Недостатки визуализации данных
Одним из самых больших преимуществ визуализации является ее способность брать большие массивы данных и упрощать их до более простых, понятных терминов. Тем не менее, легко переборщить с этим; попытка взять миллионы строчек данных и сократить их до небольших текстов может привести к неточным выводам, которые могут полностью изменить предположения.
Человеческая ограниченность алгоритмов — это самая большая потенциальная проблема, а также самая сложная. Любой алгоритм, используемый для сведения данных к наглядным иллюстрациям, основан на человеческих данных, а они могут быть ошибочны. Проблема усугубляется тем, что большинство систем визуализации данных внедряются в большом масштабе.
Перебор с визуальными эффектами. Это больше проблема для аудитории, чем для создателей, но эта проблема подрывает потенциальное влияние визуализации в целом
Когда пользователи начинают обращать внимание больше на визуальные элементы, то вас по сути не слушают, а смотрят только на эффекты.
Свойства восприятия информации
Выделяют несколько основных свойств восприятия:
- Предметность (объективация) – образы восприятия соотносятся к предметам и явлениям окружающей действительности. Чаще всего это происходит при помощи движения и осязания, которые выделяют объект как обособленное физическое тело. Лучше всего это происходит в процессе разделения предмета и фона.
- Целостность – процесс обобщения всей получаемой информации как об отдельных качествах объекта, так и целостной его картины. Все эти ощущения складываются в полный образ.
- Структурность (обобщенность) – обратный целостности процесс. В этом случае воспринимаемый объект раскладывается на отдельные детали. Например, музыка складывается из ряда нот в определенной структуре.
- Константность – это относительное постоянство воспринимаемых свойств и качеств объекта вопреки изменению окружающих условий процесса восприятия. Многократность восприятия одного объекта при разных условиях формируют константность его образа. Отсюда форма, размер и цвет предмета остаются постоянными, вне зависимости от угла обзора, освещения, положения и т.п. Все это подтверждает стабильность реального мира.
- Осмысленность – имеется в виду прямая связь мышления и процесса восприятия. То есть предмет подразделяется по каким-то характеристикам к той или иной группе предметов или классу. Сущность объекта четко закрепляется в мозге, складывая целое представление о нем, давая ему название и характерные признаки. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
- Избирательность – необходимые объекты выделяются среди других.
Результатом восприятия является целостный образ, готовая картинка окружающего мира, которые человек формирует из ряда реакций от своих органов чувств.
Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов
По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.
В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.
Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.
Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:
Эксперимент Саноки и Сульмана показал, как цвета влияют на наше визуальное восприятие:
- Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
- Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
- Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между текстом и фоном лендинга повышает способность концентрироваться на его содержании.
- Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.
Иными словами, люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, если она расположена на странице с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех или менее цветов.
Контрастные и гармоничные цветовые сочетания улучшают восприятие и запоминание контента
Твитнуть цитату
Совет: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.
Текст низкой контрастности — веяние моды или убийца юзабилити
Осознанная реальность и предвидение
Посмотрите, ведь даже у многих ясновидящих виды представления информации, которая воспринимается их мозгом, могут кардинально отличаться от всего того, что чувствует или ощущает обычный человек. Многие ученые умы считают, что существует некое вселенское информационное поле, откуда такие люди способны считывать данные о грядущих событиях.
Получается, что все предопределено изначально, а значит, влиять на грядущие события, заложенные в едином информационном поле, человек может весьма условно и относительно. Так и напрашивается вывод, что все мы живем именно в матрице, где каждому уготована своя участь.
Как правильно создать
Теперь перейдём собственно к процессу создания инфографики. Пошагово расписывать не буду, так как это и так понятно. Но расскажу как правильно создать инфографику и основные принципы, которые необходимо учитывать.
1. Правила
Чтобы получить от инфографики ожидаемый эффект нужно в процессе создания соблюдать несколько простых правил, само собой разумеющихся для людей, работающих с графикой, но не всегда очевидных для всех остальных.
- Пронумеруй шаги или покажите элементами (стрелка, линия и так далее) движение для изучения;
- Каждый шаг выделяется отдельно и доносит ТОЛЬКО одну мысль;
- Цветной фон предпочтительнее белого с точки зрения привлечения внимания;
- Используйте корпоративные цвета (если, конечно, они у Вас есть);
- Изображения и пиктограммы должны быть оформлены в одном стиле;
- Не надо “играть со шрифтами”, используйте 1-2 читаемых шрифта;
- Определите формат площадки и проверьте инфографику на соответствие;
Последний пункт надо разобрать чуть подробнее. Например, если речь идёт о соцсетях, то предпочтительнее будет вертикальная вёрстка. Если Вы планируете разместить инфографику на сайте, то стоит подумать о горизонтальном расположении изображения.
То же самое касается и шрифтов, которые должны хорошо читаться с экранов мобильных устройств.
2. Принципы
Итак, с правилами вроде разобрались, теперь расскажу Вам про три основных принципа, которые стоит учесть при создании инфографики.
Принцип 1: ничего лишнего
Помните: инфографика — это месседж
Поэтому важно уже на первоначальном этапе выделить основную мысль, которую Вы будете транслировать аудитории
В этом деле хорошо помогает чёткий и понятный заголовок, точно отражающий содержимое. Избавляйтесь от лишнего.
Принцип 2: определите цель
Задайте себе вопрос: как пользователь должен реагировать на инфографику? Она должна развлекать его? Рассказывать о преимуществах Вашего бизнеса? Может быть, даже продавать какой-то конкретный товар или услугу?
В ответе на эти вопросы в первую очередь должно помочь определение Вашей целевой аудитории.
Принцип 3: проверяйте данные
Дизайн дизайном, но сначала нужно проверить цифры и данные, которые собираетесь использовать. Если, конечно, Вы не хотите, чтобы Ваша инфографика разошлась по сети в качестве примера некомпетентности или откровенного вранья.
Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену
Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?
Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.
Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):
«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».
Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.
В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.
Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.
Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.
Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:
Авторы исследования также изучили диапазон отклонений с помощью следующих образцов:
Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?
- Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
- Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
- В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.
Совет: используйте подходящие иконки и изображения на лендинге для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.
Все, что вам нужно знать о визуальном восприятии и дизайне сайтов
Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену
Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?
Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.
Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):
«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».
Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.
В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.
Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.
Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.
Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:
Авторы исследования также изучили диапазон отклонений с помощью следующих образцов:
Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?
- Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
- Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
- В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.
Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.
Кодированная компьютерная информация
Если рассматривать современные компьютерные системы, в них виды информации и их представление в двоичном коде играют первостепенную роль.
Принципиально все сводится только к тому, что компьютеры распознают лишь запросы и ответы в виде нуля и единицы. Это можно еще трактовать как отрицательный или положительный ответ на подаваемый запрос или трактовку ответа подтверждения как «правда» или «ложь» (true или false). Собственно, именно на таких запросах изначально строились все компьютерные системы.
Даже команды условий и создания разветвлений в процессах типа «если, то» все равно строятся на утверждении или отрицании, после выполнения которых осуществляется переход к определенному действию.
Тут стоит отметить и тот факт, что, например, кодированная двоичная информация была отправлена на платиновом диске в просторы Космоса с миссией «Вояджер». Что самое интересное (Национальное аэрокосмическое агентство США об этом почему-то предпочитает умалчивать): почти точная копия послания была получена в виде рисунка на пшеничном поле, сделанного неизвестным нам способом (как, впрочем, и все остальные, включающие изначально появившиеся круги на полях).
К сожалению, такие типы информации мы пока расшифровать не можем, ведь они относятся одновременно и к визуальным, и к числовым, и к кодированным, и даже к физическим явлениям изменения структуры растений способом, нам не то что не понятным, а не знакомым вообще. С точки зрения наших знаний, это невозможно изначально по природе своей.
3 дополнительных метода визуализации данных
Блок-схемы
Особенность этого вида – в том, что каждая точечная информация (в данном случае это обычно процесс или алгоритм) какой-либо последовательности отображается знаками (пиктограммами) или блоками с ними либо текстом.
Используются, например, для визуализации последовательности действий – т. н. дорожных карт. Блок-схемы также очень хорошо представляют иерархии: организационную структуру корпорации (одновременно можно отследить не только подчиненность, но и особенности документооборота или коммуникативную систему и др.), генеалогическое древо (представляющее и основные характеристики каждого субъекта) и т. п.
Таблицы и матрицы
Основное требование к этим видам – понятность схемы с первого взгляда и легкость восприятия данных
Поэтому при визуализации данных в таблице и матрице нужно обращать особое внимание на обоснованность, оптимальность количества строк и столбцов
Таблицы и матрицы
Таблицы – это двухмерная визуализация данных (как и, например, двуосный график) – по столбцам и по строкам, где на их пересечениях представлены показатели.
Особенность матриц в том, что она часто состоит из групп строк/столбцов, при этом если их количество одинаково, то вид называется квадратной матрицей, если чего-либо больше – прямоугольной.
Часто эти визуалы дополняют другие виды. Например, в BI-системах (Business intelligence) матрицы позволяют лучше, полнее провести анализ данных (иногда их соотносят по эффективности с визуализацией данных в сводных Excel-таблицах). При представлении материала на дашборде оба эти вида часто используют для отражения независимых характеристик, параметров.
Инфографика
Зачастую этот вид подачи информации путают с визуализацией, что в корне неверно. Основное отличие – в цели и, соответственно, используемых способах представления материала. Для инфографики главное – понятно и оперативно донести информацию до потребителя (это позволяют сделать пиктограммы, рисунки, графики, схемы и сам текст). А сверхзадача визуализации массива данных – подать их так, чтобы они были оптимально представлены именно для аналитического взгляда, для их исследования. Таким образом, инфографика может быть ее частью, но не наоборот.
Тип восприятия и обучаемость
Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.
Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.
Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.
Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.
Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.
Программа для создания инфографики #7: Infogram
Сервис Infogram основном посвящен визуализации данных.
Функции
1. Визуальные ресурсы
Infogram предлагает иконки от The Noun Project, GIF-файлы и стикеры от GIPHY, а также набор форм. Нет доступных иллюстраций или анимации.
Создайте собственную инфографику!Регистрация
2. Визуализация данных
Как и ожидалось, Infogram предлагает большой выбор диаграмм. Некоторые из них отличаются от других инструментов инфографики, особенно древовидные диаграммы и облака слов.
Данные можно добавлять вручную или импортировать из баз данных SQL и файлов CSV.
4. Интерактивность
Этот инструмент для создания инфографики предлагает «Выноски». Это интерактивные функции для создания ссылок между слайдами и гиперссылок на внешние сайты.
5. Элементы
Редактор Infogram также предлагает элементы стиля блока контента в разных стилях. Двумя самыми популярными в их коллекции являются блок-схемы, временные шкалы и диаграммы.
Стоимость
Бесплатный план имеет доступ ко всем интерактивным графикам и другим элементам в редакторе. Кому-то достаточно попробовать инструмент и посмотреть, подходит ли он ему.
- План Pro предлагает премиальные шаблоны и до 100 проектов за 19 долларов в месяц.
- Бизнес-план предлагает до 1000 проектов и бренд-кит за 67 долларов в месяц.
- План Team предлагает совместную работу в режиме реального времени и аналитику взаимодействия за 149 долларов в месяц.
- Цены на корпоративные планы обсуждаются по запросу.
Кому подойдет Infogram
Infogram — идеальный инструмент инфографики для тех, кто хочет создавать инфографику из наборов данных.
Эти пользователи, скорее всего, являются маркетологами, владельцами бизнеса, предпринимателями, профессионалами в области анализа данных и т.п. Infogram также является хорошим выбором для студентов высших учебных заведений.
Удивительная информативная и красивая инфографика
- Готовые дизайнерские шаблоны инфографики
- Десятки диаграмм, графиков и инструментов для работы с данными
- Готовые блоки контента для легкой работы
Роль в общении
Типы восприятия информации также влияют на то, как лучше всего общаться с человеком, чтобы он вас слушал. Для изображений очень важна внешность собеседника
Малейшая небрежность в одежде может отогнать его, после чего совершенно неважно, что он скажет
При разговоре с визуалом нужно обращать внимание на выражения лица, быстро говорить с помощью жестов и подкреплять разговор схематическими рисунками
В разговоре с одитором должны быть близкие ему слова («послушай меня», «выглядит заманчиво», «много говорит»). Восприятие информации аудитором-человеком во многом зависит от того, как говорит собеседник. Тембр голоса должен быть спокойным и приятным. Если вы сильно простудились, лучше отложить важный разговор с одитором. Эти люди также не терпят резких нот в голосе.
Переговоры с кинестетическим средством следует проводить в помещении с комфортной температурой воздуха и приятным запахом. Этим людям иногда необходимо прикоснуться к собеседнику, чтобы они лучше понимали то, что слышат или видят. Не ждите, что кинестетик быстро примет решение сразу после разговора. Ему нужно время, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.
Диалог с сдержанным должен строиться по принципу рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для сдержанных понятнее язык цифр.
Текст-повествование
Содержит информацию, на рисунке изображаемую линией времени (перечисление этапов, событий во времени, последовательности действий, хода работы и т.п.). Графика помогает ответить на вопросы «Когда это произошло? Что было до, а что после? Из каких этапов состоит процесс?».
События на линии времени располагаются аналогично порядку чтения текста, то есть слева направо. Слева принято изображать прошлое или начало действия, а справа — будущее или результат. То же правило относится к изображению движения: линия из левого верхнего угла в правый нижний передает нисходящее движение и спад, противоположная композиция (из левого нижнего в правый верхний угол) — восходящее движение и развитие, активность. Движение справа налево — уход, возвращение, отбытие, движение назад.
Как считывается направление движения в графике
В следующем примере история Apple iMac начинается слева и продолжается вправо. Аналогично в линии времени запуска спутников NOAA-N начинается с 1978 года и заканчивается в 2002-м.
Timeline of the product Apple iMac / Giulia Piccoli Trapletti, DensityDesign Research Lab (CC-BY-SA 4.0): commons.wikimedia.org/wikiGraphic of operational life of various satellites of the NOAA-N design / National Oceanic & Atmospheric Administration (NOAA) (Public domain)
В объясняющей инфографике популярной формой линии времени является процесс, разбитый на шаги или этапы. Это вовлекает в своеобразную игру и помогает понять алгоритм действий.
Графическая информация
Графическая информация — это информация, представленная в виде картин, чертежей, рисунков, фотографий. Графическая форма дала возможность хранить сведения об окружающем мире. Первые наскальные рисунки древности являются примером такого вида информации. Пещерная живопись является источником ценных сведений для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности. На них переданы в виде картинок подробности об истории изучаемой местности.
Известно, что человек воспринимает 80 % информации с помощью органов зрения. Поэтому графическая форма представления так популярна. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
По мнению американских ученых, лучше всего запоминается информация, находящаяся в правом верхнем углу области печати и меньше всего схватывается информация из левого нижнего угла.
Рис. 3. Наскальные рисунки пещеры Альтамира.