Морфемный разбор слова
Разобрать слово по составляющим его частям (они называются морфемы) — это значит сделать морфемный разбор слова или морфемный анализ. При морфемном разборе слова по составу производится поиск входящих в искомое слово частей и их анализ, отображается графическое и схематическое строение слова.
Пример графического разбора слова по составу
затворница
Для того, чтобы сделать правильный морфемный разбор нужно просто соблюдать правила и порядок разбора.
Порядок разбора по составу определен несколькими шагами:
Во-первых, определим часть речи слова, которое разбираем;
Во-вторых, ищем окончание у слова. Для этого просклоняем или проспрягаем его. В каких словах нет окончанийЧасти речи, у которых нет окончаний:нет окончаний у наречий — например: высоко, ближе, вплотную, по-моему, вдребезги;
прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени так же не имеют окончаний, например: веселее, быстрее, жиже, гуще, лучше;
несклоняемые существительные, например: такси, рагу, алоэ, метро, бра, драже;
несклоняемые прилагательные, например: рукава реглан, дети индиго, час пик, язык хинди; деепричастие, например: запрыгнув, снесши, бегая;
сложносокращенные слова и аббревиатуры, например: МГУ, ВДНХ, НИИ;
служебные части речи — союзы, частицы, предлоги.
Какие слова имеют нулевое окончание и как определить нулевое окончаниеНулевое окончание имеют:существительные мужского рода 2 склонения, единственного числа в именительном падеже (иней , молодец ), а так же существительные женского рода 3 скл (пустошь , молодёжь , карусель )
некоторые существительные множественного числа в родительном падеже (луж , крылец )
Краткие прилагательные (ед. ч., муж. р.), например, тесен , красив , заботив
Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ий-, муж. род. Например — дедов , ежов , Серёжин
Глаголы мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения (позвал ), в формах повелительного наклонения (брось ), в форме мужского рода условного наклонения (отправил )
В сложных словах может содержаться несколько окончаний;
Третьим шагом найдем основу слова. Основа слова содержит в себе приставку, корень, суффикс, постфикс. Т.е. все, кроме окончания
Обратите внимание, что из основы исключаются формообразующие суффиксы, например: сбросив, перевесившись;
Теперь подберем родственные (однокоренные) слова для того, чтобы определить корень искомого слова. Сложные слова (это слова, которые получаются путем сложения нескольких основ или даже слов) могут содержать 2 корня (и даже больше)
При этом корни этого слова могут объединяться соединительной гласной. Например, абажуродержатель — имеет 2 корня абажур и держ, которые соединены гласной буквой о. А слово пятьдесят, так же являясь сложным словом, соединительной гласной не имеет.
Далее будем искать все остальные части слова. Для этого необходимо подобрать слова, которые образованы тем же способом, что и искомое слово, т.е. с таким же суффиксом, постфиксом или приставкой;
Теперь Вы знаете как быстро и легко можно сделать морфемный разбор слова онлайн
Полезные материалы по теме
Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.
Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.
Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.
Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.
Задание 15
Вставьте пропущенные гласные, объясните, какими правилами вы руководствовались, найдите слова, к которым неприменимо правило чередования:
Бл…стеть, выж…гать, см…нать, з…ренька, накл…н, нат…реть, зам…рать, изл…жение, з…рево, выр…с ,ск…кать, соб…рать, выж…чь, см…ть, над…решь, покл…н, прокл…нать, предл…гаю, соб…решь, кас…ешься, оз…рить, прим…рить(платье), з…рница, обд…рать, пост…лешь, зап…раешь, р…стишь, прим…рить(двух друзей), разг…р, п…нать, выск…чить, зам…рить, начн…шь, ч…тать, подг…релый, нат…рать, зар…сли, к…сательная, к…снёшься, нач…нать, бл…стать, г…рели, заг…р, р…ща, г…ры, зан…мать, к…сишь, проск…чу, зап…реть, з…ри, ст…лешь, нед…росль, р…ст, обт…рать, зан…ть, к…сой, сл…гаемое, ск…чешь, кл…няться(в ноги), переч…тать, водор…сли, запр…шь, соч…тание, пн…шь, г…рница, расст…лать, выч…тать, предл…жи, прекл…няться(перед идолом), выч…т, сж…ть, сж…мать.
Задание 16
Вставьте пропущенные буквы:
Пр…смотреть, пр…бывать(в хорошем настроении), …даёшь, бе…сердечный, …доровье, во…главить, …десь, во…создать, …низойти, и…сушить, ни…падать, в…помнить, пр…клеить, пр…увеличить, и…пепелить, и…гнать, и…возчик, пр…школьный, ра…смотришь, ра…крученный, бе…головый, ра…задорить, пр…открыть, ни…вергать, во…омнить, бе…смертный, ра…делаешь, пр…бывать(на место встречи), пр…дирчивый, и…пить, пр…красный, и…писать, в…лететь, …дание, ра…сердить, и…носить, …дача, пр…нести, пр…нарядить.
Задание 17
Вставьте пропущенные буквы:
Сверх…зысканный, меж…гровой, меж…нститутская, во…стину, без…мянный, об…грать, сверх…нформативный, за…грать, по…грать, сверх…скусный, без…дейный, раз…скать, суб…нспектор, дез…нформация, раз…грать, контр…гра, сверх…нтересный, роз…грыш, пост…ндустриальный.
Задание 18
Назовите художественные средства, использованные в данных высказываниях:
Благодаря сытному обеду сделался сытым студент, огонь и пламя, стальные нервы, лунный серп, флейта водосточных труб, хлеб всему голова, земля и небо, Варвара с длинною косой новенькой косой траву косила, в песочных часах песок с песчаного пляжа, отпереть замок в замок с принцессой, война и мир, читал Есенина, костёр рябины красной, соседский мальчик из соседнего дома ни с кем не здоровается, весь город встал на защиту памятника, горячий снег, семь пятниц на неделе, ждать у моря погоды, эта печь так и просит в ней испечь, позорная слава, его перо любовью дышит,
Задание 19
Прочитайте текст, вставьте все пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, сделайте морфемный разбор выделенных слов. В предложениях с * подпишите все части речи, сделайте их синтаксический разбор:
Леночка сидела в своей комнате и читала очередной роман. Отец постоянно сердился что она забивает голову такой чушью. Он пр…носил Лене много умных книжек их чтение не дост…вляло девоч…ке удовольствия однако на радость отцу она их всё же читала*. Лена в принц…пе была умной и красивой девочкой но слишком уж спокойной. Заставить её выйти на улицу – задача (не)выполнимая как и заставить улыбнуться*. Но иногда она сама неожиданно выбегала из дома доходила до реки долго там гуляла а возвращалась всегда счастливая и уставшая. Так произошло и в этот раз. Но Леночка задержалась дольше обычного отец стал бе…покоится и решил …ходить за ней. Сначала показался берег правее мужчина заметил холст а возле холста свою доч…. О хобби дочери отец ничего не знал. Девочка и…далека заметила его и на её щеках выступил румянец. Лена готовилась к выговору. Отец подош…л и долго молчал. Сначала он смотрел на девочку потом минуты две смотрел на холст. Но в выражении его лица не было и намека на злобу или недовольство. Его лицо выражало невероятную нежность и с ещё большей нежностью он смотрел на свою девочку. На холсте были изображены река и мост а на мосту мужчина с девочкой очень сильно напоминавшие его с дочерью. Лена думала что отец не оценит её любви к иску…тву*. Он всегда хотел сделать из дочки математика или физика и не очень лестно отзывался о всевозможных иску…твах. Но в тот вечер он сказал ей фразу которую Лена запомнила на всю жизнь он сказал (н…)когда не думай о том кем тебя хотят видеть всегда думай о том кем хочеш… видеть себя ты так где мы повесим эту картину?
Морфемный анализ слова
При исследовании строения слов применяются два вида разбора: словообразовательный и морфемный анализ. При морфемном анализе слово разбирается по составу, т.е. выясняется состав морфем; при словообразовательном анализе выясняется от какого слова образовано данное слово, устанавливается способ его образования.
Морфемный анализ | Словообразовательный |
уч-и-тель-ств-о | учительство ⇐ учитель |
вод-ян-ист-ый | водянистый ⇐ водяной |
про-сматр-ива-ть-ся | просматриваться ⇐ просматривать |
В данной конспекте рассматривается морфемный анализ слова. Словообразовательный разбор смотрите в следующем конспекте. Что такое морфемы читайте тут.
План разбора по составу
- Определить слово как часть речи. Выяснить является ли слово неизменяемым.
- У изменяемого слова найти окончание и определить его грамматическое значение.
- Определить, есть ли формообразующие суффиксы (которые не входят в основу).
- Указать основу слова.
- Подобрать однокоренные слова и выделить корень слова.
- Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Обосновать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с такими же приставками и суффиксами.
Морфемный разбор слова.Пример № 1
Заморозка
- Слово заморозка — имя существительное, изменяемое.
- Чтобы определить окончание, слово надо просклонять: заморозки, заморозку, заморозке. Изменяемая часть этого слова -а, следовательно, это окончание, выделяем его. Оно выражает значение ж.р., им.п., ед.ч.
- Формообразующих суффиксов (не входящих в основу) нет.
- Основа слова — заморозк-;
- Корень слова — мороз. В нём заключено основное лексическое значение слова. Однокоренные слова: мороз, заморозить, морозить, заморозки;
- -к- суффикс. Он служит для образования существительных (береза — березка);
- за- приставка (шёл — зашёл).
Разбор слова по составу.Пример № 2
Медовый
- Это слово — имя прилагательное, изменяемое.
- Для отделения окончания прилагательное нужно просклонять: медового, медовому, медовым. Окончание -ый, выражающее значение м. р., ед. ч., И. п.
- Формообразующих суффиксов (не входящих в основу) нет.
- Основа слова — медов-.
- Корень слова — мед- (однокоренные слова: мёд, медок, медвяный, медуница).
- Суффикс — ов-. Такой же суффикс есть в словах сосновый, сливовый, ореховый.
Подберезовика
- Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
- Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова -а, следовательно, это окончание.
- В слове подберезовик нет формообразующих суффиксов.
- Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик—.
- Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение –БЕРЕЗ—. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик – гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
- Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.подберезовик <– березовый <– береза.
Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы –ИК-, -ОВ-.
Вы смотрели конспект урока «Морфемный анализ слова».
Следующая тема: «Словообразовательный анализ слова»
Применение корня аира болотного
Купив корень аира практически в любой аптеке, где он продаётся по достаточно приемлемым ценам, вы можете просто заварить его как чай, но более эффективным средством считается настой, который готовится следующим образом:
2 столовые ложки измельчённых корневищ помещают в эмалированную посуду, заливают стаканом горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане 15 минут, охлаждают при комнатной температуре в течение 45 минут, процеживают, оставшееся сырье отжимают. Объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл.
Принимают внутрь в теплом виде по 1/4 стакана 3-4 раза в день за 30 минут до еды. Перед применением настой рекомендуется взбалтывать. Настой пьют на протяжении 2-3 недель.
Этот настой обеспечит следующие эффекты:
Задание 5
Определите, какая связь в словосочетании (согласование, примыкание, управление):
Глупый лис, в глубоком пруду, на пятой платформе, смотреть на огонь, никому не рад, искоренение глупости, стоим рядом, чуть левее, весьма загадочно.
Задание 6
Расставьте знаки препинания при однородных членах:
- Я ему всё готовлю: и каши и супы и котлеты и гарниры всевозможные, а он ничего не ест!
- Вчера в дельфинарии были, а там при входе можно сфотографироваться с лягушками ящерицами всякими даже крокодилы есть.
- Учительница сказала, что нужно восемь тетрадей в линейку три в клетку цветные карандаши и циркуль.
- Выбирай: я или он.
- Либо ты сейчас начинаешь собираться либо мы никуда не идём.
Задание 7
Расставьте знаки препинания при обращениях:
- Мама ну сколько можно!?
- Спокойствие Павлуша спокойствие.
- Знаете Марфа Никитична это непозволительно!
- А вы что думаете Андрей?
- Оглянитесь дети что вы видите?
- Река-река не выходи за берега!
Задание 8
Расставьте знаки препинания при вводных словах:
- Я наверное пойду.
- Мы вообще-то ещё не закончили.
- Кстати в следующую среду Саша уезжает, может устроим ему сюрприз?
- Я бы купила это платье, но оно такое праздничное как думаешь?
Задание 9
Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:
- Сервиз разбился потому что я пытался показать фокус со скатертью.
- У Олега и Натальи было много детей старший только-только окончил 9 класс а младшей скоро 2 года.
- Если бы я знал что вы хотите приехать то сам бы обязательно поторопился и кто знает может мы бы наконец встретились.
- Она играла на пианино а он то и дело порывался взяться за скрипку но не мог сдвинуться с места.
- Кошка ли уронила вазу или это сделала собака а может и Петя – это останется тайной.
Причины подагры
Любой продукт биологического происхождения содержит пурины – вещества, являющиеся строительным материалом для РНК и ДНК. Поступившие в виде пищи пуриновые основания расщепляются, в результате чего образуется мочевая кислота. Это нормальный процесс. Мочевая кислота присутствует в тканях организма и плазме крови. Кровь приносит мочевую кислоту в почки, где она отфильтровывается и выводится с мочой. Часть мочевой кислоты (1/3) выводится через кишечник. Если этот нормальный метаболизм нарушается, мочевая кислота начинает накапливаться в избыточных количествах.
Нарушения пуринового обмена могут быть вызваны:
-
генетически обусловленной ферментопатией. Подагра развивается, если выработка ферментов, отвечающих за превращение пуриновых оснований в мочевую кислоту и вывод последней из организма, отклоняется от нормы (для одних ферментов критичен дефицит, для других – гиперфункция). Подобное нарушение по большей части объясняется повреждением ДНК. Участок, отвечающий за эти ферменты, находится на X-хромосоме. У мужчин одна X-хромосома, а у женщин – две. Именно поэтому подагрой чаще болеют мужчины (у женщин есть, так сказать, «резервная копия» нужных генов);
-
повышенным потреблением пуриновых оснований. Подагру в древности называли «болезнью королей». Короли питались лучше всех, и могли есть мясо молодых животных, мясные деликатесы и кремовые пирожные неограниченно (а эти продукты – лидеры по содержанию пуринов. Также много пуринов в жирной рыбе, мясных и рыбных бульонах, бобовых). Сам по себе избыток пуринов в пище неопасен, поскольку в норме почки справляются со всем объёмом полученной мочевой кислоты. Однако при наличии генетической патологии или проблем с почками, подагра становится весьма вероятной;
-
нарушением выведения мочевой кислоты из организма. При заболевании почек может уменьшиться фильтрация мочевой кислоты. Выводиться её будет меньше, а концентрация в крови нарастать;
-
повышенный катаболизм пуриновых соединений собственного организма. Человек – часть биологического мира, и наше тело построено по общим законам. РНК и ДНК присутствуют в нашем организме – в каждой его клетке, а значит, в них есть собственные пуриновые основания. Усиленное разрушение клеток (или иначе катаболизм – распад сложных соединений на более простые) приводит к такому же росту мочевой кислоты в крови, как если бы мы стали получать избыточное количество пуринов извне. Причинами повышенного катаболизма пуриновых соединений собственного организма могут быть радио- или химиотерапия, приём некоторых медицинских препаратов, гемолиз (распад эритроцитов, который вызывается тяжелыми инфекционными заболеваниями или болезнями кроветворной системы).
Значение слова «заниматься»
2. чем. Работать в какой-л. области науки, искусства, техники и т. д. Заниматься ядерной физикой. Заниматься архитектурой. || Изучать, исследовать что-л. (какой-л. вопрос, проблему, какие-л. явления, факты и т. д.). Вопрос о комедии вообще всегда стоял на последнем месте и им никто всерьез не хотел заниматься. Ильинский, Сам о себе.
3. Учиться, обучаться. пожелал узнать от меня, как от человека, который занимается в университете, что за личность был Зенон. Тургенев, Пунин и Бабурин. После болезни он честно занимался, зубрил латынь, решал задачи, писал сочинения. Смирнова-Ракитина, В. Серов. Нас было примерно человек шестьдесят, занимались на этих курсах всю осень. Симонов, О собственной работе.
4. с кем-чем. Обучать, учить кого-л. чему-л., вести какие-л. занятия с кем-л. Заниматься математикой с группой отстающих. □ Мейерхольд, занимаясь с актерами, больше внимания уделял технике. Ильинский, Сам о себе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
появляться над горизонтом (о заре, утре, дневном свете; поэт.).
Что такое корень?
Прочитайте стихотворение:
Заметили, как много в нем слов, связанных со снегом? Перечитайте еще раз и обратите на них внимание. Вот они все: снег, снежинки, снегопад, снежною, снежки, снега, снеговик, снегопадам, Снегурочку, снегири, подснежник, снежной
Вот они все: снег, снежинки, снегопад, снежною, снежки, снега, снеговик, снегопадам, Снегурочку, снегири, подснежник, снежной.
Эту группу слов объединяет тот факт, что каждое из них имеет то или иное отношение к снегу.
Например, снегири так называются, потому что прилетают с первым снегом; снежки — это комки снега; снегопад — осадки в виде снега; и даже подснежник, хоть и цветок, но связан со снегом, так как может расти прямо из-под него.
Возьмем, допустим, то же самое слово подснежник. Если уберем из него снеж, получится вообще что-то непонятное: под…ник. Можно подставить что угодно и получить слова с абсолютно разными значениями: подоконнник, подлинник, подъёмник, подорожник… Совсем не связанные между собой вещи!
Это происходит именно потому, что в части снег (снеж) заключен главный смысл слова. А значит, это его корень.
Именно поэтому слова подоконнник, подлинник, подъёмник, подорожник так различаются: ведь в них разные корни!
Запомните: в слове может не быть таких морфем, как приставка или суффикс, но без корня слово существовать не может!
Ведь и дерево не может существовать без корней. Именно за счет них оно и живет.
{"questions":,"answer":}}}]}
Корень слова и однокоренные слова
Прочитайте пословицы и расшифруйте их:
- Зри в корень (Ищи причину);
- Без корня и полынь не растет (Даже ядовитое растение погибает без своих корней);
- Волчий зуб и с корнем вон (То, что не на месте).
У всех самостоятельных слов русского языка тоже есть корень — главная морфема, в которой заключено общее лексическое значение. Чтобы найти корень в слове, нужно создать цепочку из однокоренных слов, потом выделить в каждом слове наименьшую общую часть:
Найдем корень в слове «небо». Создаем цепочку:небо, небеса, небесный, поднебесный, небоскреб.Наименьшая общая часть -неб-
Попробуем вместе со слоненком определить, какой корень в слове«море». Цепочка: морской, моряк, морепродукты. Наименьшая общая часть -мор-.
Еще пример: слово «стол». Цепочка: столик, столовая, застолье. Наименьшая общая часть -стол-.
Однокоренные слова близкие по значению, относятся к разным частям речи.
- Лес-лесок-лесочек-лесничий;
- дар-дарить-подарок-подарочный;
- лис-лиса-лиска-лисонька-лисий.
Обратите внимание, корень в однокоренных словах единый, но случается чередование последнего согласного: молоко-молочный
Оздоровление сердечно-сосудистой системы
Эфирное масло, содержащееся в корне аира болотного очень полезно для сердечников, оно:
- Снижает повышенное артериальное давление
- Имеет антиаритмический эффект: благотворно действует при мерцательной аритмии, трепетании предсердий и желудочковых аритмиях.
Кроме того, корень поможет при ишемической болезни сердца, поскольку он:
- Уменьшает боли в груди
- Снижает одышку при нагрузке
- Улучшает показатели ЭКГ
- Снижает уровень липидов и плохого холестерина в крови, тем самым защищая сосуды от образования тромбов и сосудистого налёта.
Также настой корня аира снижает тяжесть приступов астмы, помогает при диарее, герпесе, используется в качестве мочегонного, седативного и обезболивающего средства.
Окончание в составе слова
Выполнение разбора слова по составу, обычно необходимо начинать с выделения окончания, которое не входит в его основу. Для этого определим, изменяемое ли слово перед нами, есть ли у него окончание. С этой точки зрения важно, к какой части речи относится анализируемая лексема.
Помним, что у неизменяемых частей речи и форм слов нет окончания:
1. у несклоняемых существительных
драже, метро, такси, рагу, каноэ, боа.
2. У несклоняемых прилагательных
- платье миди;
- юбка гофре;
- язык ханты;
- вес нетто;
- брюки хаки.
3. У наречий на конце вычленим только суффиксы:
- быстро
- неспроста
- врукопашную
- по-польски
4. В морфемном составе деепричастий имеются формообразующие суффиксы:
- гулять — гуляя
- сбежать — сбежав
- открыть — открывши
- нести — нёсши
5. В форме простой сравнительной степени прилагательных и наречий вычленим суффиксы:
- ходить тише;
- стало радостнее;
- говорите громче.
Значимые морфемы: окончание, приставка и суффикс
Переходим к изменяемым морфемам. Начнем с окончания, мы уже его упоминали сегодня. Чтобы найти окончание в слове, нужно просто изменить число и падеж.
Давайте посмотрим на таблицу.
Окончание выражается одним или несколькими звуками, как в примере из таблицы: (что?) конфета, (чем?) конфетой.
Еще бывает нулевое окончание, как в слове «конфета» из таблицы во множественном числе родительном падеже. Его уникальный значок на письме – □.
Нулевое окончание показывает определенное грамматическое значение слов. Чаще всего встречается у существительных мужского рода (2 склонение) и женского рода (3 склонение) единственного числа именительного падежа.
Нож□, тень□, тетрадь□.
Следующая морфема, которую необходимо выучить – приставка.
Примеры:
- Автор – соавтор;
- когда – никогда;
- бежать – отбежать;
- волжский — приволжский;
- прибыльный – сверхприбыльный.
Происхождение большинства приставок исконно русское. Это такие морфемы:
- о-;
- под-;
- при-;
- об-;
- с-/со;
- без-/бес-;
- раз-/рас;
- от-;
- воз-/вос.
Приставки а-, анти- аналогичны русской морфеме противо- и обозначают отрицание. С их помощью образуются слова с противоположным значением (моральный – аморальный).
В некоторых словах бывает не одна, а две приставки (обезоруженный, бесприданница).
Предлагаю сложить в это ведро слова с приставкой, а себе забрать красивые тюльпаны!
Укутаться, поставить, тарелка, подоконник, безучастный, столешница, карта.
Какие слова мы отправили в ведро? (Укутаться, поставить, подоконник, безучастный).
Суффикс – еще одна словообразовательная морфема, которая живет вот в таком домике с острой крышей.
Суффикс на письме обозначается уникальным значком — ^. В слове стоит после корня.
Самые распространенные суффиксы:
- о-;
- изн-;
- ач-;
- ишк-;
- ин-, ян-.
В морфемном составе многих слов имеется два или даже три суффикса, которые нанизаны друг на друга, как бусы. Чтобы правильно определить, сколько и какие суффиксы есть в слове, нужно образовать словообразовательную цепочку.
Лук – луковый – луковица – луковичный.
В русском языке есть особенные суффиксы – уменьшительно-ласкательные. Они добавляют значению слова ласки. Это такие суффиксы:
- Ик-/-ек;
- к-;
- ок-/ёк-;
- ец-/иц-;
- ушк-/юшк-;
- очк-/ечк-.
Игра «Кто больше».
Знакомьтесь, это Кнопка! Опишите ее, используя максимальное количество слов, образованных суффиксом.
Например: беленькая, красивенькая, миленькая, маленькая.
3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
План разбора имени существительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. |
II | Начальная форма. Морфологические признаки: |
A | Постоянные морфологические признаки: |
1 | собственное или нарицательное; |
2 | одушевлённое или неодушевлённое; |
3 | род; |
4 | склонение; |
5 | число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). |
Б | Непостоянные морфологические признаки: |
1 | число (если слово изменяется по числам); |
2 | падеж. |
III | Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении). |
Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. – поезд. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
- В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(шедшем) (из) Петербурга
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
- Н. ф. – Петербург. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
- В предложении выполняет роль обстоятельства места.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
- Н. ф. – Москва. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
- В предложении выполняет роль обстоятельства места.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. – отделение. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
- В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(в отделении) (для) курящих
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
- Н. ф. – курящий. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
- В предложении выполняет роль несогласованного определения.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – поручик. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
- В предложении выполняет роль приложения.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – Климов. А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
- В предложении выполняет роль подлежащего.
Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.html
Особенности определения окончания на примере разных частей речи
Разбор по составу существительного
Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.
Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов». В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.
Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания
Всё слово — основа.
Имя прилагательное
Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.
Чтобы правильно выделить корень в слове, обязательно требуется подбирать родственные слова
Важно помнить: приставки, а также суффиксы изменяют лексическое значение. Подбор однокоренных слов помогает без ошибок определить эти морфемы.
Примеры
Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы
полезный польза
Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.
Парашютист — человек, спускающийся с парашютом
парашют
Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.
Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.
«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.