Содержание
Бонус
- Правописание суффиксов кратких страдательных причастий
- Публицистический стиль речи
- Что такое причастие в русском языке
- Причастие и причастный оборот
- Н и НН в причастиях
- Причастие и деепричастие Причастный и деепричастный оборот
- Морфологический разбор причастия
- Правописание суффиксов причастий
- Правописание НЕ с причастиями
- Действительные и страдательные причастия
- Страдательные причастия
- Вопросы причастия
- Когда причастный оборот выделяется запятыми
- Образование страдательных причастий
- Краткое причастие
- Н и НН в кратких причастиях
- Причастие как часть речи
- Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
- Неправильное построение предложения с причастным оборотом
- Краткие и полные страдательные причастия
- Морфологические признаки причастия
- Страдательные причастия настоящего времени
- Краткие страдательные причастия
- Образование причастий
- Действительные причастия
- Окончания причастий
- Причастие как особая форма глагола
- Склонение и падежные окончания причастий
- Обособление причастий
- Как подчеркивать причастие
- Совершенный и несовершенный вид причастия
- Чем отличается причастие от прилагательного
- Как обозначается причастный оборот
- Образование действительных причастий
- Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
- Как выделяется причастный оборот на письме
- Суффиксы страдательных причастий
- Как определить причастие
- Ошибки в причастиях
- Виды причастий
- Действительные причастия настоящего времени
- Гласные в суффиксах причастий
- Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
- Гласные в причастиях перед НН
- Знаки препинания при причастном обороте
- Причастия настоящего и прошедшего времени
- Признаки прилагательного у причастия
- НН в полной форме причастий
- Правописание е и в суффиксах причастий
- Возвратность причастия
- Определение, выраженное причастным оборотом
- Как найти причастный оборот
- Одиночное причастие
- Суффиксы действительных причастий
- Грамматические признаки причастия
- Синтаксическая роль причастия
- Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
- Суффиксы ем, им в причастиях
- Спряжение причастий
- Как отличить причастие от деепричастия
- Отличие причастного оборота от деепричастного
показать все
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/prichastnyy-i-deeprichastnyy-oborot
Как подчеркивать деепричастный оборот в предложении
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 458.
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 458.
При синтаксическом разборе предложения у многих учеников возникает вопрос: «Какой линией выделить деепричастие?». Поскольку деепричастный оборот является обособленным обстоятельством, то есть второстепенным членом предложения, его выделяют штрихпунктирной линией.
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении является обособленным обстоятельством (второстепенным членом предложения). При синтаксическом разборе деепричастный оборот графически обозначают штрихпунктирной линией (точкой с тире).
Когда не обособляется
В некоторых случаях повороты не разделяются в письменном виде. Чтобы запомнить их, нужно смотреть на них вместе с примерами.
- Фразеологизм не выделяется запятыми, как и в случае с деепричастием. Вся команда работала не покладая рук. «Не покладая рук» можно заменить словом «усердно».
- Два деепричастных оборота, относящиеся к одному сказуемому и соединенные одиночным союзом «и». По улице шёл маленький мальчик, не обращая ни на кого внимания и говоря что-то под нос.
- Когда он утрачивает глагольное значение и выступает в роли сложного предлога. Обычно в предложениях можно встретить такие слова : «смотря по», «начиная с», «исходя из», «на основании» и т. д. Мы будем действовать смотря по обстоятельствам.
Если его нельзя удалить, то поворот является делимым, потому что это решение.
Деепричастие: определение и признаки
Эта часть речи возникла много веков назад, когда бесчленные причастия потеряли категорию склонения. Слова с такими же значениями наблюдаются в латинском, французском, тюркском и финно-угорском языке.
Дадим определение деепричастию:
Стандартные вопросы, на которые отвечает деепричастие: Что делая? Что сделав?
Примеры: дожидаясь, переходя, складируя, листая, уехав.
Деепричастие сочетает в себе морфологические признаки глагола и наречия. Оно обозначает добавочное действие, демонстрирующее, как совершает действие основной глагол-сказуемое (инфинитив или одна из личных форм):
Остановившись, Елена улыбнулась и махнула рукой.
Елена (что сделала?) остановилась, улыбнулась и махнула рукой.
Елена улыбнулась и махнула рукой (каким образом?) остановившись.
Глагольные и наречные свойства деепричастия
Выделяют три глагольных признака у деепричастий.
- Переходность (превосходить, увидеть) и непереходность (бродить, помогать).
- Возвратность (учить, одевать) и невозвратность (учиться, одеваться).
- Вид: совершенный (положить, взять) и несовершенный (класть, брать)
Глагольные признаки у деепричастий – основные.
Наречные признаки:
- Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.
- Зависимость от глагола-сказуемого. Чаще всего деепричастие примыкает к личной форме глагола, реже – к инфинитиву.
Как образуются деепричастия
Для образования деепричастия несовершенного вида нужно взять основу глагола настоящего времени и суффикс-а- или -я-: спеша, волнуясь, играя, решая, молча.
Для деепричастия совершенного вида понадобится основа инфинитива и один из суффиксов:
- -в-;
- -вши-;
- -ши-.
Примеры: сделав, спрятавши, замолчав, несши, занявшись.
Несколько глаголов несовершенного вида создают деепричастия с помощью суффиксов -учи/-ючи: будучи, жалеючи, идучи, крадучись, играючи. Но эти деепричастия, за исключением слова «будучи», считаются разговорными (просторечными).
Глаголы, которые не могут образовывать деепричастия:
- те, что оканчиваются на-чь: пресечь, вовлечь, достичь;
- имеющие суффикс-ну-: крикнуть, охнуть, умолкнуть;
- в основой в форме настоящего времени на шипящий: вяжут, пишут;
- исключения: пахать, шить, вязать, петь, плясать.
Переход деепричастий в разряд наречий
Когда деепричастие перестает означать второстепенное действие и теряет признаки глагола, оно становится наречием. К таким словам нельзя задать стандартные вопросы: Что делая? Что сделав? Эти части речь означают лишь признак действия и для них характерен вопрос: Как?
София слушала молча, медленно жуя конфету.
Слово «жуя» — это деепричастие, имеет зависимые слова (конфету) и при необходимости заменяется аналогичным глаголом (София слушала и медленно жевала конфету).
Слово «молча» — это наречие. В предложении оно уже не означает добавочное действие, к нему можно задать только вопрос: Как? Кроме того, по контексту эти слова (слушала и жевала) не выполняют равноправные действия.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Чтобы правильно составить предложение с деепричастным оборотом, нужно помнить, что конструкция описывает то действие, которое совершило подлежащее:
Открыв дверь холодильника, лосось начал вонять. Это предложение построено неправильно.
Деепричастный оборот «открыв дверь холодильника» описывает действие, выполненное подлежащим «лосось». То есть в буквальном смысле получается так, что этот лосось сам открыл холодильник.
Правильным вариантом будет:
«Открыв дверь холодильника, я почувствовал неприятный запах лосося».
Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь показаны верные с точки зрения русского языка и неправильные построения деепричастного оборота
Правильно |
Нарушение синтаксических норм |
Упав с крыши, мальчик сломал руку. |
Упав с крыши, рука мальчика сломалась. Получается, что рука мальчика упала с крыши и сломалась, а на самом деле упал мальчик. |
Не понимая, что происходит, я отошла в сторону. |
Не понимая, что происходит, меня отвели в сторону. Вторая часть предложения – безличная. То есть подлежащего нет. Так быть не может, потому что деепричастие характеризует действие, выполненное подлежащим. |
Подойдя к квартире, я услышала шорох. |
Подойдя к квартире, раздался шорох. Получилось так, что шорох подошёл к квартире и раздался. |
Встретившись после такого долгого расставания, я заплакала. |
Встретившись после такого долгого расставания, слёзы сами катились по моим щекам. Получается так, что слёзы встретились и начали катиться. |
Обособление на письме
Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.
Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.
Распространенное обстоятельство образуют несколько слов, объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.
Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?
Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста. Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам
Начинать следует с определения разряда, а затем части речи
Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.
Примеры заданий и порядок выполнения работы
Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.
Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный период, значит имеет вид времени.
Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.
Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.
«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.
Обстоятельство в русском языке, примеры
Обстоятельство в русском языке
Что такое деепричастный оборот в русском языке?
Деепричастный оборот
— это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому). Отвечает на вопросы — Что делая? Что сделав?
Пример предложения:
Не открывая глаз
, я наслаждался
утренним пением птиц.
Зелёной линией подчеркнут деепричастный оборот, а красной — глагол-сказуемое к которому он относится.
Деепричастие как часть речи, а также правила употребления деепричастных оборотов изучаются в 7 классе.
Исключения из правила
В отдельных случаях в зависимости от контекста деепричастный оборот может не отделяться запятыми от других слов.
- Одиночное деепричастие, стоящее после противительного союза а.
Она никогда не занималась утренними побежками, а заболев, вспоминала про них. - Частицы только, лишь включаются в деепричастный оборот.
Ее переживания понять можно, только учитывая все непредвиденные обстоятельства. - Деепричастия, выраженные фразеологическим оборотом, на обособляются.
Он трудился на заводе не покладая рук. - Не выделяем запятыми, если перед деепричастием стоит усилительная частица и (= даже).
Отличники нашей школы остаются очень скромным и побеждая на олимпиадах страны. - Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который.
Студенты написали подробную объяснительную, прочитав которую становилось ясно их отсутствие на занятиях. - Деепричастие утратило глагольное значение.
Столовая находится не доходя 50 метров до остановки. - Одиночное деепричастие, утратившее глагольное значение, в результате чего стало близким по значению наречию или существительному с предлогом, которое употреблено в значении обстоятельства.
Дед всегда читал лежа. (Наречное значение.)
По понедельникам электричка шла не останавливаясь. (Без остановок.)
Колокол ударил звеня. (Звонко.)
Надо отличать от случаев, когда деепричастие обозначает добавочное действие.
Письма дед всегда торопливо читал, лежа на диване. (Читал и лежал.)
Он шел быстро, не останавливаясь ни на минуту. (Шел и не останавливался.)
Колокол громко ударил, звеня минуты три. (Ударил и звенел.)
Роль деепричастного оборота в предложении и в речи
Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством и всегда тесно связан со сказуемым (глаголом).
Отругав детей за плохое поведение и устроенный ими беспорядок, Виктор Андреевич вышел за дверь. – Вышел (когда?), отругав детей за плохое поведение и устроенный ими беспорядок.
Оля бежала по траве босыми ногами, наслаждаясь свежестью утреннего воздуха и теплотой летнего солнца. – Бежала (как?), наслаждаясь свежестью утреннего воздуха и теплотой летнего солнца.
Приехав с утра на работу, не забудь положить в холодильник контейнер с едой. – Не забудь положить (когда?), приехав с утра на работу.
Для русского языка в целом деепричастные обороты имеют большое значение. Они украшают речь, делая ее более выразительной, яркой и насыщенной. Чаще всего они используются в художественном стиле:
Проезжая через деревню, господин Полутыкин велел кучеру остановиться у низенькой избы и звучно воскликнул: «Калиныч!» — «Сейчас, батюшка, сейчас, — раздался голос со двора, — лапоть подвязываю». (И.С. Тургенев, «Хорь и Калиныч»)
Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошёл. (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
За столом, у самовара, Квашня хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. (М.Горький, «На дне»)
Как выделяется деепричастный оборот?
Прилагательное разделено по сторонам (т.е. разделено). Стороны располагаются по обе стороны предложения, если оно находится в середине, и по одну сторону, если оно находится в начале или конце предложения.
Найдите акцию и поставьте перед ней партию. Затем найдите оборот, связанный с долей, и поставьте после него запятую.
Обычно акция может быть перемещена в другую позицию по предложению, а смысл остается прежним.
8.2. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего
Очень часто субъект обоих действий может быть формально не выражен. Другими словами, в заявлении нет предмета. В данном случае речь идет об односторонних предложениях. Это самые сложные для обнаружения типы ошибок.
ТИП 4. Деепричастный оборот в безличном предложении (кроме типа 7)
Изучите предложение на предмет грамматических ошибок.
Отправил довольно важную телеграмму, но у меня не хватило денег.
Отказавшись от эксперимента, он был огорчен.
Нет никакого предмета. Субъект представлен местоимением ego (которое является данным падежом). Использование совместного использования в безличных предложениях недопустимо. Безличное можно изменить на прилагательное или безличное на обычное предложение с подлежащим.
Исключение составляют предложения, в которых глагол является неопределенным. См. формулу 7.
Вариации измененных предложений следующие.
У меня закончились деньги, когда я отправлял довольно важную телеграмму.
Он был огорчен, когда я отказался проводить эксперимент.
ТИП 5. Деепричастный оборот в неопределённо-личном предложении
Изучите предложение на предмет грамматических ошибок.
Грибоедов, получивший хорошее образование, был направлен в качестве секретаря дипломатической миссии в Персию.
Не успел он закончить свой отчет, как начальник отдела пригласил его поехать в командировку.
Субъект не может содержать подчиненные предложения, если субъект не установлен. Это происходит в предложениях с неопределенными местоимениями, содержащими неопределенное множественное число глаголов.
Кто его прислал? Кто его получил? Кто это предложил? Кто не заполнил отчет? Непонятно. Замените фразы прилагательными или переставьте их так, чтобы было понятно, кто прошел обучение и кто завершил отчет.
Вариации измененных предложений следующие.
Когда Грибоедов получил хорошую подготовку, его отправили секретарем дипломатической миссии в Персию.
Не успев закончить свой отчет, начальник отдела принял его предложение поехать в командировку.
8.3. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего. Разрешённые приёмы.
В связи с тем, что в неестественном порядке могут располагаться правильные утверждения, мы считаем важным накрыть стол такими примерами и такими правилами, которые не отвечают на неправильные. Все перечисленное в этой таблице разрешено.
ТИП 6. Деепричастный оборот относится к глаголу в повелительном наклонении
Изучите высказывание без ошибок.
Переходя дорогу, внимательно следите за движением.
Если появляется частица-инструкция, проверьте, содержит ли частица просьбу, команду или предложение.
В предложении нет подлежащего. Однако разрешается использовать совместное употребление в предложениях, где глагол является повелительным: вижу, иду, пишу, ищу и т.д. Это означает, что и осуждение, и обвинение направлены на человека, которому мы советуем что-то сделать. Легко заменить местоимения самостоятельно: follow, pass check, receive.
ТИП 7. Деепричастный оборот относится к инфинитиву
Определенно, посмотрите предложение.
Приятно прогуляться в лесу осенних листьев и вдохнуть пьянящий запах опавшей листвы.
Сдайте свою работу и тщательно проверьте ее.
Поскольку нет подлежащего (безличное предложение), допустимо использовать унифицированный оборот. Если оно относится к недоказуемому: я иду, меня засасывает — я читаю, я мечтаю, я сплю — я мечтаю.
Не все учебники допускают это правило. В некоторых учебниках неопределенные must, cans, must, must и другие (так называемые модальные слова) являются обязательными. В любом случае, следующие предложения нужно переписать и отметить — должен начинаться и заканчиваться — должен получать и делать, это уже не будет ошибкой.
ТИП 8. Деепричастный оборот в определённо-личном или обобщенно-личном предложении
Изучите высказывание без ошибок.
Собираясь за семейным столом моих родителей, я всегда вспоминаю бабушкины пироги, клюкву и мятный чай.
Планируя будущие праздники, я тщательно рассчитываю семейный бюджет.
Здесь нет подлежащего, но предложения определенно личные, поэтому в них легко использовать местоимения. Subversion жизнеспособна! Это относится к человеку: помните, мы концентрируемся — мы рассчитываем, мы планируем.
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
|
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Синтаксические нормы. Алгоритм действий.
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
Разбор задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
Также посмотрите видео, если что-то непонятно.
Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Ответы: 3, 2, 3.
Рекомендуем:
Роль деепричастного оборота в предложении
В предложении деепричастие является обстоятельством, которое практически всегда обособляется (как одиночное деепричастие, так и сам оборот). Например:
Испугавшись, мальчик вскрикнул. (вскрикнул ==> когда? ==> испугавшись)Лихо подмигивая, Вася закрыл дверь. (закрыл ==> каким образом? ==> лихо подмигивая)
Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.
Обособление деепричастного оборота в предложении
На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и с одной стороны, если находятся в начале или в конце предложения.
Например: Синея, блещут небеса. Долго ещё мы шли по лугу, наслаждаясь благодатным зеленым раздольем.
При однородных деепричастиях (оборотах) соблюдаются правила пунктуации для однородных членов предложения. Посмеиваясь и лихо подмигивая, Коля закрыл окно. Он молчал, злясь, но труся.
Деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми, если эти союзы не относятся к самому обороту. Мы долго трудились и, закончив с делами, решили отдохнуть.
Иногда союз (обычно а) относится к деепричастию, деепричастному обороту. В этом случае оборот от этого союза запятой не отделяется. На людях она крепилась, а войдя к себе, зарыдала.
Исключения. НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ в случаях:
Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм (приобретает признак действия, как наречие)
Например: Они работают спустя рукава. (Но: засучив рукава, он мыл руки в тазу).
Соединенные союзом и со сказуемым. Она презирала его и принимая его ухаживания.
Соединенные союзом и с необособленным обстоятельством. Он стоял неподвижно и глядя куда-то вдаль.
Обороты (или деепричастия), несущие основную смысловую нагрузку (без них сказуемое неполно выражает смысл: важно не что делается, а как) и стоящие обычно после сказуемого. «Наречность» таких деепричастий, со значением качества действия, очевидна в группе однородных членов — наречий (н.) и деепричастий(д.). Она и ходит танцуя. Он отвечал мне не смущаясь(д.) и откровенно(н.).
Деепричастие, имеющее в качестве зависимого слова который в составе определительного придаточного предложения, от этого предложения запятой не отделяется. Ему хотелось сжечь эти письма, читая которые он невольно вспоминал свое невесёлое прошлое.. Возможно употребление деепричастного оборота в предложениях, где подлежащего нет, но оно подразумевается: Листая семейный альбом, погружаешься в прошлое (ты погружаешься)
Возможно употребление деепричастного оборота в предложениях, где подлежащего нет, но оно подразумевается: Листая семейный альбом, погружаешься в прошлое (ты погружаешься).
В безличных предложениях деепричастные обороты можно употребить только при неопределённой форме глагола (обычно со словами надо, нужно, можно): Гуляя по лесу, нужно соблюдать осторожность
Как выделить на письме
Большую часть времени инвентаризация сосредоточена на тексте. Это зависит от того, сохраняется ли свойство глагола. Чтобы проверить это, необходимо проверить примеры.
- В начале предложения: Сидя на диване, я весь день работала за ноутбуком.
- В середине: Анна, открыв коробку с подарком, удивилась и обрадовалась.
- В конце: Андрей шел по улице, напевая любимую песню.
- Если стоит после союзного слова, сочинительного или подчинительного союза: Он улыбнулся мне и, отводя свой взгляд, убежал прочь. Союзы и союзные слова не входят в состав конструкции, поэтому запятая перед ними не ставится.
- Когда есть два деепричастных оборота, относящиеся к разным сказуемым: Забыв обо всем на свете, Мария бродила по лесу и, услышав чей-то рёв, испугалась до смерти.
- При наличии противительного союза «а»: С сожалением я покинул свою Родину пять лет назад, а, приспособившись к новым условиям, стал жить счастливо в чужой стране.
Как быстро найти деепричастный оборот в предложении – 3 примера
- Сначала надо найти деепричастие. Оно отвечает всегда на два вопроса: «как» и «что делая».
- Надо посмотреть, к каким словам от этого деепричастия можно задать вопросы.
- Надо найти слова, к которым можно задать вопрос от слов, к которым вы задали вопросы от деепричастия. Деепричастие + зависимые от него слова + слова, зависимые от этих слов = деепричастный оборот.
- Я отдыхал (как? что делая?) играя (на чем?) на скрипке. Деепричастный оборот – «играя на скрипке».
- Отыграв в очередной раз свою роль на сцене, я вздохнул свободно. Ищем деепричастие: вздохнул (как? что сделав?) отыграв. Теперь ищем его зависимые слова: отыграв (как?) в очередной раз, (что?) роль, (где?) на сцене. Ищем зависимые слова у зависимых слов: роль (какую?) свою. Вот и получается: «Отыграв в очередной раз свою роль на сцене» – деепричастный оборот.
- Вечером, написав письмо Деду Морозу, я лег спать. Ищу деепричастие: лег спать (как? что сделав?) написав. Ищу зависимые слова: написав (что?) письмо. Ищу зависимые слова у зависимых слов: письмо (какое? кому?) Деду Морозу. Деепричастный оборот: «Написав письмо Деду Морозу».
Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает
Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним между наречием (что это?) и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»
Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями:
ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ
Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие.
Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами:
ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ
Примеры предложений
Оборот, стоящий в первой части предложения, выделяется запятой. Например:
- Простояв два часа на морозе, он в итоге ушел.
- Сказав все это, она многозначительно посмотрела на публику.
- Повторяя слова, он поднялся на сцену.
Оборот, находящийся в середине предложения, обособляется знаками препинания с двух сторон. Например:
- Дождь, начинаясь с изморози, превратился в настоящий тропический ливень.
- Мальчишки, прыгая с дерева, сломали несколько его веток.
- Она, пытаясь щуриться, долго всматривалась в его лицо.
Перед оборотом, находящимся в конце предложения, тоже ставится запятая. Например:
- Она говорила все это, прыгая на одной ноге.
- Они подошли к нам, тихо о чем-то разговаривая друг с другом.
- Я принял решение, руководствуясь здравым смыслом.
Если деепричастному обороту предшествует союз, то от него он тоже будет отделяться знаком препинания. Например: И, сказав все это, она повернулась и ушла.
При этом в ряде случаев оборот вместе с союзом «а» может образовывать неделимую конструкцию. На письме они не отделяются друг от друга запятой. Например: Посмотрите пример, а сделав его, скажите мне правильный ответ.
Если оборот в предложении соединяется с другим однородным обстоятельством посредством союза «и», то тогда он не обособляется знаками препинания. Например: Он разговаривал громко и слегка косясь в сторону.
Если внутри оборота употребляется слово «который», являющееся союзным, то от него он тоже не обособляется запятой. Она ставится только перед самим деепричастным оборотом. Например: Я спустился к реке, пройдя вдоль которой очутился возле небольшой деревни.
В ряде предложений деепричастный оборот может находиться в составе сказуемого. В таком случае он не будет на письме выделяться запятой. Например: Она мимо прошла ни с кем не разговаривая.
Вывод
Теперь вопрос, как найти деепричастный оборот, не застанет ученика врасплох. Грамотное употребление таких конструкций в письменной речи свидетельствует о высоком уровне образованности и позволяет точнее выражать свои мысли.
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.
Причастие и деепричастие в русском языке
– это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
-
Причастный оборот
, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший?
и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.Предложений с причастным оборотом примеры: Сидевший у окна
мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи
, мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи). -
Деепричастный оборот
обозначает дополнительное действие, отвечает на вопросы Что делая? Что сделав?
и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение
, ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин
, Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).
Обратите внимание!
При образовании причастного оборота основным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие