Предлог — это служебная часть речи
В стройной системе частей речи русского языка различают слова, которые называют предмет (сторож, огонь), признак (хороший, яркий), действие (купаться), количество (два, трое) и т. д. Эти слова принадлежат к самостоятельным частям речи: имя существительное, прилагательное, глагол, числительное. Они имеют характерные морфологические и синтаксические признаки.
Наряду с ними в русском языке существуют служебные части речи:
- предлог
- союз
- частица
Чтобы понять, что такое предлог, рассмотрим словосочетания:
- гулять в парке;
- каша с изюмом;
- спустившийся с крыльца;
- знак на нём;
- к двум друзьям.
В этих словосочетаниях употребляются слова самостоятельных частей речи и их формы. Обратим внимание на короткие слова, которые связывают их в словосочетание. Они также помогают именным частям речи (существительным, местоимениям, числительным) создавать падежную форму. Сами по себе эти коротенькие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются, и поэтому у них нет грамматических признаков. Эти слова самостоятельно не являются членами предложения. К ним отдельно нельзя задать вопрос. Это признаки служебной части речи — предлога.
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость слов в словосочетании и предложении.
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложение:
Предлоги «на» и «из-за» участвуют в создании падежной формы существительных «небо» и «облако». Смысловая и грамматическая связь слов в предложении осуществляется с помощью предлогов и падежных окончаний существительных. Если эти средства связи убрать, то предложение потеряет смысл и превратится в набор отдельных слов:небо, луна, показалась, облако
Значит, предлоги — это слова, которые вместе с косвенными падежами имен существительных, местоимений, числительных выражают различные отношения между элементами словосочетания и предложения.
Определение
Предлог – служебная часть речи, предназначенная для выражения отношений между зависящими друг от друга словами.
Вместе с окончаниями слов предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Особенностью предлогов является то, что они не изменяются. Они не являются членами предложения, а лишь входят в состав членов предложения, к которым относятся.
Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личное предложение — это предложение, у которого только один главный член в форме сказуемого-глагола 3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени или множественного числа в прошедшем времени.
Пример.
- Форма 3-го лица множественного числа в настоящем времени:
В соседнем подъезде красят стены.
- Форма 3-го лица множественного числа в будущем времени:
В институте проведут научные эксперименты.
- Форма множественного числа в прошедшем времени:
Мне прислали много писем.
Неопределённо-личные по форме предложения могут иметь обобщённое значение. Например:
Цыплят по осени считают.
Её зовут Настей.
В таких случаях сообщается о действии, которое указывает на обобщённого деятеля, то есть все обычно считают цыплят по осени, все зовут её Настей.
Обобщённо-личное предложение — это предложение, в котором подлежащее не называется, потому что высказывание относится не к одному лицу, а ко всем вообще.
В обобщённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено глагольными формами:
- 2-го лица единственного числа изъявительного наклонения:
Ветра в рукавицу не поймаешь;
- 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения:
Соловья баснями не кормят;
- 2-го лица повелительного наклонения:
Береги платье снову, а честь смолоду.
В неопределённо-личных предложениях важно само действие, а не ли́ца, его выполняющие. Поэтому в таких предложениях сказуемое относится ко всем лицам вообще или к неопределённому количеству лиц. Отсутствие подлежащего объясняется тем, что его трудно назвать, как слишком неопределённое
Например:
Отсутствие подлежащего объясняется тем, что его трудно назвать, как слишком неопределённое. Например:
В библиотеке просят не шуметь. За нарушение правил строго наказывают.
В неопределённо-личное предложение нельзя ввести подлежащее, так как тогда оно потеряет своё обобщающее (неопределённое) значение. Сравните:
Бездонную бочку водой не наполнишь. – Бездонную бочку ты водой не наполнишь.
Значение обобщённости часто позволяет использовать такие предложения в качестве пословиц и поговорок.
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле;
- ведут куда? вдаль;
- тянет откуда? из подвала;
- случилось когда? утром;
- известно с каких пор? с давних пор;
- побледнел почему? от страха;
- вышел с какой целью? встретить;
- смеяться как? заразительно;
- смешной до какой степени? очень;
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь;
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры;
- свернулся подобно чему? колобком.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает условия совершения действия или степень проявления признака, поясняет слова со значением действия, состояния и признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? как? почему? зачем? с какой целью? несмотря на что? вопреки чему? при каком условии?
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
Виды обстоятельств
В зависимости от значения :
- (пошел куда? в лес);
- обстоятельства времени (решим когда? сегодня);
- обстоятельства причины (ослабел почему? из-за болезни);
- (идти как? бесшумно);
- (при желании при каком условии? можно встретиться);
- (документ необходим с какой целью? для получения сертификата);
- (легкий, как пух, снег);
- (быстрый в какой степени? очень);
- (несмотря на головную боль).
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
- наречиями;
- существительными в форме косвенных падежей;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- деепричастиями и деепричастными оборотами;
Этот второстепенный член выражается также
- словосочетаниями;
- сравнительными оборотами;
- предложно-именными конструкциями,
Примеры:
Выражение подлежащего различными частями речи
Подлежащее во многом уникальная единица синтаксиса. Оно может быть выражено как одним словом, так и целым неделимым словосочетанием. Рассмотрим детальнее правила.
Подлежащее – одно слово
Подлежащее выражается с помощью разных частей речи в предметном значении:
Имя существительное:
Тетрадь лежит на столе.
Птица сидит в клетке.
Местоимения (чаще всего личные):
Я люблю читать.
Они усердно учатся.
В форме подлежащего могут выступать и другие местоимения разрядов:
Ничто человеческое ему не чуждо (отрицательное местоимение).
Кто ходит по двору? (вопросительное местоимение).
Числительное:
Четыре – четное число.
Восемь делится на два.
Субстантивированные прилагательные (те, которые потеряли значение признака предмета):
Бородатый выбежал из комнаты.
Военные ходят строем.
Субстантивированные причастия (те, которые потеряли признак действия):
Командующий строго посмотрел на солдата.
Сидящий устало вздохнул и закрыл глаза.
Наречие:
Твое завтра туманно.
Вот и настало решающее послезавтра.
Глагол (в форме инфинитива):
Любить – значит прощать.
Играть в баскетбол – главное увлечение Михаила.
Междометие:
По полю разносилось громкое «ау».
Искреннее «браво» разносилось по залу театра.
Союз:
«И, да, еще и» — противительные союзы.
«Либо» — разделительный союз.
Предлог:
«Над» является предлогом.
Частица:
«Вот» является самой употребляемой указательной частицей.
Стоит отметить, что служебные части речи и междометие редко выступают в роли подлежащего.
Таблица «Способы выражения подлежащего одним словом» выглядит так:
Запомните: в основном, подлежащее — одно слово, нарицательное (собственное) имя существительное или местоимение. Однако оно может быть выражено любой частью речи.
Подлежащее – неделимое словосочетание
В предложениях встречается подлежащее в форме свободного словосочетания. Единственное условие: слова должны быть синтаксически связаны в единую композицию.
В составе такой конструкции имеются следующие части речи:
Имя существительное или местоимение в именительном падеже+имя существительное или местоимение в творительном падеже с предлогом с и значением совместимости:
Отец с сыном поедут на море.
Брат с сестрой вернулись с прогулки.
Внимание! Глагол-сказуемое обязательно должен стоять во множественном числе. Числительное+существительное:
Числительное+существительное:
Две подруги стояли около дерева.
Трое котят резвятся у порога.
Количественное числительное, существительное или наречие+существительное в родительном падеже:
Куча хлама скопилось на чердаке.
У Александра много работы.
Слово именной части речи+предлог из+существительное в родительном падеже:
Любой из нас может выиграть конкурс.
Многие из ребят посетили в этом году столичный театр.
Существительное начало, середина, конец+существительное в родительном падеже в фазисном значении:
Было начало марта.
Стояла середина января.
Неопределенное местоимение+согласуемая именная часть речи:
Что-то подозрительное было в облике нового коллеги.
Кто-то высокий вошел в помещение.
Общая таблица «Способы выражения подлежащего словосочетанием» выглядит так:
Отдельно стоит упомянуть о словосочетании «подлежащее-фразеологизм».
В этом случае части речи только в совокупности выражают единое понятие. Вся фраза выступает подлежащим и подчеркивается одной прямой линией:
У Ларисы золотые руки.
Манна небесная неожиданно посыпалась нам на голову.
На сегодняшнем уроке мы узнали, что подлежащее – главный член предложения, называет то, о чем идет речь в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос «Кто? Что?» и зачастую стоит в именительном падеже. Кроме того, оно может быть выражено любой частью речи (самостоятельной или служебной), а также цельным словосочетанием.
Давайте проверим полученные знания с помощью тестирования.
Главные члены: подлежащее и сказуемое
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее называет объект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее подчёркивается одной чертой: подлежащее.
Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
Дождь шёл весь день. Что шло? — Дождь.
Мы идём в кино. Кто идёт? — Мы.
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: что делает? что делается? каков? кто он? что такое? Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. Сказуемое подчёркивается двумя чертами: сказуемое.
Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может также быть выражено именем существительным и именем прилагательным. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Обстоятельства
- времени;места;причины;цели;образа действия;меры и др.
- Слева стоял рояль (где? – обстоятельство места).Мы приехали накануне (когда? – время).Он запрыгал от радости (почему? – причина).Она пришла в магазин покупать платье (зачем? – цель).Они ехали медленно и тихо (как? – образ действия, однородные слова).Мы дважды заходили сюда (как много? – мера).
Второстепенными членами предложения
являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.
Например:
Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
какой?
Определение может быть выражено разными частями речи: , или . Подчеркивается волнистой линией.
– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
- кого? чего?
- кому? чему?
- кого? что?
- кем? чем?
- о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительным
или местоимением
. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска
– в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
каким образом?
По месту:
- куда?
- откуда?
По времени:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
По причине:
- почему?
- отчего?
По цели:
- зачем?
- для чего?
Обстоятельство может быть выражено наречием
, существительным
или местоимением
. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Разбор простого предложения
- Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
- Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Вечером шёл пушистый снег.
Снег
– подлежащее
, отвечает на вопрос «что?
» выражено именем существительным
в именительном падеже.
Снег
(что делал?
) – шёл
– сказуемое
, выражено глаголом
.
Определяем группу подлежащего:
Снег
(какой?
) – пушистый
– определение
, выражено прилагательным
.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?
) – вечером – обстоятельство
, выражено наречием
.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Пример. В предложении
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку
подлежащее щенок и сказуемое разглядывал; второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:
Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.
Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.
Карточки по русскому языку по теме «Главные члены предложений» УМК Школа России 3 класс
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
С деревьев дождём сыплются листья.
В осеннем лесу свищет холодный ветер.
2. Выписать из предложения словосочетания.
Перелётные птицы торопливо готовятся к отлёту.
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
С улицы доносились громкие голоса.
На вешалке висела школьная форма.
2. Выписать из предложения словосочетания.
Колхозники собрали с полей богатый урожай.
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
Воробьи весело купались в пыли.
С деревьев опали последние листочки.
2. Выписать из предложения словосочетания.
Яркое солнце осветило жаворонка.
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
Подсолнухи повернули цветы к солнцу.
На лугу резвились маленькие зайчата.
2. Выписать из предложения словосочетания.
В тишине леса слышался заливистый лай собаки.
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
Двор охраняла злая собака.
Дворник поливал цветы в клумбах.
2. Выписать из предложения словосочетания.
Весной калина покрывается белыми цветами.
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
В небе раскрылись шапки салюта.
Маленькая мышка спряталась в норке.
2. Выписать из предложения словосочетания.
Лесные звери радуются долгожданной весне.
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
Лохматая медведица вылезла из берлоги.
На вешалке висела школьная форма.
2. Выписать из предложения словосочетания.
Полянка покрыта весёлым ковром растений.
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
По дороге звонко журчали ручьи.
Пассажиры вышли на конечной остановке.
2. Выписать из предложения словосочетания.
Солнце медленно спряталось за берёзовой рощей.
1. Записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.
В саду перестали петь птицы.
Папа купил билеты в цирк.
2. Выписать из предложения словосочетания.
Дедушкин дом находился на соседней улице.
Члены предложения и части речи
Члены предложения нельзя путать с частями речи. Если мы определяем часть речи, то характеризуем слово с точки зрения морфологии. Если мы определяем член предложения, то мы говорим о синтаксической функции этого слова. Слова одной и той же части речи могут выполнять разные синтаксические функции, то есть являться разными членами предложения. Например, для слова ученик морфологический признак — существительное, синтаксический признак — подлежащее, дополнение, сказуемое, определение.
Разные части речи в предложении могут выполнять одинаковую синтаксическую функцию. Например, сказуемым может быть существительное, прилагательное, глагол, наречие.
Мой брат — юморист. (Существительное)
Наша река была красивой. (Глагол + прилагательное)
Солнце спряталось за тучу.(Глагол)
Он со всех ног наутек. (Наречие)
Как мы видим, между частями речи и членами предложений нет совпадений. Но есть замечания, которые помогут при разборе предложений.
1 В роли членов предложений могут выступать только знаменательные части речи. Служебные части речи, а именно предлоги, входят в состав того члена предложения, которым является существительное или местоимение с этим предлогом и подчеркиваются вместе.2 Некоторые слова никогда не являются членами предложения. К ним относятся вводные слова, вводные словосочетания и конструкции: вероятно, например, одним словом, так сказать, я думаю и пр. Союзы и частицы (кроме формообразующих и отрицательных) членами предложения не являются.3 Иногда членом предложения является целое словосочетание.Северный Ледовитый океан омывает Россию. (Словосочетание Северный Ледовитый океан — подлежащее).
На сайте можно подобрать предложения и словосочетания в режиме онлайн — введите слово в форму поиска и нажмите кнопку.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Что такое однородные члены предложения?
32. Прочитайте.
- В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки.
- Солнце осветило деревья. Солнце осветило деревья, кусты, поляны.
- На столе лежали книги. На столе лежали книги, тетради, карандаши.
В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?
Обратите внимание! В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными
33. Прочитайте.
- В лесном озере водились караси, плотва, щуки, лещи.
- Осенние листья летят, кружатся, падают на землю.
- Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.
- Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?
- На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся?
- Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.
- Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?
Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. Несколько подлежащих при одном сказуемом — это однородные члены предложения. Несколько сказуемых при одном подлежащем — это однородные члены предложения. Несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова, — это однородные члены предложения. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. |
34. Прочитайте.
1. На полях работают тракт..ры, комбайны. 2. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны с..лому. 3. Тракторы пашут, разрыхляют почву. 4. Хл..боробы уже убрали с полей рож.., ячмень, ..вёс.
- Какими членами предложения являются выделенные однородные члены? Объясните свой ответ.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
комба́йн комба́йнер комбайнёр
35. Прочитайте.
1. Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом. 2. Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. 3. Старые, бывалые птицы учили молодых. 4. На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали. 5. Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы. 6. В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики.
(Д. Мамин-Сибиряк)
- Подготовьтесь доказать, что в каждом предложении есть однородные члены.
- Запишите предложения в таком порядке:
- с однородными подлежащими;
- с однородными сказуемыми;
- с однородными второстепенными членами.
- Найдите в предложениях однородные второстепенные члены. Подчеркните слово, от которого они зависят.
- Прочитайте записанные предложения с интонацией перечисления однородных членов предложения.
Обратите внимание! Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой. 36
Прочитайте.
36. Прочитайте.
-
-
Горбунок-конёк встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел
И стрелою полетел.
(П. Ершов)
-
Горбунок-конёк встряхнулся,
- Какими членами предложения являются выделенные слова? Докажите.
- Спишите, подчеркните главные члены предложения. Выделите в глаголах приставки.
- Объясните постановку запятых в предложении.
Обратите внимание! Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова:
Каким членом предложения может быть?
Рассмотрим, какую синтаксическую роль может играть прилагательное.
Определение
Наиболее часто ИП в предложении исполняет роль определения, обозначая признак существительного (подлежащего или дополнения) – его цвет, размер, форму, индивидуальные качества и т.д.
В таком случае речь идет о согласованном определении, например:
- Маленький мяч покатился по дороге.
- Она любит белые розы.
Сказуемое
Также нередко ИП становится частью составного именного сказуемого. В таком случае оно встречается в предложении в форме творительного (Каким? Какой?) и именительного падежа (Какой? Какая?), а также часто используется в связке с разными формами глагола «быть». Например:
- День был солнечным.
- Тропинка была узкая.
Подлежащее
Наиболее редко ИП выступает в роли подлежащего. Обычно речь идет о тех случаях, когда прилагательное по смыслу не нуждается в существительном, полностью заменяя его. Например:
- Больной пошел на поправку.
- Взрослые уехали на природу.
Дополнение
Здесь прилагательное также как и в предыдущем случае, должно быть самодостаточным и полностью заменять существительное, например: Врач спросил у больных об их самочувствии.
↑ Виды второстепенных членов предложения.
Определение, дополнение, обстоятельство: различия.
- группу подлежащего (определение)
- группу сказуемого (дополнение и обстоятельство).
- Дополнение
- Определение
- Обстоятельство
При синтаксическом разборе предложения второстепенные члены обычно определяются по вопросам. Но довольно часто никакой вопрос к тому или другому члену предложения не подходит:Мы снова встретились; Он плакал во сне; Больной кричал в бреду.Иногда к одному члену предложения вполне подходят два, а то и три разных вопроса: Я иду купить хлеба — к инфинитиву можно поставить вопросы: Куда ты идешь? и Зачем ты идешь?.
На зов он явился немедленно — один поставит вопрос: На что он явился? и скажет, что на зов — дополнение; другой определит как обстоятельство времени по вопросу Когда он явился?; третий скажет, что больше подходит вопрос: Почему он явился? — на зов, то есть потому что его позвали.
Какому же вопросу отдать предпочтение?
- определение обозначает признак и отвечает на вопросы: какой? чей? который?
- дополнение — отношение действия к предмету и отвечает на вопросы косвенных падежей;
- обстоятельства означают место, время, образ действия, меру и степень, причину и отвечают на вопросы где? откуда? куда? когда? как? сколько? отчего? почему? зачем
Кроме того, необходимо разграничивать три вида вопросов: лексических, морфологических и синтаксических.
К предложению «Моя цель-учиться» вопрос: Какая твоя цель? не отражает синтаксической функции инфинитива, так как инфинитив — не обстоятельство цели.
Такой вопрос связан со значением слова, он лексический.
Существительное всегда имеет форму определенного падежа, поэтому в составе предложения к нему можно поставить один из падежных вопросов: занимался музыкой (до чего?) до работы, забыл свое горе (благодаря чему?) благодаря работе, пришел к мастеру (за чем?) за работой, задержался (на чем?) на работе — это морфологические вопросы. К данным сочетаниям возможны вопросы, которые помогают установить характер синтаксических отношений существительного к глаголу: занимался музыкой (кoгда?) до работы, забыл свое горе (почему?) благодаря, работе, пришел к мастеру (с какой целью?) за работой, задержался (где?) на работе — это синтаксические вопросы, соответствующие определенной синтаксической функции компонента предложения.
Следует учитывать переходные случаи. Так, второстепенные члены предложения, выраженные предложно-падежными формами существительных, могут совмещать некоторые значения:
обстоятельственное дополнение (совмещает объектное и обстоятельственное значение)
Книга лежит на столе. Провели лето у родных. Поет ли дева за холмом.
Теперь он иначе прочитывал ежедневные рапорты с фронта;
определительное дополнение (совмещает объектное и атрибутивное значение)
В комнате были следы вчерашнего ужина.
Структурно обязательные и необязательные второстепенные члены предложения
- структурно обязательные
- структурно необязательные (факультативные )
Структурно обязательные реализуют сильные словосочетательные связи главных или других второстепенных членов:
Жалко сестренку. Я слышу тихое пение. Природа дала нам способность не думать о смерти . Изучение старинных песен, сказок и т.п.
Структурно необязательные (коммуникативно обусловленные) включаются в состав предложения не по требованию опорных слов. Они появляются ради расширения информации, поэтому такие члены — коммуникативно обусловлены:
Я давно слышу за стеной тихое пение — выделенные второстепенные члены являются коммуникативно обусловленными (ср.: Я слышу пение).
В предложении «Весеннее солнце ярко светит с самого утра» все второстепенные члены структурно необязательные. (ср.: Солнце светит).
Карточки по русскому языку 3 класс
Выписать главные члены предложения.Подчеркнуть подлежащее.
В синем небе звезды блещут,
Всинем море волны хлещут;
Бочка по морю плывет.
Спиши.Подчеркни подлежащее и сказуемое.Какими частями речи они выражены?Обозначь их.
Румяной зарёю покрылся восток,
В селе за рекою потух огонёк,
Росой окропились цветы на полях,
Стада пробудились на мягких лугах.
Напиши предложения в порядке схем.
Молодой месяц низко висит над лесом.
В мягком воздухе разливается осенний аромат.
Робко засветились на небе первые звёздочки.
Спиши,разделив на предложения и вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
Ах,какой ч..десный садик возле школьного дв..ра посм..три,как каждый рядик поб..лила д..твора почву взрыли,оросили сад в..дой есть ли что- нибудь красивей,когда он цв..тёт в..сной.
Надвинулась тёмная туч..Над лесом блеснула яркая молния.Глухо прок..тился отдалённый гром.Пронёсся свеж..й ветер.Хлынул проливной дож..ь.
Прочитай.Поставь вопросы к второстепенным членам предложения.
Напиши предложения.В скобках ставь вопросы.
1.(. )Утром вода(. ) у берегов замерзла
3.(. )Тихо стоял (….?) тёмный лес (…?)
Спиши.Разбери по членам предложения.
Завяли травы.Лето миновало.
Лесные тропы осень замела.
Прочитай и отгадай.
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком—
Он поделится медком.
Выпиши словосочетания.Обозначь главное слово ( x)
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-108038
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»
Время чтения: 1 минута
В Москве увеличат зарплату педагогам
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.