Парные согласные в словах

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

    дождливый — дождь, лесной — лес.

  • Измененная форма этого же слова.

    грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произнесении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

  • соло́ма;

  • украше́ние;

  • при́городный.

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

  1. Приставки:

    • на́дпись

    • о́тсвет

    • вы́линять

  2. Суффикса:

    • отпили́ть

    • свежо́

    • удивле́ние

  3. Окончания:

    • золото́й

    • трава́

    • морско́й

Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».

Непарные звонкие согласные

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове (пень) звук парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки (непарный звонкий, непарный мягкий), (непарный мягкий, непарный глухой), (непарный мягкий, непарный глухой) и (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это .

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непар­ные соглас­ные, в обра­зо­ва­нии кото­рых голо­са боль­ше, чем шума. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через гор­тань и голо­со­вые связ­ки напря­га­ют­ся и виб­ри­ру­ют, то есть в их рож­де­нии участ­ву­ет голос.

Эти зву­ки отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных сво­ей осо­бой звуч­но­стью, поэто­му их назва­ли сонор­ны­ми. Это назва­ние вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный».

В фор­ми­ро­ва­нии сонор­ных зву­ков шум тоже при­сут­ству­ет, но в мень­шей сте­пе­ни, чем у звон­ких согласных.

Например, воз­дух про­хо­дит через нос и обра­зу­ет зву­ки и , а при смы­ка­нии губ полу­ча­ют­ся зву­ки и .

Если воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде язы­ка и про­хо­дит в про­ход меж­ду кра­я­ми щёк, то появ­ля­ют­ся зву­ки и .

Кончик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под выхо­дя­щей стру­ей воз­ду­ха. Тогда рож­да­ют­ся зву­ки и .

Если рас­тя­нуть губы в улыб­ке, а кон­чик язы­ка при­жать к ниж­ним зубам, то про­из­не­сем звук .

Эти все­гда звон­кие зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, не соот­но­сят­ся ни с каки­ми  глу­хи­ми соглас­ны­ми. У них нет фоне­ти­че­ской пары по при­зна­ку глухости/звонкости.ОпределениеЗвуки , , , , , , , , — это непар­ные согласные.

Между собой они обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

Послушаем, как зву­чат мяг­кие и твер­дые сонор­ные зву­ки в словах:

  • бан­ка — банька;
  • рад — ряд;
  • мыс — миска;
  • лов — лев.

А звук непар­ный по всем характеристикам:

  • непар­ный звонкий;
  • непар­ный мягкий.

Непарные глухие согласные

Среди глу­хих соглас­ных так­же есть непар­ные, кото­рые не соот­но­сят­ся со звон­ки­ми согласными.ОпределениеЗвуки , , , , — это непар­ные глу­хие согласные.

Глухие соглас­ные и обра­зу­ют пару по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

  • храб­рый — хитрый;
  • хлеб — химия;
  • худой — хилый.

Остальные глу­хие соглас­ные непар­ные по всем фоне­ти­че­ским при­зна­кам. Укажем их особенности:

  • звук — это непар­ный глу­хой, непар­ный твердый;
  • звук — это непар­ный глу­хой, непар­ный мягкий;
  • звук — это непар­ный глу­хой, непар­ный мягкий.

Непарные мягкие и твёрдые согласные

Вне зави­си­мо­сти от после­ду­ю­ще­го глас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми «е», «ё», «и», «ю», «я»,  или «ь», зву­ки , , все­гда твер­дые в сло­вах, а , и , напро­тив, зву­чат мяг­ко. B тран­скрип­ции слов их мяг­кость все­гда обо­зна­ча­ет­ся апострофом.

Сравним:

  • ци́ркуль
  • це́нный
  • жёл­тый
  • за́лежь
  • кошёл­ка
  • пу́стошь
  • чёр­ный
  • чисто­та́
  • щёт­ка
  •  щу́ка .

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «ж», «ш», «ч», «щ» слу­жит для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм гла­го­лов (беречь, поёшь, отрежь), а не для ука­за­ния мяг­ко­сти согласного.

Итак, в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка три соглас­ных явля­ют­ся непар­ны­ми мяг­ки­ми, а зву­ки , , — непар­ны­ми твёрдыми.

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Словарь антонимов

ПРОСТОРНЫЙ — ТЕСНЫЙПросторно — теснопростор — теснотаПросторный костюм — тесный костюм. Просторная изба — тесная изба. Ο Одна просторная Дорога — торная. Страстей раба, По ней громадная, К соблазну жадная Идет толпа…. Другая — тесная, Дорога честная, По ней идут Лишь люди сильные, Любвеобильные На бой, на труд. Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Закудахтали курицы, суетясь кинулись из тесного нашестья в курятнике на просторный двор. Г. Марков. Тростинка на ветру. По вечерам все собирались в просторной горнице либо в тесной комнатке флигелька, и до полуночи звучали там сказы и песни. Г. Семенихин. Новочеркасск.СВОБОДНЫЙ — ТЕСНЫЙСвободно — тесноСвободный костюм — тесный костюм. Свободная рубашка — тесная рубашка.ПРОСТОРНЫЙ — УЗКИЙПестрый и антично узенький прусский мундир был введен в русской гвардии, заменив собой старый и просторный темно-зеленый кафтан, данный ей Петром I. Ключевский. Курс русской истории.ШИРОКИЙ — УЗКИЙШироко — узкоширота — узостьшириться — узитьсярасширять(ся) — сужать(ся)расширение — сужениерасширение — суживаниеШирокая улица — узкая улица. Широкое лицо — узкое лицо. Широкий круг друзей — узкий круг друзей. Ο Люди как реки: вода везде одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Л. Толстой. Воскресение. Как ни широк твой взгляд в мире действительности, здесь, в душевном, он ужасно узок. Л. Толстой. Письмо Б.Н. Чичерину, 13 апр. 1858. Как мог он при своем громадном уме, предпочитать узкий мир своих личных ощущений широкому кругу волнующейся жизни человечества? Писарев. Реалисты. Широкие замашки и взгляд мещански узкий. Язык преобладающий — не русский, а французский. Минаев. История одного романиста.

Отличаться проверочное слово: отличие

Отличаться однокоренное проверочное слово с проверочной гласной в корне: отличие.

По произношению проверочного слова становится понятно, что в корне слова «отличаться» пишется буква «и», как и слышится.

В приставке перед согласной «т» пишется буква «о», так как в русском языке приставки «ат» не существует.

Мягкий знак в окончании «ть» пишется так как глагол отвечает на вопрос «что делать?», а не «что делает?».

Отличаться разбор слова по составу: приставка «от», корень «лич», суффикс «а», окончание «ть», суффикс «ся».

Отличаться однокоренные (не проверочные слова): отличник, отличный, отличительный.

Неправильное написание слова: отличоться, отлечаться, отлечоться, атличаться, атличотьсяотлечаться, атличаться, атлечаться.

Пример предложения со словом «отличаться»: Ей хотелось отличаться от других девочек в школе.

Проверяемые

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов

Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  • водить, проводить, провОдят;
  • вода, заводь, вОдный.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные.

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова

В русском языке есть такие слова, в которых гласные в корне чередуются. К ним нельзя подобрать однокоренные слова и их написание зависит от определенных условий.

Чередование гласных Е-И

Чтобы запомнить правописание корней с чередующимися гласными, нужно запомнить эти корни: -бир-/-бер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -стир-/-стер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -чит-/-чет-, -блист-/-блест-.

Написание в корнях слов букв Е или И подчиняется правилу:

букву И нужно писать тогда, когда за корнем сразу следует суффикс А: соберу — собирать, блестеть — блистать, отпереть — отпирать и т. д. Исключения: сочетать (и однокоренные слова сочетание, сочетаться), побирушка.

​​​​​​​

Чередование гласных О-А

Корни с чередованием букв О-А можно разделить на несколько групп:

Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения:

  • в безударном положении О нужно писать в корнях: -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-. Под ударением в этих корнях нужна буква А. Например, пригореть, наклониться, творение, загар. Исключение: пригарать, утварь;
  • в безударном положении А нужно писать в корнях -зар-/-зор-. Например, заря, зарница.

Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы:

  • в корнях -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- нужно писать букву А, если за этими корнями стоит суффикс А. Например, касаться-коснуться, полагать-положить;
  • в корнях -раст-(ращ)/-рос- перед буквами -СТ-/Щ- нужно писать букву А, перед -СТ- нужно писать О. Например, растение, выросли.

Корни, правописание гласных в которых зависит от значения:

  • В корнях -мак-/-мок- и -равн-/-ровн- буквы А и О нужно писать в зависимости от лексического значения.
  • Корень -мак- нужно писать в значении «погружать в жидкость», т.е. макать. Например, обмакнуть.
  • Корень -мок- нужно писать в значении «пропускать жидкость», т.е. мокнуть. Например, промокашка, непромокаемый.
  • Корень -равн- нужно писать в значении «равный, одинаковый». Например, уравнение, подравнять состав команды.
  • Корень -ровн- нужно писать в значении «ровный, гладкий, прямой». Например, подровнять челку, заровнять канаву.

Очень важно правильно писать слова с безударными гласными в корне. Ведь при неверном написании может измениться смысл высказывания

​​​​​​​

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?(по статистике прошлой недели только 27% ответили правильно)

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Сергей Наумов 258
  2. 2. Игорь Проскуренко 219
  3. 3. Даниил Васильев 169
  4. 4. Igor S 150
  5. 5. aleqsandr sagrishvili 149
  6. 6. Михаил Азрапкин 142
  7. 7. Ульяна Потапкина 136
  8. 8. Александр С 130
  9. 9. Алсу Сакаева 118
  10. 10. Der Pro 113
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,453
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/proverochnoe-slovo/uzkiy.html

Гласные О-Ё после шипящих

До сих пор разговор шел о безударных гласных. Но трудности могут возникнуть и с написанием гласных под ударением. Например, с буквами О-Ё после шипящих в корне слова.

Сложность в том, что в устной речи мы всегда произносим О. К примеру, слово жёлудь. Мы пишем букву ё, но произносим о.

Чтобы понять, какую букву написать, нужно подобрать однокоренные слова или попробовать изменить форму слова. Например, жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.

Если при подборе однокоренного слова или изменении его формы мы не слышим букву Е, то в таких словах пишем О. Например, шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.

​​​​​​​

Правописание безударных гласных в корне слова: шпаргалка

Для вашего удобства мы собрали все орфограммы, которые мы разобрали в статье, в одну таблицу. В ней мы кратко описали правила правописание гласных в корне слова.

Корень Правило Примеры
Гар-/гор- Под ударением пишем А, без ударения О Угарный, загар, загорелый. Исключение: выгарки, пригарь.
Клан-/клон- Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим Кланяться, склонение, уклон.
Твар-/твор- Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим Тварь, сотворить, затвор. Исключение: утварь.
Зар-/зор- Без ударения пишем А, с ударением, что слышим Зарница, зарево, зори.
Плав-/плов- Всегда пишется буква А, кроме двух слов Сплавлять, поплавок; но пловец, пловчиха.
Кас-/кос- Букву А пишем, если за корнем следует суффикс а, О — в остальных случаях Касание, касательная, коснись.
Мак-/мок- Букву А пишут в корне со значением погружать в жидкость, букву О — пропускать, впитывать жидкость Макать, намокнуть.
Равн-/ровн- Букву А пишут в корне со значением одинаковый, равный, букву О со значением ровный, прямой Равноправие, подровнять. Исключение: равнина, уровень, поровну.
Раст-
Ращ-/рос-
Букву А пишут перед ст,щ, о — перед остальными буквами Отрасти, поросль. Исключение: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.
Скак-/скоч- Букву А пишут перед к, о — перед ж Скакалка, выскочка. Исключение: скачок, скачу.
Бир-/бер-
Жиг-/жег-   
Стил-/стел-    
Блист-/блест-
Мир-/мер-  
Тир-/тер-   
Дир-/дер-  
Пир-/пер-
Букву И пишут, если за корнем следует суффикс а, е — в остальных случаях Набирать-наберу, отдирать-отдерешь,блистать-блестящий, вычитать-вычеты.

Большой толковый словарь

УЗКИЙ, -ая, -ое; узок, узка, узко, узки и узки; уже. 1. Имеющий малую протяжённость в поперечнике (противоп.: широкий). У-ая лента. У-ая кровать. У-ая дорога. У-ие плечи. У. лоб. У-ие глаза. // Небольшой в обхвате, тонкий. У-ие рюмки. У-ая фигура. У-ая бутылка. 2. Плотно облегающий, обтягивающий; неширокий (об одежде, обуви и т.п.). У-ие ботинки. У-ое платье. У-ая юбка. // обычно кратк. Меньший по ширине, чем требуется. Костюм узок. Платье узко в бёдрах. Сандалии оказались для кого-л. узкими. 3. Охватывающий, включающий в свой состав немногих. У. круг знакомых. У-ое совещание. 4. Недостаточно широкий, имеющий ограниченные пределы, сферу распространения, применения. У-ая тема. У-ая специальность. У-ое назначение. У-ая сфера применения чего-л. // Исходящий из чего-л. одного, направленный к чему-л. одному, без учёта всех сторон явления, всей совокупности чего-л. У-ая точка зрения. У. подход. У-ие интересы. Взгляд на проблему узок. У-ое значение слова. Понимать в узком смысле слова (буквально). 5. Не обладающий большим умом, лишённый широты взглядов, понятий, познаний и т.п.; ограниченный, недалёкий. У. кругозор. У-ие суждения. У-ое мировоззрение. 6. Лингв. Произносимый с напряжением мускулов языка и нешироким раствором рта (о гласном звуке). У-ие гласные. Узкое место в чём. Наиболее слабая, уязвимая сторона в каком-л. деле, создающая затруднения, осложнения и т.п. У-ое место в производстве. Встретиться (столкнуться) на узкой дороге (дорожке). О столкновении чьих-л. враждебных интересов. Узость, -и; ж. (1-4 зн.). У. отверстия гайки. У. прохода. У. взглядов. У. суждений. Узенький; Узкость (см.).

Способы проверки безударных гласных в корне

Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.

Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:

  1. Поставить в слове ударение.

  2. Выделить корень.

  3. Найди гласную, которая нуждается в проверке.

  4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

    • Найти однокоренное слово.

    Пешком — пеший.

  5. Изменить грамматическую форму.

Написать — напишет.

Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.

Методы проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.

    Трава — травы.

  2. Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».

    Трава — травка.

  3. Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.

    Трава — травушка.

  4. Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.

    Трава — травяной.

Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:

  • входи́ть — вход;

  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;

  • раздели́ть — разде́л;

  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:

  • накорми́ть — нако́рмит;

  • хвали́ть — хва́лит;

  • нога́ — но́ги;

  • зализа́ть рану — ли́жет.

Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.

Проверка парных согласных звуков в корне слова. урок. Русский язык 2 Класс

На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Рис. 1. Парные согласные (Источник)

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слышим звук С – пишем букву З.

Рис. 2. Поезд (Источник) Рис. 3. Таз (Источник)

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.

Рис. 4. Лодка (Источник) Рис. 5. Ложка (Источник)

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Рассмотрим примеры.

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.

Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Травка – трава, травушка, травинка – корень трав. Вставили букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – корень дуб. Вставили букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – корень мороз. Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Проверочные слова:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Корень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Корень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Корень голубь.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег.

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк.

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Kuznetzova.siteedit.ru (Источник). 
  2. School.xvatit.com (Источник).  
  3. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник) 

* Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

Рис. 8. Ребус 1 (Источник) Рис. 9. Ребус. 2 (Источник)

«Отличаться» — проверочное слово

Отличаться однокоренное проверочное слово с проверочной гласной в корне: отличие.

По произношению проверочного слова становится понятно, что в корне слова «отличаться» пишется буква «и», как и слышится.

В приставке перед согласной «т» пишется буква «о», так как в русском языке приставки «ат» не существует.

Мягкий знак в окончании «ть» пишется так как глагол отвечает на вопрос «что делать?», а не «что делает?».

Отличаться разбор слова по составу: приставка «от», корень «лич», суффикс «а», окончание «ть», суффикс «ся».

Отличаться однокоренные (не проверочные слова): отличник, отличный, отличительный.

Неправильное написание слова: отличоться, отлечаться, отлечоться, атличаться, атличотьсяотлечаться, атличаться, атлечаться.

Пример предложения со словом «отличаться»: Ей хотелось отличаться от других девочек в школе.

Как графически оформлять проверочное слово

Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?

Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.

«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.

«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.

В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:

Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.

Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:

Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.

Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Непарные звонкие сонорные звуки

Как было отмечено выше, все сонорные относятся к звонким согласным звукам. В отличие от большинства звонких согласных, сонорные звуки не имеют пар по глухости. Если другие согласные, как например, , , , , , и другие имеют парные глухие , , , , , , то сонорные звуки , , , , , , , , такой пары среди глухих согласных не имеют. Все сонорные звуки по этому признаку – непарные. Они ни в какой позиции не оглушаются: ни в конце слова, ни перед глухими согласными. Всегда произносятся звонко – с голосовой силой, а обычные парные согласные в конце слова и перед глухим согласными произносятся глухо.

Это легко проверить в сравнении:

«дом»: до – «мороз»: моро; «день»: де – «медь»: ме; «поломка»: полока – лодка: лока; «долька»: дока – «редька»: река.

  • Согласные Р, Л, М, Н, Й называются — сонорными.
  • Все только звонкие, непарные согласные помогает запомнить фраза:

ЛИМОН — РАЙ!

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие, непарные согласные звуки.

Твердые сонорные звуки

Сонорные звуки, за исключением звука , имеют пару по твердости: – , – , – , – . В определенных позициях могут произноситься и мягко, и твердо: «лось»: ось – «соль»: со; «моль»: оль – «мель»: ель; «дно»: до – «день»: де, «рысь»: ысь – «дверь»: две. Звук ни при каких условиях твердо не произносится, не имеет пары по твердости: «яйцо» – . Он только мягкий. По своему звучанию он самый близкий из сонорных звуков к гласным звукам, особенно близок к – . Иногда его даже называют «и – краткое»

Звонкие сонорные согласные звуки Все сонорные только звонкие звуки, глухих звуков среди них не имеется!!!
Глухие сонорные звуки Среди сонорных глухих звуков нет!!!
Шипящие сонорные звуки Шипящих сонорных звуков не бывает!!!
Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий