Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
А) План морфемного разбора
- Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
- У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
- Указать основу слова.
- Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
- Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
Б) План словообразовательного разбора
- Поставить слово в начальную форму.
- Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
- Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
- Указать основу в производящем слове.
- Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
- Указать способ образования слова.
Обратите внимание!
1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!). 4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным
Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
- монетка — корень/суффикс/окончание
- монеткой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монета → монетка.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Образец морфемного и словообразовательного разбора
(Много) парикмахерских
1) Морфемный разбор:
1. парикмахер-ск-их (имя существительное). 2. Окончание – ‑их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой. 3. Основа формы – парикмахер-ск-. 4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш‑а. 5. ‑ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – парикмахерская. 2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная. 3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.). 6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свиной
- золото → золотой
- восемь → восьмой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север, восток → северо-восток;
- сухие фрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + -н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + -к- → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекстгнать → догнать |
2. Суффиксальный |
белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдыхзеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |
Виды морфологических способов словообразования
В центре морфологии находится слово, его значение и значимые морфемы, благодаря которым оно образовано.
Определение
Морфема — наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл.
Приставка по-, например, в словах «пошел», «поплыл», «поехал» означает начало действия. Суффикс -ик-, -ек- считается уменьшительным. Это можно проследить в словах «замочек», «ключик», «горошек». Получается, что морфемы, вступая в то или иное взаимодействие, образуют новые слова. Это взаимодействие представлено несколькими способами.
Приставочный
Суть приставочного способа заключается в том, что к основе слова добавляется приставка. С помощью этой морфемы можно изменить не только форму слова, но и его лексическое значение.
В глаголах с использованием приставки меняется вид: с несовершенного на совершенный, например, читать — прочитать. К тому же с помощью приставки также можно изменить лексическое значение: съехать, то есть освободить жилье, и приехать, то есть оказаться где-либо.
Суффиксальный
Суффиксы тоже позволяют изменить как форму слова, так и его лексическое значение. Формообразующим можно назвать суффикс глагола прошедшего времени -л-. Смыслоразличительными являются –иц- /-ец-, -оньк-/-еньк- и другие. Данная морфема, как и приставки, кардинально не меняет слово, а придает ему дополнительный оттенок значения. Если к основе дом, например, добавить -ик-, то первоначальная семантика приобретет уменьшительно-ласкательное значение. Отличительной особенностью суффиксов является то, что они закреплены за определенной частью речи. Разграничивают суффиксы прилагательный, существительных и прочие.
Нулевая суффиксация
Одним из самых непростых способов словообразования считается нулевая суффиксация, которую называют еще «бессуффиксальным способом». Так могут быть образованы существительные от глаголов или от прилагательных: слет от слетаться или глушь от глухой. Суть способа заключается в том, что у производящей основы отсекается суффикс. Вместе с ним отсекается и окончание. Поскольку при нулевой суффиксации слово из одной части речи переходит в другую, то произведенная словесная модель приобретает при изменении формы окончания новой части речи. Если при изменении формы глагола слетаться, слово получит окончания -ешь, -ут и другие, то производная основа «слет» приобретает уже флексию существительных: -а, -ом и так далее.
Приставочно-суффиксальный
Имеет свои особенности и приставочно-суффиксальный способ. Его суть заключается в том, что к основе одновременно добавляется приставка и суффикс. Если к основе прилагательного «легкий» добавить и приставку с-, и суффикс –а-, то получим наречие «слегка». Этим способом можно образовывать и существительные от существительных: «подоконник» от «окно».
Сложность работы со словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, заключаются в том, что в отдельных случаях сложно понять, одновременно добавлялись данные морфемы или последовательно. В слове «премудрость» можно выделить приставку пре- и суффикс –ость-. Эти морфемы добавлялись последовательно, поскольку в словообразовательной цепочке можно выделить слово «премудрый», к которому после был добавлен суффикс –ость-.
Сложение
Определение
Сложение — это способ образования, когда основы двух слов объединяются, образуя одно целое.
Выделяют 3 разновидности сложения:
- Сложение с использованием соединительных гласных -о-, -е-: лесостепь, бензовоз.
- Сращение слов: быстрорастворимый, многоуважаемый.
- Сложение на основе сокращения или аббревиация: МГУ, стенгазета.
2 вариант
Часть А
A1. Укажите неверное суждение
1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке называется бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке называется бессуффиксным
А2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина
А3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?
1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный
А4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?
1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор
А5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом
1) по-прежнему
2) заводской
3) ответ
4) подберёзовик
А6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — … — горняцкий?
1) горка
2) пригорок
3) гористый
4) горняк
А7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность
А8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно
1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной
А9. Укажите ошибочное суждение
1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом
A10. Укажите неверное суждение
1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным способом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом
Часть В
Прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес легко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.(По М. Пришвину)
В1. Выпишите из предложения 3 слово без окончания.
В2. Выпишите слова с нулевым окончанием.
Часть С
1. Определите тему и идею текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину?»
Ответы на тест Основные способы образования слов в русском языке1 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-1
А5-2
А6-1
А7-3
А8-4
А9-3
А10-3
В1-приставочный
В2-неравнодушные2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
А5-3
А6-4
А7-3
А8-2
А9-4
А10-1
В1-легко
В2-лес, отступил
Закономерности словообразования
1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:
- злой → злость;
- синий → синь;
2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:
восхитить → восхищение
варить → варенье
платить → плата
ожидать → ожидание
обменять → обмен
уколоть → укол
3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:
- болтун → болтунья ;
- скрипач → скрипачка;
- приёмщик → приёмщица;
- художник → художница;
4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:
- (что сделать?) повторить → (что делать?) повторять;
- ответить → отвечать;
5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:
- обезболить → обезболивать;
- созреть → созревать .
6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:
- блестящий ответ → ответил блестяще;
- ветреный день → ветрено;
- безветренный вечер → безветренно;
- безошибочный вариант → безошибочно написать.
Словообразовательный разбор слова
Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.
Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффисков и приставок в процессе образования нового слова.
Важно помнить о том, формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании. -ть, -ти, нулевой суффикс в форме инфинитива (говори-ть, нес-ти, печь). Для удобства при формообразовании глагола иногда отсекают и -сти, потому что плё-л, но это условно, суффикса -сти в инфинитиве нет. Плести — корень плес-; -л-, нулевой суффикс в формах прошедшего времени: плё-л, пёк-; -и-, нулевой суффикс в формах повелительного наклонения: нес-и, режь-; -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -ом-, -нн-, -енн-, -т- в формах причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый; -а, -я, -вши, -ши, -учи, -ючи в формах деепричастий: сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи; -е, -ее, -ше в формах сравнительной степени прилагательных, наречий и слов категории состояния: сильнее, дороже, дальше; -йш-, -айш- в формах превосходной степени: умне-йш-ий, тиш-айш-ий, красиве-йш-ий. Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→ рыбачить
См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→ рыбачить
Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→ рыбачить
Логика поиска производящего такова: найти в современном языке ближайшее для производного слова производящее в смысловом и формальном отношении. Например, слово понавыписывать имеет своим производящим навыписывать. Хотя, естественно, слово понавыписывать связано и со словом писать. Однако слово писать не является ближайшим в смысловом и формальном отношении к слову понавыписывать.
План словообразовательного разбора
1. Дать толкование лексического значения слова.2. Сравнить состав данного слова с однокоренным.3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.
Образец словообразовательного разбора
Лисий — имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова — лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу. Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий — относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа — лис. Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса -ий).
Лисий ←← лис.
Различия между разбором слова по составу и словообразовательным разбором
при-бреж-н-ый | при-бреж-н-ый |
рас-сме-ёт-ся | рассмеётся ←← смеётся |
СЛОВА
уч-и-тель-ств-о | учительство ←← учитель |
вод-ян-ист-ый | водянистый ←← водяной |
про-сматр-ива-ть-ся | просматриваться ←← просматривать |
по-осен-н-ему | по-осеннему ←← осеннему |
что-нибудь | что-нибудь ←← что |
Суффиксальный способ словообразования — что означает
Определение
Суффиксальный способ словообразования – образование новых слов за счет присоединения суффиксов к производящей основе.
Деривация (или словообразование) представляет собой процесс появления новых слов от основы с таким же корнем. На конечном этапе дериват и слово-основа состоят в формально-семантическом соотношении, независимо от того, какими частями речи они являются.
Пример
Учитель – учительский, врач – врачебный, отдых – отдыхающий.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
В русском языке существует понятие «аффиксов» – морфем, с помощью присоединения которых к корню происходит появление нового слова. Морфемы подразделяются на суффиксы и префиксы. В первом случае прибавление словообразующей единицы называется аффиксацией, во втором – префиксацией.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.