Классификация звуков
В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:
- Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
- Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.
Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.
Виды гласных
Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:
- я — ;
- е — ;
- ю — ;
- ё — .
Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:
- В начале слова. (Яна, январь).
- После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
- После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).
В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).
Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:
- Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
- Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.
Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).
Группы согласных
Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:
- Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
- Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
- Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
- Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
- Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
- Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
- Также неизменные мягкие: й, ч, щ.
При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:
- Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
- Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.
Классификация звуков
В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.
Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком . Например: яблоко — блоко, подъезд — подзд.
Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.
Гласные звуки по уровню подъема языка
Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:
- Верхний передний: и
- Верхний средний: ы
- Средний передний: э
- Верхний задний: у
- Средний задний: о
- Нижний средний: а.
Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.
Согласные звуки
Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).
Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.
Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».
Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.
Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.
Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.
Твердые и мягкие согласные
Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:
- Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: елый, елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как : менеджер, мерчендайзер.
- Если согласный смягчается мягким знаком: пеь.
Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:
- Всегда твердые: ж, ш, ц.
- Всегда мягкие: ч, й, щ.
По месту образования согласные бывают:
- Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
- Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
- Зубные смычные: т, т’, д, д’
- Зубные слитные: ц
- Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
- Небно-зубные слитные: ч
- Зубные щелевые: с, с’, з, з’
- Зубные смычно-проходные: н, н’
- Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
- Небно-зубные дрожащие: р, р’
- Среднеязычные щелевые: й
- Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
- Заднеязычные щелевые: х, х’
Звуко-буквенный разбор слова в школе
Фонетика
— раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Phone (греч.) — звук.
Графика
— раздел науки о языке, изучающий буквы. Grapho (греч.) -пишу.
Буквы
— знаки, обозначающие звуки речи, их мы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, обозначающие звуки. К графическим знакам также относятся знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и другие, а буквы ь и ъ звуков не обозначают. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (губы, зубы, язык, небо). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого образуются согласные звуки. Согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости — , — , — . Не имеют пары по мягкости , , , они всегда твердые.
Не имеют пары по твердости , , , они всегда мягкие.
Примечание
. Звук, обозначаемый буквой щ, является долгим мягким глухим, например: щеки, щетка. Парным ему долгим мягким звонким является , встречающийся в немногих словах, например: дрожжи, вожжи.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют, образуется голос. А при произнесении глухих согласных голосовые складки не вибрируют, образуется шум. Вибрацию голосовых связок можно ощутить, приложив тыльной стороной руки к горлу. Имеют пару по звонкости и глухости — , — , — , — , — , — . Не имеют пары по глухости , , , , , они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости , , , , они всегда глухие.
Звонкие и глухие согласные звуки могут различать слова. Например: дом — том, кол — гол, шар — жар и т.д. Парные мягкие и твердые согласные звуки различают слова, например: лук — люк, мал — мял, нос — нес, конь — кон. Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Такая замена называется оглушением. Например: зуб — зубок, низкий — низок. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Такая замена называется озвончением согласного. Например: просьба — просить, сдать.
Примеры разбора звукобуквенного анализа слов
Сторожи»ть — — 9 букв, 8 звуков, 3 слога.
С — — согласный, глухой, парный, твердый, парный;
Т — — согласный, глухой, парный, твердый, парный;
Р — — согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
О — — гласный, безударный;
Ж — — согласный, звонкий, парный, твердый, непарный;
И — — гласный, ударный;
Т — — согласный, глухой, парный, мягкий, парный;
Ь —
Объе»м — — 5 букв, 5 звуков, 2 слога.
О — — гласный, безударный;
Б — — согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
Ъ —
Е — — согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
— гласный, ударный;
М — — согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика —
это наука о сочетании звуков в речи.
Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ
предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.
Под анализом понимается:
- подсчитывание количества букв;
- определение числа звуков в слове;
- постановка ударения;
- распределение звуков на согласные и гласные;
- классификация каждого звука;
- составление транскрипции (графической формы слова).
При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а
вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения)
Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить
В русском языке десять гласных звуков:
Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким.
И двадцать один согласный звук:
звонкие непарные звуки | ||||||
глухие непарные | ||||||
звонкие парные | ||||||
глухие парные |
Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парными называют те
согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, /, /, /. Непарными — те, которые не
образуют пары: , , .
При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от
того, какой гласный образует с ними слог. Согласные , и — всегда твердые.
, , , , , , , , — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук
образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки.
В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать
согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.
Примеры выполнения
Уже с первого класса школы детей знакомят со звукобуквенным составом слова, и к 3-му классу они примерно понимают, как делать разбор. Чтобы выполнить домашнее задание правильно, лучше всего изучить примеры в классной работе. В разных классах, школах (в зависимости от учебной программы) требования к оформлению фонетического анализа могут отличаться.
3-й класс
Если во 2 классе школьники записывали звукобуквенный состав слова в строчку, то начиная с 3 класса, запись правильно вести в столбик. В третьем классе детям дают задание разобрать относительно простые слова.
Пример:
Маяк – ма-як (ударение на второй слог)
– согласный, звонкий, твердый
– гласный, безударный
– согласный, звонкий, мягкий
– гласный, ударный
– согласный, звонкий, твердый
4 буквы, 5 звуков, 2 слога.
Как быстро и легко сделать домашнее задание по теме – видео для родителей и детей:
4-й класс
В 4 классе ученикам предстоит сдавать ВПР по русскому языку, в которое обязательно включается звуко-буквенный анализ. В примерах, разбираемых на уроках, будут встречаться более сложные слова. Делая разбор, нужно быть очень внимательным, пользоваться памятками, и при необходимости, карманными справочниками. Пример:
Жирный – жир-ный, 6 б., 6 зв., 2 слога, ударение на первый слог
ж- – согл., зв. парн., тв. непарн.
и- – гласн., ударн.
р- – согл., зв. непарн., тв. парн.
н- – согл., зв. непарн., тв. парн.
ы- – гласн., безуд.
й- – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Больше примеров и правила оформления фонематического анализа представлены в видеоуроке по теме:
5-й класс
В 5 классе дети знакомятся с орфоэпией, которая учит правильно произносить слова и задает нормы произношения звуков. При фонетическом анализе может оказаться, что транскрипция сильно отличается от слова. Чтобы выполнить задание правильно, полезно пользоваться орфоэпическим словарем.
Несколько примеров разбора слов для учеников пятого класса :
Слово «морковь»:
Слово «чернеют»:
Слово «береза»:
Термином «сонорный» обозначают звонкие согласные. В средних классах школы учителя могут просить учеников указывать шипящие согласные, описывать парные они или нет, и в каких случаях. Чтобы не ошибаться, рекомендуем посмотреть видео урок по теме:
Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»
Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.
Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.
1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков . Звук — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков , , . Согласный — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.
Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная произносится как — .
Звуковой анализ слова «группа».
1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.2) Слог «гру» составляют три звука . Первый — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударн. (карточка алого цвета). 3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука . Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук — гласн., безударный (алая карточка). 5) Ставится ударение в схеме.6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.
Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова, необходимо придерживаться следующего плана:
- Поставить в слове ударение и определить количество слогов в слове.
- Выписать все буквы в слове, а напротив каждой буквы записать соответствующий ей звук.
- Для каждого звука написать характеристику.
- Записать транскрипцию слова, а также посчитать все буквы и звуки в слове.
Начинать разбор слова необходимо с постановки ударения в слове (необходимо правильно произнести слово). После этого определяют, сколько в слове слогов. Количество слогов и количество вариантов переноса слова — это не одно и то же. Количество слогов в слове совпадает с количеством гласных букв, именно поэтому, чтобы посчитать слоги, достаточно посчитать гласные буквы. Затем необходимо записать все буквы в слове, а к каждой букве подобрать соответствующий ей звук (то, как буква произносится). Существуют буквы, которые не обозначают звуков — ь, ъ. Однако, если гласная находится в начале слова или гласная расположена после мягкого или твердого знака, то такая гласная будет обозначать сразу два звука. Звуки записываются в квадратных скобках. После того, как все звуки выписаны, необходимо дать каждому звуку характеристику, то есть описать его. В русском языке звуки делятся на две большие группы: гласные и согласные. Гласные звуки делятся на ударные или безударные. Согласные звуки бывают твердые или мягкие (парные или непарные), звонкие или глухие (парные или непарные). Если звук мягкий, то над ним справа ставится черточка. Если звук парный, значит такой звук имеет себе пару, но только по данному признаку (например, если звук — парный звонкий, то звук — парный глухой). В самом конце записывают транскрипцию слова в квадратных скобках. Транскрипция слова — это совокупность всех звуков, то, как мы произносим это слово. Завершается звуко-буквенный разбор написание количества всех букв и звуков.
Основа звуко-буквенного разбора – классификация звуков русского языка
В основе звуко-буквенного анализа лежит разделение звуков русского языка.
Первое – все звуки делим на гласные и согласные.
Гласные звуки: все, что надо о них знать
Гласные – образуются голосом (отсюда и название). Их можно «пропеть». Кроме того, при их произнесении поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, которые примешивают к голосу шум.
Гласных звуков в русском языке всего 6 – , , , , , . По крайней мере, именно так требуется отвечать от школьника. На самом деле гласных звуков больше, но школьники используют упрощенный вариант. Поэтому мы остановимся на нем.
Еще один нюанс касается употребления буквы и после шипящих и ц. Здесь мы по правилам орфографии пишем и, но звук слышим . Например, в слове «машина» буква И обозначает звук . Поэтому родители нередко возмущаются, что при изучении фонетики у ребенка начинается путаница в голове – и он начинает делать ошибки.
Есть в русском языке «особенные» буквы – это Е, Ё, Ю, Я. И хитрость в том, что они могут обозначать разные звуки в зависимости от позиции в слове.
Два звука они обозначают, если стоят в начале слова, после гласной или после мягкого или твердого знака. В таком случае первый звук будет , а дальше идет соответствующий гласный: Я – , Ю – , Ё – , Е – . Ну и буква Е в безударном положении также, как Э дает звук .
Если эти буквы стоят после согласного, они его смягчают (кроме всегда твердых). Тогда согласный не появляется.
Согласные звуки
Согласных в русском языке значительно больше. Их больше, чем букв, потому что одна и та же буква может, в зависимости от последующих звуков, может обозначать как мягкий звук, так и твердый.
«Смягчают» согласные буквы е, ё, ю, я, и. При этом «смягчиться могут не все согласные звуки, а лишь те, которые имеют мягкую пару. Это б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Каждая из этих букв может обозначать как твердый звук, так и мягкий. Например, в «быть – бить» буква Б в первом случае обозначает звук , а во втором –
Обратите внимание, что мягкость звука обозначатся «запятой сверху»
Среди согласных встречаются всегда твердые – Ж, Ц, Ш. Независимо от тех букв, которые стоят после них, они сохраняют твердость. И всегда мягкие – Й, Ч, Щ.
Еще одна сложность в том, что иногда согласные могут стать мягкими, если после них идет другой мягкий согласный. Например, в слове «барабанщик» мягкий смягчает идущий перед ним Н.
Глухие и звонкие согласные
Еще одна важная характеристика согласных звуков. И опять мы имеет буквы, которые образуют пары по глухости-звонкости – Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Эти буквы, в зависимости от позиции в слове, могут обозначать разные звуки.
То есть Буква Б в конце слова и перед глухим согласным будет обозначать звук . Мы пишем ДУБ, а произносим . Иногда глухие согласные могут «озвончаться», если после них идет звонкий согласный, например, в слове ПРОСЬБА буква С обозначает звук . Проверьте, произнесите это слово вслух.
Есть согласные, всегда глухие. С ними все просто. Это – Х, Ц, Ч, Щ.
И есть всегда звонкие – Й, Л, М, Н, Р. Эти буквы обозначают только звонкий согласный звук, независимо от «окружения».
Поскольку голос образуется голосовыми связками, положение и работу которых мы увидеть не можем, воспользуемся следующим приемом. Произнесем звонкий согласный, например, М или Р. И приложим в этот момент ладонь к горлу. Будет ощутима характерная вибрация – это голосовые связки «включились». Если же произнести глухой звук – такой вибрации не будет.
Еще один способ – произнести звук шепотом, без голоса. Глухой звук своего качества не поменяет. А звонкий парный «превратится» в свою глухую «напарницу», то есть вместо В мы услышим .
Алгоритм фонетического разбора
Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.
Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:
- Записать выбранное слово по правилам орфографии.
- Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
- Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
- Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — .
- Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.
Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.
Деление на слоги
Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.
Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.
Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:
- Открытый — если заканчивается на гласный звук.
- Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
- Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).
Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:
- В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
- В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
- Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
- Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .
Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:
- Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
- По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).
Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.
Основные понятия: фонетика, буква, звук
К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.
Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.
Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё «имя».
Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.
Таким образом, звуки — то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки − символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.
Звуки также подразделяются на гласные и согласные.
Фонетика гласных
Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: , , , , , . При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как голосовой звук. Он обладает певучестью.
Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.
Фонетика согласных
Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.
Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.
Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, — , а также непарные твёрдые (, , ) и непарные мягкие (, , ).
Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ( — , — ). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например и непарные глухие, например, .
Видео «Фонетическая транскрипция»
Принципы и правила
Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:
- Определить особенности звучания.
- Записать транскрипцию каждой буквы.
- Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат , .
- Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.
Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:
- Оглушение и озвончение согласных. Позиции, при которых согласные становятся глухими, конец слова. Дуб .
- Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь .
- Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки .
- Озвончение глухих перед звонкими. Сделать , косьба .
В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:
- аккомодация,
- диссимиляция,
- редукция.
Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.
Фонетический разбор слова пример.
Образец (пример) звуко-буквенного разбора слова
- Записать слово по правилам орфографии.
- Разделить слово по слогам.
- Обозначить ударный слог.
- Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
- Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
- Подсчитать количество звуков и букв в слове.
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:
Ёлочный — 3 слога, 7 букв, 8 звуков
ё-ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.
- буква «ё» — — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- — гласный ударный;
- буква «л» — — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «о» — — гласный безударный;
- буква «ч» — — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
- буква «н»— — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «ы» — — гласный безударный;
- буква «й» — — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а – гласный, безударный;
г – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а – гласный, ударный;
ж – согласный, парный, глухой, твёрдый.
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный.
Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о – гласный, ударный;
ж – согласный, парный, глухой, твёрдый;
ь
Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, безударный;
ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный.
Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и – гласный, безударный;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о – гласный, ударный;
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь
Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о – гласный, безударный;
б – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – гласный, ударный;
д – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о – гласный, безударный;
л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
ц – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о – гласный, ударный.
Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а – гласный, ударный;
й – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а – гласный, безударный.
Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – гласный, безударный;
р – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е – гласный, ударный;
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь
Июнь – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и – гласный, безударный;
ю – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Маяк – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а – гласный, безударный;
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о – гласный, ударный;
с – согласный, парный, глухой, мягкий;
е – гласный, безударный;
н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и – гласный, ударный;
т – согласный, парный, глухой, мягкий;
ь