Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Упражнение 216,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 96,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 152,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 42,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 151,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 62,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 298,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 625,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 75,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 176,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 280,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 567,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 165,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 403,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 414,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 452,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 150,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 499,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 529,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 155,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 180,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 403,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 119,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 166,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Основа звуко-буквенного разбора – классификация звуков русского языка

В основе звуко-буквенного анализа лежит разделение звуков русского языка.

Первое – все звуки делим на гласные и согласные.

Гласные звуки: все, что надо о них знать

Гласные – образуются голосом (отсюда и название). Их можно «пропеть». Кроме того, при их произнесении поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, которые примешивают к голосу шум.

Гласных звуков в русском языке всего 6 – , , , , , . По крайней мере, именно так требуется отвечать от школьника. На самом деле гласных звуков больше, но школьники используют упрощенный вариант. Поэтому мы остановимся на нем.

Еще один нюанс касается употребления буквы и после шипящих и ц. Здесь мы по правилам орфографии пишем и, но звук слышим . Например, в слове «машина» буква И обозначает звук . Поэтому родители нередко возмущаются, что при изучении фонетики у ребенка начинается путаница в голове – и он начинает делать ошибки.

Есть в русском языке «особенные» буквы – это Е, Ё, Ю, Я. И хитрость в том, что они могут обозначать разные звуки в зависимости от позиции в слове.

Два звука они обозначают, если стоят в начале слова, после гласной или после мягкого или твердого знака. В таком случае первый звук будет , а дальше идет соответствующий гласный: Я – , Ю – , Ё – , Е – . Ну и буква Е в безударном положении также, как Э дает звук .

Если эти буквы стоят после согласного, они его смягчают (кроме всегда твердых). Тогда согласный не появляется.

Согласные звуки

Согласных в русском языке значительно больше. Их больше, чем букв, потому что одна и та же буква может, в зависимости от последующих звуков, может обозначать как мягкий звук, так и твердый.

«Смягчают» согласные буквы е, ё, ю, я, и. При этом «смягчиться могут не все согласные звуки, а лишь те, которые имеют мягкую пару. Это б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Каждая из этих букв может обозначать как твердый звук, так и мягкий. Например, в «быть – бить» буква Б в первом случае обозначает звук , а во втором –

Обратите внимание, что мягкость звука обозначатся «запятой сверху»

Среди согласных встречаются всегда твердые – Ж, Ц, Ш. Независимо от тех букв, которые стоят после них, они сохраняют твердость. И всегда мягкие – Й, Ч, Щ.

Еще одна сложность в том, что иногда согласные могут стать мягкими, если после них идет другой мягкий согласный. Например, в слове «барабанщик» мягкий смягчает идущий перед ним Н.

Глухие и звонкие согласные

Еще одна важная характеристика согласных звуков. И опять мы имеет буквы, которые образуют пары по глухости-звонкости – Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Эти буквы, в зависимости от позиции в слове, могут обозначать разные звуки.

То есть Буква Б в конце слова и перед глухим согласным будет обозначать звук . Мы пишем ДУБ, а произносим . Иногда глухие согласные могут «озвончаться», если после них идет звонкий согласный, например, в слове ПРОСЬБА буква С обозначает звук . Проверьте, произнесите это слово вслух.

Есть согласные, всегда глухие. С ними все просто. Это – Х, Ц, Ч, Щ.

И есть всегда звонкие – Й, Л, М, Н, Р. Эти буквы обозначают только звонкий согласный звук, независимо от «окружения».

Поскольку голос образуется голосовыми связками, положение и работу которых мы увидеть не можем, воспользуемся следующим приемом. Произнесем звонкий согласный, например, М или Р. И приложим в этот момент ладонь к горлу. Будет ощутима характерная вибрация – это голосовые связки «включились». Если же произнести глухой звук – такой вибрации не будет.

Еще один способ – произнести звук шепотом, без голоса. Глухой звук своего качества не поменяет. А звонкий парный «превратится» в свою глухую «напарницу», то есть вместо В мы услышим .

Образец фонетического разбора

Приведём несколько примеров.

корабль

ко-рА-бль, три слога, ударный второй

К — согласный, твёрдый, глухой, парный

О — гласный, безударный

Р — согласный, твёрдый, звонкий, непарный

А — гласный, ударный

Б — согласный, мягкий, звонкий, непарный

Л — согласный, мягкий, звонкий, непарный

Семь букв и шесть звуков.

гриб

грИб, один слог, ударный

Г — согласный, твёрдый, звонкий, парный

Р — согласный, мягкий, звонкий, парный

И — гласный, ударный

Б — согласный, твёрдый, звонкий, парный

Четыре буквы и четыре звука.

ёж

Ёж, один слог, ударный

Ё — согласный, мягкий, звонкий, непарный

— гласный, ударный

Ж — согласный, твёрдый, глухой, парный.

Две буквы и три звука.

Образец (пример) звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

Ёлоч­ный  — 3 слога, 7 букв, 8 звуков

ё-ло-чный  — 3 сло­га. Первый слог удар­ный.

  • бук­ва «ё» — — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • — глас­ный удар­ный;
  • бук­ва «л» — — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «о» — — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «ч» — — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • бук­ва «н»— — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «ы» —  — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «й» — — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный.

Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б  – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а  – гласный, безударный;

г  – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а  – гласный, ударный;

ж  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

я  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный.

Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р  – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о  – гласный, ударный;

ж  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь

Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, безударный;

ё  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный.

Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

ж  – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и  –  гласный, безударный;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

л  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н  – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о  – гласный, ударный;

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о  – гласный, безударный;

б  – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е  – гласный, ударный;

д  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

о  – гласный, безударный;

л  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

ц  – согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о  – гласный, ударный.

Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

а  – гласный, ударный;

й  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

а  – гласный, безударный.

Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б  – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е  –  гласный, безударный;

р  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е  –  гласный, ударный;

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Июнь – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и  –  гласный, безударный;

ю  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

     –  гласный, ударный;

н  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Маяк – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м  – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а  –  гласный, безударный;

я  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

     –  гласный, ударный;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о  –  гласный, ударный;

с  – согласный, парный, глухой, мягкий;

е  –  гласный, безударный;

н  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж  – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и  –  гласный, ударный;

т  – согласный, парный, глухой, мягкий;

ь

дХТТЕПЕМЖХЮЖХЪ ЯУНФХУ ОН ЮПРХЙСКЪЖХХ ГБСЙНБ

лМНЦХЕ ГБСЙХ Б ПСЯЯЙНЛ ЪГШЙЕ ХЛЕЧР НВЕМЭ ОНУНФСЧ ЮПРХЙСКЪЖХЧ. нЯБЮХБЮЪ ПЕВЭ, Ю ОНРНЛ ВРЕМХЕ, ДЕРХ ЛНЦСР ОСРЮРЭ ЩРХ ГБСЙХ.

оНЯРЮМНБЙЮ Х ЮБРНЛЮРХГЮЖХЪ ГБСЙНБ – ЩРН ПЮАНРЮ КНЦНОЕДЮ. нДМЮЙН ПНДХРЕКХ РЮЙФЕ ЛНЦСР БШОНКМЪРЭ Я ДЕРЭЛХ МЕЯКНФМШЕ ГЮДЮМХЪ МЮ ДХТТЕПЕМЖХЮЖХЧ ГБСЙНБ. оЕПЕД ЩРХЛ ЯКЕДСЕР САЕДХРЭЯЪ, ВРН С ПЕА╦МЙЮ МЕР КНЦНОЕДХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ. б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ ГЮМХЛЮРЭЯЪ МЮДН ОНЯКЕ ЙНМЯСКЭРЮЖХХ Я КНЦНОЕДНЛ.

оПХЛЕПШ ГЮДЮМХИ:

1. вЕПЕДСЧЫХЕЯЪ ОНБРНПШ ЯКНЦНБ ЯН ЯУНФХЛХ ГБСЙЮЛХ: ГЮ-ГЮ-ГЮ-ГЮ, ЯЮ-ЯЮ-ЯЮ-ЯЮ…

2. уКНОЙХ Б КЮДНМХ ОПХ ГЮДЮММНЛ ГБСЙЕ. аНКЕЕ ЯКНФМШИ БЮПХЮМР – ЯКНЦХ Х ЯКНБЮ.

3. тНМЕРХВЕЯЙХЕ ЯЙЮГЙХ.

мЮВХМЮРЭ МСФМН Я ПЮГКХВЕМХЪ НРДЕКЭМШУ ГБСЙНБ, ГЮРЕЛ – ЯКНЦНБ Я МХЛХ, Ю ОНЯКЕ ЩРНЦН – ЯКНБ Я РПСДМШЛХ ГБСЙЮЛХ.

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков . Звук — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков , , . Согласный — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная произносится как — .

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.2) Слог «гру» составляют три звука . Первый — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударн. (карточка алого цвета). 3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука . Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук — гласн., безударный (алая карточка). 5) Ставится ударение в схеме.6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Обратите внимание !

    1. Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е  – йотированные.
      • Если  эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
      • Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков

        Я – , Ё – , Ю – , Е – : Ёлка –  –  4 буквы,  5  звуков. Поёт – 4 буквы, 5 звуков.

        , то они дают 2 звука:

    2. Буква И
      • после Ь обозначает два звука: чьи ,  лисьи  ;
      • после согласных Ж, Ш, Ц

        зажим , шины , цирк  ;

           даёт звук :

    3. гласная О

      кОтик – , скворцы – ;

        под ударением даёт звук , а без ударения :

    4. гласная Е

      лес ,  лесА (см.   лисА ), весна ;

        под ударением даёт звук , а без ударения :

    5. в некоторых  иноязычных словах перед гласной Е 

      кафе , купе , свитер , отель ;

      согласный произносится твёрдо:

    6. гласная Я

      мяч – , рябина – , пятно – .

      под ударением даёт звук ,  а без ударения , :

  • Для согласных.

    1. парные по глухости/звонкости согласные

      гриб – , лавка – ;

      в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):

    2. Й, Ч, Щ  – , , – всегда мягкие;
    3. Ж, Ш, Ц – , , – всегда твердые;
    4. Если в слове рядом стоят несколько  согласных, то  в некоторых словах звуки , , , не произносятся (непроизносимые согласные), но  буквы в,д, л, т

      чувство , солнце , сердце , радостный .

      пишутся:

    5. сочетание СТН произносится как , ЗДН

      звёздный – , лестница – .

      – :

    6. иногда на месте буквы Г 

      когти –  , мягкий –  ;

      перед глухой согласной произносятся звуки ,  :

    7. иногда буква С 

      сделал – .

      в начале слова перед звонкой согласной озвончается:

    8. между  корнем  и  суффиксом  перед мягкими согласными согласные  могут  звучать  мягко :
    9. иногда  буква  Н  обозначает  мягкий  согласный  звук  перед  согласными Ч, Щ:

      стаканчик – , сменщик – ;

    10. Удвоенные  согласные располагаются
      •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа ,  вАнна ;
      • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  , аккОрд , аллЕя ;
    11. сочетания ТСЯ, ТЬСЯ

      бриться – ;

         (у глаголов) произносятся как длинный :

    12. иногда   сочетание  ЧН,  ЧТ 

      конечно  – , скучно  – ,  что –  , чтобы –  ;

      произносится  как   :

    13. буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ 

      щавель  , счастливый  ,  извозчик  , перебежчик  ;

      обозначают звук :

    14. в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г 

      белого – .

      произносится как :

Алгоритм фонетического разбора

Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.

Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:

  • Записать выбранное слово по правилам орфографии.
  • Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
  • Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
  • Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — .
  • Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.

Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.

Деление на слоги

Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.

Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.

Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:

  • Открытый — если заканчивается на гласный звук.
  • Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
  • Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).

Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:

  • В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
  • В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
  • Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
  • Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .

Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:

  • Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
  • По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).

Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.

Как составить схему предложения

Распространенный вариант заданий для первоклассников — составить схему предложения. Это простая задача. Здесь не требуется вспоминать обозначения для подлежащих и сказуемых. Все слова в предложении обозначаются горизонтальными линиями. Если слово пишется с заглавной буквы, то вначале линии рисуется вертикальная черта. В конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

Примеры

Образцы, как разложить несколько предложений:

  • Бабушка приготовила варенье из груш.


Целый день льет дождь как из ведра.


Где братья собирали ягоды?


Лед замерз. Доставай коньки!

к оглавлению ^

Примеры выполнения

Уже с первого класса школы детей знакомят со звукобуквенным составом слова, и к 3-му классу они примерно понимают, как делать разбор. Чтобы выполнить домашнее задание правильно, лучше всего изучить примеры в классной работе. В разных классах, школах (в зависимости от учебной программы) требования к оформлению фонетического анализа могут отличаться.

3-й класс

Если во 2 классе школьники записывали звукобуквенный состав слова в строчку, то начиная с 3 класса, запись правильно вести в столбик. В третьем классе детям дают задание разобрать относительно простые слова.

Пример:

Маяк – ма-як (ударение на второй слог)

– согласный, звонкий, твердый

– гласный, безударный

– согласный, звонкий, мягкий

– гласный, ударный

– согласный, звонкий, твердый

4 буквы, 5 звуков, 2 слога.

Как быстро и легко сделать домашнее задание по теме – видео для родителей и детей:

4-й класс

В 4 классе ученикам предстоит сдавать ВПР по русскому языку, в которое обязательно включается звуко-буквенный анализ. В примерах, разбираемых на уроках, будут встречаться более сложные слова. Делая разбор, нужно быть очень внимательным, пользоваться памятками, и при необходимости, карманными справочниками. Пример:

Жирный – жир-ный, 6 б., 6 зв., 2 слога, ударение на первый слог

ж- – согл., зв. парн., тв. непарн.

и- – гласн., ударн.

р- – согл., зв. непарн., тв. парн.

н- – согл., зв. непарн., тв. парн.

ы- – гласн., безуд.

й- – согл., зв. непарн., мягк. непарн.

Больше примеров и правила оформления фонематического анализа представлены в видеоуроке по теме:

5-й класс

В 5 классе дети знакомятся с орфоэпией, которая учит правильно произносить слова и задает нормы произношения звуков. При фонетическом анализе может оказаться, что транскрипция сильно отличается от слова. Чтобы выполнить задание правильно, полезно пользоваться орфоэпическим словарем.

Несколько примеров разбора слов для учеников пятого класса :

Слово «морковь»:

Слово «чернеют»:

Слово «береза»:

Термином «сонорный» обозначают звонкие согласные. В средних классах школы учителя могут просить учеников указывать шипящие согласные, описывать парные они или нет, и в каких случаях. Чтобы не ошибаться, рекомендуем посмотреть видео урок по теме:

Классификация звуков

В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:

  • Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
  • Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.

Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.

Виды гласных

Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:

  • я — ;
  • е — ;
  • ю — ;
  • ё — .

Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:

  • В начале слова. (Яна, январь).
  • После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
  • После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).

В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).

Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:

  • Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
  • Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.

Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).

Группы согласных

Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:

  • Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
  • Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
  • Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
  • Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
  • Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
  • Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
  • Также неизменные мягкие: й, ч, щ.

При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:

  • Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
  • Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.
Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий