен­ты об этой части речи.

Имя суще­стви­тель­ное — это изме­ня­е­мая само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет. Её посто­ян­ным при­зна­ком явля­ет­ся кате­го­рия рода (муж­ско­го, жен­ско­го или сред­не­го), в соот­вет­ствии с кото­рой и харак­тер­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ни­я­ми боль­шин­ство имен суще­стви­тель­ных рас­пре­де­ля­ют по трём основ­ным типам скло­не­ния.

ОпределениеСклонение — это изме­не­ние суще­стви­тель­но­го по паде­жам в фор­ме един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Первое муж­ской -а, -я юношадядя
жен­ский птицаземля
Второе муж­ской нуле­вое отец день
сред­ний -о, -е зерносчастье
Третье жен­ский нуле­вое дочьрожь

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. В систе­ме скло­не­ния суще­стви­тель­ных выде­ля­ют один пря­мой падеж, кото­рый назы­ва­ет­ся име­ни­тель­ным, и пять кос­вен­ных паде­жей.

Рассмотрим один из кос­вен­ных паде­жей. Винительный падеж суще­стви­тель­но­го выра­жа­ет син­так­си­че­скую зави­си­мость сло­ва этой части от гла­го­ла или дру­го­го суще­стви­тель­но­го.

Чтобы обра­зо­вать вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.

Важно!Имена суще­стви­тель­ные быва­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные. К оду­шев­лен­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му от гла­го­ла зада­дим вопрос кого? К неоду­шев­лён­но­му суще­стви­тель­но­му зада­дим вопрос что?

К оду­шев­лен­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му от гла­го­ла зада­дим вопрос кого? К неоду­шев­лён­но­му суще­стви­тель­но­му зада­дим вопрос что?

  • стре­ко­за — вижу (кого?) стре­ко­зу
  • хозя­ин — виню (кого?) хозя­и­на
  • соло­вей — слу­шаю (кого?) соло­вья
  • теп­ло — ощу­щаю (что?) теп­ло

Значения винительного падежа

Винительный падеж суще­стви­тель­ных выра­жа­ет объ­ект­ные и обсто­я­тель­ствен­ные зна­че­ния:

1. обо­зна­ча­ет объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие

  • видим (кого?) зай­ца
  • возь­му с собой (кого?) дру­га
  • верим (во что?) в побе­ду люби­мой коман­ды
  • соби­раю (что?) зем­ля­ни­ку

2. обо­зна­ча­ет направ­ле­ние

  • пой­дем (во что? куда?) в поле
  • ныр­нешь (во что? куда?) в море
  • пере­сту­пить (через что? куда?) через порог

3. выра­жа­ет вре­мя дей­ствия

  • собе­рем­ся (во что? когда?) в среду
  • пере­пи­сы­вать­ся (что? сколь­ко?) неде­лю
  • зво­нить (что? когда?) каж­дое утро

4. образ дей­ствия

  • собрать (во что? как?) в круг
  • посе­ять (во что? как?) в ряд
  • сто­ять (во что? каким обра­зом?) в шерен­гу

и пр.

Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй

  • Если перед вами существительное неодушевленное, просто задайте нужный вопрос (покупаю (что?) кашпо; не вижу (чего?) кашпо
    ). Во втором случае слово стоит в форме родительного падежа.
  • Если вы видите одушевленное существительное 2 склонения мужского рода, поставьте на его место любое слово 1 склонения и следите за окончанием (вижу кабана — вижу лисицу
    : окончание у — родительный); (нет кабана — нет лисицы
    : окончание ы — винительный).
  • Если же вы видите одушевленное существительное во множественном числе, то просто замените его существительным неодушевленным (люблю людей — люблю (что) письма
    — винительный; люблю доброту людей — люблю доброту писем
    — родительный).

Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо
и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.

Винительный падеж используют в сочетаниях слов и предложениях только с глаголами либо с его формами, такими как причастие или деепричастие. А также винительный падеж отвечает на вопросы: «Что?» и «Кого?». Чаще всего он используется как выражение прямого объекта действия: пишу текст, играю в футбол, строю дом и подобные словосочетания. Подробнее о винительном падеже и его отличиях от родительного будет написано в этой статье.

Такой падеж может обозначать абсолютно разные значения
. Винительный:

  1. (Времени) — время действия, которое уже совершено: гулять каждое утро.
  2. (Количества) — количественная сторона отглагольного действия: стоить тридцать рублей.
  3. (Меры) — мера времени или пространства: пройти сто шагов.
  4. (Объекта) — объект, на который направлено действие: открыть дверь.
  5. (Результата) — предмет — результат какого-либо действия: сварить суп.

Если вы запомните вопросы винительного падежа «Кого?» или «Что?», у вас не возникнет трудностей с его определением.

Что такое родительный падеж существительных?

Именительный падеж имени существительного называет предмет или лицо, констатирует его существование в реальности. По принадлежности к определенному роду (мужскому, женскому или среднему) и падежным окончаниям в начальной форме именительного падежа все существительные принадлежат к первому, второму или третьему склонению:

  • (кто?) старшина, тётя, (что?) рука, баня — первое склонение;
  • (кто?) строитель; (что?) ствол, дерево — второе склонение;
  • (кто?) дочь, (что?) брошь — третье склонение.

За именительным падежом, прямо называющим объекты действительности, следует косвенный родительный падеж.

Существительные в форме родительного падежа отвечают на вопросы кого? чего?

Чтобы образовать форму родительного падежа, воспользуемся словами-помощниками «нет» или «не было»:

  • хозяин — не было (кого?) хозяина;
  • земля — нет (чего?) земли.

Каждое существительное в зависимости от типа склонения, а также твёрдой или мягкой основы слова имеет характерные падежные окончания в формах родительного падежа единственного и множественного числа.

Понаблюдаем:

1 склонение

  • р. п. не было (кого?) старшины — старшин
  • р. п. нет (кого?) тёти — тёть

2 склонение

  • р. п. не было (кого?) строителя — строителей
  • р. п. нет (чего?) ствола — стволов
  • р. п.  нет (чего?) дерева — деревьев

3 склонение

  • р. п. голос (кого?) дочери — дочерей
  • р. п. нет (чего?) броши — брошей.

Часто возникают речевые ошибки при образовании формы родительного падежа разносклоняемых существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -мя. В разговорной речи употребляются формы: «нет время», » вождь племя», «человек без имя». Следует учесть, что у разносклоняемых существительных в косвенных падежах появляется формообразующий суффикс -ен-. В форме родительного падежа эти слова имеют окончание -и.

Правильно:

  • время — нет времени;
  • племя — вождь племени;
  • человек без имени.

Родительный падеж имени существительного, сочетаясь с другим существительным, имеет определительное значение, обозначающее принадлежность другому предмету или лицу:

  • голос (чей?) мамы — мамин голос;
  • лапа (чья?) ели — еловая лапа;
  • сообщение (чьё?) папы — папино сообщение.

Предлоги родительного падежа существительных

Родительный падеж имени существительных может быть образован с помощью непроизводных и производных предлогов:

до, от, без, из, для, с, у, из-за, около, мимо, вслед, возле, кроме, вне, ради и пр.

Предлоги уточняют значение формы родительного падежа, называющей объект действия или его отсутствие, время, место и пр.

Примеры

  • остаться до вторника;
  • отплыть от берега;
  • остаться без света;
  • капает с ветки;
  • показаться из-за дома;
  • растет среди поля;
  • пройти мимо здания;
  • остановиться возле калитки.

На какие вопросы отвечают падежи

Термином «падеж» в русском языке обозначается одна из грамматических категорий изменяемых слов. В классической грамматике выделяют 6 падежей:

  • именительный;
  • родительный;
  • дательный;
  • винительный;
  • творительный;
  • предложный.

Изменяясь по падежам, слова образуют словосочетания, формируют законченное предложение. Определить падежную форму слова можно по вопросу и вспомогательному слову.

Имена существительные и некоторые разряды местоимений в форме именительного падежа отвечают на вопросы кто? что? Полные имена прилагательные, притяжательные местоимения и причастия в этой форме отвечают на вопросы какой? (какая?) чей? (чья?)

Данную падежную форму называют начальной формой любой изменяемой части речи. Именительный падеж обозначает независимую позицию слова в синтаксической конструкции. Это прямой падеж, который противопоставлен остальным пяти косвенным падежам. Примеры: Снег (что?) выпал. Папа (кто?) читает газету. Люди (кто?) прогуливались по парку. Я (кто?) закончил обедать. На столе лежала тонкая (какая?) тетрадь.

Имена существительные и местоимения в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего? и служат для выражения субъектных и объектных отношений и значения определения. Словоформы в родительном падеже сочетаются с предлогами из, до, без, около, от, возле. Для определения формы родительного падежа употребляется вспомогательное слово нет (нет кого? нет чего?). Примеры: (у кого?) у брата, (без кого?) без друга, (около чего?) около здания, (из чего?) из бутылки.

Для имён прилагательных, причастий и притяжательных местоимений применяют вопросы какого? какой? каких? чьего? чьей? чьих? Например: возле (какого?) высокого дерева, у (чьего?) моего друга, аромат (каких?) цветущих роз.

Дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему? какому? чьему? Он употребляется как с именными частями речи, так и с глаголами, сочетается с предлогами К и ПО. Используется для выражения следующих значений:

  • субъектного: ученику (кому?) всё понятно, городу (чему?) сто лет;
  • объектного: написать (кому?) подруге, верить (чему?) письму;
  • объектно-обстоятельственного: гулять (по чему?) по лесу, подойти (к чему?) к школе;
  • определительного: памятник (кому?) Чехову, цена (чему?) слову.

Функция винительного падежа – выражение субъектного, объектного и обстоятельственного значения. Его вопросы — кого? что?, он употребляется с предлогами про, на, в, через, на. Примеры: ждать (кого?) учителя, приготовить (что?) ужин, смотреть (на кого?) на сестру, надеяться (на что?) на удачу.

При склонении имён прилагательных следует учитывать одну морфологическую особенность: у прилагательных мужского рода, которые относятся к неодушевлённым существительным, формы именительного и винительного падежей совпадают. Примеры: Интересный роман (Им.п.) захватил моё воображение. Я читаю интересный роман (Вин. п.).

Пример: вижу (какого?) красивого тигра, но вижу (какой?) красивый стул.

Творительный падеж отвечает на вопросы кем? чем? каким? какой? какими? чьим? чьей? чьими? и используется для выражения субъектного, объектного, определительного и обстоятельственного значения. Сочетается с предлогами перед, с, за, между, под, над. Примеры: куплен (кем?) мамой, горжусь (какими?) послушными сыновьями, любуются (каким?) весенним пейзажем, думаю (над чем?) над примером, говорю (с кем?) с ним.

Предложный падеж – это последний из косвенных падежей, который отвечает на вопросы о ком? о чём? о каком? о какой? о каких? о чьём? о чьих? и выражает определительное, объектное или обстоятельственное значение. Он сочетается с предлогами о, об, при, на, в. Примеры: лететь (в чём?) в самолёте, думать (о ком?) о сестре, сидеть на (каком?) мягком стуле.

Для удобства предлагаем вашему вниманию сводную таблицу вопросов, на которые отвечают падежи в русском языке:

Источник статьи: http://russkyaz.ru/slova/padezhi/na-kakie-voprosy-otvechayut-padezhi.html

Как определить падеж

Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:

  • Определить одушевленность/неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
  • Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
  • Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.

Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).

Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».

Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».

Грамматический компонент

Категория падежа — это случай грамматического инфлективного значения, обозначающий различные отношения (существительное, местоимение и числительное, глагол) к другим словам (объектам, явлениям, действиям, состояниям, карточкам и т. д. ), плюс независимую позицию (номинативную) как часть фразы и предложения. Основным средством, позволяющим поставить выражение и определить значение, является выявление окончания, выражающего формальные признаки с учётом предлога.

Нужно понять сложность описания категории, которая связана с тем, что нет единой основы, на которой можно было бы построить классификацию. В существующих описаниях прецедентных систем несколько разных признаков обычно используются для характеристики косвенных падежей.

Структурные окончания словосочетаний не являются словарной характеристикой, а подчёркиваются и используются как неопределённая часть предложения — они появляются в процессе конструирования предложения как синтаксической структуры и её подструктур (отдельных синтаксических).

Они могут нести употребление значения:

  • лексическое, выражающее слово;
  • конструктивное;
  • объединяющее всё предложение;
  • присоединяющее к слову;
  • изолированное.

Есть разные способы связать слова. Чтобы предложения были последовательными и понятными, независимые части речи принимают необходимую форму. Например: «мы, радость, делаем, это, команда» или «мы с радостью делаем это в команде». В первом случае может употребляться и писаться набор слов, которые не связаны друг с другом и поэтому составляют бессмысленное перечисление, во второй части речь изменилась, идея изложена чётко, способствовала пониманию.

В языках, у которых не имеется падежей, есть альтернативы. Они показывают на значимость установленных слов. В частности, они указывают порядок в предложении, применение предлогов. Именительный представляется самостоятельным в русском языке, потому что он не выражает взаимоотношения между словами. Все другие случаи именуются косвенными, и с помощью них выражается взаимосвязанность между словами в установленной фразе либо предложении.

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от иного. Эта группа осуществляет большую функцию и демонстрирует положение, сообщает, является ли оно главным либо зависимым. Это эпизоды, что демонстрируют зависимое положение одного сочетания слов от иного. Нужно знать, как определить косвенный падеж. Прямой падеж — слова именительного склонения, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Прочие именуются непрямыми и предполагают отклонения от прямой правильной формы фразы.

Традиционно значения формируются вопросами, что задаются. Это так называемые предметные вопросы косвенных падежей. Этот способ является самым простым, однако в то же время имеет ряд минусов. Один из них является то, что он не поможет разграничить отдельные формы слов, которые имеют похожие вопросы.

Синтаксическая роль второго косвенного падежа может быть установлена как среднее между предназначением основы и смыслом каждого вторичного члена предложения. Однако подобные установки были утеряны, и взамен второго падежа начали применяться предикативные существительные и прилагательные.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий