Что такое метафора? определение, типы и примеры

Эволюция метафоры.

В разговорной речи мы настолько часто используем метафоры, что сами этого не осознаем. Кажется, что они существовали всегда. Точной даты или автора первого иносказания назвать невозможно. Но известно, что первая концепция была дана Аристотелем. Он вообще считал жизнь одной объемной метафорой. Цицерон придал высказыванию категоричность: «Метафора есть сравнение, сокращенное до единственного слова».

Неудивительно, что самые древние иносказания и красивые обороты речи, которые мы используем сегодня, родом из Античного мира:

Ахиллесова пята – уязвимое место человека.

Ящик Пандоры – источник множества проблем.

Прокрустово ложе – одна мерка для всех.

В древнерусской литературе метафоры были культурными скрепами, которые увязывали между собой народный быт и культуру:

Река жизни – вся жизнь.

Мутная вода – символ нечестных действий.

Поникшая трава – олицетворение скорби.

Серебряные нити – седые волосы.

Метафоры присутствуют в названиях растений (пастушья сумка, белокрыльник болотный), описании знаковых дат (тещин четверг, прощеное воскресенье) или природных явлений (хрустальная вода, лютые морозы). Некоторые выражения настолько трансформировались, что объединили несколько слов и стали единым целым: громоотвод, бесхребетный, столбенеть, афишировать.

В чем ценность метафоры

С помощью метафоры легко донести нужную информацию даже до неподготовленного читателя.

Например, если вы эксперт в какой-то теме и пытаетесь объяснить вашему читателю смысл технологии теми же словами и выражениями, которые используются среди специалистов, то вас просто не поймут.

Или бывает так, что слова понял, смысл не понял. Потому что это скучно. Информация воспринимается как сложная, придется напрягаться, чтобы её усвоить. Вы рискуете прослыть занудой. Человек будет отвлекаться и толком не слушать вас.

Ещё сложнее обстоит дело, когда вам надо донести до человека оттенки смысла давно привычных для него понятий. В это ловушку часто попадаются тренеры личностного роста, успеха, тайм-менеджмента и других “абстрактных” тем.

Читателю кажется, что он уже всё знает про личностный рост и тайм-менеджмент, и ничего нового об этом сказать невозможно. Всё что вы пишете, он воспринимает, как прописные истины и почти не вникает в смысл ваших слов.

Однако, достигнуть успеха у него пока не получается и хронические опоздания показывают, что с тайм-менеджментом дела обстоят тоже не очень гладко

Как достучаться до такого читателя? Как привлечь его внимание?. Вам поможет метафора

Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации

Вам поможет метафора

Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации

Вот как это происходит.

Всё, что чрезмерно сложно для восприятия, наш мозг автоматически определяет как “скучное” и старается не уделять этому внимание, если только нет серьезной причины для изучения, например, сессии на носу. Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет

Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет.

Чтобы вызвать любопытство у людей, надо подавать новое дозированно, и упаковав в яркую метафору. Тогда читателям будет интересно.

Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения

Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.

Стертые метафоры

Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.

Примеры стертых метафор:

  • горлышко бутылки;
  • анютины глазки;
  • дуновение ветра;
  • скачок давления;
  • рукав реки;
  • подножие горы.

Мертвые метафоры

В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.

Пример: бить баклуши

Для современного человека выражение “бить баклуши” – означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.

Оказывается, баклуша – это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.

Другие примеры стертых метафор:

  • добраться на перекладных;
  • решить с кондачка;
  • сбить с панталыку.

Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет. Другое дело – образные метафоры

Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку

Другое дело – образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.

Образные метафоры

Образные метафоры – это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:

  • золотая осень;
  • серебро седины;
  • хмурое небо.

Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.

А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:

  • демократичные цены;
  • гибкая система скидок;
  • дружный коллектив;
  • динамично развивающаяся компания;
  • лидер в своей отрасли;
  • огромный опыт работы;
  • индивидуальный подход;
  • высокий уровень сервиса.

От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.

Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.

Другие тропы, которые относятся к метафорическим

К метафорическим относят тропы, в которых используется перенос смысла с одного слова на другое.

Гипербола (преувеличение): “я в сотый раз повторяю”, “миллионы человек не могут ошибаться”. Это именно те случаи, когда для усиления послания мы прибегаем к намеренному преувеличению масштабов. Мы не считали, действительно ли что-то говорим в сотый или всего лишь в десятый раз, но использование большого числа делает наше послание как будто более веским.

Метафора «Этот дом похож на замок»

Простое сравнение: “этот дом похож на замок”. Мы видим перед собой просто дом, который просто похож на замок.

Олицетворение: “луна скромно сбежала за тучку”. Заведомо неодушевлённый предмет (луну) мы наделяем человеческими качествами (скромность) и приписываем человеческое поведение (сбежала). На этом приёме основано огромное количество детских сказок со всеми их Михаилами Иванычами, Лисичками-сестричками и Зайками-побегайками.

Метафора «Луна скромно сбежала за тучку»

Синекдоха: “вся маршрутка упала со смеху”. Этот приём сродни гиперболе. Он приписывает части свойства целого. Его любят авторы многочисленных сетевых историй — приведённый здесь пример, думаю, вы видели не раз. Так же синекдохой называют противоположный приём — перенос названия с частного на общее. Его часто можно узнать по использованию единственного числа вместо множественного, например, «советский солдат победоносно возвращается с войны» или «среднестатистический человек тратит 8 часов в день на сон». Этот приём любим журналистами и публицистами.

Метафора «Советский солдат победоносно возвращается с войны»

Иногда к метафорическим тропам относят и аллегорию. Многие учёные не соглашаются с этим, относя её в отдельную категорию. Тем не менее, мы можем тут упомянуть о ней, потому что аллегория — это тоже представление одного понятия через другое. Но аллегория более всеобъемлюща, так например, на ней строится почти вся мифология. Аллегория — это представление понятия или идеи через определённый художественный образ. Все древние боги по сути — аллегории. Гром и молнии — это Перун, Зевс, Юпитер; война — Арес, любовь — Афродита, солнце — Ярило и так далее. Многие произведения являются аллегориями. Например, многие учёные верят, что Библия и Коран — это чистые аллегории, которые нельзя воспринимать буквально.

Как найти и истолковать художественные средства

Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.

Читайте вдумчиво и внимательно

Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.

Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).

Запоминайте основные литературные термины

Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.

Представьте целевую аудиторию

Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.

Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.

Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!

Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки

Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.

Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.

Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.

Зачем и когда использовать метафоры

Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:

  • орел, не иначе (зоркий и сильный);
  • как Иван Сусанин (самоотверженный, умный и верный человек);
  • что солнышко ясное (о приветливом и красивом);
  • как тысячу богатырей (о сильном человеке);
  • что яблоневый цвет (настолько красивый).

В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:

  • как мышь амбарная (о трусливом человеке);
  • как лис (хитер);
  • как заяц, овца (трусливы или глупы).

Метафоры нередко встречаются в поговорках:

  1. «В тихом омуте черти водятся». Когда так говорят, то пытаются намекнуть на то, что человек может скрывать истинный свой характер и мотивы поступков. У внешне спокойного человека внутри бурлят страсти, которые и не снились тому, кто на первый взгляд кажется слишком эмоциональным, а иногда даже и грубым.
  2. «В каждой бочке затычка». Так говорят о человеке, мечтающем быть в курсе всех дел, даже тех, которые его не касаются. Он вечно всем помогает, даже если его не просят.
  3. «Моя хата с краю». Так говорят, когда отрицают свою причастность к конкретному происшествию. Метафору может использовать свидетель чего-либо, например, сосед, невольно ставший участником чужого бытового конфликта.

Определение

Определение метафоры, данное в Википедии, звучит следующим образом

Метафора (от греч. metaphor, ‘simile’, ‘figurative meaning’) — это слово или выражение, употребленное в переносном смысле, основанное на сравнении одного анонимного предмета или явления с другим на основе их общих характеристик.

Для возникновения метафоры необходимо найти два предмета или явления с общими элементами. Далее приводится пример.

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;
  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэтому метафоры считаются потенциальными сравнениями. Он указывает на устойчивые и преходящие, временные и случайные сходства между объектами.

Однако, в отличие от этого, метафора представляет наблюдаемое сходство объектов.

Например, метафорическая связь значения существительного «нос» основана на сходстве объектов в отношении их формы и положения в пространстве.

Швейные иглы и хирургические иглы, листья хвойных (хвоя сосны, ели, кедра) и иглы некоторых животных (ежи, ежихи) получают одинаковые названия на основании внешнего сходства.

Метафора — это связь между животным и человеком, отсюда и образные названия людей.

Баран, осел, свинья, лиса, канюк, волк, медведь, петух и корова.

Общие черты позволяют перенести функцию человека на объект.

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;
  • муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;
  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Именно благодаря их сходству значение одного слова как бы переходит, или переносится, на другое слово.

Что такое фразеологизм

Фразеологизм или фразеологическая единица – это целостное и лексически неделимое словосочетание, и оно выполняет функцию отдельной лексемы.

Зачастую фразеологизмы относятся только к одному языку, в другом они уже не будут иметь такое значение. Чтобы узнать, что значит тот или иной фразеологизм нужно посмотреть в специальный фразеологический словарь. Фразеологизмы можно употреблять как единое целое, ни в коем случае не разделять дополнительными словами. Впервые фразеологизм вывел швейцарский лингвист Шарль Балли. Но к этому времени ученые лингвисты не пришли к единому выводу, какое конкретно определение имеет фразеологизм

Итак, нужно подробно рассмотреть различия между метафорой и фразеологизмом.

Как отличить метафору от олицетворения?

Некоторые тропы очень похожи друг на друга. Олицетворение, метафоры и эпитеты очень часто встречаются в одном предложении, из-за чего возникают проблемы с определением правильного названия приёма.

Разберём на примерах олицетворений и метафор, чтобы увидеть разницу:

В первом предложении представлен пример классического олицетворения. Деревья не могут шептаться – это наделение человеческими качествами.

А вот во втором можно ошибиться из-за сочетания «скрипи, перо». Метафора используется для сравнения двух похожих предметов или явлений. В данном предложении перо отождествляется с коготком и посохом.

Выделим то, чем метафора отличается от олицетворения:

  • Метафора завуалированно сравнивает два предмета или явления, делая акцент на их качествах, олицетворение же наделяет что-либо человеческими качествами;
  • В метафоре имеется скрытый смысл, а в олицетворении он очевиден.

Итак, разница метафоры и олицетворения скрыта как форме выражения, так и в смысловой части. Перед тем, как записать ответ в задании, попробуйте задать себе вопрос: нет ли скрытого подтекста?

Например

В первом предложении используется олицетворение, а во втором – метафора, так как кот является живым существом. 

Запомним: то, что называется олицетворением, всегда относится только к неживым предметам или явлениям. Метафора же является скрытым сравнением и может относиться как к живым, так и к неживым объектам.

Разновидности метафор на примерах

В русском языке следует выделять подобные разновидности:

  • Резкая: этот вид наиболее встречающийся и выразительный. В большинстве случаев это лишь два слова, которые в корне отличные друг от друга. К примеру: “крылья неба” , “цветок планеты” .
  • Стертая: метафора этого вида постоянно встречается в нашей повседневной речи. Мы даже не заметили, как она прижилась к нам. Например: “лес рук”, “золотые руки” .
  • Метафора — формула: самый простой вид, причем он вытекает из варианта стёртой метафоры. Это уже готовая структура, которую нельзя видоизменить. Например: “чаша бытия” , “ножка стула” .
  • Преувеличение: посредством этого вида мы масштабируем происходящее. Вот смотрите: “я тебе уже сто раз сказал” , или “миллиарды человек не могут вот так ошибаться” .

Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Примеры литературных метафор

Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.

Метафоры в киноиндустрии

Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.

Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.

Метафоры в рекламной индустрии

Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.

Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:

Примеры

Метафоры часто используются в различных художественных произведениях, а также в разговорной речи.

Приведем примеры метафоры в литературе: флейта водосточных труб (В. В. Маяковский), багровый костер заката (И. А. Бунин), синий плат небес (С. А. Есенин), утро года (А. С. Пушкин).

В разговорной жизни используются такие метафоры: золотые руки, бездна горя, струны души, горы своротить, завяла любовь.

Метафоры могут использоваться не только в художественном и разговорном стиле, но и в публицистическом и научном (например: гласные звуки).

Что мы узнали?

Метафора (с греч. «перенос) – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущению и др. В русском языке есть развернутая метафора – ряд связанных и дополняющих друг друга метафор. Особенность метафоры заключается в том, что назван только предмет, с которым сравнивают, а о предмете, который сравнивается, воспринимающий информацию должен догадаться. Метафоры часто используются в различных художественных произведениях (флейта водосточных труб, утро года), а также в разговорной речи (золотые руки, завяла любовь).

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Что такое метафора?

    • Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак
    • Образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение
    • Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку
    • Тонкая насмешка, употребление слова противоположном прямому смысле

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Оценочная

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

В чем ценность метафоры

Предложение с резкой или любой другой метафорой заинтересует читателя или слушателя больше, чем сухо изложенная информация. Текст с запоминающимися и сильными образами лучше воспринимается человеком, развивает в нём ассоциативное мышление и восприятие. Этот приём помогает уловить оттенок смысла описываемого понятия или явления, расшифровать дополнительные связи высказывания.

Итак, метафоры – это важные составляющие художественного произведения и повседневной жизни. Они обогащают наш язык, делают его красочным и выразительным. Главное – не только находить метафорическое слово, но и понимать его значение.

https://youtube.com/watch?v=klKXuYpMV7s

Типы метафоры

Номинативная метафора

Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.

Например:

  • спутник Земли;
  • застёжка-молния;
  • ножка стола;
  • носик чайника;
  • нос корабля (сходство предметов по форме и расположению;
  • ручка чашки;
  • глазок двери;
  • подошва горы;
  • спинка стула;
  • роза ветров;
  • глазное яблоко;
  • белок глаза
  • лисички (сорт грибов)
  • зонтик (тип соцветия) и др.

«Метафорная свежесть» таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.

Когнитивная метафора

Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.

Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.

Образная метафора

Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.

Например: Собакевич был настоящий медведь; он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).

Концептуальная метафора

Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение «любовные отношения зашли в тупик» можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры «любовь – это путешествие».

Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.

Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.

Функции

В русском языке, как и в других языках, метафора играет важную роль и выполняет следующие основные задачи: выражает значение слова, выражает значение предложения, выражает значение предложения, выражает значение предложения, выражает значение предложения.

  • придание высказыванию эмоциональности и образно-экспрессивной окраски ,
  • наполнение словарного запаса новыми конструкциями, фразеологизмами и лексическими оборотами (номинативная функция),
  • яркое необычное раскрытие образов и сути .

Благодаря широкому распространению этой формы возникла новая концепция. Образное, следовательно, означает косвенное, метафорическое использование аллегорических, образных и метафорически выраженных средств. Переходность — это использование метафоры для описания чего-либо.

Переход к литературе

Определение

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое мета­фо­ра дает Википедия:

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — сло­во или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пере­нос­ном зна­че­нии, в осно­ве кото­ро­го лежит срав­не­ние нена­зван­но­го пред­ме­та или явле­ния с каким-либо дру­гим на осно­ва­нии их обще­го при­зна­ка.

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;
  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;
клюв пти­цы;
высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;
перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;

перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикоб­ра­за).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле:

баран, осёл, сви­нья, лиса, соро­ка, волк, мед­ведь, петух, вол.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;
  • муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;
  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

подо­бие фор­мы: дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;

цве­то­вая бли­зость: янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;

общ­ность функ­ции: двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть моло­ку);

похо­жесть в рас­по­ло­же­нии: подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий