Кого еще не призывают?
В пресс-службе Минобороны РФ сообщили, что граждане России, состоящие на воинском учете по месту жительства и проходящие первичное обучение в российских вузах на очных, очно-заочных и вечерних отделениях, на службу в рамках частичной мобилизации не призываются, передает «Петербургский дневник».
Также к мобилизации не будут привлекать специалистов IT, связи и медиа.
Это сотрудники:
– аккредитованных ИТ-компаний, задействованные в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации ИТ-решений (программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов) или задействованные в обеспечении функционирования информационной инфраструктуры;
– операторов связи, задействованных в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования отдельных сооружений связи, средств связи и линий связи сети связи общего пользования, а также центров обработки данных;
– зарегистрированных СМИ, радиовещателей, телевещателей, включенных в перечень системообразующих, задействованные в производстве и распространении информационной продукции.
Минцифры назвало специальности, освобожденные от частичной мобилизации
Минцифры России опубликовало список из 195 специальностей из сферы IT и связи, которые дают освобождение от частичной мобилизации. Все они основаны на высшем образовании. Об этом сообщают в Telegram-канале министерства.
Список специальностей составлен на основе предложений от отраслевых ассоциаций и системообразующих компаний. В него вошли специальности, добавленные в 2013 году и те, которые ранее относились в сфере связи. Полный список опубликован на сайте Минцифры РФ.
«Цифровые сервисы проникают во все значимые сферы жизни и отрасли экономики, поэтому зачастую разработка для них ИТ-решений невозможна без привлечения отраслевых специалистов. Успешное развитие высокотехнологичных компаний невозможно и без квалифицированных управленческих кадров», — сообщается в Telegram-канале министерства.
По сообщению министерства, наличие высшего образования по ключевой специальности и работа в сфера IT и связи сами по себе не дают освобождение от мобилизации. Необходимо также выполнять «критически важные функции» в организации.
Что нужно взять с собой в военкомат для отправки на сборы?
Получившему повестку, для того чтобы прийти в военкомат, достаточно взять с собой военный билет и паспорт. В военном комиссариате расскажут о дальнейших действиях, пишет Amic.
Если военно-врачебная комиссия признает резервиста годным для мобилизации, ему предстоит отправиться для обучения в части, расположенные внутри РФ. Мобилизованным государство предоставит на этот период обмундирование. Но можно захватить с собой для периода слаживания следующие вещи:
— зубная паста и щётка;
— мыло в мыльнице;
— бритвенные принадлежности, крем для бритья и средство после бритья;
— твёрдый дезодорант;
— не возбраняется взять и щипчики для ногтей;
— смену белья.
Более 1500 заявок на отсрочку подали сотрудники IT и телеком-компаний
В Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщили, что в течение первого дня работы на портале «Госуслуги» формы подачи списков сотрудников IT и операторов связи, подходящих под критерии отсрочки от частичной мобилизации, россияне подали более 1 500 заявлений.
«С момента запуска специального сервиса на «Госуслугах» специалисты ИТ- и телеком-компаний успешно подали уже более 1 500 заявлений на отсрочку в рамках частичной мобилизации», — сообщили в Минцифры. Источник
предыдущая статья
Правописание слова
В русском языке существуют слова с чередующимися гласными –е и –и. В этот список входят корни -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир- и не только. Как правило, для проверки безударных гласных в корне слова применяют такой способ – подбирают однокоренное слово, где корневая гласная стоит под ударением. Так и происходит проверка.
В словах с чередующимися гласными все по-другому. На первый взгляд может показаться, что смена гласных букв в словах происходит непоследовательно и не подчиняется никакому правилу. Но это не так. Правописание корней с чередованием гласных зависит от того, какая гласная стоит сразу после корня. Если после корня стоит суффикс –а, то в корне пишется гласная –и. Например, забирать или забираю. В остальных случаях пишется корень –бер. Например, заберу, заберет, заберут.
Для наглядности разберем глагол «заберу» по составу. «За» — приставка, «бер» — корень, «у» — окончание. Никакой гласной –а после корня, значит пишем корневую гласную –е.
Примеры предложений
- Ты заберешь уведомлением сама?
- Он заберет Олега по пути домой.
- Сегодня я заберу дочку из сада, и мы пойдем гулять в парк.
- Вы заберете эту статую для реставрации?
- Забирай сам свои документы из приемной.
- Я заберу только то, что когда-то потеряла.
- Ирина заберет свои поурочные планы у Ольги. Она давала их подруге на выходные.
Правило
Мягкий знак в конце
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Когда закончится мобилизация во Владимирской области
Новые данные на 30 сентября 2022 года. Во Владимирской области в соответствии с мобилизационным планом набрано 90% необходимого личного состава. Александр Авдеев заявил, что большинство из этих призывников — офицеры.
«Идёт 10-й день призыва. Я трижды побывал в учебном центре в Коврове. Он принимает резервистов в том числе из других субъектов. Инфраструктура не была предназначена для приёма такого большого личного состава. Помогаем военным наладить работу, подготовить центр к увеличению контингента», — подчеркнул глава региона.
Хотя новобранцам выдают обмундирование, его не хватает. Жители и предприниматели во Владимирской области жертвуют дополнительные запасы.
Нужна ли всеобщая мобилизация в России?
Да, нужно призвать более миллиона и больше 9.74%
Нет, это погубит экономику и вызовет протесты 57.17%
Нужно ограничиться частичной мобилизацией 33.09%
Проголосовало: 9830
Правильно
Производные инфинитива «брать»
Беру, бери, берите — так как после корня слова «бер» не следует гласная «а», значит корень пишется через «е». Я беру с собой много вещей. Бери больше теплых вещей, будет холодно. Эти документы берите с собой.
Настоящее время | Повелительное наклонение | |
Я | беру | |
Ты | берёшь | бери |
Он/она | берёт | |
Мы | берём | |
Вы | берёте | берите |
Они | берут |
Производные инфинитива «забрать»
Заберу, забери, заберите — так как после корня слова «бер» не следует гласная «а», значит корень также пишется через «е». Я заеду и заберу свои вещи. Забери свой телефон, его починили. Перед каникулами заберите все свои вещи.
Будущее время | Повелительное наклонение | |
Я | заберу | |
Ты | заберёшь | забери |
Он/она | заберёт | |
Мы | заберём | заберём; заберёмте |
Вы | заберёте | заберите |
Они | заберут |
Производные инфинитива «забирать»
Забирать, забираю, забирай — после корня слова следует гласная «а», значит корень слова, согласно правилу, будет писаться через «и». Не нужно забирать всё, оставьте другим. Я забираю все свое имущество с собой. Забирай свои вещи и уходи.
Настоящее время | Прошедшее время | Повелительное наклонение | |
Я | забираю | забирал; забирала; забирало | |
Ты | забираешь | забирал; забирала; забирало | забирай |
Он/она | забирает | забирал; забирала; забирало | |
Мы | забираем | забирали | |
Вы | забираете | забирали | забирайте |
Они | забирают | забирали |
Значение
«Забирать» тоже слово не из бедных. Его основные значения в русском языке таковы (они же синонимы в соотв. случаях, кроме п. 3):
- Захватывать, приобретать, отнимать, отбирать <из владения, собственности>: «Нет, ты представь себе, эта сутяга забрала-таки у нас две сотки по суду!».
- Доставлять откуда-то к месту назначения: «Ох, заболтались мы с тобой, а мне уж пора Лёшку домой забирать!»
- Поддаваться посторонним влияниям, чаще всего негативным, оказываться под воздействием чего-либо: «А мой вчера про Машеньку и вовсе забыл. До сих пор досада на благоверного забирает». Синонимы «брать», «разбирать».
- Изымать, извлекать, отбирать <из совокупности>, откладывать, отсортировывать: «Вот эти два профиля заберите и замените, они не в размер обрезаны».
- Отклоняться, смещаться, подаваться <в сторону>, рулить, отруливать: «Забирай больше влево, не то вон в той колдобине машина на брюхо сядет!»
- Сминаться, мяться: «Что за кресла в этих автобусах: как ни сиди, а брюки складками забираются».
- Арестовывать, задерживать <силой>, пленить: «Варь, глянь, нашего-то соседушку-дебошира в кутузку забирают!»
- Вербовать <принудительно>, набирать <насильно>: «Во времена, когда на военную службу забирали по призыву, боеспособность армий в мирное время неуклонно падала».
- Заделывать, обшивать (техн.), огораживать (устар.): «Забирать основу кровельного пирога нужно шпунтованной доской гребнями вверх».
***
ПишемПравильно.ру
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Какое правило применяется?
Глагол «забирать» имеет несколько значений, смысл которых – «отчуждать что-либо у кого-то в свою или чью-либо пользу». Чаще слово употребляется в разговорной речи.
Особенным является то, что в словах, где есть корень «-бер-/-бир-», происходит чередование гласных «е» и «и». Выбор гласной при написании однокоренных слов и форм слова с этим корнем зависит от того, какой суффикс следует за корнем. Если в словоформе имеется суффикс «-а-», то корень – «-бир-», если такового суффикса нет, то пишется – «е».
В глаголе, который нас интересует, названный суффикс имеется, следовательно, пишется – забирать.
Примеры предложений
Забирать арестованное имущество приехали приставы и несколько рабочих.
Не надо забирать последнее, что есть у человека, это не гуманно.
Правило
В русском языке имеются так называемые сменные и беглые гласные. Пара «и» – «е» в корнях «бир» и «бер» такой и является. Когда нужно писать ту или другую, определяется суффиксом в слове, см. далее. Правила смены «и» – «е» или их «бегства» таковы:
В глаголах несовершенного вида и во всех их словоформах (причастиях, деепричастиях) с суффиксом «-а-» в корне пишется «и»:
В глаголах совершенного вида и их формах с тем же суффиксом гласная из корня вообще выпадает, от него (корня) остаётся только «-бр-»:
забра́ть, забра́л, забрала́, забра́ло, забра́ли, забра́вший, забра́в,забра́вши, за́бранный.
Во всех остальных случаях пишется корень «бер»:
Обоснование этого правила уходит корнями в глубь веков, к условиям жизни предков славян. Условия обитания определяют в том числе и фонетику (звучание) языка. Самые древние правила значит самые живучие, самые естественные. Отказываться от них всё равно, что от исторической памяти. Конкретнее: высказывания носителей языка, игнорирующих исконные его правила, лишаются выразительности. Отсюда – теряется взаимопонимание и самосознание со всем вытекающим, в котором (вытекающем) рано или поздно не обнаруживается ничего хорошего. В лучшем случае – пустота.
Правильно
Производные инфинитива «брать»
Беру, бери, берите — так как после корня слова «бер» не следует гласная «а», значит корень пишется через «е». Я беру с собой много вещей. Бери больше теплых вещей, будет холодно. Эти документы берите с собой.
Настоящее время | Повелительное наклонение | |
Я | беру | |
Ты | берёшь | бери |
Он/она | берёт | |
Мы | берём | |
Вы | берёте | берите |
Они | берут |
Производные инфинитива «забрать»
Заберу, забери, заберите — так как после корня слова «бер» не следует гласная «а», значит корень также пишется через «е». Я заеду и заберу свои вещи. Забери свой телефон, его починили. Перед каникулами заберите все свои вещи.
Будущее время | Повелительное наклонение | |
Я | заберу | |
Ты | заберёшь | забери |
Он/она | заберёт | |
Мы | заберём | заберём; заберёмте |
Вы | заберёте | заберите |
Они | заберут |
Производные инфинитива «забирать»
Забирать, забираю, забирай — после корня слова следует гласная «а», значит корень слова, согласно правилу, будет писаться через «и». Не нужно забирать всё, оставьте другим. Я забираю все свое имущество с собой. Забирай свои вещи и уходи.
Настоящее время | Прошедшее время | Повелительное наклонение | |
Я | забираю | забирал; забирала; забирало | |
Ты | забираешь | забирал; забирала; забирало | забирай |
Он/она | забирает | забирал; забирала; забирало | |
Мы | забираем | забирали | |
Вы | забираете | забирали | забирайте |
Они | забирают | забирали |
Грамматика
Слово «забирать» переходный глагол несовершенного вида. Состав приставка «за-», корень «-бир-», суффикс (предокончание) «-а-» и глагольное окончание «-ть». Постановка ударения и разделение переносами за-би-ра́ть. Соответствующий глагол совершенного вида «забрать».
Кой-какие пояснения
Переходный значит, что действие совершается субъектом (человеком) над кем-то или чем-то. То есть, мама или няня по её поручению забирает ребёнка. Несовершенный вид глагола значит, что действие или уже ещё не закончено (не совершено), или его только предстоит совершить. А вот если чадо любимое благополучно доставлено домой, то можно вздохнуть с облегчением: ну вот, всё, забрала. Или же персонал садика вздохнёт облегчённо: ну вот, всё, забрала. Чада бывают ещё те.
Суффикс – одна из словообразовательных единиц, частей слова, с помощью которых образуются новые слова. Суффикс это, попросту говоря, приставка позади корня слова. От окончания суффикс отличается тем, что не изменяется при склонении и спряжении. Если исходное слово богатое по смыслу, то приставки, суффикса и окончания бывает недостаточно, чтобы образовать все его формы. Тогда используют составные суффиксы и постфиксы (послеокончания), напр. в слове «увидимся».
Правильно
Производные инфинитива «брать»
Беру, бери, берите — так как после корня слова «бер» не следует гласная «а», значит корень пишется через «е». Я беру с собой много вещей. Бери больше теплых вещей, будет холодно. Эти документы берите с собой.
Настоящее время | Повелительное наклонение | |
Я | беру | |
Ты | берёшь | бери |
Он/она | берёт | |
Мы | берём | |
Вы | берёте | берите |
Они | берут |
Производные инфинитива «забрать»
Заберу, забери, заберите — так как после корня слова «бер» не следует гласная «а», значит корень также пишется через «е». Я заеду и заберу свои вещи. Забери свой телефон, его починили. Перед каникулами заберите все свои вещи.
Будущее время | Повелительное наклонение | |
Я | заберу | |
Ты | заберёшь | забери |
Он/она | заберёт | |
Мы | заберём | заберём; заберёмте |
Вы | заберёте | заберите |
Они | заберут |
Производные инфинитива «забирать»
Забирать, забираю, забирай — после корня слова следует гласная «а», значит корень слова, согласно правилу, будет писаться через «и». Не нужно забирать всё, оставьте другим. Я забираю все свое имущество с собой. Забирай свои вещи и уходи.
Настоящее время | Прошедшее время | Повелительное наклонение | |
Я | забираю | забирал; забирала; забирало | |
Ты | забираешь | забирал; забирала; забирало | забирай |
Он/она | забирает | забирал; забирала; забирало | |
Мы | забираем | забирали | |
Вы | забираете | забирали | забирайте |
Они | забирают | забирали |
Грамматика
Слово «забирать» переходный глагол несовершенного вида. Состав приставка «за-», корень «-бир-», суффикс (предокончание) «-а-» и глагольное окончание «-ть». Постановка ударения и разделение переносами за-би-ра́ть. Соответствующий глагол совершенного вида «забрать».
Кой-какие пояснения
Переходный значит, что действие совершается субъектом (человеком) над кем-то или чем-то. То есть, мама или няня по её поручению забирает ребёнка. Несовершенный вид глагола значит, что действие или уже ещё не закончено (не совершено), или его только предстоит совершить. А вот если чадо любимое благополучно доставлено домой, то можно вздохнуть с облегчением: ну вот, всё, забрала. Или же персонал садика вздохнёт облегчённо: ну вот, всё, забрала. Чада бывают ещё те.
Суффикс – одна из словообразовательных единиц, частей слова, с помощью которых образуются новые слова. Суффикс это, попросту говоря, приставка позади корня слова. От окончания суффикс отличается тем, что не изменяется при склонении и спряжении. Если исходное слово богатое по смыслу, то приставки, суффикса и окончания бывает недостаточно, чтобы образовать все его формы. Тогда используют составные суффиксы и постфиксы (послеокончания), напр. в слове «увидимся».
Полезные материалы по теме
Если вы ищете хороший учебник русского языка, то я вам могу посоветовать вот этот – «Русский язык. Теория». Он хорош тем, что в нем собрана абсолютно вся теория для учеников 5-11 класса. Купите эту книжку, выучите – и всё, больше вам ничего по русскому знать будет не надо.
Если вы учите русский, и все время чувствуете, что вам не хватает практики, могу посоветовать бесплатные тренажеры от Викиум. Эта ссылочка ведет на их общую подборку, там помимо русского есть еще память, мышление и пр. Вам надо кликнуть на вкладочку «Способность к работе с текстом» – там будет только русский. Попробуйте все тренажеры, а потом остановитесь на самых лучших. Они все бесплатные.
Ну а если ни учебник, ни пособия вам не помогают выучить русский язык, остаются только платные курсы. Из дешевых (но хороших) есть курс «Идеальный русский». Он стоит 900 рублей, там теория и тренажеры для ее отработки. Все прочие платные материалы можно посмотреть в моей статье «Курсы русского языка».
Еще я вам очень советую пробежаться глазками вот по этим моим статьям. Они не сложные, читаются очень легко:
- Что такое орфограмма. Короткая статья о тех самых пропущенных буквах, которые нам нужно объяснять на уроках русского.
- Как научиться писать грамотно. В этой статье помимо обычных «теоретических» советов есть много указаний к конкретным действиям. Я надеюсь, статья поможет вам в короткий срок повысить уровень грамотности.
- Что изучает орфография. Это наука о правописании слов. Я подробно рассказываю о ней в статье и даю рекомендации о быстром освоении орфографии русского языка.
- Что такое пунктуация. Аналогичная статья, но уже о том, как ставить запятые и другие знаки.
Вот, как-то так. Очень надеюсь, что что-то из этих полезностей вам поможет.
Грамматика
Слово «забирать» переходный глагол несовершенного вида. Состав приставка «за-», корень «-бир-», суффикс (предокончание) «-а-» и глагольное окончание «-ть». Постановка ударения и разделение переносами за-би-ра́ть. Соответствующий глагол совершенного вида «забрать».
Кой-какие пояснения
Переходный значит, что действие совершается субъектом (человеком) над кем-то или чем-то. То есть, мама или няня по её поручению забирает ребёнка. Несовершенный вид глагола значит, что действие или уже ещё не закончено (не совершено), или его только предстоит совершить. А вот если чадо любимое благополучно доставлено домой, то можно вздохнуть с облегчением: ну вот, всё, забрала. Или же персонал садика вздохнёт облегчённо: ну вот, всё, забрала. Чада бывают ещё те.
Суффикс – одна из словообразовательных единиц, частей слова, с помощью которых образуются новые слова. Суффикс это, попросту говоря, приставка позади корня слова. От окончания суффикс отличается тем, что не изменяется при склонении и спряжении. Если исходное слово богатое по смыслу, то приставки, суффикса и окончания бывает недостаточно, чтобы образовать все его формы. Тогда используют составные суффиксы и постфиксы (послеокончания), напр. в слове «увидимся».
Значение
«Забирать» тоже слово не из бедных. Его основные значения в русском языке таковы (они же синонимы в соотв. случаях, кроме п. 3):
- Захватывать, приобретать, отнимать, отбирать : «Нет, ты представь себе, эта сутяга забрала-таки у нас две сотки по суду!».
- Доставлять откуда-то к месту назначения: «Ох, заболтались мы с тобой, а мне уж пора Лёшку домой забирать!»
- Поддаваться посторонним влияниям, чаще всего негативным, оказываться под воздействием чего-либо: «А мой вчера про Машеньку и вовсе забыл. До сих пор досада на благоверного забирает». Синонимы «брать», «разбирать».
- Изымать, извлекать, отбирать , откладывать, отсортировывать: «Вот эти два профиля заберите и замените, они не в размер обрезаны».
- Отклоняться, смещаться, подаваться , рулить, отруливать: «Забирай больше влево, не то вон в той колдобине машина на брюхо сядет!»
- Сминаться, мяться: «Что за кресла в этих автобусах: как ни сиди, а брюки складками забираются».
- Арестовывать, задерживать , пленить: «Варь, глянь, нашего-то соседушку-дебошира в кутузку забирают!»
- Вербовать , набирать : «Во времена, когда на военную службу забирали по призыву, боеспособность армий в мирное время неуклонно падала».
- Заделывать, обшивать (техн.), огораживать (устар.): «Забирать основу кровельного пирога нужно шпунтованной доской гребнями вверх».
Источник статьи: http://pishempravilno.ru/zabirat/
Сколько резервистов уже были мобилизованы в России
21 сентября 2022 года министр обороны РФ Шойгу объявил о начале частичной мобилизации в России, которая должна охватить около 300 000 человек. Сколько уже солдат отправились на службу?
Согласно информации gogov.ru, на данный момент ситуация выглядит следующим образом:
- На 22 сентября было известно, что в военкоматы добровольно прибыли более 10 000 человек.
- По словам Кадырова, Чеченская республика за весь период СВО уже перевыполнила план призыва военнослужащих на 254%, но конкретных цифр названо не было.
- В Приморье на пункты сбора в военкоматы прибыло более 1,1 тыс. граждан, а всего планируется мобилизовать более 7,7 тыс. человек, заявил военный комиссар края.
- В Пензенской области на 23 сентября выдали уже более 80% повесток в рамках полученного для региона мобилизационного задания. Пока никто не мобилизован. Более 100 добровольцев пришли в военкомат.
- Из Якутии должны мобилизовать 3300 человек, сообщил глава Вилюйского улуса Сергей Винокуров в эфире радиостанции «Вилюй ФМ».
- В Вологодской области будет призвано более 2500 человек.
- Из Кинешмы и Кинешемского района Ивановоской области мобилизуют 300 человек.
- Свыше 2,5 тысяч жителей Калужской области могут попасть под частичную мобилизацию
- В Мурманской области призовут порядка 1 тыс. человек.
- В Набережных Челнах (Татарстан) планируют отправить 1200 человек.
- На Ямале мобилизации подлежат 920 человек. Из Ноябрьска мобилизации подлежит 350 человек, из Нового Уренгоя и Надымского района — по 250 человек, из Пуровского района и Салехарда — по 50 человек, из Губкинского и Лабытнанги — по 30, из Приуральского района — 10.
- В Тутаевском районе Ярославской области мобилизации подлежат около 400 человек.
- В Брянске и области собираются мобилизовать 1500 человек, пишет Mash.
- В Астраханской области более 1000 человек получили повестки на мобилизацию.
Что нужно взять с собой в военкомат для отправки на сборы?
Получившему повестку, для того чтобы прийти в военкомат, достаточно взять с собой военный билет и паспорт. В военном комиссариате расскажут о дальнейших действиях, пишет Amic.
Если военно-врачебная комиссия признает резервиста годным для мобилизации, ему предстоит отправиться для обучения в части, расположенные внутри РФ. Мобилизованным государство предоставит на этот период обмундирование. Но можно захватить с собой для периода слаживания следующие вещи:
— зубная паста и щётка;
— мыло в мыльнице;
— бритвенные принадлежности, крем для бритья и средство после бритья;
— твёрдый дезодорант;
— не возбраняется взять и щипчики для ногтей;
— смену белья.
Рифма к слову забира́ю
- преобладаю
- помогаю
- вылезаю
- впадаю
- намекаю
- питаю
- разбросаю
- выпиваю
- качаю
- выпадаю
- напугаю
- шагаю
- убегаю
- узнаю
- погибаю
- скучаю
- трамваю
- вырастаю
- вздыхаю
- привыкаю
- мелькаю
- махаю
- лишаю
- отступаю
- сверкаю
- выступаю
- ругаю
- протекаю
- киваю
- нарастаю
- угадаю
- опоздаю
- урожаю
- воспитаю
- прибегаю
- проникаю
- пропадаю
- возникаю
- раю
- сажаю
- выезжаю
- вытекаю
- посчитаю
- избегаю
- пребываю
- пропускаю
- угрожаю
- почитаю
- засыпаю
- читаю
- покидаю
- ломаю
- осознаю
- проиграю
- сломаю
- рассуждаю
- оправдаю
- пожелаю
- пугаю
- пообещаю
- успеваю
- играю
- видаю
- летаю
- возрастаю
- испытаю
- пострадаю
- помешаю
- уезжаю
- бросаю
- вдыхаю
- вспоминаю
- встречаю
- выбираю
- забываю
- закрываю
- замечаю
- ласкаю
- располагаю
- наблюдаю
- начинаю
- обещаю
- обнимаю
- обожаю
- ожидаю
- открываю
- отпускаю
- отрицаю
- ощущаю
- переживаю
- совпадаю
- получаю
- понимаю
- посвящаю
- приглашаю
- принимаю
- продолжаю
- прощаю
- скрываю
- собираю
- убиваю
- уважаю
- поймаю
- наседаю
- отсчитаю
- подвываю
- обуздаю
- досаждаю
- высыхаю
- залетаю
- запричитаю
- приласкаю
- перелетаю
- обласкаю
- исчезаю
- накачаю
- распластаю
- бываю
- натаскаю
- завываю
- повелеваю
- вызреваю
- вбегаю
- прилипаю
- посягаю
- обломаю
- заболеваю
- отдыхаю
- паю
- раскопаю
- побросаю
- затолкаю
- иссякаю
- унываю
- набухаю
- изнываю
- полегчаю
- оттаю
- заскучаю
- проживаю
- догораю
- громыхаю
- одичаю
- повисаю
- отъезжаю
- задолжаю
- убываю
- постираю
- закатаю
- растерзаю
- проистекаю
- побываю
- отлетаю
- умираю
- накатаю
- засверкаю
- разузнаю
- закипаю
- помотаю
- чихаю
- опадаю
- понаблюдаю
- езжаю
- прорастаю
- откопаю
- наступаю
- выплываю
- совладаю
- намотаю
- пинаю
- тикаю
- взломаю
- подметаю
- припадаю
- оседлаю
- замелькаю
- приседаю
- достигаю
- чаю
- стихаю
- изнемогаю
- влетаю
- перетекаю
- созреваю
- поживаю
- съезжаю
- обругаю
- отыграю
- раскидаю
- https://rifme.net/
- вступаю
- щипаю
- обмотаю
- вкопаю
- напираю
- зарыдаю
- порхаю
- начертаю
- ослабеваю
- уплываю
- замолкаю
- утихаю
- рассчитаю
- застреваю
- слезаю
- подорожаю
- долетаю
- насчитаю
- назреваю
- впитаю
- набросаю
- набегаю
- вымираю
- причитаю
- прочитаю
- произрастаю
- дочитаю
- полистаю
- благоухаю
- переиграю
- отпадаю
- полыхаю
- обрастаю
- налетаю
- запоздаю
- обыграю
- страдаю
- увенчаю
- спадаю
- выползаю
- моргаю
- увидаю
- запугаю
- умолкаю
- караю
- предугадаю
- сметаю
- подпадаю
- мечтаю
- восседаю
- отвечаю
- закиваю
- утопаю
- застываю
- хромаю
- замотаю
- наезжаю
- загораю
- подбегаю
- заседаю
- запиваю
- попадаю
- помираю
- подобаю
- перемешаю
- разъезжаю
- расцветаю
- опознаю
- поспеваю
- поболтаю
- сосчитаю
- заезжаю
- угасаю
- приезжаю
- затихаю
- сыграю
- надоедаю
- закопаю
- зачитаю
- блуждаю
- замерзаю
- нависаю
- метаю
- овладеваю
- залезаю
- просчитаю
- сгораю
- покупаю
- подступаю
- остываю
- замешаю
- лаю
- пытаю
- зашагаю
- катаю
- сползаю
- слетаю
- въезжаю
- вещаю
- поступаю
- деваю
- перечитаю
- внимаю
- перепугаю
- замахаю
- поломаю
- зеваю
- сыпаю
- выбегаю
- взираю
- мотаю
- мешаю
- мигаю
- истекаю
- голодаю
- влезаю
- витаю
- взываю
- увязаю
- пренебрегаю
- ускользаю
- пересчитаю
- стекаю
- признаю
- оседаю
- закупаю
- заиграю
- разгадаю
- всплываю
- пролетаю
- разыграю
- кусаю
- оживаю
- повидаю
- вникаю
- желаю
- пропитаю
- заметаю
- выживаю
- взлетаю
- примыкаю
- пылаю
- проступаю
- блистаю
- восклицаю
- подражаю
- помахаю
- утверждаю
- прилегаю
- свисаю
- растаю
- подъезжаю
- испугаю
- копаю
- навязаю
- улетаю
- рожаю
- задеваю
- прибываю
- краю
- кидаю
- нападаю
- вылетаю
- познаю
- смешаю
- мерцаю
- недоумеваю
- таю
- процветаю
- замираю
- ступаю
- обладаю
- считаю
- рыдаю
- забегаю
- сараю
- поиграю
- гадаю
- обитаю
- сбегаю
- приступаю
- покачаю
- завязаю
- подсчитаю
- решаю
- знаю
ассонансы
Введите слово в поле ввода, затем нажмите «Найти рифмы». Если в слове есть буква ё, то не заменяйте её буквой е.
Введите слово. Бранные слова не учитываются.
Кто подлежит частичной мобилизации в России?
Конкретных разъяснений о частичной мобилизации нет. Многие вопросы должны быть разъяснены дополнительными указами или приказами. Однако предполагается, что в первую очередь мобилизация коснется тех отслуживших в армии, кто заключил контракт на пребывание в мобилизационном резерве. Формально они считаются гражданскими, но обязаны прибыть в военкомат в случае необходимости, сообщает АиФ.
Чем отличаются резервисты и запасники в России?»Резервисты раз в год проходят сборы и участвуют в ежемесячных военных занятиях. За это они получают выплаты. В военкомат они обязаны явиться сами, не дожидаясь повестки, так как в их военный билет вклеено мобилизационное предписание. В нем указано, куда и в какой срок нужно прийти в случае мобилизации», — пояснил член адвокатской палаты Ростовской области Александр Саликов.
Также одни из первых под мобилизацию могут попасть запасники — отслужившие, имеющие боевой опыт и определенную военно-учетную специальность: стрелки, танкисты, артиллеристы, водители и механики-водители.
Сейчас могут призывать рядовых и сержантов до 35 лет, младших офицеров до 50 лет, старших офицеров до 55 лет.
Правило
В русском языке имеются так называемые сменные и беглые гласные. Пара «и» – «е» в корнях «бир» и «бер» такой и является. Когда нужно писать ту или другую, определяется суффиксом в слове, см. далее. Правила смены «и» – «е» или их «бегства» таковы:
В глаголах несовершенного вида и во всех их словоформах (причастиях, деепричастиях) с суффиксом «-а-» в корне пишется «и»:
забира́ть, забира́ю, забира́л, забира́ла, забира́ешь, забира́й, забира́ет, забира́ло, забира́ем, забира́ете, забира́ют, забира́ли, забира́йте, забира́ющий, забира́вший, забира́я, забира́в, забира́вши, забира́емый.
В глаголах совершенного вида и их формах с тем же суффиксом гласная из корня вообще выпадает, от него (корня) остаётся только «-бр-»:
забра́ть, забра́л, забрала́, забра́ло, забра́ли, забра́вший, забра́в,забра́вши, за́бранный.
Во всех остальных случаях пишется корень «бер»:
заберу́, заберёт, заберёшь, заберём, заберёте, заберу́т, забери́, забери́те, заберём, заберёмте.
Обоснование этого правила уходит корнями в глубь веков, к условиям жизни предков славян. Условия обитания определяют в том числе и фонетику (звучание) языка. Самые древние правила значит самые живучие, самые естественные. Отказываться от них всё равно, что от исторической памяти. Конкретнее: высказывания носителей языка, игнорирующих исконные его правила, лишаются выразительности. Отсюда – теряется взаимопонимание и самосознание со всем вытекающим, в котором (вытекающем) рано или поздно не обнаруживается ничего хорошего. В лучшем случае – пустота.
Что надо говорить в школе
Теперь я отмечу несколько тонкостей, про которые обязательно надо помнить, если вы учитесь в школе.
Во-первых, орфограмма, которую мы анализируем, находится в корне. Корень всегда либо «бир», либо «бер».
Буква «а», которая влияет на выбор е/и, находится в суффиксе. Суффикс в этом случае – всегда «а». Никакие другие буквы в него не входят.
Если «заб…ру» попадается вам при выполнении письменной работы, то вам надо не просто записать его с «е», а обосновать свою точку зрения.
Делается это так. Под буковкой «е» проводим одну черточку, над «бер» рисуем знак корня. Ставим ударение на «у» – показываем, что гласный «е» в слабой позиции, то есть его написание вызывает у нас сомнение. Далее в круглых скобочках объясняем свою позицию: «(нет а)». Букву «а» подчеркиваем двумя чертами и сверху рисуем «домик» – значок суффикса.
Учитель прочитает вот эту вашу запись и поймет: «Ага, все объяснено правильно, буква «е» написана потому, что нет суффикса «а». Хорошо».
Если же это слово вам попадается при работе у доски – тут уже ситуация более сложная. Потому что надо не только графически все оформить, но и прокомментировать устно.
Грамотный комментарий будет состоять из трех компонентов:
- Пишу букву «е».
- В корне «бер».
- Потому что после корня отсутствует суффикс «а».
Вот это полноценный, логичный ответ.
Если вы не понимаете, почему надо объяснять так, а не иначе, смотрите мой ролик про орфограмму.