Звуковая схема слова — как составить и примеры звукового анализа

Примеры звуко-буквенного разбора слов

Попробуем сделать разбор на примере слова “праздник”.

Праздник – 8 букв, 7 звуков, ударение падает на первый слог

п – согласный глухой парный, твердый парный,

р – согласный звонкий непарный, твердый парный,

а – гласный ударный,

з – согласный звонкий парный, мягкий парный,

д – не обозначает звука

н – согласный звонкий непарный, мягкий парный,

и — – гласный безударный,

к — – согласный глухой парный, твердый парный.

празд-ник – 2 слога

Ключ – 4 буквы, 4 звука, один слог, на который и падает ударение

к – согласный твердый парный, глухой парный,

л – согласный мягкий парный, звонкий непарный,

ю – гласный ударный,

ч – согласный мягкий непарный, глухой непарный.

ключ – 1 слог

При разборе необходимо помнить, что у букв ь и ъ нет соответствующих им звуков, однако они влияют на твердость и мягкость согласных, что указывается соответствующим значком.

Что мы узнали?

Разбор слова по буквам и звукам необходим, чтобы понять, какая между ними разница и как это отражается на том, что мы говорим и пишем. Сделать его несложно – существует простая схема, которой необходимо следовать, чтобы выполнить все правильно. Так, необходимо записать слово орфографически, потом сделать его транскрипцию и обязательно записать количество букв и звуков. Также нужно сделать его разбор по слогам и правильно поставить ударение. Только после этого дается характеристика тех звуков, из которых слово состоит

При записи его в транскрипции важно помнить о ряде особенностей русского языка, иначе разбор будет неполным и неправильным

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Какие параметры слова указываются при разборе?

    • количество слогов, звуков и букв, ударение
    • количество слогов и букв, ударение
    • количество слогов, звуков и букв
    • количество звуков и букв, ударение

План фонетического разбора

  1. Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
  2. Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
  3. Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
  4. Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
  5. Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
  6. Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
  7. Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует  количеству букв, и объясните их.

В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.

В чём заключается и как выглядит процедура фонетического разбора слов

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему алгоритму:

  • Сначала слово делится на отдельные слоги, обозначается ударение.
  • Производится запись транскрипции всех звуков в отдельности и всего слова целиком.
  • Для каждого звука определяется характеристика: для гласных это ударность или безударность, для согласных – твёрдость или мягкость, звонкий или глухой звук. Парность звука.
  • Математически подсчитывается количество букв и звуков.

Фонетическая составляющая языка включает целый ряд составных элементов, представляя собой специализированный раздел лингвистики. В данной статье мы всего лишь бегло ознакомимся с фонетикой, с её основными понятиями и правилами. Более основательное углубление в фонетику потребует от вас знакомства со специализированной литературой и серьёзных затрат временных ресурсов.

Образец (пример) звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

Ёлоч­ный  — 3 слога, 7 букв, 8 звуков

ё-ло-чный  — 3 сло­га. Первый слог удар­ный.

  • бук­ва «ё» — — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • — глас­ный удар­ный;
  • бук­ва «л» — — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «о» — — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «ч» — — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • бук­ва «н»— — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «ы» —  — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «й» — — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный.

Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б  – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а  – гласный, безударный;

г  – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а  – гласный, ударный;

ж  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

я  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный.

Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р  – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о  – гласный, ударный;

ж  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь

Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, безударный;

ё  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный.

Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

ж  – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и  –  гласный, безударный;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

л  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н  – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о  – гласный, ударный;

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о  – гласный, безударный;

б  – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е  – гласный, ударный;

д  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

о  – гласный, безударный;

л  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

ц  – согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о  – гласный, ударный.

Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

а  – гласный, ударный;

й  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

а  – гласный, безударный.

Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б  – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е  –  гласный, безударный;

р  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е  –  гласный, ударный;

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Июнь – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и  –  гласный, безударный;

ю  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

     –  гласный, ударный;

н  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Маяк – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м  – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а  –  гласный, безударный;

я  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

     –  гласный, ударный;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о  –  гласный, ударный;

с  – согласный, парный, глухой, мягкий;

е  –  гласный, безударный;

н  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж  – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и  –  гласный, ударный;

т  – согласный, парный, глухой, мягкий;

ь

Примеры фонетического разбора слов онлайн.

Транскрипция(звучание слова). Ударение на 2 слогИтого 4 буквы и 5 звуков в слове.Подробный фонетический разбор слова языкТранскрипция(звучание слова). Ударение на 1 слогИтого 6 букв и 5 звуков в слове.Подробный фонетический разбор слова солнце с пояснением.Транскрипция(звучание слова). Ударение на 1 слогИтого 4 буквы и 3 звука в слове.Разбор слова день онлайнТранскрипция(звучание слова). Ударение на 1 слогИтого 7 букв и 6 звуков в слове.Фонетический разбор слова русскийТранскрипция(звучание слова). Ударение на 1 слогИтого 5 букв и 4 звука в слове.Разбор слова классщукавыполнитьобедсхемаднелистьевлистьязвуккрючокосеньчайкащукуключночьслезвексъемсъелчестьелькольцояблоковьюгадеревьяросаушиелкабуквенножизниполявдругюгдрузьяпятьпредложенияулыбкасемьясчастьетранскрипцияежикягодаслышитсядождьземляморозбездельяякорьпоемпоешьяркиймяччайбукваправиламаякпевецлеспоетлобберезаподъездвыделяетямабелыйлюлькавыделитьморозовтаблицаполныйкомокбагажбывшегоюлаежтаксиружьезайцевзаяцчашкапроизведитегляжуработавекилегкийзвукижирныйручьидругомснегмягкийпраздниккаккакойцветокобразецясныйобъявитуроксогласныхветершколамедведьтечетцирксердцелейвьюнвремяводастоящейстоитстоялагриблилльетсделайтебольшойслогиптичьимзаданияворобьевпамяткабьетворобьиберегбудетепутемтетрадьнашелтемаблизкомышьеллюдиоченьгласныхтекстаответоктябрьгуашьжелтыйпозднийжилжитьжиложилиживетецветкалачзябликнайтиярмарказвездыконькиглаздубвновьчерныхчерныйводойбелалишьанализомюбкалиниямедскользятдетикленобъявлениеосеннийбуквуидитешелбиллисалискрыльягрустнобелкабелоканализконтрольнаявесналеснойкраясъестьморковькомпьютерправитобсуждалистоятьстоящийстоялрусскомлитаясинтаксическийаллеякакиесознаниеберезкарекакнигароссияслогпиласогласнымистепьюлюбовьпоютбесплатнопеньящикподъемзолотойелочкаписьменныйсделатьзимаемпрочелогоньпомощьречьсъездсентябрькарточкиледдомалфавитпоздняязмейзмеялестницазеленаямесяцконьуткаречкаслучайсиньгрязьправильныйнебожизньосиналюбимыймоюсьсоставтекстсиниераскаленнымденькибегутенотсмотретьпорядокцифрасукадорогаутюгредкиепредложениемалониткиязыкемуравьевяблоняпеснямуравьямльютфлагметельгородпозднодятелперумашинаеловыйпросьбаморелюблюлюбящийсколькоперьяптицытвердыйфонетикатеньпалкаморфологическийсоловьевсоловьисучьярябинавскорестултешешьпрожигаловеселодает

Непроизносимые согласные и ситуация упрощения сгруппированных согласных

В русском языке имеют место устойчивые сочетания согласных, которые в силу ряда обстоятельств и лингвистической практики не вокализируются во время произношения и не воспринимаются на слух. Характерным ярким примером можно привести слово «счастливчик» в котором буква «т» не читается и не произносится. Боле того, вокализация «т» в этом слове будет считаться фонетической ошибкой. Во всяком случае непростительным огрехом для профессионалов: дикторов телевидения, радио и массмедиа, актёрам театра и кино, профессиональным чтецам.

Также можно привести в пример слово «поздний» в котором буква «д» не произносится и не вокализируется, что и является сложившейся фонетической нормой русского языка.

Что из себя представляет данный сервис

Данный сервис выполняет фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Ещё подобный разбор принято называть «звуко-буквенным». Алгоритм работы данного сервиса можно вкратце описать следующим образом:

  • Первой фазой сервис по возможности определяет ударение в соответствии с данными встроенного словаря.
  • Если искомое слово отсутствует в словаре, срабатывает механизм проверки с ударением на каждую гласную слова. Пользователю остаётся только выбрать подходящий вариант из предложенных.
  • По итогу сервис выдаёт цветовую схему проверяемого слова.

Особенность данного сервиса в том, что за основу здесь взята программа средней школы, программа ВУЗов, особенно специализированных тут не применяется. Особенность русского языка – это, в первую очередь, обилие исключений. Этим наш язык и интересен, но в то же время сложен. На данном этапе большой объём исключений ещё отсутствует в сервисе, но с помощью самих пользователей он будет интенсивно пополняться.

Кроме того нужно упомянуть о том, что существует далеко не один вариант подхода к фонетическому разбору, ни один из них нельзя назвать верным и «каноничным». Данное положение вещей обусловлено самими свойствами букв и звуков, тут возможны разночтения и допуски.

Алгоритм

Может показаться, что разбирать слова и выяснять их исходные смыслы легко. Это не так. Чтобы разобрать каждое слово, дошедшее к нам от наших далёких предков и получить исходный смысл, нужно проделать не малую исследовательскую работу.

  1. Обязательно надо воспользоваться уже проделанным трудом лингвистов и узнать полученную ими этимологию слова. Это помогает редко, чаще этимология просто отсылает к древнегреческим или латинским словам. И даже когда слово действительно пришло из древнегреческого или латинского корня надо идти дальше, потому что сами эти языки производные от индоевропейского.
  2. Обязательно надо найти перевод понятия на множество известных языков. Важны слова на индоевропейских языках, а также на семитских и тюркских, ведь в их образовании участвовал индоевропейский.
  3. Очень замечательно, что есть наработки лингвистов под руководством Андрея Зализняка по поиску изначальных праиндоевропейских корней. И хотя не всегда, полученные корни верны, но всегда приведен список современных и исторических слов на различных языках для искомых понятий. Искомый начальный корень чаще всего можно отыскать в вариантах на старославянском, русском, украинском, санскрите, польском, латыни.

Понимание исходных смыслов звуков и слогов вовсе не перечёркивает огромную исследовательскую работу, проделанную лингвистами, а дополняет её.

Понять то, что древнерусский язык является наиболее близким к праиндоевропейскому без сведений о миграциях индоевропейцев было нереально. А стали они известны совсем недавно, уже в третьем тысячелетии благодаря развитию генетики. 

Сведения о миграциях изменили представление о формировании различных языков.

На Северской земле, расположенной сразу в трех братских странах и исходной для русской культуры и языка, потомки индоевропейцев (R1a-Z280) составляют абсолютное большинство (более 90%) населения. Это огромная территория неизменна по составу населения на протяжении более чем пяти тысячелетий!

Поэтому русский язык и сохранил в большей мере древние исходные смыслы.

Большую роль сыграла письменность, при которой буквы соответствовали определенным звукам.

Позиция звука в фонетике

Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.

В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:

  • Дом  . Звук в сильной позиции, отчетливо слышим .
  • Собака . На месте буквы «о» мы слышим звук , так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
  • Колесо . Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук , но без ударения он становится слабым звуком .
  • Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
  • Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: сльн[А/О]е, красв[О/А].

У согласных эти две позиции различаются следующим образом.

По глухости/звонкости:

  • Любой звук перед гласным – всегда сильный. аня, ооо.
  • Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. леск, люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
  • Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – ворец, вота, вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
  • Звук перед согласным – всегда слабый. тица (звук как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в ), рагулялся, тихотворение (звук находится в промежуточном состоянии с ).
  • Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне, подъез.
  • Всегда слабые перед :

Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).

У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.

Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:

  • В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве, ко.
  • Сильная позиция перед гласными. аня, огуля.
  • , – всегда сильные перед согласными. Коба, пока.
  • Всегда слабая позиция перед . Воро.
  • и слабые перед «ч» и «щ». Бараик, кармаик.

Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.

Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов

В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному

Звуки речи.

Наша речь состоит из слов. В каждом слове есть две стороны: смысловая и звуковая. Со стороны звуковой слово распадается на отдельные звуки речи. Звуки речи мы произносим благодаря работе лёгких, гортани, мягкого нёба, языка и губ (см. рис. 1).

Когда мы говорим, мы выдыхаем из лёгких воздух. Воздух из лёгких по дыхательному горлу проходит в гортань. Гортань представляет собой своего рода музыкальный инструмент сложного устройства. В гортани выходящий из лёгких воздух образует звук, который называется голосом.

Одни звуки речи образуются при участии голоса (например а, о, з, ж, в), а другие — без голоса (например с, ф, п, к).

Из гортани воздух (с голосом или без него) идёт наружу через рот, а иногда через нос (при звуках н, м).

При произношении одних звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая никаких преград (например а, о). При произношении других звуков во рту образуются различные преграды, благодаря определённым положениям языка и губ. Встречая эти преграды, Воздух трётся о них и разрывает их. От этого образуются шумы.

Таким образом, звуки речи могут состоять из голоса и шума. Одни звуки состоят только из голоса (например а, другие — только из шума (ф, ш, ч, п, х), третьи — из шума и голоса (в, ж, 6, г).

Критика

В моей статье «Исходный язык» было высказано предположение о том, что были более примитивные слова состоящие из одного звука или слога. И можно попробовать восстановить смыслы этих первых слов. Восстановить исходный индоевропейский язык! И первые отзывы от лингвистов разные, но чаще такие: «как развлекательная статья определённо весело», но «мракобесие».

Попытайтесь задуматься и ответить на вопросы этой «развлекательной» статьи:

  1. Могли ли сильно измениться возможности человека в произношении и распознавании звуков на протяжении тысячелетий?
  2. Могли ли люди как-то понимать друг друга, если бы не было устойчивого смысла для каждого легко различаемого другими звука?
  3. Могла ли развиться речь, если бы первые слоги и слова складывались произвольно, не завися от смыслов звуков и слогов их составляющих?

Если вы ответили на все вопросы одинаково отрицательно, желаете понять, как можно восстановить язык предков, то статья «Исходный язык» для вас, при этом совсем не важно профессиональный вы лингвист или нет. Лингвистам будет сложнее, ведь они привыкли сопоставлять смыслам только слова

Лингвистам будет сложнее, ведь они привыкли сопоставлять смыслам только слова.

Считается, что слоги и звуки, составляющие слова, отдельно своих устойчивых смыслов иметь не могут. Так ли это?

Алфавит.

Все буквы, расположенные в принятом порядке, составляют алфавит, или азбуку. Букв в русском алфавите 33.

Русский алфавит и названия букв:

Десять букв называются гласными: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Одна буква — й — называется полугласной.

Две буквы — ъ и ь —никаких звуков не означают. Остальные двадцать букв называются согласными.

Буква ё пишется согласно произношению под ударением в следующих случаях:

1. В начале слова или после гласных, а также после ъ, ь, например: ёж, ёлка, заём, моё, её, поёшь, поёт, поём, поёте, подъём, съёмка, бельё, копьём, льёт, льём, льёте.

2. После согласных, кроме шипящих (ж, ч, ш, щ) и ц, например: лёд, тётя, Фёдор, сёла, всё (сравните все — множ. число), молодёжь, лёгкий, землёй, идёшь, идёт, идём, идёте, нёс.

Примечания. 1. Об употреблении буквы ё после шипящих ж, ч, ш, щ

После ц буква ё никогда не употребляется.

2. В некоторых словах, заимствованных из иностранных языков, вместо ё пишется о, например: батальон, бульон, павильон, почтальон.

3. В начале слова и после гласных в иностранных словах вместо ё пишется йо: йод, район, майор.

Гласные и согласные звуки, их образование и использование в русском языке

Сначала поговорим о гласных звуках. В рамках русского языка все гласные звуки максимально чётко проявляются, когда ударение приходится на них. Это так называемые ударные гласные. Основные гласные звуки русского языка следующие: а, и, э, ы, о, у.

Воспроизведение звука «а» производится путём опускания нижней части челюсти, через которую воздух проходит обширным потоком. Язык при этом находится в неподвижном состоянии.

Образование звука «э» во многом сходно с образованием «а», но имеет ряж существенных отличий: нужно частично приподнять часть нижней челюсти и изменить положение языка, прижимая его к верхней части нёба. Для воспроизведения звука «и» нужно поднять и подтолкнуть язык несколько сильнее, почти касаясь им верхних передних зубов, проход воздуха при этом необходимо уменьшить до оптимального минимума.

Воспроизведение звука «о» происходит достаточно сходным образом, что и воспроизведение звука «а». С той только разницей, что проход для воздуха сужается, параллельно приподнимая нижнюю челюсть и часть язык наверх. Для озвучивания «о» необходимо округлить губы и с силой вытолкнуть воздушный поток.

Вокализация «ы» производится примерно так же, как и из исходного положения вокализации звука «и» положение губ и рта аналогичное , с той разницей. Что необходимо поднять среднюю часть языка вверх, но не касаться нёба.

Воспроизведение звука «у» происходит путём сужения звукового прохода несколько сильнее, чем при воспроизведении «о». Губы в этом случае необходимо вытянуть вперёд, а задняя часть языка подаётся вверх к нёбу, но его не касается.

Теперь нужно рассказать и о согласных, хотя это обширная тема, требующая отдельного разбора.

Процесс образования согласных звуков кардинально отличается от образования гласных и его механика существенно сложнее. В современной фонетике выделяют пять разновидностей механики образования согласных звуков. Мы последовательно рассмотрим каждый из видов механизмов образования и разберём их особенности.

Во-первых упомянем так называемые «смычные» согласные. Как понятно из самого их названия, они воспроизводятся методом смыкания губ и/или прижатия языка к нёбу с небольшой силой. Перечислим звуки, относящиеся к смычным – это звуки б, к, г, п, т, д. При их произношении нужно резко вытолкнуть звук наружу, чтобы получить шумовой эффект, который оформляется в конкретную букву путём определённой артикуляции губ и языка.

Помимо просто смычных согласных, существуют также и «смычно-проходные». Этот тип согласных отличается тем, что при их вокализации звук высвобождается не одномоментным, взрывным способом, а происходит постепенно, артикуляция также существенно отличается, в ней в большей степени участвует язык, а не губы. К данному типу согласных звуков мы можем отнести: н, л, м.

Другим видом согласных звуков являются «щелевые», наименование которых также показательно и даёт достаточно объективное понимание о звукообразовании в данном случае. Это следующие звуки: з, в, ж, ф, с, х, ш. Основу данных звуков составляет «трение» выталкиваемого воздуха о задний или передний отделы языка, либо трение непосредственно о нёбо. Звук «ф» воспроизводится выталкиванием воздуха через щель между нижней губой и верхней частью челюсти.

Следующая разновидность – «слитные» звуки. К данным звукам относятся «ц» и «ч». Тут для образования звука нужно соединить кончик языка и зубы, после чего отрывисто вытолкнуть воздух их разомкнуть – тогда будет образовываться щель, которая и приведёт к извлечению нужного звука.

И последняя разновидность согласных звуков – это «дрожащие». К ней относится всего один звук – это звук «р». Воспроизводится он дрожанием кончика языка во время равномерного выталкивания воздуха.

Обозначение гласных звуков на письме.

Гласные звуки а, о, у, э в начале слова, после гласных и после твёрдых согласных обозначаются буквами а,о , у, э после мягких согласных они обозначаются особыми буквами я, ё, ю, е: мал —мял; нос —нёс; лук —люк; Бэла—белый; в сочетании в предшествующим звуком й они обозначаются теми же буквами, что и после мягких согласных, т. е. буквами я, ё, ю, е: яма, _ёлка, юг, ель.

Отсюда вытекает, что буквы я, ё, ю, е имеют двоякое значение. В начале слова, после гласных, а также после букв ъ и ь они обозначают два звука: йа, йо, йу, йэ, а после согласных — просто звуки а, о, у, з: яр, моя, необъятный, семья, но воля, ёж, моё, объём, льёт, но всё; юла, твою, лью, но всю; ель, объел, счастье, но сел.

Примечания. 1. В иностранных словах в начале слова н после гласных сочетание йо обыкновенно так и обозначается: йод, район, майор, Нью-Йорк; но после мягких согласных оно обозначается через ьо: бульон (бульйон), батальон (батальйон).

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Согласные звуки

Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия. 

Перечислим согласные звуки и соответствующие им согласные буквы.

Б  В  Г  Д  Ж  З  Й  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х Ц  Ч  Ш  Щ 

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными.

Пары бывают звонкие – глухие: 

 Звонкие  Б  В  Г  Д  З  Ж
 Глухие  П  Ф  К  Т  С  Ш
 Непарные звонкие  Л М  Н  Р  Й   
 Непарные глухие  Х  Ч           

Пары бывают твердые – мягкие:

 Твёрдые  Б  В  Г  Д  З  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х
 Мягкие  Б’  В’  Г’  Д’  З’  К’  Л’  М’  Н’  П’  Р’  С’  Т’  Ф’  Х’
 Непарные твердые  Ж  Ш  Ц                        
 Непарные мягкие  Ч  Щ  Й                        

Гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

А  О  У  Ы  Э  И

В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Звук И обеспечивает мягкое произношение – МИ.

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

Е   Ё   Ю   Я

В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.

Гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

!!! Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова.

ШАГ 1
Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения.

ШАГ 2 
Далее пишется транскрипция  — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.
 
ШАГ 3
Указывается количество гласных и согласных звуков в слове.
 
ШАГ 4

Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется.
 
ШАГ 5 

Затем для гласных звуков пишется «гласный» и определяется ударный он или безударный.
Для согласных звуков пишется «согласный», затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости.
 

ШАГ 5 
Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв.

Шаг 6

Определяется, сколько в слове слогов.
 

 
Образец записи:

Льдинка 

2 – гласных, 4 – согласных;

л – – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный;

ь –

д – – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный;

и – – гласный, ударный;

н – – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный;

к – – согласный, твердый, парный, глухой, парный;

а – – гласный, безударный.

________________________________________________

6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка
 

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Краткий вывод

Исходя из всего изложенного выше, можно с определённостью сказать, что фонетика является серьёзным разделом лингвистики и языкознания, которым непростительно пренебрегать

Соблюдение фонетических правил русского языка характеризует общую грамотность и образованность человека, что немаловажно как при первом впечатлении, так и в процессе долгосрочного общения. Кроме того фонетический раздел лингвистики и языкознания – это обширное поле деятельности для специалистов, здесь ещё очень много недосказанности и белых пятен

Здесь возможны исследования как в плане современных изменений в фонетике и произношении, так и исторически сложившихся правил.

Источник статьи: http://progaonline.com/phonetic

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий