Типы предложений

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит: — Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха: — Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес, И птиц щебе­та­нье, И шелест берёз? О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки? Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки? Из ули­ток, раку­шек, И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Подойди ко мне!

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал: — Упражненье нача­лось! Ноги вме­сте! Руки врозь! Раз, два, три, четы­ре! Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка: — Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся! Я води­цы при­та­щу И коло­дез­ной води­цей Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Как характеризовать повествовательное предложение

По интонации оно может быть как восклицательным, так и невосклицательным. Обычно, когда мы повествуем о чем-то, мы не восклицаем. Потому что нельзя постоянно восклицать и восклицать, а вот спокойно говорить вполне можно. Например: «Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Дети теперь каждый день ходят учиться» – три спокойных невосклицательных предложения. Другой пример: «Ах, какая красивая осень! Листья на деревьях – как будто золотые!» – тоже повествовательные предложения, но уже восклицательные.

Большинство повествовательных предложений – распространенные. То есть у них кроме подлежащего и сказуемого (которые образуют грамматическую основу) есть еще второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство. Распространенность будет тогда, когда из этих трех второстепенных членов в предложении будет хотя бы один. Например: «Наступила золотая осень» – кроме подлежащего «осень» и сказуемого «наступила» есть еще определение «золотая». Вывод: предложение распространенное.

По наличию главных членов повествовательные предложения бывают двусоставные или односоставные. В двусоставных есть и подлежащее, и сказуемое: «Собака спит». В односоставных будет что-то одно. Например: «Зима», «Ночь», «Метель» – это односоставные назывные предложения, у них только подлежащее. А вот примеры односоставных, в которых есть только сказуемое: «Смеркалось», «Вечереет», «Тошнит, знобит, мутит».

Повествовательные предложения могут быть осложненными или неосложненными. Основные осложнители такие:

  1. Обращение: «Дети, Дед Мороз принесет подарки ровно в полночь».
  2. Однородные члены: «Я ем щи, борщ и солянку» – тут однородные дополнения «щи», «борщ», «солянка».
  3. Обособленные определения и обстоятельства: «Она напомнила мне балерину, танцевавшую вчера на сцене» – тут осложнителем выступает определение, выраженное причастным оборотом, «Я устал ждать, поглядывая на часы» – предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  4. Вводными словами: «Итак, начнем».
  5. Вставными конструкциями: «Я (бледный от ужаса) пошел к доске».

Всё. Если этого ничего нет – предложение неосложненное.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое

Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Свойства предложения

Основой предложения является предикативность.

Предикативность — это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность).

Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория времени (не все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознается в каком-либо временном плане), категория лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трех грамматических лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его oтношения к содержанию высказываемого).

Средства выражения модальности — категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное), особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).

В предложении выделяется его предикативная основа: в двусоставных предложениях — сочетание подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений — глагольная словоформа.

Существенным признаком предложения является интонация. Интонация выполняет различные функции: оформляет законченность предложения; выдерживает эмоциональную сторону речи говорящего, воздействует на чувства слушающего; в речи, преследующей цели воздействия, выражает волевые импульсы; выражает модальные оттенки предложения.

Есть ли смысл во фразе «Цель оправдывает средства»?

Обсудим эту фразу без эмоций. Для начала, произнесем ее с вопросительной интонацией. Похоже, такая формулировка звучит здраво. Фактически, этот вопрос, но, другими словами, мы задаем себе, принимая то или иное решение. На внутренних весах мы взвешиваем: что приобрету и что потеряю?

С подобными дилеммами ты встречаешься довольно часто. Стоит ли тебе, любительнице уюта и комфорта, идти в недельный поход в лес ради симпатичного парня, который тебе приглянулся? Нужно ли мчать по пробкам в аэропорт, чтобы двадцать минут поболтать с подругой, у которой пересадка в твоем городе?

Мы «взвешиваем» деньги, время, отдых, здоровье, удобства. И принимаем решение, исходя их того, насколько соотношение «получу» и «потрачу» нас устраивает. В итоге, знак вопроса в конце фразы из заголовка можно убирать.

Но бывает, что достижение цели не приносит радости. Получается, либо цель была туманна, и ты «попала» не совсем туда, куда «целилась». Либо на пути к этой цели возникли «неучтенные расходы».

Макиавеллизм — цель оправдывает средства

Пожалуй, самый сложный выбор — когда на чашу весов ложатся отношения или моральные принципы. Поверь, в таких случаях цель никогда не оправдает средства. Ее реализация не принесет тех чувств и эмоций, которые ты предвкушаешь. Лучше поищи другую цель. Или подбери новые инструменты для ее осуществления.

Определение простого предложения

Мы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа.

Примеры простых предложений:

  • Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).

  • Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).

  • Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:

  • Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.

  • Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.

Односоставные конструкции делятся на:

  1. Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.

  2. Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.

  3. Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.

  4. Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Примеры односоставных предложений:

  • Лето!

  • Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).

  • Его взяли на должность (неопределенно-личное).

  • Стало моросить (безличное).

Примеры двусоставных предложений:

  • Я пришла поздно с учебы.

  • Выстрелил фейерверк.

  • Очень странная история произошла со мной сегодня утром.

Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие или орудие этого действия.

  • Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.

  • Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.

Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:

  • Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.

  • Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные.

Характеристики полных предложений:

  • Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.

  • Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.

Примеры полных предложений:

  • Я не боюсь привидений.

  • Она не хочет в школу.

Характеристики неполных предложений:

  • Если для понимания предложения не хватает компонентов.

  • Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать некоторые главные или второстепенные члены.

Примеры неполных предложений:

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные чувства, от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов

Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Разбор простых предложений

Важную роль в процессе изучения простого предложения, как синтаксической единицы, играет разбор и анализ предложения. Чтобы провести корректный разбор предложения, следует разобрать его на составные части. Нужно выделить грамматическую основу и классифицировать второстепенные члены предложения.

Существует определенный порядок синтаксического разбора простого предложения. Он включает два основных пункта, в каждом из которых есть несколько подпунктов.

Первый главный пункт: Подчеркнуть члены предложения. Выделяют главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, и второстепенные, к которым относятся: дополнение, определение и обстоятельство. Кроме того, следует указать тип сказуемого. Оно бывает следующих видов:

  • простое глагольное,
  • составное глагольное,
  • составное именное.

Вторым ключевым пунктом анализа является: Охарактеризовать предложение по ряду категорий:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
  • по интонации (восклицательное или невосклицательное);
  • по количеству грамматических основ (простое);
  • по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);
  • по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
  • по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
  • по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Порядок разбора простого предложения

Теперь рассмотрим пример разбора простого предложения.

Пример: Новый финесс-браслет сохранял заряд аккумулятора в два раза дольше.

  • Грамматическая основа предложения – «фитесс-браслет (что делал?) сохранял». Подлежащее – фитнесс-браслет, сохранял – глагольное сказуемое. Определение – (какой?) новый
  • По цели высказывания данное предложение повествовательное. По интонации невосклицательное.
  • По количеству грамматических основ данное предложение простое.
  • Данное простое предложение является двусоставным.
  • Предложение распространенное, так есть определение, обстоятельство и дополнение.
  • Предложение полное.
  • Предложение осложнено.

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания – это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно – они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити – лучшая оценка в классе!».

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Тема: Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): предложение, предложение по цели высказывания, повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложение.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 17-20.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Общаясь друг с другом, люди говорят или пишут не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим о чём-то сказать, сообщить, иногда – узнать, спросить или побудить что-либо сделать: попросить, предложить, потребовать, посоветовать. Вот поэтому предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными. Например, пришла осень. Покраснел шиповник. На болотах поспевает клюква. Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными. Например, как ты живёшь, синичка? Скоро ли придёт зима? Когда начнутся каникулы? Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными. Например, береги своё здоровье. Чисти зубы после еды. Вымой, пожалуйста, посуду. Определим, какие знаки препинания ставятся в конце предложений. В конце повествовательного предложения ставим «точку» (.) или «восклицательный знак» (!). Наступила осень

Наступила осень! При чтении этих предложений важно понять, что хотел сказать автор, какое слово хотел выделить (наступила или осень), какое настроение, чувства хотел передать (грусть, радость). В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательный знаки

Читать надо эти предложения с вопросительной интонацией. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. базовый уровень сложности.

Тип – установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините понятие и соответствующее ему предложение.

Вопросительные предложения

Целью вопросительного предложения является выяснение какой-либо информации или же привлечение внимания слушателя или читателя.

Вопросительные предложения содержат в себе вопрос.

К особенностям вопросительного предложения относятся вопросительный знак в конце предложения и восходящая интонация. В некоторых вопросительных предложениях содержатся вопросительные слова, которые помогают задать вопрос.

Чему он научился в Петербурге?

– Ты где пропадал? – спросил его Туман.

Куда же идти?

В вопросительном предложении главное по смыслу слово выделяется голосом. Это называется логическим ударением. В одном и том же предложении логическое ударение можно поставить над разными словами, тогда ответы на такие предложения тоже будут разными.

Логическое ударение выделяет главное слово в вопросе.

Почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания

Тема урока: «Типы пред­ло­же­ний по цели вы­ска­зы­ва­ния».

Об­ща­ясь друг с дру­гом, мы го­во­рим или пишем не про­сто так, а за­чем-то, с ка­кой-то целью. Ино­гда мы хотим  со­об­щить о ка­ких-ли­бо фак­тах, со­бы­ти­ях, яв­ле­ни­ях. Так я со­об­щи­ла вам тему урока.

Ино­гда хотим по­лу­чить от со­бе­сед­ни­ка ка­кую-ли­бо ин­фор­ма­цию, спро­сить о чём-то. Я могу за­дать вам во­прос: «Вы при­го­то­ви­лись к уроку?»

А ко­гда-то мы по­буж­да­ем что-то сде­лать: про­сим, пред­ла­га­ем, со­ве­ту­ем, тре­бу­ем. Я могу по­со­ве­то­вать вам: «Будь­те вни­ма­тель­ны­ми».

Вот по­че­му пред­ло­же­ния, ко­то­рые мы стро­им, бы­ва­ют раз­ные по цели вы­ска­зы­ва­ния: по­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ныеили по­бу­ди­тель­ные.

Виды предложения по цели высказывания и интонации и их особенности

Для того чтобы правильно читать и понимать предложение, важно знать, какие предложения существуют в зависимости от их цели и ударения. Поскольку ударение — это эмоция говорящего, любое предложение может быть восклицательным или невосклицательным

Когда человек говорит тихо или задает вопрос, это обозначается конечной остановкой, но редко — отсутствием или вопросительным знаком. Если предложение явно эмоционально, следует использовать восклицательный знак

Поскольку ударение — это эмоция говорящего, любое предложение может быть восклицательным или невосклицательным. Когда человек говорит тихо или задает вопрос, это обозначается конечной остановкой, но редко — отсутствием или вопросительным знаком. Если предложение явно эмоционально, следует использовать восклицательный знак.

Цель высказывания может быть разной — это может быть рассказ, стимул или вопрос. В зависимости от этого существует три типа приговора.

Как отличить?

Предложение сложное и простое имеет тесную связь с количеством грамматических основ.

Чтобы понять, когда предложение простое, а когда сложное, нужно посчитать количество грамматических основ, что значит: те, кто говорит на русском языке, должны уметь правильно определять грамматические основы предложений. Без умения находить грамматическую основу предложения невозможно определить, простым или сложным является то или иное предложение.

Необходимо отличать самостоятельную грамматическую основу и однородные подлежащие или сказуемые. Также нужно понимать, что грамматической основой может быть и только подлежащее или только сказуемое.

Сравним простые предложения и сложные предложения.

Примеры простых предложения:

  • Мы катались на аттракционах (1 грамматическая основа: мы катались).
  • Я уехал к бабушке на каникулы (1 грамматическая основа: я уехал).
  • Он открыл дверь и увидел меня (1 грамматическая основа с однородными сказуемыми: он открыл и увидел).

Примеры сложных предложений:

  • Наступили холода, ребята надели теплые свитера (2 грамматические основы: холода наступили; ребята надели).
  • Я вышел из школы, но мама еще не подошла (2 грамматические основы: я вышел; мама не подошла).
  • Мой друг пришел, когда закончился дождь (2 грамматические основы: друг пришел; дождь закончился).

Что мы узнали?

Простое предложение – предложение с одной грамматической основой Сложное предложение – предложение с двумя и более грамматическими основами. В состав сложного предложения входят простые предложения, которые связаны по смыслу и интонационно. Между частями сложных предложений могут стоять союзы. Разграничение простого предложения от сложного предложения происходит по количеству грамматических основ.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Вопросительные конструкции

Цель этих сообщений — задать вопросы. Однако они служат не только для информации, но и для других целей. Например, «И почему я принял участие в этом приключении?». это фраза, которую можно использовать. редко подразумевает, что спрашивающий хочет уточнить некоторые моменты, касающиеся его решения.

В зависимости от цели вопроса и характера ожидаемого ответа существует два типа утверждений.

  1. Общевопросительные. Их задача — подтверждение или отрицание какой-либо информации, поэтому ответ может быть односложным: да или нет. Например: «Ты умеешь рисовать акварелью?», «Мне идёт красный цвет?», «В том магазине можно купить беговые кроссовки?».
  2. Частновопросительные. Такие высказывания направлены на получение более детальной информации о человеке, событии, предмете и т. д. Например: «Из чего приготовлен этот салат?», «Кто собирается пойти в поход?», «Во сколько начинается матч?».

Есть и другая категория заявлений. Это основано на отношении респондента к информации, содержащейся в утверждении.

  1. Собственно вопросительные. Ответ на них подразумевается полный и развёрнутый, так как цель сообщения — получить новые сведения. Например: «В каком отеле лучше остановиться?», «Сколько лет вашему ребёнку?», «Как пройти до ближайшей остановки?».
  2. Вопросительно-утвердительные. Во фразе уже содержится ответ, но человек желает получить дополнительное подтверждение: «Ты ведь хочешь навестить в выходные бабушку?», «Точно завтра идём в зоопарк?», «Он же приедет на мой день рожденья?».
  3. Вопросительно-отрицательные. В предложении содержится некая мысль, с которой говорящий заранее не согласен или испытывает сомнения. Конкретный ответ на такой вопрос дать нельзя. Примеры: «И зачем я ввязался в это дело?», «Как можно не любить лето?», «Неужели вам тут действительно нравится?».
  4. Вопросительно-побудительные. Это своего рода призыв к действию, но заключённый в форму вопроса: «Может, сходим вечером в кино?», «Займёмся сначала уборкой?», «Ты дочитаешь когда-нибудь эту книгу?».
  5. Вопросительно-риторические. Обычно используются как фигура речи и не требуют ответа, поскольку, в сущности, утверждают некую очевидную мысль: «Кто же не любит как следует отдохнуть?», «Разве можно не знать ни одной сказки?», «Неужели есть что-нибудь вкуснее бабушкиных пирожков?».

Если используется только вокальное ударение, то конструкция предложения является АРБИТРАЖНОЙ, так как смысловой центр обозначается ударением. Например, «Пойдете с нами на прогулку?». это суть вопроса. Это зависит от того, на какое слово падает ударение. Таким образом, с логическим ударением на «вы», цель высказывания — точно и точно определить местонахождение этого человека или кого-то другого. С акцентом на слове «Давайте» вопрошающий хочет знать, хочет ли человек заниматься энергией, а с местоимением «с нами» многие команды будут на борту.

Вопросительные конструкции

Они необходимы для передачи вопросов разного вида. Каждое вопросительное предложение может иметь свое назначение, поэтому существует несколько разных групп таких выражений.

Группы вопросительных предложений

  • Общие вопросы. На них можно ответить лишь «Да» или «Нет». Примеры: «Разводите ли вы аквариумных рыбок?», «Есть ли у вас собака?».
  • Частные вопросы. Используются, если необходимо узнать побольше о каком-либо человеке, обстоятельстве или объекте. Пример: «Кто сегодня пойдет в театр?», «Когда будет открытие нового торгового центра?».

Отличаются вопросительные конструкции еще и по характеру

Учитывать характер вопроса очень важно, так как именно от него будет зависеть ответ, который вы получите от своего собеседника

Вопросительные предложения

Классификация по характеру вопроса

  • Собственно-вопросительные. Нужны для получения неизвестной информации, от собеседника обязательно нужен ответ. Например: «Как пройти в библиотеку?»
  • Вопросительно-утвердительное высказывание необходимо использовать в том случае, если у вас уже имеется какая-то информация, и вам нужно ее подтвердить. К примеру: «Неужели он этого не знал?»
  • С помощью вопросительно-отрицательных можно выразить отрицание утверждения, которое было изначально вложено в вопрос. К примеру: «Ну и зачем я это делал?!»
  • В вопросительно-побудительных содержится требование или просьба выполнить некоторое действие: «Может быть, поедем кататься на пароме?»
  • На вопросительно-риторические высказывания не нужно давать ответ, так как уже сама фраза содержит в себе ответ на вопрос. Обычно эти предложения служат настоящим украшением речи, например: «Кому же не нравится слушать пение соловьев теплыми летними вечерами?».

Вопросительные конструкции в устной речи необходимо выделять особой интонацией. Можно также использовать специальные слова-сигналы (кто, куда, откуда и прочие), а также в вопросах можно изменить порядок слов. Например: «Он ест рыбу?», «Кто ест рыбу?», «Что он ест?». В письменной речи в конце любого вопросительного выражения ставится знак вопроса, но если вы хотите добавить фразе более эмоциональную окраску, уместнее будет использовать вместе вопросительный и восклицательный знаки, как в примере: «Неужели тебе так сложно смириться с этим?!». В этом случае восклицательный знак ставится после вопросительного.

Какие бывают предложения по цели высказывания

Роль предложения в языке. Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невос­кли­ца­тель­ным.

Примеры невосклицательных предложений

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Заключение

Те­перь вы зна­е­те, что пред­ло­же­ние бы­ва­ет

1) по цели: по­вест­во­ва­тель­ное,во­про­си­тель­ное или по­бу­ди­тель­ное;

2) по ин­то­на­ции: вос­кли­ца­тель­ное или невос­кли­ца­тель­ное.

По­вест­во­ва­тель­ное – это пред­ло­же­ние, в ко­то­ром мы хотим рас­ска­зать что-то, по­вест­ву­ем о чём-то.

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние за­да­ёт во­прос.

По­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние по­буж­да­ет к дей­ствию.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya?seconds=0&chapter_id=2138

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/08/tema-vidy-predlozheniya-po-tseli-vyskazyvaniya-3-klass

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий