Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Как отличить глагол от сказуемого с помощью театра. Помогаем детям учить русский

Не у всех взрослых многое осело в голове из школьной программы. Особенно тяжело в этой ситуации тем, чей ребёнок учится дома — приходится заменять учителя. Тамилу Казанок спасает фантазия и правильные ассоциации.

Готовится моя младшенькая к экзаменам. Четвёртый класс. Уже второй год, как она ушла на экстернат из престижной гимназии. Учится сама дома. В апреле ей предстоит сдавать пять экзаменов. Обычный ребёнок, не гений.

— Я ни-че-го не понимаю! А-а-а! Чем отличается существительное от подлежащего?! У-у-у! А глагол от сказуемого?! Ы-ы-ы!

Я задумалась. Взяла чистый лист и фломастеры. Проходить-то мы это когда-то проходили, ещё в школе. Значит, не очень понятно проходили. Система в голове не осталась, да и системой это не было, всё кусочками.

Нарисовала я шесть кубиков, подписала их: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Нарисовала пять полочек в одну линию. Подписала: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Поставила жирную точку, собралась расставлять кубики на полочки.

Рыдания прекратились, Алиса смотрит исподлобья. Не верит, что я смогу ей донести истину о строении языка. И вдруг меня осенило: театр! Алиса посещает театральную студию, театром просто бредит.

«Игра — это главный способ развития детей»

— Алиса, в нашем театре шесть актеров: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Кто из них самый любопытный?

— Наречие, — Алиса уже улыбается. — Вон у него сколько вопросов: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?

— Кто самый конкретный? Кому интересно: конкретно, сколько?

— Глагол. Он всегда что-то делает.

— Кто самый возвышенный, восторженный?

— М-м-м… Думаю, местоимение: указывает на предмет, но не называет его.

— А кто самый главный в этой команде, в этой театральной труппе? Кто задаёт тему всем разговорам?

— Точно. Каждое предложение — это отдельная пьеса. Главные роли дают чаще всего лидеру и самому деловому. Кто будет играть роль дополнения? Тоже зачастую существительное, только ему придётся переодеться, а иногда местоимение.

Я беру деревянный кубик. Какое совпадение: у него столько же граней, сколько падежей в русском языке. Первое пришедшее на ум слово прописываем на всех гранях во всех падежах.

Поиграли. Потом Алиса уже легко подчёркивала все слова в предложении. А сложные вещи стали простыми и понятными, потому что обрели образ и характер.

Источник статьи: http://mel.fm/blog/tamila-kazanok/68924-kak-otlichit-glagol-ot-skazuyemogo-s-pomoshchyu-teatra-pomogayem-detyam-uchit-russky

Тренажер по русскому языку «Главные члены предложения» (2 класс)

Подлежа́ ще е — это главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы: «Кто?» « Что?».

Разберемся на примере: «Ярко светит солнце».

О чем говорится в предложении? – О солнце. Какой вопрос мы можем задать к данному слову?

Ярко светит (Что?) солнце.

Ярко светит солнце.

Что такое сказуемое?

Сказу́ емоеглавный член предложения связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «Что делает предмет?» «Что будет делать?» «Что сделает?» «Что с ним происходит?»

Разберемся на примере: «Ярко светит солнце».

О чем говорится в предложении? – О солнце.

А что же делает солнце? – Светит.

Связано ли слово «светит» со словом «солнце»? – Конечно.

Солнце (Что делает?) светит.

Построим алгоритм действия:

1.Ищу предмет/живое существо о котором говорится в предложении.

Девочка читала книгу.

(Подумай: о чем/о ком говорится в предложении? О книге, которая читала? Или о девочке, которая читала? Конечно же о девочке. Она здесь главное лицо.)

2. Задаю вопрос Кто? – Девочка. Подлежащее найдено и подчеркнуто одной чертой.

4. Если мы смогли задать к слову вопрос «Что делать?» и это слово связано с подлежащим, то получается, что это сказуемое. Сказуемое мы подчеркиваем двумя чертами.

Как оформить предложение на письме?

Девочка читала книгу.

Задания для отработки навыка определения главных членов предложения (подлежащее и сказуемое).

В данных предложениях подчеркни подлежащее и сказуемое, опираясь на вопросы.

1. Опадают жёлтые листья.

2. В лесу росла стройная ель.

3. Девочка читает интересную книгу.

4. В лесу мама нашла красивый гриб.

5. Ярко светит солнышко.

Дополни каждое предложение вопросами, используя подсказки.

6. Малыши лепили снеговика. (Кто? Что делали?)

7. Собака громко лает. (Кто? Что делает?)

8. Люда рисовала красками. (Кто? Что делала?)

9. По дороге быстро мчится машина. (Что? Что делает?)

10. Собака погналась за зайцем. (Кто? Что сделала?)

Поработай с таблицей. Закрась красным подлежащее (Кто? Что?), а синим сказуемое (Что делать, Что сделать?)

Поработай с таблицей. Закрась только те слова, при отсутствии которых, предложение не потеряет смыла.

Вставь недостающие слова и определи главные члены предложения.

1. _________ облизывает усы.

2. _____________ строит дом.

3. ___________ вяжет носки.

4. __________ смотрит телевизор.

5. _____________ читает газету.

6. Громко кричит ___________.

7. Поёт знаменитый ____________.

8. Лает дворовый _______.

9. ____________ грызёт косточку.

10. ___________ настроил пианино.

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

В каждом предложении подчеркни главные члены предложения.

Роль подлежащего в предложении

Подлежащее – это главный член, который называет то, о чем говорится в предложении. Нередко это субъект действия, которое называет сказуемое. Если сказуемое выражено прилагательным, причастием, существительным и т.п., подлежащее – это то, что сказуемым характеризуется.

В некоторых предложениях глагол стоит в пассивном залоге, так что подлежащее называет не субъект, а объект действия: “Трамвай управляется практикантом”. Однако подлежащим все равно считается член предложения, связанный предикативной связью со сказуемым.

Но неизменным остаётся падеж подлежащего – всегда именительный (если подлежащее выражено именной частью речи и падеж вообще возможно определить).

В именительном падеже могут стоять только подлежащее и сказуемое. И обратно: подлежащее и сказуемое могут стоять только в именительном падеже. Исключение – приложения, изучаемые в 8 классе, которые тоже могут иногда оказываться в этом падеже, если они согласуются с существительным в именительном падеже (Девушка-консультант не ответила) или являются несогласованными (…в журнале “Огонек”).

↑ Составное глагольное сказуемое

вспомогательной частисвязки)инфинитиваСпособы выражения вспомогательной части:

  • Фазовые глаголы — со значением начала-продолжения-конца того процесса, который назван инфинитивом смыслового глагола (начать, стать, продолжить, приняться, перестать, прекратить, бросить, остаться).
  • Темповые глаголы (спешил, поспешил, успел, торопился).
  • Модальные глаголы со значением желательности, волеизъявления, возможности, необходимость действия и т.п. (мочь, хотеть, решить, успеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, готовиться, стремиться, сметь, мечтать, собираться, пытаться). Модальные глаголы могут быть представлены фразеологизмами (иметь право, быть в состоянии/вправе/не в силах, иметь желание, иметь намерение, иметь привычку).
  • Глаголы со значением эмоциональной оценки действия (любить, бояться, страшиться, ненавидеть, остерегаться) 
  • Степень обычности (привыкнуть, пристраститься).
  • Глагольный фразеологизм или описательный оборот с модальным значением (иметь право, дать слово, задаться целью, гореть желанием, иметь привычку, иметь намерение).
  • Модальное краткое прилагательное со связкой быт. В настоящем времени связка нулевая. (должен, готов, рад, обязан, намерен, способен, согласен, не властен, вынужден, горазд).
  • Существительные с модальным значением (мастер, любитель, охотник)
  • Устойчивый оборот с модальным значением. Устойчивое выражение может быть как в основной части, так и во вспомогательной. (быть в состоянии/в силах/ вправе/ не прочь). Он хочет принять участие. Он горит нетерпением принять участие.

Связь с другими членами предложения

Чаще всего сказуемое связано с другим главным членом предложения – с подлежащим. Однако сказуемое может образовывать грамматическую основу и без подлежащего. Так происходит в односоставных предложениях, в которых отсутствует подлежащее.

Как правило, от сказуемых задаются вопросы к второстепенным членам предложения. Сказуемое является главным словом во многих словосочетаниях, построенных на связи управления или примыкания. Например: Он ходил (как?) быстро; Пришел (куда?) домой (когда?) вечером.

Что мы узнали?

Сказуемое – главный член предложения, имеющий общее значение действия и отвечающий на вопросы что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он?. Сказуемые, которые могут быть выражены глаголом, существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением, наречием, категорией состояния, неделимым словосочетанием, в зависимости от того, чем они выражены, бывают простыми глагольными, составными именными и составными глагольными. В предложении сказуемое может существовать самостоятельно, может образовывать грамматическую основу вместе с подлежащим. Часто от сказуемых зависят второстепенные члены предложения. При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Что такое сказуемое?

    • Главный член предложения, имеющий общее значение предмета
    • Главный член предложения, имеющий общее значение действия
    • Второстепенный член предложения, имеющий значение времени, места, причины, образа действия
    • Второстепенный член предложения, имеющий общее значение признака предмета

Способы выражения подлежащего и сказуемого

Способы выражения подлежащего

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (кто? что?).

Обратите внимание! На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу

Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.

Старший сын уехал в столицу.

Он уехал в столицу.

Старший уехал в столицу

Поднявший меч от меча и погибнет.

Двое уехали в столицу

Любить – это прекрасно.

Жить – родине служить.

Настало и роковое послезавтра

«В» является предлогом.

«А» – противительный союз.

«Не» с глаголами пишется отдельно.

Неслось со всех сторон «ау».

«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» – было его девизом.

Пять стульев стояло у стены.

Несколько стульев стояло у стены.

Часть стульев стояла у стены.

Много стульев стояло у стены.

Двое из нас поедут в столицу.

Каждый из нас поедет в столицу.

Многие из нас поедут в столицу.

Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.

Млечный путь разостлался по небу.

Белые мухи (снежинки) кружили в небе.

Шапка русых кудрей колыхалась на его голове..

Что-то неприятное было во всем его облике.

Способы выражения сказуемого

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим (что говорится о предмете речи?)

Сказуемое бывает простое и составное.

Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами. (=1 слово),глагольным междометием, фразеологизмом (его можно заменить одним глаголом).

Обратите внимание: простое сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени (Я буду учиться и после школы) (=2 слова)

Составное глагольное сказуемое образуется из двух глаголов:

глагол в личной форме + инфинитив

Составное именное сказуемое

Глагол-связка БЫТЬ + именная часть

Называться и др. местоимение

Обратите внимание: в некоторых конструкциях глагол связка БЫТЬ в настоящем времени опускается ( Он (есть) порча, он (есть) чума, он(есть) язва здешних мест). В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире

Обратите внимание: сказуемое может быть выражено фразеологизмом

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Бессонова Елена СергеевнаНаписать 15118 21.11.2015

Номер материала: ДВ-177027

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • 21.11.2015 403
  • 21.11.2015 313
  • 21.11.2015 537
  • 21.11.2015 435
  • 21.11.2015 485
  • 21.11.2015 7386
  • 21.11.2015 2591

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сказуемое в предложении

Сказуемое в предложении легко определить, выяснив, какое действие совершил объект. Слово-действие и есть сказуемое в предложении. Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми чертами.

Сказуемое всегда связано с подлежащим.

Например,

(кто?) Слон (что делает?) любит есть бананы. (кто? )Вероника (что сделала?) пошла в театр впервые. (кто?) Марина (что сделала?) уехала отдыхать к морю. Вечером (кто?) все (что сделали?) собрались у костра. Когда (кто?) Миша (что сделал?) заболел, (кто?) все (что сделали?) загрустили. В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых, соответствующих им), поэтому предложение называют сложным. (кто?)Вероника (что делала?) гадала о том, (что сделает?) придет ли (кто?) он сегодня или (что сделает?) не придет. Сказуемое «гадала» связано с подлежащим «Вероника», а сказуемое «придет» с подлежащим «он»

Обратите внимание, что во второй части предложения у нас два глагола, это означает, что у нас два сказуемых

Кстати, сказуемое имеет несколько видов и не всегда оно — глагол. В предложении также может быть много сказуемых при одном подлежащем. Например, в предложении

Мы обрадовались подаркам и стали прыгать вокруг елки, танцевать и веселиться. В предложении одно подлежащее и 4 сказуемых.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с другом.

А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

Сравним:

Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои названия:

Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

Предмет, кото­рый обо­зна­ча­ет­ся под­ле­жа­щим, может быть оду­шев­лен­ным и неоду­шев­лен­ным. Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто? Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

Отыщем и под­черк­нем под­ле­жа­щее в предложениях:

Почему подлежащее и сказуемое – это основа?

Еще во 2 классе ребята учатся разбирать предложения и убеждаются, что предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого вполне информативно. Например, «Наступил вечер» или «Праздник закончился». Мы получаем полное представление о том, что хотел сообщить нам автор высказывания. И примеров нераспространенных предложений, вполне выполняющих коммуникативную функцию, немало в нашей речи.

Совсем другое дело – предложение без главных членов. Это неполные предложения и информативны они только в контексте.

Неполные предложения – это предложения ограниченного употребления; они допустимы только в текстах разговорного стиля.

Подлежащее называет предмет речи – то, о чем нам сообщают, а сказуемое дает наиболее важную информацию о нем и одновременно привязывает фразу ко времени и реальности. Поэтому подлежащее и сказуемое – главные члены, основа, ведь без них информация будет совершенно непонятной или, в лучшем случае, несамостоятельной, привязанной к соседним предложениям, в которых есть подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения

Нам, взрослым, кажется, что все достаточно просто. Подлежащее — это имя существительное. Глагол — сказуемое. И мы искренне не понимаем, в чем сложность. 

Когда мы ищем подлежащее, то задаём вопрос: «О чём (или о ком) это предложение?»

И от подлежащего задаём вопрос к сказуемому.

Иногда дети сначала находят сказуемое. Как правило, его найти легче. Но это неправильно. Сначала нужно найти подлежащее.

Например, нам нужно разобрать по членам предложение Кошка спит в кресле.

Спрашиваем у ребенка, о ком говорится в этом предложении. О кошке. Задаём вопрос к слову кошка. Кто? Кошка. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Кошка что делает? Спит. Спит- это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Почему? Потому, что без них предложения не будет. Возьмём предложение. Кошка спит в кресле.

Если мы уберем из предложения все слова, кроме подлежащего и сказуемого, то получится предложение Кошка спит. Это предложение? Да. Потому, что это это законченная мысль. Нам понятно, что речь о кошке и что она спит.

Если же мы уберем из этого предложения подлежащее и сказуемое, то получится » в кресле». Являются эти слова предложением? Нет.

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения потому, что в них содержится основная мысль. Без них предложения не получится. Поэтому их ещё называют грамматической основой предложения. Хорошо, когда ребенок понимает все 3 формулировки и умеет с ними работать.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Если с главными членам предложения проблем к 3 классу, как правило, не бывает, то со второстепенными членам все сложнее. 

Тем не менее, запомнить их не так уж и сложно. Смотрите. Определение выражено именем прилагательным или местоимением.

Дополнение отвечает на вопросы всех косвенных падежей. Т.е. на вопросы всех падежей, кроме Именительного. Если ребёнок знает падежи, то он знает и вопросы дополнения.

Таким образом, остаётся выучить только вопросы обстоятельства.

Порядок разбора предложения по членам

Разберём по членам предложение Жёлтые розы распустились в саду.

1. В предложении говорится о розах. Что? Розы. Розы- подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

2. Розы что сделали? Распустились. Распустились — сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Выписываем словосочетания.

3. Розы какие? Жёлтые. Жёлтые- это определение. Подчёркиваем волнистой линией.

4. Распустились где? В саду. В саду- это обстоятельство. Подчёркиваем точкой и пунктирной линией.

Наверное, у многие может возникнуть вопрос. Как правильно спросить: распустились (где?) в саду или распустились (в чём?) в саду?

Способы выражения сказуемого

Набор частей речи, которыми может быть выражен этот член предложения, тоже большой. Чаще всего оно выражается глаголом. Но иногда может быть еще и прилагательным или существительным.

Сказуемое-глагол

Сказуемое, выраженное глаголом, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Например:

Мы (что сделали?) пошли в лес.

Мальчики (что делали?) играли с мячом.

Но мы говорили, что в предложении может не быть подлежащего, когда действие происходит само по себе: «Светает», «Темнеет». В таких случаях мы можем задавать еще один, «неофициальный», вопрос «что делается?».

И так же, как и с подлежащим, сказуемые могут быть выражены как одним глаголом, так и связкой из двух глаголов!

Те сказуемые, которые состоят из одного глагола, называют простыми. Например: «Он читает эту книгу».

Будьте внимательны!

В эту же группу входят сказуемые с формой глагола в будущем времени: «будет читать». Так как слово «будет» здесь не отдельный глагол, а лишь слово-помощник для образования будущей формы.

Если сказуемое состоит из связки двух глаголов, то оно составное. Например, «постарается победить», «смогу сделать», «хочет участвовать».

Такое часто бывает, когда мы используем в предложении модальные глаголы.

Примеры модальных глаголов

{"questions":,"items":,]}},"hints":}]}

Сказуемое-прилагательное

Сказуемое, к которому мы задаем вопрос «каков?» (иногда «какой?»), называется сказуемым, выраженным прилагательным.

Например:

Русский лес (каков?) красив.

Воздух во дворе (каков?) чист.

Такое сказуемое всегда относят к составным. И это несмотря на то, что оно состоит из одного слова.

А все потому, что на самом деле в нем прячется еще одно слово, которое мы не произносим и не пишем. Это слово «есть».

Русский лес есть красивый.

Воздух есть чистый.

Интересный факт

В английском и немецком языках, например, слово «есть» сохраняется и в речи, и на письме. Это называют вспомогательным глаголом.

Сравните:

She is beautiful (англ.) – Она красива(дословный перевод – «Она есть красивая»)

Er ist hungrig (нем.) – Он голоден (дословный перевод – «Он есть голодный»)

Перевод наших примеров на английский язык:

Русский лес красив. — The Russian forest is beautiful. Дословно: Русский лес есть красивый.

Воздух во дворе (каков?) чист. — The air in the yard is clean. Дословно: Воздух во дворе есть чистый.

{"questions":,"explanations":,"answer":}},"hints":}]}

Сказуемое-существительное

Хитрее всего себя ведут сказуемые, отвечающие на вопросы «кто такой?», «что такое?». Это сказуемые, выраженные именами существительными, из-за чего их легко перепутать с подлежащими. Но этого легко избежать, если помнить, что сказуемое поясняет подлежащее.

Например: «Подлежащее – это главный член предложения».

Здесь «главный герой» предложения – слово «подлежащее». Поэтому это подлежащее. Дальше идет пояснение, что такое подлежащее: «это главный член предложения». Это и будет нашим сказуемым.

Сказуемые, выраженные именем существительным, тоже всегда составные, потому что в них также прячется наше вспомогательное слово «есть»:«Он врач» — «He is a doctor» (англ.) – Он есть врач.

{"questions":,"items":}},"step":1,"hints":}]}

Составное именное сказуемое. Определение и примеры

Примеры

  • Владимир начал силь­но бес­по­ко­ить­ся (А.С. Пушкин).
  • Роса была холод­ная (К. Паустовский).

В этих при­ме­рах ска­зу­е­мые состо­ят из двух слов, одно из кото­рых (бес­по­ко­ить­ся, холод­ная) выра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, а пер­вое (начал, была) — грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, рода и чис­ла гла­го­ла.

Составное ска­зу­е­мое быва­ет гла­голь­ным (пер­вый при­мер) и имен­ным (вто­рой при­мер). Поговорим об имен­ном состав­ном ска­зу­е­мом.

Глагол-связка

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из глагола-связки, кото­рый обла­да­ет толь­ко грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, и имен­ной части, кото­рая пред­став­ле­на име­нем суще­стви­тель­ным, име­нем при­ла­га­тель­ным, име­нем чис­ли­тель­ным и др., выра­жа­ю­щей его основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, напри­мер:

  • Ветер был встреч­ный (Л.Толстой).
  • Сережа мне зака­дыч­ный при­я­тель.

Наиболее упо­тре­би­тель­ным явля­ет­ся глагол-связка «быть», пред­став­лен­ный в раз­ных фор­мах:

  • есть;
  • был, была, было, были;
  • буду, будешь, будет, будут, буде­те, будут.

Менее упо­тре­би­тель­ны глаголы-связки:

делать­ся, казать­ся, стать, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, пред­став­лять­ся, казать­ся, назы­вать­ся.

Например:

  • У нас зима. Всё дела­ет­ся свет­лее, весе­лее от пер­во­го сне­га (А.С. Пушкин).
  • Ночь каза­лась мне уди­ви­тель­ной и пре­крас­ной (К. Паустовский).
  • Проза, когда она дости­га­ет совер­шен­ства, явля­ет­ся, по суще­ству, под­лин­ной поэ­зи­ей (К. Паустовский).
  • Яблоко пока­за­лось мне очень соч­ным и вкус­ным.
  • Реже в роли свя­зок могут высту­пать гла­го­лы, име­ю­щие зна­че­ние дви­же­ния или состо­я­ния:
  • прий­ти, при­е­хать, вер­нуть­ся, сидеть, сто­ять и др., напри­мер:
  • Мы вер­ну­лись с моря отдох­нув­ши­ми и заго­ре­лы­ми.
  • Они ушли неудо­вле­тво­рен­ные.
  • Спортсмены сиде­ли на ска­мей­ках доволь­ные сво­ей побе­дой в сорев­но­ва­ни­ях по биат­ло­ну.
  • Связка может быть нуле­вой, тогда в пред­ло­же­нии меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым (при соблю­де­нии неко­то­рых усло­вий) ста­вит­ся тире, напри­мер:
  • Ум — это хлеб, кото­рый насы­ща­ет, шут­ка — это спе­ция, вызы­ва­ю­щая аппе­тит.
  • Оптимизм — вот рос­кошь вели­ких людей (Л.Арагон).
  • Родная сто­ро­на — мать, чужая — маче­ха.

Именная часть состав­но­го ска­зу­е­мо­го выра­жа­ет­ся, как уже упо­ми­на­лось выше, все­ми частя­ми речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфи­ни­ти­ва.

Имя существительное

Имя суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа:

  • Точность и крат­кость — вот пер­вые досто­ин­ства про­зы (А.С. Пушкин).
  • Я чело­век, и ничто чело­ве­че­ское мне не чуж­до (Теренций).
  • Самая серьёз­ная потреб­ность есть потреб­ность позна­ния исти­ны (Г. Гегель).
  • Цель в жиз­ни явля­ет­ся серд­це­ви­ной чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства и чело­ве­че­ско­го сча­стья (К.Д. Ушинский).
  • Пушкин стал зна­ме­нем рус­ской лите­ра­ту­ры (Д. Лихачёв).

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа, в крат­кой фор­ме , в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни:

  • Эти оре­хи очень твер­дые, что не раз­грызть зуба­ми.
  • Море чудес­ное, синее, неж­ное.
  • Его дом был все­гда мно­го­люд­ным.
  • Вечером море каза­лось совсем чер­ным.
  • Нужно ли такое оби­лие кра­сок?
  • Лес в любую пого­ду пре­кра­сен.
  • Все доб­рые люди невзыс­ка­тель­ны (И.Гёте).
  • Этот уче­ник луч­ший в клас­се.
  • А к ночи все ста­но­вит­ся синей.

Имя числительное

  • Не один ты на Земле.
  • Я был седь­мым в оче­ре­ди.
  • Три да пять будет восемь.
  • Первой при­шла домой мать.
  •  Избёнка ста­руш­ки была вто­рой от доро­ги.

Местоимение

  • Потерянный день — тот, на про­тя­же­нии кото­ро­го вы ни разу не засме­я­лись (Ж. Гюйо).
  • Кто эта девуш­ка?
  • Вы зна­е­те, чей это порт­рет?
  • Каков мастер, тако­во и дело.
  • Я сижу у себя, пью чай.
  • Кем он был?
  • Юра быст­ро стал сво­им в весе­лой ком­па­нии тури­стов.
  • Считайте, что щенок уже ваш.
  • Раз кни­га не твоя, не пиши на полях.

Наречие

  • Всё долж­но быть по-твоему?
  • Как не кста­ти было это вос­по­ми­на­ние.
  • Кофе по-турецки.
  • Сегодня жара нев­мо­го­ту.
  • Черные туфли ока­за­лись мне впо­ру.
  • На его голо­ве фураж­ка была набе­крень.
  • Дел было нев­про­во­рот.
  • Всё было впу­стую.

Причастие

  • Глагольная фор­ма — при­ча­стие:
  • Чай сто­ял нетро­ну­тый.
  • Этот порт­рет не лишен недо­стат­ков.
  • Девушка каза­лась рас­сер­жен­ной моим заме­ча­ни­ем.
  • Дно боч­ки устла­но све­жей соло­мой.

Синтаксически неделимое словосочетание

  • Старые дере­вья были в два обхва­та.
  • Вечером море было чер­но­го цве­та.
  • Говорят, лень — одна из форм неува­же­ния к окру­жа­ю­щим.

Что такое подлежащее

Подлежащим именуется главный член предложения, который называет то, о чем говорится в предложении. Очень часто в русском языке это субъект действия, названного сказуемым. Но не всегда.

Подлежащее может быть выражено не только именной частью речи, поэтому неправильно говорить, что подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Предложение не всегда повествует о действиях. Оно может сообщать о том, что что-то является чем-то (Москва – столица России) или обладает какими – то особенностями (Как красив лес в золотом уборе!

). Наконец, предложение может быть пассивным: объект и субъект могут поменяться местами (Учителя нашей школы провели конференцию. – Конференция проведена учителями нашей школы.) Очевидно, что действие произвели учителя (не конференция же их проводила!), однако во втором случае подлежащее – конференция. Коммуникативная цель – дать информацию о ней, а не об учителях. Это главное правило определения подлежащего – оно стоит в именительном падеже.

Сделаем вывод. Подлежащее – это не всегда то, что совершает действие. Это коммуникативный центр предложения – то, о чем говорится.

Чаще всего подлежащее выражено существительным в именительном падеже. Это наиболее простой и распространенный случай. Такие предложения школьники рассматривают уже в 3 классе. Тогда же узнают и о том, как подчеркивается подлежащее, – одной чертой.

Нередко в позиции подлежащего оказывается местоимение

  • личное (Я иду в кино.);
  • неопределенное (Кто-то стучит в дверь);
  • отрицательное (Никто не пришел на субботник);
  • указательное (А тот ничего не сказал);
  • определительное (Каждый с этим согласится);
  • относительное (Ты знаешь, кто это был?);
  • вопросительное (Кто это был?).

Подлежащее нередко выражается синтаксически неделимым сочетанием (Анютины глазки уже расцвели), сочетанием количественного числительного с существительным (Две подружки болтали у окошка), инфинитивом глагола (Собирать марки – увлекательное занятие).

Частеречная принадлежность

Чаще всего сказуемое выражено глаголом (например: Мама мыла раму), однако сказуемым может быть и другая часть речи:

  • имя существительное (Собака – лучший друг человека);
  • имя прилагательное (Девушка красива);
  • причастие (Книга прочитана);
  • имя числительное (Пятью пять – двадцать пять);
  • местоимение (Эта тетрадь твоя?);
  • наречие (Это было недаром);
  • категория состояния (На улице душно);
  • неделимые словосочетания (Мальчик сел в калошу).

Когда школьники только знакомятся с понятием сказуемого, в пример приводятся такие предложения, в которых сказуемое – глагол или существительное.

Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях

  1. На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
  2. Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
  3. Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
  4. Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
  5. Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
  6. Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.

Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий