Правила написания гласных в корне

Безударная чередующаяся гласная корня: как определить?

Корни и правила для чередующихся гласных нужно запоминать дословно, чтобы не допускать ошибок при написании тех или иных слов. Подробно об этом мы уже рассказывали в этом материале.

Вот эти чередующиеся корни: 

Кас-кос; Бер-бир; Тер-тир;Дер-дир;Чет-чит; Раст-рост-ращ;Стел-стил;Мер-мир; Скач-скоч; Гар-гор и так далее. 

Написание буквы в корне здесь тоже зависит от наличия ударения или последующего суффикса:

Корень Правило
гар-гор Под ударением — А;Без ударения — О.
Пример Исключения
уга́рный, зага́р, загоре́лый, погоре́лец. вы́гарки, и́згарь, при́гарь.
Корень Правило
Клан-клон Без ударения – О;Под ударением – что слышится.
Пример Исключения
Кла́няться, склоне́ние, укло́н, наклони́ться. Нет
Корень Правило
твар- твор- Без ударения – О;под ударением – А.
Пример Исключения
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р. У́тварь.
Корень Правило
Зар-зор- Без ударения — А,под ударением — О.
Пример Исключения
зарни́ца, за́рево, зо́ри, зо́ренька. Зорева́ть.
Корень Правило
кас-кос- За корнем суффикс «А» — пишем А,Нет – О.
Пример Исключения
касание, касательная, коснись, прикосновение Нет
Корень Правило
мак-мок- А – значение «погружать в жидкость»;О — «пропускать, впитывать жидкость»
Пример Исключения
Макать, вымокнуть, намокнуть Нет
Корень Правило
равн- ровн А — в корне со значением «одинаковый, равный»;О — «ровный, прямой»
Пример Исключения
Равноправие, сравнять, подровнять равнина, уровень, поравняться, поровну.
Корень Правило
раст- ращ- рос- А — перед ст;О – в других случаях.
Пример Исключения
отрасти, наращённый, поросль отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Если Вы видите, что в слове есть эти корни, то лучше всего обратиться к правилу, чтобы не допустить ошибку и не получить двойку. 

Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? Только безударные проверяемые. Непроверяемые безударные гласные, так как слова с проверяемой гласной в корне нуждаются в уточнении из-за размытого ударения, а слова с непроверяемой почти всегда относятся к словарным. 

Другие примеры подбора подходящих корней и слов для проверки

Для проверки безударной гласной в суффиксе придётся подобрать точно такое же слово, в котором ударение будет падать точно на суффикс.

  • Умник, сверстник, бездельник — ученик;
  • говядина — осетрина;
  • платьишко — домишко;
  • смелость, храбрость, воспитанность, радость, совесть — злость;
  • громко — хорошо;
  • апельсиновый, резиновый — дубовый;
  • медведица — сестрица;
  • царапина – морщина.

А если нужно проверить безударную проверяемую гласную в окончании (если это прилагательное), то используем классические вопросы и проверяем окончание именно по нему. 

При проверке безударной гласной в окончании существительного, подбираем существительное того же рода и склонения, но уже с ударным окончанием. Это позволит проверить ударение. 

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • синим (проверяем по вопросу каким?);
  • высокого (по вопросу какого?);
  • озеро (село);
  • колено (окно);
  • кони (пони);
  • поле (ружье).

Обратим внимание на смысловые различия. Корни таких слов будут отличаться по смыслу: 

  • посидела (сидеть) и поседела (седина);
  • отварить (варить) и отворить (открыть);
  • полоскать (полощет) и поласкать (ласка);
  • примирять (мирить людей) и примерять (мерять одежду);
  • спешите (спешить) и спишите (списать);
  • обежать (беш) и обижать (обида);
  • слезать (слезь) и слизать (облизывать);
  • запивать (пить) и запевать (петь);
  • посветить (свет) и посвятить (святость);
  • разредить (редкость) и разрядить (разряд);
  • развевается (развеять) и развивается (развитие). 

Запоминая такие слова, Вы сможете быстро освоить программу и разобраться с особенностями разбора тех или иных слов с безударными гласными в корне, суффиксе или предлоге. Знание правила позволит быстро определять, какие слова можно проверить с помощью словарика, а какие — строго с использованием изменения слова, ударения, словоформы или звуковки. 

§4. Гласные после шипящих

1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы  я, ю, ы,  а пишутся соответственно  а, у, и,  например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.

Исключения:  брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Примечание.  Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюлъ, Жюли, Сен-Жюст, Шырхан, Очы, Шюкюр и т.п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро  и т.п.).

2.  После шипящих под ударением в корне пишется   е(ё), соответствующее в произношении звуку     о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется   е   (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о.  Ср.:

а)  бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;

б)  артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс   -о тк-а),трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс  -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (словошероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.

Примечание 1.  Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мпол – шомпола́.

Примечание 2.  Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг(последние сопоставляются с корнем  жечь  –  жёг).

Примечание 3.  Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой  о, например: ки́шка – кишо́к, рожо́н – рожна.

3.  В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жоке́й , жолнё́р, жонглё́р, мажордо́м,шовини́зм, шоки́ровать, шокола́д, шоссе́, шотла́ндский, шофё́р.

4.  В собственных именах  о  после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо́сер, Чохе́ли, Шо́лом-Але́йхем,Шока́льский.

Примечание.  О написаниях о –  е(ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях см. §34.

Упражнения по теме

1. Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:а) гонять +б) заниматьв) сложить

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) предлагали +в) выхватил

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) блокнотыб) невероятнов) по касательной +

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) занимательный +б) приходитев) растерянность

5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) покосилсяб) броненосцыв) резиновые +

6. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) трагическийб) с дипломом +в) предполагал

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) косоглазыйб) директорв) собирались +

8. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне:а) по долинам +б) в адмиралыв) к матросам

9. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне:а) молоденькаяб) обижатьсяв) бояре +

10. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова:а) занимаешьсяб) терпения +в) абсолютные

11. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной является исключением из правила:а) ростовщик +б) озарятьв) безотлагательно

12. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной не является исключением из правила:а) изгарьб) скакать +в) равнина

13. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –А-:а) застелить +б) скакалкав) загорать

14. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения:а) выраститьб) положениев) макать +

15. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения:а) пригореть +б) придиратьсяв) выскочить

16. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня:а) равнениеб) подросли +в) касательная

17. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) оживленноб) удивительнов) натирает +

18

Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:а) положитьб) держащий +в) внимание. 19

Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +

19. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +

20. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) подписатьб) умирал +в) толкнуть

21. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) положили +б) заплесневеетв) голодала

22. Укажите слово с удвоенной согласной в корне:а) рассмешитьб) колоссальный +в) бессильный

23. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обращениеб) выжидатьв) расстилаться +

24. Укажите слово с проверяемой гласной в корне:а) метафораб) опоздание +в) равняться

25. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) подстилатьб) озарениев) репутация +

26. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:а) зам..реть от неожиданности, соб..рать ягоду, расст..лать скатертьб) обг..реть на солнце, прик..снуться к прекрасному, сл..жение чисел +в) г..рела роща, интересное предл..жение, немного подр..сти

27. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) перег..родкаб) заг..ратьи+в) г..рный

28. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) к..ситьб) к..стныйв) прик..сновение +

29. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) прик..снуться +б) к..солапыйв) к..стрище

30. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:а) ст..рать вещи, выт..реть досуха, выб..рать одеждуб) бл..стать на балу, отп..рать дверь, проб..раться через заросли малины+в) оз..рённый идеей, точка соприк..сновения, сжатое изл..жение

Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых

Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.

Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.

А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».

В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».

Чередующиеся гласные в корне

Написание некоторых корней подчиняется собственным правилам и не зависит от проверочного слова. Все корни с чередованием можно разделить на 4 группы в зависимости от того, чем определяется их правописание. Рассмотрим подробно каждую группу.

Корни с чередованием, которые зависят от ударения

Гар/гор

Под ударением пиши А, без ударения – О.

Зага́р, загора́ть, пригора́ть, уга́р, погоре́льцы.

Исключения: выгарки, пригарь, изгарь, гаревой.

Общее значение: горение.

Не являются корнями с чередованием: гора, гористый, огорчение и т.д.

Зар/зор

Под ударением пиши то, что слышишь, без ударения – А.

Заря́, зо́рька, за́рево, озаре́ние, озари́ть, лучеза́рный.

Общее значение: свет.

Клан/клон и твар/твор

Под ударением пиши то, что слышишь, без ударения – О.

Кла́няться, наклони́ться, прекло́нный, склоне́ние; тво́рчество, сотвори́ть, тва́рь, творе́ц.

Исключение: утварь.

Общее значение: твар/твор=создание; клан/клон=наклон.

Не являются корнями с чередованием: отворить/затворить дверь, отварить (на огне).

Корни, зависящие от следующей буквы

Кас/кос

Пиши А, если после корня есть А; пиши О, если после корня нет А.

Cоприкасаться, прикосновение, неприкосновенный, касательно.

Общее значение: касание.

Не являются корнями с чередованием: косить, сенокос, покос; косой, косоглазый, косынка.

Лаг/лог/лож

Без ударения пиши А, если после корня есть А; пиши О, если после корня нет А.
Под ударением пиши О.

Исключение: полог.

Предлага́ть, предложи́ть, предло́г, нало́г.

Не являются корнями с чередованием: биолог, психолог, налаженный, слаженность, ложный.

Бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит

Пиши И, если после корня есть А.
Пиши Е, если А после корня нет.
Если существительное с чередующимся корнем образовано от глагола, в котором после корня был суффикс А, то в корне тоже пишется буква И. Обжигать – обжиг.

Общее значение: бер/бир = брать; дер/дир = драть; мер/мир = прекратить существовать/что-либо делать, пер/пир=закрывать/открывать/использовать опору; тер/тир=тереть; блест/блист=сверкать; жег/жиг=жечь; стел/стил = стелить; чет/чит = вести счёт.

Исключения: сочетать, сочетание.

Блистать, блестеть, бери, забирать, замирать, умереть, запереть, запирать, застелить, застилать, блестеть, блистать, зажигалка, выжег, стирать, стереть, вычитать, вычет.

Не являются корнями с чередованием: беречь, сберкасса, мерить, мириться, мирно, мировосприятие, мерка, оперение, перья, пировать, пиршество, терять, стильный, читать, читатель.

Корни, зависящие от последней буквы корня

Скак/скоч

Если последняя буква – К:
Без ударения пиши А.
Под ударением – О.Наско́к, ускака́ть, прискака́ть.

Если последняя буква – Ч:
В формах глагола скакать, его производных и в слове скачок пиши А.
В глаголах на -скочить и в слове выскочка пиши О.Скачу, поскачу, выскочу, подскочить.

Плав/плов/плыв

Корень плов в значении перемещения в воде есть только в словах пловец, пловчиха.
Корень плыв есть в словах плывун, плывунный, плывучий, а также в наплывать/подплывать/переплывать.
В остальных случаях употребляется плав, в котором всегда пишется А.

Общее значение: перемещение в воде.

Плавунец, поплавок, плавучесть.

Не являются корнями с чередованием: плавить (сталь), плавленый (сыр), тугоплавкий, (узбекский) плов.

Рос/ращ/раст

Перед С (без Т) пиши О.

Исключение: отрасль.

Перед СТ без ударения пиши А, с ударением – О.

Исключения: росток, ростовщик, ростовой, вырост, выросток, выростной, подростковый, прорость.

Вы́растить, расти́тельность, подро́сток, ро́ст.

Перед Щ пиши А.

Выращивать, приращение.

Корни, зависящие от значения

Равн/ровн

Пиши А, если значение ‘равный, одинаковый’.

Исключения: поровну, ровесник.

Уравнение, равновесие.

Пиши О, если значение ‘гладкий, прямой’.

Исключение: равнина.

Ровный, выровнять.

Нужно запомнить: уровень, равняться в шеренге, равнение, не ровен час.

Мак/мок/моч

Если последняя буква – К:
Пиши А, если есть значение ‘погружать в жидкость’.

Макнуть печенье в чай.

Пиши О, если есть значение ‘становиться мокрым’ или ‘пропускать, впитывать или осушать жидкость’.

Намокнуть под дождём, промокнуть пятно салфеткой.

Если последняя буква – Ч:
Всегда пиши О.

Сапоги промокли, бумага намокла, промокнуть волосы после мытья, намочить прививку, непромокаемая куртка.

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о . Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец. Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Клан-/клон- Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Твар-/твор- Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться. Утв а рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а . З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять. З о ревать, з о рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец. Пл о вец, пл о вчиха; пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения
Раст- Ращ-/рос- Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль. а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический). б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить. Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить. Пол о г.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

Корни Правило Примеры
Кас-/кос- Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о . К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»). Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Как выучить непроверяемые гласные

В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными

Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.

Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.

Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:

  1. Bi2o2t.ru – полностью бесплатный сервис для запоминания словарных слов. Чтобы начать заниматься, не надо даже регистрироваться. Просто переходите на сайт и начинаете вставлять пропущенные буквы в слова. Для каждого слова есть подсказки.
  2. Блицтест – этот сайт хорош тем, что позволяет выбрать класс. И если вы учитесь в седьмом классе, то тренажер не будет вам показывать словарные слова для десятого класса. Это очень удобно, если вам надо подготовиться к словарному диктанту или контрольной работе. Тренажер бесплатный, заниматься можно как в режиме проверки, так и в режиме изучения нового материала. Предусмотрена возможность делать работу над ошибками. Попробуйте, вам понравится.

Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.

Проверяемые безударные гласные в корне

Чтобы узнать, какая гласная пишется в корне слова, нужно подобрать такие однокоренные слова, в которых эта гласная стоит под ударением.

Столы – сто́л, листочек – ли́ст.

Не получается подобрать однокоренное слово? Вспомни слова с тем же корнем другой части речи: глагола, существительного, прилагательного, наречия. Попробуй изменить падеж и число у существительного и прилагательного, лицо и число у глагола, добавить к найденным словам приставки и суффиксы или убрать их.
Однокоренные слова должны быть с тем же самым смыслом , что и слово с орфограммой.

Флаг разв.вается – студент разв.вается. Первый глагол проверяется с помощью ве́ять , второй глагол – с помощью разви́тие .

В качестве проверочных слов нельзя использовать глаголы на -ыва-/-ива-.

Бросать нельзя проверять с помощью разбра́сывать (лучше проверить с помощью брось).

Образцы слов

Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:

  • На «А»: автомобиль, абажур, аплодисменты, атмосфера;
  • На «Б»: бетон, балкон, библиотекарь, бинокль;
  • На «В»: ватрушка, велосипед, вермишель, вентиляция;
  • На «Г»: гастроном, гардероб, горизонт, гирлянда;
  • На «Д»: делегация, дизентерия, дефицит, директор;
  • На «Е»: егерь, единица;
  • На «Ж»: желать, железка;
  • На «З»: завтрак, зефирный;
  • На «И»: инженер, истина, информация;
  • На «К»: кавычки, конфорка, каравай, конструктор;
  • На «Л»: лаборатория, ладонь, линолеум, лимонад;
  • На «М»: медаль, мошенник, миниатюра, матрос;
  • На «Н»: новелла, нотариус, наваждение;
  • На «О»: облако, огурец, олимпиада, оптимизм;
  • На «П»: палисадник, планета, привередливый, продюсер;
  • На «Р»: реставрировать, режиссер, репетиция, режим;
  • На «С»: салфетка, собеседование, снегирь, семинар;
  • На «Т»: торжественный, тренировка, тарелка, тротуар;
  • На «У»: удовлетворительно, удостоить;
  • На «Ф»: фамилия, фиолетовый, фестиваль, фонтан;
  • На «Х»: характер, хризантема, хореограф, хомяк;
  • На «Ц»: целлофан, церемония;
  • На «Ч»: чемодан, человек, чемпион;
  • На «Ш»: шеренга, шедевр, шофёр, шпингалет;
  • На «Щ»: щекотать;
  • На «Э»: экскаватор, эксперимент, эмигрант, этикетка;
  • На «Ю»: юбилей;
  • На «Я»: якорь, ящерица.

Что мы узнали?

Прочитав статью, мы узнали, когда безударная гласная корня бывает непроверяемой, как нужно поступить, чтобы правильно написать слово с такой гласной. Ознакомились с кратким перечнем примеров (полный список слов, вызывающих трудности, доступен только в орфографических словарях).

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Нахождение безударных гласных в корне слова.

2) Способы проверки безударных гласных в корне.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Прочитайте предложения:

Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.

2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.

3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.

4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.

5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:

3.О чем должен подумать?

6. Если слышится звук , то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук или надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.

Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять

7. Делать это можно по алгоритму (плану):

  1. Произношу слово и слышу безударный звук или .
  2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
  3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
  4. Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.

9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».

Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:

— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;

— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».

10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.

11. Запомните правило:

Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Однокоренные слова.

Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.

Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий