Морфологический разбор наречия (образец)

Правописание дефиса в наречиях

Через дефис пишут:

  • в наречиях на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-немецки, по-английски, по-медвежьи);
  • в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, образованных от порядковых числительных (во-первых);
  • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);
  • в наречиях, образованных:
    • повторением слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
    • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку, -оньку (попросту);
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся:

  • наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (доныне, извне, навсегда);
  • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
  • наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).
  • наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх, сверх, вдали, вследствие);
  • наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую).

Следует помнить, что словосочетания, имеющие значения обстоятельства это уже наречия, а не существительные.

Определение и общие правила морфемного разбора

Морфемный разбор или разбор слова по составу это последовательное выявление морфемного состава слова, то есть всех его элементов.

Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).

Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д., то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются. Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.

Например:

гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик. Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик, обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик, сварщик и т. д.).

метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.

Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр-ее – суффикс сравнительной степени, чита-ть – суффикс инфинитива, уеха-вш-ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.

Классификация по значению

  • Обстоятельственные:
    • образа действия — обозначает образ действия (по-весеннему, так), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
    • меры и степени — обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
    • времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда);
    • места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около);
    • причины — обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);
    • цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно).
  • Определительные:
    • качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);
    • количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);
    • способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);
    • сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи,

по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком,
торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения:

  • сравнительная степень выражается:
    • синтаксически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, ,-же (интереснее, дольше, сильней, громче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше, глубоко — глубже;
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д.
  • превосходная степень выражается:
    • синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
    • сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

Есть наречия знаменательные, если они называют признак, а не указывают на него: вчера, по-волчьи.

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов мор­фем:

  1. глав­ная мор­фе­ма — корень сло­ва;
  2. аффик­сы — при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние, пост­фикс;
  3. интер­фик­сы и соеди­ни­тель­ные глас­ные.

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окон­ча­ния.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, напри­мер:

  • при­не­сти — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
  • дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
  • смо́тр-ите  (2 лицо, мн. ч. насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла).

У неко­то­рых слов окон­ча­ние явля­ет­ся нуле­вым.

Основа слова

Будем иметь в виду, что окон­ча­ние и неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и пост­фик­сы не вклю­ча­ют­ся в осно­ву сло­ва.

Основа — зна­ча­щая часть сло­ва без окон­ча­ния и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов и пост­фик­сов

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, пост­фикс).

Например:

  • глаз-а — осно­ва глаз-;
  • уход-и-л-а — осно­ва уходи-;
  • свет-ящ-ий-ся — осно­ва свет-.

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва быва­ет:

  • про­стая, содер­жа­щая один корень в соче­та­нии с аффик­са­ми;
  • слож­ная, содер­жа­щая два и более кор­ней.

Например:

  • сло­веч­ко: словечк- про­стая осно­ва (слов- корень);
  • зем­ле­чер­пал­ка: землечерпалк- — слож­ная осно­ва (земл-, черп- — 2 кор­ня).

Основа сло­ва быва­ет про­из­вод­ная и непро­из­вод­ная.

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, напри­мер:

  • сестра;
  • гроза;
  • пестрый;
  • когда;
  • чуть.

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, пост­фик­са:

  • сест­рин­ский — сестринск-;
  • пред­гро­зо­вой — предгрозов-;
  • пест­ро­та — пестрот-.

Основа, кото­рая обра­зу­ет новое сло­во с помо­щью аффик­сов, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей.

  • весна → весенний;
  • холодный → холодность;
  • петь → певец.

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, напри­мер:

  • -уч-: учить, уче­ный, учи­тель, учи­тель­ни­ца, учеб­ник, уче­ник, уче­ни­ца, заучить, научить, при­учить;
  • -трав-: тра­ва, тра­вуш­ка, тра­вя­ной, трав­ник, трав­ни­ца, затра­ве­неть;
  • -прям-: пря­мой, пря­мо, пря­ми­ком, пря­мо­та, пря­миз­на, выпря­мить, рас­пря­мить, пря­мо­душ­ный.

Синтаксическая роль наречий

В предложении наречие чаще является обстоятельством: Он пришёл домой затемно (когда? — обстоятельство времени); Чей-то голос донёсся издалека (откуда? — обстоятельство места); Твой подарок был очень милым (насколько? — обстоятельство меры и степени).

Когда наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета, оно является определением: Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня.

В безличных предложениях можно встретить наречия в роли сказуемого: На улице сыро. Мне холодно. Эти наречия обозначают состояние природы и человека, приближаясь по значению к безличным глаголам. На основании этого они выделены в особую часть речи — слова категории состояния.

Таким образом, в предложении Мне холодно слово холодно (сказуемое в безличном предложении) является словом категории состояния, а в предложении Он поздоровался со мной холодно (как? — обстоятельство) является наречием.

Еще примеры

Девочка вчера гуляла по лесу.

I. Наречие, означает признак действия, отвечает на вопрос – когда? II. Н. ф. – вчера. Морфологические признаки:

  • постоянные: неизменяемое, знаменательное, обстоятельственное, времени;
  • непостоянные: нет.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство.

Он прочел эту книгу быстрее.

I. Наречие, означает признак действия, отвечает на вопрос – как? II. Н. ф. – быстро. Морфологические признаки:

  • постоянные: неизменяемое, знаменательное, определительное, качественное;
  • непостоянные: сравнительная степень сравнения.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство.

Они куда-то торопятся.

I. Наречие, означает признак действия, отвечает на вопрос – куда? II. Н. ф. – куда-то. Морфологические признаки:

постоянные: неизменяемое, местоименное, неопределенное;

непостоянные: нет.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство.

§4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния

Как и всегда, в этой рубрике рассматриваются различные интерпретации, мнения, точки зрения.

В чём проблема? Что обсуждается?

В языке есть группа слов, имеющих некоторые особенности.Эти слова обозначают состояние природы или человека: 

На улице холодно. Мне  холодно.

Формально эта группа объединяет слова с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных и имеющих степени сравнения.

На улице стало холодно . На улице холоднее, чем дома.Холоднее всего было на первом этаже.

Из примеров видно, что в предложении эти слова бывают в составе сказуемого в безличных предложениях. Традиционно эту группу слов рассматривали как  группу особенных наречий и не выделяли в отдельную часть речи. Ряд авторов в своих учебниках выделяет особую часть речи. Называют её по-разному. Чаще всего вслед за академиком В.В. Виноградовым — категорией состояния. Известны и другие названия этой группы слов: предикативные наречия, слова состояния и даже имя состояния.

Слова категории состояния могут иметь омонимы других частей речи:

  • Ей холодно (кат. состояния).
  • Она ответила холодно (наречие).
  • Её лицо было холодно , на нём не было и тени улыбки (краткое прилагательное). 

Слова: можно, нельзя, стыдно, пора, жаль и другие подобные омонимов среди других частей речи не имеют. Они употребляются только в функции части сказуемого безличного предложения и относятся к категории состояния.

Альтернативная точка зрения определяет эти слова как особую подгруппу наречий. В этом случае, чтобы сохранить последовательность, необходимо понимать, что наречия в предложении могут быть обстоятельством,  некоторые наречия – обстоятельством и сказуемым в безличном предложении, а некоторые — только сказуемым в безличном предложении.

Примеры:

Справа был лес.Она ответила холодно.Ей стало холодно. Мне было стыдно.

Авторы школьных учебников трактуют этот материал по-разному. Если ты учишься по учебнику, в котором слова категории состояния выделены в особую часть речи, то обязательно обратись к главе, в которой они рассмотрены подробнее: Глава 15. Морфология. Категория состояния.

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффик­саль­ных мор­фем (аффик­сов): сло­во­об­ра­зу­ю­щие и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие.

  • Словообразующие аффик­сы упо­треб­ля­ют­ся для обра­зо­ва­ния новых слов: учить — учи­тель;
  • Формообразующие аффик­сы исполь­зу­ют­ся для обра­зо­ва­ния толь­ко грам­ма­ти­че­ских форм и име­ют толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние: сто­ять — сто­ял.

Приставка

Словообразовательной мор­фе­мой явля­ет­ся при­став­ка, или по-латински пре­фикс (praefixus — «при­креп­лен­ный впе­ре­ди»). С помо­щью при­став­ки мож­но обра­зо­вать новые сло­ва и выра­зить раз­ные оттен­ки их зна­че­ния, напри­мер:

  • ходить — у-ходить, при-ходить, за-ходить, пере-ходить, от-ходить, в-ходить, ис-ходить;
  • бежать — при-бежать, за-бежать, у-бежать, пере-бежать, с-бежать, от-бежать, в-бежать, из-бежать.

В рус­ском язы­ке в соста­ве слов выде­ля­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Суффикс

Суффикс — это мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся сра­зу после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов, напри­мер:

  • гриб → грибник;
  • побе­дить → побе­дитель;
  • резать → резчик;
  • заяц → зайчонок;
  • сереб­ро → серебристый.

Ряд суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы слов, за что назы­ва­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми, напри­мер:

  • теп­лый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
  • пла­вать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
  • скло­нять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый; 
  • весе­ло —  весел-ее.

Суффикс — мор­фе­ма, кото­рая сто­ит после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов или форм слов.

В соста­ве слов быва­ет один, два и даже три суф­фик­са.

Суффиксы могут выра­жать субъ­ек­тив­ные оцен­ки пред­ме­тов, напри­мер:

  • гла­за — глазки;
  • шар — шарик;
  • мешок — мешочек;
  • зима — зимушка;
  • стек­ло — стёклышко;
  • утро — утречко;
  • грязь — грязища.

Постфикс

Постфикс (лат. post —  «после»,  fixus — «при­креп­лён­ный») — это слу­жеб­ная мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Постфиксы как обра­зу­ют новые сло­ва, так и выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние.

Постфикс — мор­фе­ма, кото­рая сто­ит после окон­ча­ния и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов или форм слов.

Например, пост­фик­сы обра­зу­ют новые сло­ва:

  • что — что-то;
  • как — как-нибудь;
  • где — где-либо.

Постфикс -ся обра­зу­ет воз­врат­ные фор­мы гла­го­лов:

  • сла­вить — сла­вить­ся;
  • стро­ить — стро­ить­ся;
  • бро­сать — бро­сать­ся.

При мор­фем­ном раз­бо­ре таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­ший пост­фикс -ся не вхо­дит в их осно­ву. Но в соста­ве ряда гла­го­лов пост­фикс -ся выпол­ня­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную роль, и тогда их осно­ва явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, напри­мер:

  • улыба-ть-ся — улыба_ся;
  • нрави-ть-ся — нрави_ся;
  • доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный пост­фикс -те обра­зу­ет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов:

  • сидеть — сиди-те;
  • сто­ять — стой-те;
  • пла­кать — плачь-те.

Как в общем случае производится разбор

Должны быть указаны следующие моменты:

  • к какой части речи относится конкретное слово;
  • начальная форма;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.

Это общие моменты, которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.

Имя существительное

Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:

  • первоначальная форма;
  • нарицательное или собственное;
  • одушевленное или нет;
  • число, единственное или множественное;
  • склонение;
  • женский или мужской род;
  • падеж и роль в предложении.

Например: «Человек ест пиццу». Пиццу — имя существительное, начальная форма — пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.

Глагол

Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:

  1. начальная форма;
  2. переходный либо непереходный;
  3. возвратный или невозвратный;
  4. наклонение;
  5. время — прошедшее, настоящее или будущее;
  6. род и лицо;
  7. число;
  8. какую роль играет в предложении.

Рассмотрим пример: «Говорили все в лицо, не особо боясь последствий». Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении — сказуемое.

Причастие

Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:

  • изначальная форма;
  • является страдательным или действительным;
  • время и вид причастия;
  • возвратное оно или нет;
  • для страдательного причастия — краткое или полное;
  • в полном причастии указывается падеж;
  • причастие в единственном числе потребует определения рода;
  • число и роль слова в предложении.

Пример: «Осматриваю видавшую виды местность». Здесь видавшую — причастие, первоначальная форма — видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.

Деепричастие

Иногда эту часть речи считают особым видом глагола. Разбор такого слова:

  1. какая часть слова;
  2. изначальная форма;
  3. изменяемо оно или нет;
  4. вид разбираемого слова;
  5. роль в предложении.

Разберем: «Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней». Уезжая — деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.

Наречие

Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.

Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей:

  • изначальная форма;
  • местоимение или знаменательное;
  • разряд наречия;
  • при наличии степень сравнения;
  • роль в предложении.

Пример: «Тучи сгустились очень низко, все потемнело». Низко — наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения — отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.

Разбор прилагательного

Определяете его начальную форму. Далее выясняем, к какому виду относится прилагательное: качественное, относительное или притяжательное. Затем определяется род, падеж, число, степень сравнения и синтаксическую роль.

Пример: «Полное ведро воды накапало с потолка». Полное — прилагательное, его начальная форма — полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.

Числительное

Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

Например: «Прошло два месяца». Два — числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.

Примеры

Чтобы закрепить полученный материал, нужно обратить внимание на предложенные ниже примеры. «Нелегко»

Слово образовалось от прилагательного «лёгкий» с применением частицы «не»

«Нелегко». Слово образовалось от прилагательного «лёгкий» с применением частицы «не».

  1. В первую очередь находится формообразующий суффикс. В данном слове им будет -о.
  2. Теперь приступаем к определению основы слова: -легко-.
  3. Следующий шаг — обозначение приставки. Частица не перешла в приставку не-.
  4. Остаётся только суффикс -о-.

«Аккуратно». Данное слово произошло от слова «аккуратный», являющегося именем прилагательным. А оно образовалось от имени существительного «аккурат».

Чтобы не ошибиться в разборе по составу этого слова, нужно обратить внимание на контекст. Так как оно может являться и другой частью речи

  1. К слову «аккуратный» прибавили формообразующий суффикс -о, который выделяется в первую очередь.
  2. Затем, проанализировав слова, от которых образовано наречие, выделяется основа аккуратно.
  3. Следующим шагом находится корень. Подобрав однокоренные слова «аккуратность», «аккуратист» обозначаем корень -аккурат-.
  4. На заключительном этапе обозначаются словообразовательные суффиксы -н- и -о-.

«Хорошо». Наречие образовалось от слова «хороший», являющегося именем прилагательным. 

  1. Наречие образовали от имени прилагательного при помощи формообразующего суффикса -о. Такой метод словообразования используют часто. Примером может служить: Быстрый – быстро; волнительный – волнительно, громкий – громко.
  2. Следующим этапом находится основа слова. Исходя из слова, от которого образовано наречие, выделяется основа хорошо.
  3. Теперь обозначается корень. Подобрав однокоренные слова «охорашивать», «прихорашиваться», «хорошист» выделяется корень -хорош-. 
  4. На заключительном этапе обозначается формообразующий суффикс -о.

«Вниз». Наречие образовалось от имени существительного «низ» с прибавлением предлога «в».

  1. Для начала находится словообразующий суффикс. В данном наречии он будет нулевым.
  2. Дальше выделяется основа вниз.
  3. Предлог «в» при образовании наречия превратился в приставку в-.
  4. Корнем слова будет являться -низ-.

Разбираем слова по составу во 2-3-м классе: основы

Разобрать слово по составу, значит, указать из каких частей оно состоит. Для начала ребенку нужно запомнить, какие бывают части слова, как называются и обозначаются:

  • Корень – первая часть слова, с которой школьники знакомятся во 2 классе. Она самая главная. В корне сосредоточено общее значение для всех однокоренных слов: коса, косить, косарь или гора, горный, пригорок. Правильно обозначать его сверху полукруглой скобкой.
  • Приставка – важная часть слова. Она имеет добавочное значение и помогает образовывать новые слова: петь – запеть, игра – выиграть, добро – недобрый, гулять – прогулка, клеить – склеить. Приставка располагается перед корнем и графически выделяется знаком ¬.
  • Суффикс – не менее значимая часть, участвующая в образовании новых слов. Он располагается после корня. Для обозначения суффикса используется знак ^. С его помощью создаются уменьшительно-ласкательные имена (Ваня – Ванечка), обозначаются детеныши и родители (белка – бельчиха, бельчонок), он нужен для увеличения значения слов (усы – усища) и т. д.
  • Окончание – изменяемая морфема, с помощью которой согласуются слова в предложении. Окончание располагается после суффикса или корня после корня, если суффикс отсутствует, и обводится в квадрат. Имена существительные в именительном падеже имеют нулевое окончание. Окончания нет у частей речи, которые не склоняются. Примеры окончаний: радуга, простой (прилагательное), дружить, буква, дети.
  • Основа – приставка, корень и суффикс. Представляет собой все значимые части слова без окончания. Примеры: большой, красота, оценка, предмет, волчок.

Схемы с краткой информацией, которые помогут ребенку разобрать слово по составу:

План разбора с примером

Для того, чтобы научиться правильному разбору слова к 3 классу школы, необходимо знать план:

  1. Поставить вопрос и определить часть речи. Для примера возьмем слово «маленький». К нему подходит вопрос «какой?». Значит, перед нами имя прилагательное.
  2. Выделить окончание, изменив вопрос к слову. Например, маленький – маленького. Изменяемая часть –ий и есть искомое окончание.
  3. Указать основу слова. Здесь все просто: основа – это все, что останется от слова, если убрать окончание, то есть, в нашем примере маленьк-.
  4. Выделить корень, подобрав однокоренные слова: маленький – малый – малыш. Корень в примере – мал.
  5. Выделить приставку. Она стоит перед корнем. В слове «маленький» приставки нет, значит, специальный знак ставить не нужно.
  6. Указать суффикс. Как мы помним, эта часть слова располагается между корнем и окончанием. Иногда суффикс в слове отсутствует. Но в нашем примере он есть – это еньк. Чтобы проверить себя, подбери слова с таким же суффиксом: умненький, сладенький.

Алгоритм кратко:

Видео урок:

Тест на усвоение материала

  1. Найдите неверное утверждение о наречии:
    1. имеет степени сравнения
    2. изменяется по числам и падежам
    3. в предложении обычно является обстоятельством
    4. может быть знаменательным или местоимённым
  2. Найдите наречие места:
    1. выучить наизусть
    2. подготовить заранее
    3. виднелось вдали
    4. писать размашисто
  3. Найдите наречие цели:
    1. продвигаться на ощупь
    2. сломать нарочно
    3. выглядеть нелепо
    4. позвать сюда
  4. Укажите предложение со сравнительной степенью наречия:
    1. Лес вдали виднее, синее небеса.
    2. Короче становился день.
    3. Всё реже солнышко блистало.
    4. Ласковое слово милее подарка.
  5. Найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью указательного наречия:
    1. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды.
    2. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами.
    3. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому…
    4. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

Заключение

Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий