Подлежащее и сказуемое

Выражение подлежащего различными частями речи

Подлежащее может быть выражено словами других частей речи, а также неразложимым словосочетанием, в составе которого имеются слова следующих частей речи:

  • числительное + существительное  (три тополя, обе подруги);
  • словами «много», «мало», «большинство», «меньшинство» + существительное;
  • местоимение «столько», «сколько», «несколько» + существительное;
  • неопределённое местоимение (некто, нечто, несколько, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо и пр.) + прилагательное или причастие (кто-то ласковый, нечто раздражающее);
  • термин или собственное наименование (бабье лето, Красный Крест)

и пр.

Особый случай, если в предложении в качестве подлежащего выступают два существительных или местоимение и существительное в именительном и творительном падеже, а их поясняет сказуемое в форме множественного числа.

Способ Пример
1. Имя существительное в и. п. Собака играла с костью.
2. Имя числительное Семеро одного не ждут.Шесть делится на три.
3. Местоимение в именительном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) Грубить — плохая привычка.
5. Субстантивированное причастие, прилагательное Взрослые отправили детей спать.Вошедший приветствовал присутствовавших.
6. Любая часть речи в значении существительного Наше завтра туманно.Грянуло ура.
7. Различные сочетания слов: а) составные географические названия; Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль.
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; В стране активно развивается сельское хозяйство.
в) количественно-именные сочетания; Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках.
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; На площади собралось множество народа.
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; Что-то черное зашевелилось в углу.
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребенком шли впереди.

Рубинчик Людмила Ивановна

Главные слова

Слова в предложении связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль. Но чтобы мысль была законченной, нам нужно предоставить собеседнику полную информацию по какому-либо вопросу.

Посмотрите на предложение:

«На поляне растут цветы».

Давайте последовательно уберем слова из этого предложения и посмотрим, без каких из них наша мысль будет неполной.

Если мы уберем «на поляне», тогда наше предложение будет звучать так: «Растут цветы». Наша мысль все еще законченная, так как мы знаем, что происходит (растут) и с чем это происходит (цветы).

Если убрать «растут», то предложение станет таким: «На поляне цветы». Фраза кажется полной и законченной, но это не совсем так. Мы не можем представить себе цельную картинку, потому что не знаем, что происходит с цветами. Они могут расти, а могут лежать, собранные кем-то в букет, а еще могут только-только прорастать из-под земли, потому что сейчас самое начало весны.

Без слова «цветы» предложение становится уж совсем неполным: «На поляне растут». Что растет? Или кто? Цветы, грибы, дети…

Итак, мы нашли главные слова, без которых предложение будет сложно или даже невозможно понять: «Цветы растут».

Зададим вопросы к нашим главным словам.

Что растет? Цветы.

Цветы что делают? Растут.

Эти слова зависят друг от друга. Поэтому при поиске главных слов достаточно найти лишь одно из них, чтобы правильно найти другое.

ПодсказкаПроще всего сначала найти действие (что делают?). Тогда найти источник этого действия не составит особого труда.

{"questions":,"explanations":,"answer":}},"hints":}]}

Местоимение

На втором месте по частоте употребления стоит местоимение. Оно указывает на предметы, их признаки или количество, не называя их. Морфологические показатели местоимений обусловлены тем, какую часть речи они замещают в тексте.

Какой способ выражения подлежащего в предложениях в качестве местоимения, зависит от его вида:

  • Оно может быть представлено личной формой, например: Я впервые пропустил лекцию профессора Иванцова. (Подлежащее способно выражаться как единственным числом личного местоимения, так и множественным). Например: Мы (вы, ты, они, она, он) впервые пропустили лекцию профессора Иванцова.
  • Неопределенные местоимения в качестве способа выражения подлежащего. Примеры: Кто-то постучал в дверь. Некто звонил по телефону и дышал в трубку.
  • Отрицательные формы местоимения: Ничто так не сближает, как совместная смертельная опасность.
  • Подлежащее и его способы выражения в виде вопросительно-относительных местоимений встречаются реже. Например: Кто не любит снег на Новый год и Рождество?

Остальные разряды местоимений могут выступать в предложении в качестве подлежащего, только если они заменяют собой существительные, например:

  • То хорошо, что дождь перестал идти. (Указательное местоимение «то»).
  • Это было так давно. (Указательное «это»).
  • Всякий хочет получить признание окружающих. (Определительное местоимение «всякий»).

Существительное и местоимение – это основные способы выражения подлежащего. Остальные именительные части речи встречаются реже.

Выражение подлежащего различными частями речи

Подлежащее может быть выра­же­но сло­ва­ми дру­гих частей речи, а так­же нераз­ло­жи­мым сло­во­со­че­та­ни­ем, в соста­ве кото­ро­го име­ют­ся сло­ва сле­ду­ю­щих частей речи:

  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное  (три топо­ля, обе подру­ги);
  • сло­ва­ми «мно­го», «мало», «боль­шин­ство», «мень­шин­ство» + существительное;
  • место­име­ние «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» + существительное;
  • неопре­де­лён­ное место­име­ние (некто, нечто, несколь­ко, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо и пр.) + при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие (кто-то лас­ко­вый, нечто раз­дра­жа­ю­щее);
  • тер­мин или соб­ствен­ное наиме­но­ва­ние (бабье лето, Красный Крест)

и пр.

Особый слу­чай, если в пред­ло­же­нии в каче­стве под­ле­жа­ще­го высту­па­ют два суще­стви­тель­ных или место­име­ние и суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном и тво­ри­тель­ном паде­же, а их пояс­ня­ет ска­зу­е­мое в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа.

Способ Пример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии существительного Наше зав­тра туманно.Грянуло ура.
7. Различные соче­та­ния слов: а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия; Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты; В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство.
в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.; На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да.
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Рассмотрим предложение:

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

  1. Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

  2. Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Определение

Какой? Который?

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Дополнение

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Обстоятельство

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

Полезные материалы по теме

  1. Односоставные предложения (общая статья).
  2. Назывные.
  3. Определенно-личные.
  4. Неопределенно-личные.
  5. Безличные.

Еще рекомендую статью про словосочетание и сложное предложение.

Подпишитесь на рассылку блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить наши лучшие статьи по русскому языку. Они небольшие, читаются обычно за три-четыре минуты, написаны простым языком (ну, я старался как мог, упрощал всеми силами).

Если у вас проблемы с русским, загляните в мои подборки с курсами. Они помогут вам эффективно готовиться к контрольным работам, ВПР и экзаменам:

  1. Подготовка к ВПР.
  2. Курсы подготовки к ОГЭ.
  3. Курсы подготовки к ЕГЭ.
  4. Общие курсы по русскому для школьников, взрослых людей, а также иностранцев.

Напишите, пожалуйста, как вам статья. Сумел ли я объяснить вам, что такое главные члены предложения, была ли информация в статье полезной. Если написано плохо, сложно, если вы устали и русский вам уже опротивел – скажите об этом тоже.

Спасибо.

Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

Сказуемое и подлежащее – разница и отличие

Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?

Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.

Определение подлежащего и сказуемого

Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.

Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?

Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.

Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.

Сравнение

Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.

Вася шел. Коза бежала.

Тучи капали дождем.

Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.

В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.

В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).

Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:

  • действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
  • состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
  • качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
  • принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
  • родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).

С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.

Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.

Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое

Таблица разницы между подлежащим и сказуемым

Подлежащее Сказуемое
Обозначение предмета Обозначение признака предмета
Самостоятельный член предложения, поставленный в именительном падеже Зависимый от подлежащего член предложения и соотносится с ним в роде и числе
Отвечает всего на два вопроса: кто? или что? Что делает? – не единственный вопрос, который к нему можно поставить. А еще и такие: каков? что такое? что происходит? чей? и другие, зависящие от подлежащего
При синтаксическом разборе подчеркивается одной чертой При синтаксическом разборе предложения подчеркивается двумя чертами

§ Тире между подлежащим и сказуемым

Ранее в статье несколько раз упоминалось о таком явлении, как нулевая связка в предложении. Рассмотрим такую ситуацию подробнее, ведь именно с ней связана одна из важнейших в русском языке орфограмм – наличие тире между подлежащим и сказуемым.

Выделяют следующие случаи постановки тире между главными членами предложения:

  1. Если оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже, количественным числительным или инфинитивом.Например: Воскресенье – последний день недели (воскресенье и день – это имена существительные). Дважды два – четыре (дважды и четыре – это количественные числительные). Беречь природу – любить родину (беречь и любить – это глаголы в неопределенной форме).
  2. Если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – инфинитивом или количественным числительным.Например: Расстояние от Москвы до Владивостока – девять тысяч километров.
  3. Если перед сказуемым стоит указательная частица это (вот, это есть), а также слово «значит».Например: Штиль – это полное безветрие. Выпить кофе – это лучший способ взбодриться. Создать настоящую дружбу – это мастерство, а сохранить ее на всю жизнь – это великое достижение.
  4. Тире нужно ставить между подлежащим-инфинитивом и сказуемым-наречием, которое оканчивается на -о, если между главными членами присутствует пауза.Например: Нехорошо это – обманывать.
  5. Тире должно быть при подлежащем, если оно выражено личным местоимением, а сказуемое представлено существительным в именительном падеже при соблюдении одного из условий:
    • если есть логическое подчеркивание (Он – дилетант);
    • если предложения параллельны друг другу (Они – народ тихий, покорный. Мы – свободолюбивые граждане);
    • при наличии инверсии (обратный порядок слов в предложении). Например: Виновник сегодняшнего торжества – ты.
  6. Тире также ставится перед сказуемым, которое выражено причастием, прилагательным, местоимением, если:
    • части предложения имеют смысловое разделение (Твои секреты – только твои. Вся добыча – моя);
    • есть однородные сказуемые (Работа моя – интересная, сложная, разнообразная);
    • части предложения структурно разделены (День – солнечный, небо – чистое, трава – зеленая).

Также необходимо знать, когда тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится.

  1. Подлежащее выражено местоимением. Например: он библиотекарь, мы друзья, вы ученики.
  2. Сказуемое присоединяется с помощью любого сравнительного союза (как, будто, словно, точно). Например: пение как соловьиные трели.
  3. Сказуемое выражено существительным с отрицанием (то есть перед словом стоит частица НЕ). Например: слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  4. Главные члены выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:
    • связка не нулевая. Например: предательство есть страшное преступление, пианист был настоящий виртуоз;
    • между подлежащим и сказуемым есть вводное слово, наречие, союз или частица. Например: Этот доктор, кажется, хирург. Мой отец теперь лучший учитель в городе. Мой брат тоже учитель. Понедельник только начало рабочей недели;
    • перед сказуемым стоит зависимое от него дополнение. Например: Виктор ему брат;
    • сказуемое находится перед подлежащим. Например: Чудесные создания эти лемуры;
    • грамматическая основа образует неделимое словосочетание (фразеологизм). Например: Два сапога пара.
  5. Грамматическая основа представлена инфинитивами либо инфинитивом и существительным (числительным) в именительном падеже, но порядок слов в предложении обратный и пауза отсутствует. Например: Какое удовольствие гулять по парку летом! При этом если пауза присутствует, то тире ставится даже при обратном порядке слов. Например: Это поистине волшебное чувство – любить.
  6. Если перед сказуемым есть слова это, значит, то тире НЕ нужно ставить в таких случаях:
    • значит – это вводное слово. Например: Облака рассеялись, значит, дождя сегодня не будет;
    • значит – это глагол. Например: Персона нон грата на латинском значит нежелательное лицо. Он не разговаривает со мной, значит, обиделся. Твое мнение значит для меня гораздо больше, чем ты думаешь;
    • слово это является подлежащим. Например: Это мой долг.
  7. Подлежащее – инфинитив, а сказуемое – наречие, которое оканчивается на -о. Например: Отдыхать весело.
  8. Сказуемое представлено прилагательным, причастием, местоимением. Например: Нож острый. Книга твоя.

Подлежащее в предложении

Таким образом, подлежащее в предложении чаще всего является существительным, стоящим в именительном падеже.

Подлежащее подчеркивается одной прямой чертой.

Например,

Подлежащее здесь «солнце», так как отвечает на вопрос «что?» и стоит в именительном падеже. Поэтому мы подчеркнем слово «солнце» одной прямой чертой.

Давайте еще рассмотрим примеры:

Подлежащее «небо» (обозначает объект, отвечает на вопрос «что?») подчеркиваем одной чертой.

Однако, бывают исключения, обусловленные контекстом, например,

Здесь подлежащим будет прилагательное, именно оно отвечает на вопрос «кто?». Ведь на самом деле это определение относится к одушевленному объекту, отвечающему на вопрос («кто?»). Помиловал — сказуемое. Потому что «что сделал?» помиловал. Слово «великолепный» подчеркиваем одной чертой.

А вот еще пример, где подлежащим выступает причастие:

В данном предложении подлежащее «командующий» — часть речи причастие. Мы можем спросить «кто отдал приказ?». Поэтому причастие «командующий» становится подлежащим в предложении. Сказуемое — отдал, так как отвечает на вопрос «что сделал?». Подлежащее подчеркиваем одной чертой.

Способы выражения

Чаще всего подлежащее выражено словоформой имени существительного в именительном падеже множественного или единственного числа. Это связано с тем, что именно существительные обозначают предмет, что дает возможность говорящему наиболее просто, но полно выразить свою мысль.

Способы выражения подлежащего и сказуемого отличаются многообразием. Для первого, кроме существительных, могут использоваться:

  1. Местоимения, чаще личные: Я читаю книгу. Она пришла в гости с тортом.
  2. Другие разряды местоимений: неопределенные (Кто-то открыл дверь), отрицательные (Никто не хотел готовить уроки), вопросительно-относительные (Кто не хочет объездить весь мир).
  3. Числительные: количественные (Четыре делится на два), собирательные (Оба хотели прокатиться на лошади), порядковые (Первый побежал, второй остановился).
  4. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Пример: Читать в постели — дурная привычка.
  5. Причастие. Например: Приехавшие расположились по комнатам. Учащиеся были добросовестны.

Кроме того, в качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически. Основные варианты представлены в форме таблицы.

Наименование Пример предложения
Географическое собственное наименование, состоящее из нескольких слов Северный Ледовитый океан был богат рыбой.
Устойчивое словосочетание Железная дорога протянулась на многие километры.
Наименование учреждения Министерство здравоохранения принимает претензии граждан.
Существительное со значением количества + сущ. в Р. п. Множество студентов смогло сдать сессию успешно.
Крылатое выражение Авгиевы конюшни были вычищены быстро.
Числительное + сущ. в Р. п. Две липы росли под окном.
Местоимения «сколько, столько, несколько» + сущ. в Р. п. Несколько зданий гордо возвышалось на отшибе.
Прилагательное /числ./мест. в И. п. + предлог из + сущ./мест. Лучший из школьников сегодня получил золотую медаль.
Неопределенное мест. + прил. Нечто странное произошло сегодня с Ивановым.
Предикативная конструкция «Привет, сегодня не приду» просто застало его врасплох.

Разновидности подлежащих

В зависимости от способа выражения можно выделить два вида подлежащих. Наиболее часто употребляется номинативное, которое выражено словом любой части речи в значении существительного в начальной форме или сходным по грамматической форме словосочетанием. Для номинативных разновидностей используются личные местоимения (Я хотел купить синюю вазу), а также местоимения в паре со словами «весь, сам» (Сам он — лентяй).

Неизменяемые части речи также могут играть эту синтаксическую функцию. Поэтому подлежащим в определенном контексте может стать наречие, союз, предлог, междометие. Примеры: И — соединительный союз. Вот раздалось ау вдалеке. Завтра станет лучше, чем сегодня.

Вторая разновидность подлежащих — инфинитивные. Они предметным значением не обладают и не подвержены субстантивации. Примеры: Жизнь прожить — не поле перейти. Быть счастливым — вот цель человека. Смотреть на твои работы — подлинное наслаждение.

В таких конструкциях между подлежащим и сказуемым следует ставить тире.

Особенности сказуемых

Основной способ выражения сказуемого — глагольные формы. Однако он не является единственным. Есть три типа сказуемого в русском языке. Простое глагольное состоит из одного слова, представляет собой глагол в любой форме, помимо инфинитива. Примеры: Я читаю. Дедушка пропалывает грядки. Синее море разливало свои волны на огромное расстояние.

Составное глагольное образуется по схеме «инфинитив + вспомогательный глагол» (Я люблю читать. Кошка может спать сутки напролет). Составное именное состоит из двух компонентов: глагола-связки (чаще — «быть», реже используются «казаться», «стать») и именной части, которая выражается различными частями речи, за исключением глагольных форм и деепричастия. Примеры: Кот был белым. Я был веселым.

В этих предложениях сказуемым является не глагол «был», как может показаться на первый взгляд, а сложная конструкция из двух слов. Доказательство просто: если «выкинуть» связку, смысл не утратится. Соответственно, выразить признак предмета возможно только при помощи использования совокупности элементов.

Вне зависимости от разновидности сказуемого при проведении синтаксического разбора оно подчеркивается двумя прямыми чертами.

Что обозначает подлежащее

В конструкциях, включающих оба главных члена, подлежащее выступает в одном из перечисленных значений:

Значение Примеры
Персона, лицо Лариса Сергеевна работает в отделе второй год.Врач заканчивает обход. На экскурсию по пригородным усадьбам кто-нибудь в субботу поедет?
Не относящийся к числу людей предмет (одушевлённый или нет) За забором громко залаяла собака, охраняющая складскую территорию. На клумбах раскрываются разноцветные астры, возвещая приближение осени.
Природное явление Засуха в прошлом году привела к лесным пожарам и гибели посевов.
Отвлечённое, нематериальное понятие Дружба между ребятами зарождалась медленно, но с каждым днём становилась крепче.
Состояние живого существа или окружающей среды Постепенно горе отступало, притуплялось. Зимний холод проникал в нетопленый, необитаемый дом.
Качество или свойство Ваша робость препятствует карьерному росту.Прочность засова защитила дом от чужого вторжения.
Действие как предмет Ежедневный бег укрепляет организм, препятствует гиподинамии.

Чем может быть выражено подлежащее

Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели
Актуально для учеников всех возрастов.

Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

Фразеологизмы

Отдельным случаем считаются также фразеологические формы подлежащего, когда в роли главного члена предложения выступает особая пара – существительное и согласуемое имя. Например, фразеологическое, терминологическое, либо словосочетание с метафорическим значением.

В этом случае составляющие данного синтаксического сплава только в совокупности выражают то единое и нечленимое значение, которое требуется для понимания смысловой составляющей.

Примеры:

  • Работать спустя рукава – это не моя привычка.
  • «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» написано на плакате в фойе.
  • Кольца Сатурна видны невооруженным глазом.
  • Млечный путь виден далеко.
  • Белые хлопья падают с неба.
  • Ежик волос воинственно торчал на его макушке.

И последней формой для подлежащего могут становиться неопределенные местоимения, которые образованы от основ «кто» и «что», составляющие единый сплав с согласуемым именем. Такие формы подлежащего несут в себе неопределенное значение.

Примеры:

  • Кто-то лысый выглядывал из-за его спины.
  • Что-то неприятное свалилось мне на голову с балкона.
  • Кто-то противный гнусавил со сцены.
  • Что-то лохматое коснулось моей ноги.
  • Кто-то «умный» нацарапал на стене подъезда неприличное слово.
  • Что-то вкусное приятно пахло из тарелки.

Таким образом, способы выражения подлежащего в русском языке могут разниться и зависят от определенной словесной формы, используемой на месте одного из главных членов синтаксической конструкции. В роли подлежащего могут выступать не только существительные, но и другие части речи, и даже сложные синтаксически неделимые словосочетания с фазисным, метафорическим и терминологическим значением. Кроме этого, стоит запомнить, что подлежащее имеет определенную форму выражения – именительный падеж.

Про сказуемое

Начнем с того, почему оно так названо. Ученые дали ему такое название, потому что оно «сказывает», «рассказывает» о подлежащем. Что мы узнаем о «рыбаке» в предложении «Рыбак очень устал»? Что он «устал». «Сказывает» нам это как раз сказуемое.

Сказуемые могут давать самую разную информацию. Например, сообщать нам о:

  1. Действии: «Я вспоминаю прошлое» (вспоминать).
  2. Состоянии человека или другого живого существа: «Мне плохо» (плохо).
  3. Состоянии неодушевленных предметов или окружающей среды: «Вечереет».
  4. Возрасте: «Мне пятнадцать» (пятнадцать).
  5. Умениях и навыках: «Я умею танцевать танго» (танцевать).

И о многом другом.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий