В чем разница между метафорой и олицетворением, примеры и есть ли отличия

Прием олицетворения в художественной литературе

Олицетворение, как и другие средства выразительности, встречаются на страницах произведений русских и зарубежных писателей. В стихотворениях и в прозаических текстах, описывая природу, отрезки времени или любое другое явление, предмет или состояние, авторы используют этот приём, чтобы оживить изображаемую картину и добавить динамичности. Например: волна набегает, пританцовывают одуванчики, глаза смеются, ветер воет, разум говорит, небо плачет.

Образ-олицетворение воздействует на читателя, легче воспринимается, вызывает эмоцию, передаёт настроение героя. Также приём свойственен не только прозе, но и поэзии, потому что это мелодичный жанр, фольклору, рекламным текстам и повседневной речи. Например:

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬНАШЛА коса на каменьЕсли гора НЕ ИДЕТ к МагометуДело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Как на нашем на базареПироги пекут с глазами.Их пекут — они БЕГУТ,Их едят — они ГЛЯДЯТ!

Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬКруглый год по небу, сводишьЗиму с теплою весной,Всех нас ВИДИШЬ под собой.

Месяц, месяц, мой дружок,Позолоченный рожок!Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий,И, обычай твой ЛЮБЯ,Звезды СМОТРЯТ на тебя.

Ветер, ветер! Ты могуч,Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,НЕ БОИШЬСЯ никого,Кроме бога одного.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворения

Именно из литературных произведений появляются новые олицетворения, которые служат для большей выразительности, и найти их совсем не трудно.

Олицетворения в произведениях С.А. Есенина: «хвойной позолотой взвенивает лес», «елям снится гомон косарей», «слухают ракиты посвист ветряной», «отговорила роща золотая», «сыплет черемуха снегом», «под вечер путнику нашептал ковыль», «конопляник грезит».

В стихотворении Н.А. Заболоцкого: «ручей, задыхаясь, поет», «не слышит сердце правильных созвучий», «печальная природа лежит вокруг, вздыхая тяжело». Эти примеры показывают, что такое олицетворение в литературе.

Примеры олицетворения

Более наглядно понять сущность олицетворения можно, приведя несколько примеров:

  1. Ветер воет (на самом деле ветер не может выть, но при помощи данного олицетворения описывается его сильный шум).
  2. Ива плачет (ива является деревом, и следовательно не может плакать, это всего лишь описание её развесистых гибких ветвей, который напоминают собой неустанно льющиеся слёзы).
  3. Играет гитара (сама по себе гитара не может играть, она всего лишь издаёт звуки, когда на ней играет кто-то).
  4. Природа уснула (явление, когда на улице тихо и спокойно, называют сонным состоянием природы, хотя она спать не может, на самом деле просто не дует ветер, и кажется, будто всё вокруг околдовано сном).

  5. Гром прокатился по небу (у него нет тележки, чтобы на ней прокатиться, на самом деле издался звук грома, который распространился в пространстве).
  6. Дремучий лес призадумался (в лесу спокойно и бесшумно, что якобы характеризует его задумчивость и угрюмость).
  7. Козёл сидит в снопе (он ест сено, опустив голову и не отрывая её, а не в прямом смысле сел в сноп и сидит в нём).
  8. Зима пришла (ходить она, по сути, не умеет, просто наступило другое время года. К тому же глагол «наступило» тоже является олицетворением).

Примеры олицетворения в разных источниках

Олицетворение может встречаться в пословицах, баснях, художественных текстах, текстах песен и даже заданиях по русскому языку. Разберём на конкретных примерах, что такое олицетворение и как грамотно использовать его в тексте.

Примеры олицетворений в пословицах и поговорках

Пословицы и поговорки – настоящий кладезь олицетворений. Наши предки очень часто использовали одушевления для передачи своего жизненного опыта будущим поколениям.

Примеры олицетворений в баснях

В баснях Крылова олицетворения встречаются почти во всех строфах. Вот, например:

«Стрекоза и Муравей»:

«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела: Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.»

Примеры олицетворения в литературе

Олицетворение в литературе встречается чаще всего. Без него стихотворения и проза были бы слишком скучными, лишились бы ярких образов.

Яркие примеры олицетворений в литературе чаще всего встречаются в стихотворениях о природе.

«Устало все кругом: устал и цвет небес,И ветер, и река, и месяц, что родился,И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,И жёлтый тот листок, что наконец свалился.

Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,О жизни говоря незримой, но знакомой…О ночь осенняя, как всемогуща тыОтказом от борьбы и смертною истомой!»

А. Фет «Устало всё кругом»

В стихотворениях Ф. Тютчева смешиваются метафоры, аллегории и олицетворения:

«Пусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят.»

Ф. Тютчев «Листья»

У И. Бродского встречаются олицетворения, приписываемые телу:

«Правильно! Тело в страстях раскаялось.Зря оно пело, рыдало, скалилось.В полости рта не уступит кариесГреции древней, по меньшей мере»

И. Бродский «1972»

Примеры олицетворений встречаются в стихах Владимира Маяковского:

«В сто сорок солнц закат пылал,в июль катилось лето,была жара,жара плыла —на даче было это.Пригорок Пушкино горбилАкуловой горою,а низ горы —деревней был,кривился крыш корою»

В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Чтобы закрепить пройдённый материал, найдите олицетворения в стихотворении: 

«Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и скрипит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!»

Показать ответ

М.Ю. Лермонтов «Парус»

Что такое олицетворение в литературе?

Олицетворение является литературным приемом
, который использовался еще в народном творчестве и мифах, с незапамятных времен:

  • Повсеместно встречается в классической литературе.
  • Раскрывается за счет придания одному объекта образа чего-то другого.
  • Заключается в наделении объекта неживой природы человеческими свойствами.
  • Используются сложные образы, а не примитивные качества.

Чтобы создать полноценное олицетворение писатель должен:

  1. Выбрать два объекта, с которыми он будет работать — живой и неживой природы.
  2. Сформировать четкий и всеобъемлющий образ человека, который будет в дальнейшем перенесен.
  3. Максимально точно передать человеческие качества неживому объекту.

В данном случае важней всего первый пункт — правильно подобрать две составляющие. Сделать это так, чтобы читатель был одновременно заинтересован и удивлен. Но на самом деле, мы практически каждый день используем олицетворение в повседневной жизни, в нашей речи — совершенно не задумываясь о смысле сказанного.

Каждый из нас понимает, что вьюга не может «кружиться над городом, завывать и заглядывать в окна»
, но выдавая подобную фразу, никто не задумается о литературных приемах, олицетворении или чем-то в этом духе.

Назначение в искусстве

Художественный прием достаточно часто используется в литературных произведениях прозаических и лирических жанров для решения многообразных задач

Олицетворения придают эмоциональные оттенки тексту, приковывая читательское внимание к содержанию произведения и служа лучшему его восприятию

В стихотворении А.А. Блока встречаются примеры олицетворения: «сиделка тишина» в одном, в другом – «белое платье пело в луче», «плакали зимние бури», «реяли звездные сны», «плакали струны».

Литературный прием представлен и в произведениях Б.Л. Пастернака: «лес… каплями роняет пот», «июль, таскающий пух одуванчиков».

Довольно часто используют в игровых методах обучения детей.

К примеру, при изучении басен, насыщенных этими тропами, животные наделяются разнообразными человеческими свойствами, как в басне И.А. Крылова «Квартет».

Вследствие этого дети живее воспринимают сюжет произведения и понимают мораль. Не всегда можно определить, для чего используют прием олицетворение.

Специалисты отмечают нарастающие ступени отличия тропа по их действию в литературном произведении и в разговоре:

  1. Троп, являющийся художественным средством и употребляемый с целью усиления выразительности: «сердце чувствует», «сердце молчит», «речка играет».
  2. В авторских лирических произведениях, а также в фольклоре приближено к метафорическому значению: изображение состояния природы в соотнесении с внутренними переживаниями лирического персонажа, восходящее к мифическому осмыслению мира. Окружающая жизнь в литературном произведении наделяется живыми свойствами.
  3. Высшей ступенью литературного приема является знак, напрямую скрепленный с ключевой эстетической идеей и рождающийся из комплекса индивидуальных олицетворений. К примеру, в лиричной повести А.П. Чехова «Степь», пропитанной тропами, описано замечательное по красоте дерево, тяготящееся покинутостью, и полуживая трава, поющая унылую песнь. Все в сочетании эти тропы создают центральное олицетворение – образ степи, осознающей бесполезный и безосновательный конец принадлежащих ей сокровищ, сил и увлечений. Это средство является многозначным, спаянным с думами автора об отчизне, о жизненной пользе, о течении времени. Значение такого приема близко к философскому и мифологическому замыслу по своему общему пониманию, не связанному с состоянием повествователя, но не позволяющему перейти границу, разделяющую эстетику и мифологию.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств. Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм. Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Олицетворение и аллегория — в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).

Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!


Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова

На какие вопросы отвечает олицетворение

Авторы наделяют человеческими качествами неодушевлённые предметы и природные явления, используя подходящую определённую часть речи. Для этих целей часто употребляется глагол, который отвечает на вопросы: «что сделать?», «что сделаешь?», «что делать?», «что делают?» и др.

Что такое гипербола в литературе

Обычно он стоит перед или после описываемого существительного, так как именно глагольное слово способно наделить неживое человеческими свойствами: плачет ива, скучает набережная, ветер выл, ручьи поют и др. Синтаксическая функция в предложении – подлежащее и сказуемое. Например: лучи («кто?») играют («что делают?»).

Кроме того, участвует в формировании олицетворения:

полные и краткие имена прилагательные («какое?», «каков?», «какая?», «какие?» и т.д.): угрюмый дуб, злой мороз, безжалостный ветер, разъярённый океан;

причастия (что делающий?», «что сделавший», «что делавший?», «что сделанный?», «каков?», «какой?» и др.): танцующая метла, улыбающийся вечер, наряженные горы.

Многие задаются вопросом, как подчёркивается олицетворение. Сам по себе троп не требует выделения. Однако он может выполнять функции главных и второстепенных членов предложения: подлежащего и сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.

Что такое олицетворение?

Олицетворение — это лите­ра­тур­ный при­ем пере­не­се­ния свойств и качеств чело­ве­ка на неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и отвле­чен­ные поня­тия. Олицетворение состо­ит в том, что живот­ные, неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и явле­ния при­ро­ды наде­ля­ют­ся чело­ве­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, даром речи, чув­ства­ми и мыслями.

Узнаем, что такое оли­це­тво­ре­ние в лите­ра­ту­ре. Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но боль­шое коли­че­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. К ним отно­сят­ся. в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи. Образность и выра­зи­тель­ность речи созда­ют раз­лич­ные худо­же­ствен­ные сред­ства, сре­ди кото­рых мож­но назвать олицетворение.

В осно­ве воз­ник­но­ве­ния оли­це­тво­ре­ния лежит пере­нос свойств и качеств чело­ве­ка неоду­шев­лен­ным пред­ме­там и явле­ни­ям окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. В рус­ской лите­ра­ту­ре оли­це­тво­ре­ние явля­ет­ся одним из видов мета­фо­ры. Писатель, исполь­зуя этот худо­же­ствен­ный при­ём, может нам сооб­щить в сво­ём про­из­ве­де­нии, что

Общее определение

литературный и лингвистический прием, основанный на переносе человеческих характеристик и признаков на неживые вещи и явления окружающего мира.

Этот литературный прием является частным случаем метафоры, он помогает создавать уникальные смысловые модели, придающие произведению колорит и образную выразительность.

С помощью этого приема предметам в литературных произведениях придаются:

  • дар речи;
  • талант мыслить;
  • возможность чувствовать;
  • умение переживать;
  • способность действовать.

Даже самые обычные разговорные фразы могут представлять собой элементы старинных тропов, когда в беседе люди говорят, что «солнце всходит и заходит», «ручей бежит», «метель воет», «мороз рисует узоры», а «листва шепчется».

Вот самые явные примеры приема олицетворения в живой устной речи. Древние греки образно изображали счастье в виде капризной богини Фортуны.

Википедия трактует персонификацию как термин, использующийся в психологии, когда качества одного человека ошибочно приписываются им другому.

В древнегреческой мифологии отношения богов Урана и Геи трактовались в качестве брачных уз, соединяющих небо и землю, в результате чего появились горы, растительность, животный мир.

Наши древние предки соотносили Перуна с громыхающими и сверкающими природными явлениями, другие боги отвечали в мифологии за ветер, воду, солнце.

Именно в мифологии изначально появляются говорящие представители животного мира, а вещи совершают совершенно нехарактерные для них действия.

Множество богов, воплощенных в предметах, обделенных душой, наделялись живыми характерами. Причем мифы воспринимались вполне реально, и слушатели верили в то, что это происходит на самом деле.

Нередко литературный прием персонализации звучит в сказках, где предметы умеют самостоятельно передвигаться, животные способны разговаривать человеческими голосами и раздумывать подобно людям. Сказки не задаются целью объяснения непонятных явлений, в них все персонажи являются вымышленными.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души). Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением. Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какую роль играют эпитеты?

Эпитеты служат, главным образом, усилителями художественной выразительности. Они придают нашей речи или произведению образность, яркость, поэтическую окраску. Обычно тропы указывают на определенное свойство, черту предмета (объекта) и тем самым вызывают соответствующие эмоции, отношение к нему.

Если обобщить информацию из различных источников и авторов, то эпитеты выполняют следующие функции:

  • характеризуют предмет образно;
  • передают отношение автора/его литературного персонажа/рассказчика к описываемому предмету либо событию, ситуации и т.д.;
  • задают определенное настроение, создают атмосферу;
  • объединяют все вышесказанное.

Примеры эпитетов В поэтической литературе важность троп особенно хорошо прослеживается. Рассмотрим в качестве примера фрагмент стихотворения А

Пушкина «Зимняя дорога»:

Сквозь волнистые туманыПробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит, Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.

Выделенные слова являются эпитетами, которые выполняют все три основные функции. Из этих восьми строчек читатель узнает, что действие происходит ночью, окрестности освещаются лунным светом.

Изобразительность речи. Эпитеты, сравнения, тропы, фигуры. — Творческий… — LiveJournal

Создается грустная атмосфера, ощущается тоска и утомление. Если убрать эпитеты из стихотворения либо заменить простыми словами без эмоциональной окраски, потеряется всякий смысл произведения.

Особую роль эпитеты играют в поэзии – авторы используют их в качестве стихотворного инструмента. Расположение определения после основного слова называется инверсией эпитета. Например, как у А. Пушкина:

Твоих оград узор чугунный; И пунша пламень голубой.

Возможен вариант, когда определяемое и эпитет разделены другими словами:

В синем сумраке белое платье За решеткой мелькает резной.

Определение тропа

Некоторые авторы считают, что подобное разделение лишь усиливает эффект, значение и эмоциональный окрас эпитета. А когда эпитет и основное слово расположены на разных строчках стихотворения, возникает так называемый эффект «разрыва звучания»:

Все как было. Только странная Воцарилась тишина.

Интересный факт: подобные способы расположения эпитетов позволяют автору создать особую риторическую фигуру – хиазм. При этом происходит крестообразная перестановка слов. Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины (М. Цветаева).

Синекдоха

Разновидностью метонимии является синекдоха в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист). (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя

Эпитетом (от гр. epitheton — приложение) называется образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. — П.).

Бывавют точные красная калина

(золотая осень, заплаканные окна),

Эпитеты — это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок — лимонный свет луны; седой старик — седой туман; он лениво отмахивался от комаров — река лениво катит волны).

Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими (Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя… — Л.).

В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (…Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах… — Л. Т.). Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам .

2 комментария

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью. Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

Олицетворение: определение понятия, подробное описание

Зачастую данный литературный метод используется в сказках. Олицетворение представляет собой придание мыслей, чувств, переживаний, речи или действий явлениям, неодушевлённым предметам и животным. Таким образом, предметы самостоятельно могут передвигаться, природа представляет собой живой мир, а животные разговаривают человеческими голосами и способны размышлять так, как это могут делать в реальности только люди. Происхождение олицетворения берёт своё начало ещё в древнем мире, когда всё основывалось на мифах. Именно в мифах впервые и встречаются говорящие животные, а также придание вещам нехарактерных для них свойств. При этом одной из главных задач персонализации является приближение способностей неживого мира к тем, которые характерны живому.

Определение олицетворения

Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Чтобы понять, что такое олицетворение, рассмотрим примеры:

  • «воет море» — мы знаем, что море не воет, но понимаем, что море издает сильный шум;
  • «играло пианино» — пианино не может играть само по себе, но понятно, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист.

Корней Чуковский применял олицетворение в своем творчестве, например, в стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:

Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня.

Приведем еще примеры из нашей речи. Вспомните, как часто вы слышите такие фразы:

  • финансы поют романсы,
  • погода шепчет,
  • время бежит,
  • труба зовет.

С точки зрения логики эти фразы бессмысленны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, а труба звать. Тем не менее, мы понимаем смысл этих фраз.

В этом нам помогают исторические корни — в древности люди часто приписывали силам природы и предметам человеческие свойства. Это помогало им лучше понять окружающий мир.

Примеры

Рассматриваемые художественные образы нашли широкое применение в различных сферах искусства.

Литература

Для множества авторов именно метафоры считаются эстетической самоцелью. Иногда они вообще вытесняют исходное значение слова. Литературные исследователи в качестве примера приводят знаменитого английского писателя Уильяма Шекспира. Для него зачастую имеет значение не житейский смысл определенного высказывания, а метафорическое значение или новый, порой неожиданный смысл.

Также весьма показательным считается пример поэтов-футуристов, которые творили в России в первой половине двадцатого века. Их главной задачей было максимальное отдаление метафоры от ее исходного смысла. Такой прием часто использовал Владимир Маяковский. В качестве примера стоит привести название его поэмы «Облако в штанах».

Понять суть олицетворения тоже можно на примере конкретных литературных произведений. К примеру, в русской народной песне сказано «лыко горем подпоясалось». Олицетворение помогает создать особенное миросозерцание. Оно характеризуется ненаучным представлением о природных явлениях. К примеру, «гром ворчит, как старик».

Киноиндустрия

Создатели фильмов часто применяют громкие названия, которые позволяют сразу же привлечь внимание аудитории. В качестве примера стоит привести следующее:

  1. «Горячие головы» – название как бы намекает на определенную безбашенность героев.
  2. «Человек дождя» – из заголовка сразу становится ясно, что герой не от мира сего.

Метафоры часто применяются при создании рекламы. С их помощью удается сделать привычный образ более сильным или запоминающимся. Рекламщики и маркетологи часто применяют метафорические образы для создания коротких слоганов, которые быстро запоминаются. В качестве примеров стоит привести следующее:

  • «Магия кофе» в рекламе кофеварки De Longi;
  • «Окунись в прохладу» в ролике Lipton Ice Tea;
  • «На волне удовольствия» в кампании «Кока-Кола».

Примеры олицетворений тоже нередко встречаются в рекламных продуктах. Их можно увидеть по телевизору, на уличных баннерах или на Youtube. Создатели рекламы давно пользуются яркими образами и оживляют товары, чтобы нарастить объемы продаж.

К примеру, в роликах M&M’s главными героями являются конфеты, которые разговаривают друг с другом и живут обычной человеческой жизнью. В качестве примеров слоганов с олицетворением стоит привести следующее:

  • «Tefal всегда думает о нас» в рекламе сковородок Tefal;
  • «Обычная тушь никогда не зайдет так далеко» в ролике туши L`Oreal.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности
за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами

Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно

С древних времен люди наделяли неодушевленные предметы, явления и представителей животного мира человеческими характеристиками. Корни таких поступков уходят в те верования, которые существовали на тот момент. Например, по старославянским традициям душа была у деревьев, строений, предметов домашнего обихода, оружия и т.д. Поэтому вполне закономерно было обращение к ним, как к живым, и существование подобных словосочетаний: земля-матушка, господин Великий Новгород, молвит волк человечьим голосом и т.д. Такие речевые обороты дошли до наших дней. Кроме того, подобные приемы постоянно используются в современной художественной литературе и в повседневных разговорах.

Это и есть олицетворение. В настоящее время его можно отнести к литературному приему, который позволяет наделить неодушевленные предметы теми свойствами, что характерны для живых существ. Второе название приема – персонификация (в переводе с греческого языка буквально означает «делать лицо»). Вот несколько примеров того, как разным предметам и явлениям «делают лицо»: звезда с звездою говорит; где-то плачет иволга; солнце встало; дремлет суровый северный город

При помощи олицетворения можно создать яркий образ описываемого явления, передать эмоции и чувства, акцентировать внимание на каком-то действии

Многие олицетворения так прочно вошли в нашу речь, что мы ежедневно их используем, не осознавая того, что «оживляем» неодушевленный предмет. Например, Сердце ушло в пятки. Конечно, такой орган тела, как сердце, не умеет ходить, тем более в другой орган. Или Цветы радуются солнечным лучам – растения не могут испытывать эмоции, присущие людям.

Больше всего олицетворений можно встретить в стихотворениях, баснях и сказках, где разным животным и растениям приписываются человеческие качества: щука заговорила, золотая рыбка опечалилась, лес проснулся, мороз-воевода дозором обходит владенья свои, выткался на озере алый свет зари. Олицетворение относится к одному из видов тропов, то есть специальных выражений, применяемых в литературном творчестве с целью усиления выразительности и образности повествования.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий