Безударная чередующаяся гласная корня: как определить?
Корни и правила для чередующихся гласных нужно запоминать дословно, чтобы не допускать ошибок при написании тех или иных слов. Подробно об этом мы уже рассказывали в этом материале.
Вот эти чередующиеся корни:
Кас-кос; Бер-бир; Тер-тир;Дер-дир;Чет-чит; | Раст-рост-ращ;Стел-стил;Мер-мир; Скач-скоч; Гар-гор и так далее. |
Написание буквы в корне здесь тоже зависит от наличия ударения или последующего суффикса:
Корень | Правило |
---|---|
гар-гор | Под ударением — А;Без ударения — О. |
Пример | Исключения |
уга́рный, зага́р, загоре́лый, погоре́лец. | вы́гарки, и́згарь, при́гарь. |
Корень | Правило |
---|---|
Клан-клон | Без ударения – О;Под ударением – что слышится. |
Пример | Исключения |
Кла́няться, склоне́ние, укло́н, наклони́ться. | Нет |
Корень | Правило |
---|---|
твар- твор- | Без ударения – О;под ударением – А. |
Пример | Исключения |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р. | У́тварь. |
Корень | Правило |
---|---|
Зар-зор- | Без ударения — А,под ударением — О. |
Пример | Исключения |
зарни́ца, за́рево, зо́ри, зо́ренька. | Зорева́ть. |
Корень | Правило |
---|---|
кас-кос- | За корнем суффикс «А» — пишем А,Нет – О. |
Пример | Исключения |
касание, касательная, коснись, прикосновение | Нет |
Корень | Правило |
---|---|
мак-мок- | А – значение «погружать в жидкость»;О — «пропускать, впитывать жидкость» |
Пример | Исключения |
Макать, вымокнуть, намокнуть | Нет |
Корень | Правило |
---|---|
равн- ровн | А — в корне со значением «одинаковый, равный»;О — «ровный, прямой» |
Пример | Исключения |
Равноправие, сравнять, подровнять | равнина, уровень, поравняться, поровну. |
Корень | Правило |
---|---|
раст- ращ- рос- | А — перед ст;О – в других случаях. |
Пример | Исключения |
отрасти, наращённый, поросль | отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав. |
Если Вы видите, что в слове есть эти корни, то лучше всего обратиться к правилу, чтобы не допустить ошибку и не получить двойку.
Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? Только безударные проверяемые. Непроверяемые безударные гласные, так как слова с проверяемой гласной в корне нуждаются в уточнении из-за размытого ударения, а слова с непроверяемой почти всегда относятся к словарным.
Другие примеры подбора подходящих корней и слов для проверки
Для проверки безударной гласной в суффиксе придётся подобрать точно такое же слово, в котором ударение будет падать точно на суффикс.
- Умник, сверстник, бездельник — ученик;
- говядина — осетрина;
- платьишко — домишко;
- смелость, храбрость, воспитанность, радость, совесть — злость;
- громко — хорошо;
- апельсиновый, резиновый — дубовый;
- медведица — сестрица;
- царапина – морщина.
А если нужно проверить безударную проверяемую гласную в окончании (если это прилагательное), то используем классические вопросы и проверяем окончание именно по нему.
При проверке безударной гласной в окончании существительного, подбираем существительное того же рода и склонения, но уже с ударным окончанием. Это позволит проверить ударение.
Примеры слов с безударной гласной в окончании:
- синим (проверяем по вопросу каким?);
- высокого (по вопросу какого?);
- озеро (село);
- колено (окно);
- кони (пони);
- поле (ружье).
Обратим внимание на смысловые различия. Корни таких слов будут отличаться по смыслу:
- посидела (сидеть) и поседела (седина);
- отварить (варить) и отворить (открыть);
- полоскать (полощет) и поласкать (ласка);
- примирять (мирить людей) и примерять (мерять одежду);
- спешите (спешить) и спишите (списать);
- обежать (беш) и обижать (обида);
- слезать (слезь) и слизать (облизывать);
- запивать (пить) и запевать (петь);
- посветить (свет) и посвятить (святость);
- разредить (редкость) и разрядить (разряд);
- развевается (развеять) и развивается (развитие).
Запоминая такие слова, Вы сможете быстро освоить программу и разобраться с особенностями разбора тех или иных слов с безударными гласными в корне, суффиксе или предлоге. Знание правила позволит быстро определять, какие слова можно проверить с помощью словарика, а какие — строго с использованием изменения слова, ударения, словоформы или звуковки.
§4. Гласные после шипящих
1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.
Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.
Примечание. Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюлъ, Жюли, Сен-Жюст, Шырхан, Очы, Шюкюр и т.п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т.п.). |
2. После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), соответствующее в произношении звуку о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о. Ср.:
а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;
б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -о тк-а),трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (словошероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.
Примечание 1. Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мпол – шомпола́. Примечание 2. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг(последние сопоставляются с корнем жечь – жёг). Примечание 3. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о, например: ки́шка – кишо́к, рожо́н – рожна. |
3. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жоке́й , жолнё́р, жонглё́р, мажордо́м,шовини́зм, шоки́ровать, шокола́д, шоссе́, шотла́ндский, шофё́р.
4. В собственных именах о после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо́сер, Чохе́ли, Шо́лом-Але́йхем,Шока́льский.
Примечание. О написаниях о – е(ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях см. §34. |
Упражнения по теме
1. Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:а) гонять +б) заниматьв) сложить
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) предлагали +в) выхватил
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) блокнотыб) невероятнов) по касательной +
4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) занимательный +б) приходитев) растерянность
5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) покосилсяб) броненосцыв) резиновые +
6. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) трагическийб) с дипломом +в) предполагал
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) косоглазыйб) директорв) собирались +
8. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне:а) по долинам +б) в адмиралыв) к матросам
9. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне:а) молоденькаяб) обижатьсяв) бояре +
10. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова:а) занимаешьсяб) терпения +в) абсолютные
11. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной является исключением из правила:а) ростовщик +б) озарятьв) безотлагательно
12. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной не является исключением из правила:а) изгарьб) скакать +в) равнина
13. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –А-:а) застелить +б) скакалкав) загорать
14. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения:а) выраститьб) положениев) макать +
15. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения:а) пригореть +б) придиратьсяв) выскочить
16. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня:а) равнениеб) подросли +в) касательная
17. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) оживленноб) удивительнов) натирает +
18
Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:а) положитьб) держащий +в) внимание. 19
Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +
19. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +
20. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) подписатьб) умирал +в) толкнуть
21. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) положили +б) заплесневеетв) голодала
22. Укажите слово с удвоенной согласной в корне:а) рассмешитьб) колоссальный +в) бессильный
23. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обращениеб) выжидатьв) расстилаться +
24. Укажите слово с проверяемой гласной в корне:а) метафораб) опоздание +в) равняться
25. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) подстилатьб) озарениев) репутация +
26. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:а) зам..реть от неожиданности, соб..рать ягоду, расст..лать скатертьб) обг..реть на солнце, прик..снуться к прекрасному, сл..жение чисел +в) г..рела роща, интересное предл..жение, немного подр..сти
27. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) перег..родкаб) заг..ратьи+в) г..рный
28. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) к..ситьб) к..стныйв) прик..сновение +
29. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) прик..снуться +б) к..солапыйв) к..стрище
30. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:а) ст..рать вещи, выт..реть досуха, выб..рать одеждуб) бл..стать на балу, отп..рать дверь, проб..раться через заросли малины+в) оз..рённый идеей, точка соприк..сновения, сжатое изл..жение
Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых
Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.
Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.
А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».
В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».
Чередующиеся гласные в корне
Написание некоторых корней подчиняется собственным правилам и не зависит от проверочного слова. Все корни с чередованием можно разделить на 4 группы в зависимости от того, чем определяется их правописание. Рассмотрим подробно каждую группу.
Корни с чередованием, которые зависят от ударения
Гар/гор
Под ударением пиши А, без ударения – О.
Зага́р, загора́ть, пригора́ть, уга́р, погоре́льцы.
Исключения: выгарки, пригарь, изгарь, гаревой.
Общее значение: горение.
Не являются корнями с чередованием: гора, гористый, огорчение и т.д.
Зар/зор
Под ударением пиши то, что слышишь, без ударения – А.
Заря́, зо́рька, за́рево, озаре́ние, озари́ть, лучеза́рный.
Общее значение: свет.
Клан/клон и твар/твор
Под ударением пиши то, что слышишь, без ударения – О.
Кла́няться, наклони́ться, прекло́нный, склоне́ние; тво́рчество, сотвори́ть, тва́рь, творе́ц.
Исключение: утварь.
Общее значение: твар/твор=создание; клан/клон=наклон.
Не являются корнями с чередованием: отворить/затворить дверь, отварить (на огне).
Корни, зависящие от следующей буквы
Кас/кос
Пиши А, если после корня есть А; пиши О, если после корня нет А.
Cоприкасаться, прикосновение, неприкосновенный, касательно.
Общее значение: касание.
Не являются корнями с чередованием: косить, сенокос, покос; косой, косоглазый, косынка.
Лаг/лог/лож
Без ударения пиши А, если после корня есть А; пиши О, если после корня нет А.
Под ударением пиши О.
Исключение: полог.
Предлага́ть, предложи́ть, предло́г, нало́г.
Не являются корнями с чередованием: биолог, психолог, налаженный, слаженность, ложный.
Бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит
Пиши И, если после корня есть А.
Пиши Е, если А после корня нет.
Если существительное с чередующимся корнем образовано от глагола, в котором после корня был суффикс А, то в корне тоже пишется буква И. Обжигать – обжиг.
Общее значение: бер/бир = брать; дер/дир = драть; мер/мир = прекратить существовать/что-либо делать, пер/пир=закрывать/открывать/использовать опору; тер/тир=тереть; блест/блист=сверкать; жег/жиг=жечь; стел/стил = стелить; чет/чит = вести счёт.
Исключения: сочетать, сочетание.
Блистать, блестеть, бери, забирать, замирать, умереть, запереть, запирать, застелить, застилать, блестеть, блистать, зажигалка, выжег, стирать, стереть, вычитать, вычет.
Не являются корнями с чередованием: беречь, сберкасса, мерить, мириться, мирно, мировосприятие, мерка, оперение, перья, пировать, пиршество, терять, стильный, читать, читатель.
Корни, зависящие от последней буквы корня
Скак/скоч
Если последняя буква – К:
Без ударения пиши А.
Под ударением – О.Наско́к, ускака́ть, прискака́ть.
Если последняя буква – Ч:
В формах глагола скакать, его производных и в слове скачок пиши А.
В глаголах на -скочить и в слове выскочка пиши О.Скачу, поскачу, выскочу, подскочить.
Плав/плов/плыв
Корень плов в значении перемещения в воде есть только в словах пловец, пловчиха.
Корень плыв есть в словах плывун, плывунный, плывучий, а также в наплывать/подплывать/переплывать.
В остальных случаях употребляется плав, в котором всегда пишется А.
Общее значение: перемещение в воде.
Плавунец, поплавок, плавучесть.
Не являются корнями с чередованием: плавить (сталь), плавленый (сыр), тугоплавкий, (узбекский) плов.
Рос/ращ/раст
Перед С (без Т) пиши О.
Исключение: отрасль.
Перед СТ без ударения пиши А, с ударением – О.
Исключения: росток, ростовщик, ростовой, вырост, выросток, выростной, подростковый, прорость.
Вы́растить, расти́тельность, подро́сток, ро́ст.
Перед Щ пиши А.
Выращивать, приращение.
Корни, зависящие от значения
Равн/ровн
Пиши А, если значение ‘равный, одинаковый’.
Исключения: поровну, ровесник.
Уравнение, равновесие.
Пиши О, если значение ‘гладкий, прямой’.
Исключение: равнина.
Ровный, выровнять.
Нужно запомнить: уровень, равняться в шеренге, равнение, не ровен час.
Мак/мок/моч
Если последняя буква – К:
Пиши А, если есть значение ‘погружать в жидкость’.
Макнуть печенье в чай.
Пиши О, если есть значение ‘становиться мокрым’ или ‘пропускать, впитывать или осушать жидкость’.
Намокнуть под дождём, промокнуть пятно салфеткой.
Если последняя буква – Ч:
Всегда пиши О.
Сапоги промокли, бумага намокла, промокнуть волосы после мытья, намочить прививку, непромокаемая куртка.
Корни с чередующимися гласными А / О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о . | Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец. | Приг а рь, изг а рь, выг а рки. |
Клан-/клон- | Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение. | ||
Твар-/твор- | Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться. | Утв а рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а . | З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять. | З о ревать, з о рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец. | Пл о вец, пл о вчиха; пл ы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст- Ращ-/рос- | Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль. | а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический). б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить. | Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить. | Пол о г. |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
Корни | Правило | Примеры |
---|---|---|
Кас-/кос- | Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о . | К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться. |
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». | Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». | Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»). | Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник. |
Как выучить непроверяемые гласные
В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными
Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.
Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.
Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:
- Bi2o2t.ru – полностью бесплатный сервис для запоминания словарных слов. Чтобы начать заниматься, не надо даже регистрироваться. Просто переходите на сайт и начинаете вставлять пропущенные буквы в слова. Для каждого слова есть подсказки.
- Блицтест – этот сайт хорош тем, что позволяет выбрать класс. И если вы учитесь в седьмом классе, то тренажер не будет вам показывать словарные слова для десятого класса. Это очень удобно, если вам надо подготовиться к словарному диктанту или контрольной работе. Тренажер бесплатный, заниматься можно как в режиме проверки, так и в режиме изучения нового материала. Предусмотрена возможность делать работу над ошибками. Попробуйте, вам понравится.
Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.
Проверяемые безударные гласные в корне
Чтобы узнать, какая гласная пишется в корне слова, нужно подобрать такие однокоренные слова, в которых эта гласная стоит под ударением.
Столы – сто́л, листочек – ли́ст.
Не получается подобрать однокоренное слово? Вспомни слова с тем же корнем другой части речи: глагола, существительного, прилагательного, наречия. Попробуй изменить падеж и число у существительного и прилагательного, лицо и число у глагола, добавить к найденным словам приставки и суффиксы или убрать их.
Однокоренные слова должны быть с тем же самым смыслом , что и слово с орфограммой.
Флаг разв.вается – студент разв.вается. Первый глагол проверяется с помощью ве́ять , второй глагол – с помощью разви́тие .
В качестве проверочных слов нельзя использовать глаголы на -ыва-/-ива-.
Бросать нельзя проверять с помощью разбра́сывать (лучше проверить с помощью брось).
Образцы слов
Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:
- На «А»: автомобиль, абажур, аплодисменты, атмосфера;
- На «Б»: бетон, балкон, библиотекарь, бинокль;
- На «В»: ватрушка, велосипед, вермишель, вентиляция;
- На «Г»: гастроном, гардероб, горизонт, гирлянда;
- На «Д»: делегация, дизентерия, дефицит, директор;
- На «Е»: егерь, единица;
- На «Ж»: желать, железка;
- На «З»: завтрак, зефирный;
- На «И»: инженер, истина, информация;
- На «К»: кавычки, конфорка, каравай, конструктор;
- На «Л»: лаборатория, ладонь, линолеум, лимонад;
- На «М»: медаль, мошенник, миниатюра, матрос;
- На «Н»: новелла, нотариус, наваждение;
- На «О»: облако, огурец, олимпиада, оптимизм;
- На «П»: палисадник, планета, привередливый, продюсер;
- На «Р»: реставрировать, режиссер, репетиция, режим;
- На «С»: салфетка, собеседование, снегирь, семинар;
- На «Т»: торжественный, тренировка, тарелка, тротуар;
- На «У»: удовлетворительно, удостоить;
- На «Ф»: фамилия, фиолетовый, фестиваль, фонтан;
- На «Х»: характер, хризантема, хореограф, хомяк;
- На «Ц»: целлофан, церемония;
- На «Ч»: чемодан, человек, чемпион;
- На «Ш»: шеренга, шедевр, шофёр, шпингалет;
- На «Щ»: щекотать;
- На «Э»: экскаватор, эксперимент, эмигрант, этикетка;
- На «Ю»: юбилей;
- На «Я»: якорь, ящерица.
Что мы узнали?
Прочитав статью, мы узнали, когда безударная гласная корня бывает непроверяемой, как нужно поступить, чтобы правильно написать слово с такой гласной. Ознакомились с кратким перечнем примеров (полный список слов, вызывающих трудности, доступен только в орфографических словарях).
-
/10
Вопрос 1 из 10
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Нахождение безударных гласных в корне слова.
2) Способы проверки безударных гласных в корне.
Глоссарий по теме:
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).
Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
Корень – общая часть родственных слов.
Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Прочитайте предложения:
Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.
2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.
3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.
4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.
5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:
3.О чем должен подумать?
6. Если слышится звук , то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук или надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.
Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять
7. Делать это можно по алгоритму (плану):
- Произношу слово и слышу безударный звук или .
- Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
- Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
- Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.
8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.
9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».
Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:
— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;
— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».
10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.
11. Запомните правило:
Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Однокоренные слова.
Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.
Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.