Поэтические приемы
Эпитет в поэзии, как правило, употребляется для того, чтобы сделать акцент на одном из свойств описываемого предмета, процесса или действия.
Этот термин имеет греческое происхождение и буквально обозначает «приложенное». По своей сути эпитет является определением предмета, действия, процесса, события и т.д., выраженным в художественной форме. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное, однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные и даже глаголы. В зависимости от расположения эпитеты разделяют на препозиционные, постпозиционные и дислокационные.
Изобразительные возможности лексики
Термины | Значение | Примеры |
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)
Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы
Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.
Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы
Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.
За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт)
Паронимы
Близкие по звучанию, но различные по значению слова.
Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении
В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.
Меч правосудия, море света
Диалектизмы
Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности.
Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.
Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Профессионализмы
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии.
Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины
Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.
Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.
Бессмертие, стимул, превалировать…
Просторечная лексика
Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.
Болван, вертихвостка, вихлять
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы .
Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы)
Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.
Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствованные
Слова, перенесённые из слова других языков.
Парламент, сенат, депутат, консенсус
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро
Объяснение и примеры
Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.
Речь персонажа
Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.
Пример
Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим. Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.
Пример
Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.
Поэтический язык
Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.
Пример
Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»). Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).
А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю…» в одноимённом стихотворении А. А. Блока).
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.
Пример
Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.
Таблица
Многомудрый Литрекон объединил все языковые средства художественной выразительности в таблицу:
Название | Пример | Простое определение |
Фонетические: | ||
Аллитерация | Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила, Говорила им горилла, Приговаривала. (К. Чуковский) |
Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении. |
Ассонанс | У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (М. Лермонтов) | Повторение однородных гласных звуков в стихотворении. |
Звукоподражение | Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца! (В. Хлебников) |
Имитация акустических эффектов звуками. |
Лексические: | ||
Метафора | Сонное озеро города (А.Блок). | Переносное значение слова, основанное на сходстве. |
Синекдоха | «Отсель грозить мы будем шведу» (А. Пушкин) — не одному шведу, а всем шведам — то есть замена множественного числа на единственное. | Замена количественных и материальных отношений, использование единственного числа вместо множественного, материала изготовления вместо предмета и т.д. |
Метонимия | Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Представители всех стран приравнены к флагам по принципу смежности этих понятий — представительской функции. |
Перенос значения по принципу смежности. |
Эпитет | «Весна золотая» (Н. Некрасов) | Образное определение, характеризующее свойство предмета. |
Олицетворение | «Отговорила роща золотая» (С. Есенин) | Перенесение человеческих свойств на неодушевленный предмет или явление |
Сравнение | Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, по общему признаку. |
Гипербола | И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) | Художественное преувеличение. |
Оксюморон | Туристы в родном городе. (Тэффи) | Сочетание противоположных по значению слов. |
Литота | «Мальчик с пальчик» (Г. Андерсен) | Художественное преуменьшение |
Перифраз | «Люблю тебя, Петра творенье!» (А. Пушкин) | Замена слова описательным оборотом. |
Аллегория | «Вагоны шли
привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели». (А. Блок) |
Описание отвлеченной идеи через конкретный образ. |
Фразеологизм | Дама приятная во всех отношениях (Н. Гоголь) | Устойчивый оборот в речи. |
Ирония | «Ты все пела? Это — дело…» (И. Крылов) | Скрытая насмешка, когда слова употребляются в противоположном значении. |
Символ | Не осенний частый дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман: То слезы горькие льет молодец На свой бархатный кафтан. (А.Дельвиг) |
Слово, условно выражающее суть какого-либо явления. |
Синтаксические: | ||
Анафора | Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел… (А. Пушкин) |
Повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов. |
Эпифора | «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. Гоголь) | Повторение сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов. |
Инверсия | «стояла зима», «дул ветер из степи» (Б. Пастернак) | Нарушение обычного порядка слов в предложении. |
Градация | «Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне.» (Б. Пастернак) |
Стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим. |
Парцелляция | «Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает» (С. Есенин). | Разделение одного предложения на несколько самостоятельных с целью усиления выразительности текста. |
Синтаксический параллелизм | «Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов) |
Сходное построение смежных фраз. |
Эллипсис | «нам вехой — наша тень», «уходим. За спиной — стеною лес недвижный» (Б. Пастернак) | Намеренный пропуск слов. |
Риторический вопрос | «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин). | Вопрос-утверждение, не требующий ответа. |
Риторическое обращение | Meчты, мeчты! Гдe вaшa cлaдocть? (Пyшкин). | Высказывание в адрес неодушевленного предмета. |
Звуковые средства выразительности
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. |
С ви щ ет ветер, с еребряный ветер В ш ёлковом ш елесте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)
Ш ипенье пенистых бокалов И пун ш а пламень голубой…
Альтернация
Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.
М е ло, м е ло по вс е й з е мл е Во вс е пр е д е лы. Св е ча гор е ла на стол е , Св е ча гор е ла… (Б. Пастернак)
Звукопись
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)
Звуковые средства выразительности
- Аллитерация – повторение согласных звуков. Пример: «Бей, барабан! Барабан, барабань!.. Барбей! Барбань! Барабан!» (В. Маяковский)
- Анафора – начало стихотворных строк с одинаковых звуков, слогов, слов или словосочетаний. Пример: «Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно» (А. Ахматова)
- Ассонанс – повторение гласных звуков. «Буря на небе вечернем, моря сердитого шум — буря на море и думы, много мучительных дум» (А. Фет)
- Эпифора – окончание стихотворных строк одинаковыми звуками, слогами, словами или словосочетаниями. Пример: «Ах, Отец мой, Отец – да, Ты зиждительный Творец – да, Приведи меня в конец – да, Что в конец всех сердец – да» (К. Бальмонт)
- Звукопись — такое построение фраз, которое изображает описанную картину. («Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток…» П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс)
- Звукоподражание — автор воспроизводит звуки природы с помощью сочетания звуков (Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)
Теория к заданию 26 из ЕГЭ по русскому языку
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Посмотреть
Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.
Фонетические средства выразительности
1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Например: Город грабил, грёб, грабастал.
2. Ассонанс — повторение гласных.
Например:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…(Б.Пастернак)
3. Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука.
Например:
Как носят капли вести о езде,
И всю-то ночь всё цокают да едут,
Стуча подковой об одном гвозде
То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.Лексические средства выразительности (тропы)1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
Например: золотая роща, весёлый ветер2. Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Например: И берёзы стоят, как большие свечки.3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве.
Например: Ситец неба голубой.4. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Например: Спит черёмуха в белой накидке.5. Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Например: Я три тарелки съел.6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот).
Например: Швед, русский колет, рубит, режет…7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости8. Гипербола — преувеличение.
Например: Двести лет тебя не видел.9. Литота — преуменьшение.
Например: Подожди 5 секунд.10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку.
Например: Царь зверей (лев).11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.
Например:Сев в такси, спросила ТАКСА:
«За проезд какая ТАКСА?»
А водитель: «Денег с ТАКС
Не берем совсем. Вот ТАК-С!»12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов.
Например: звонкая тишина, горячий снег13. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов.
Например: зарыть талант в землю.14. Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов
Например: Тебя мы ждали долго.2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого.
Например: Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.3. Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы.
Например: Как заработать миллион?5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение.
Например: Кто ж не сможет его догнать?6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций.
Например: О Море! Как же я скучал!7. Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк.
Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.8. Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.9. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий.
Например: Волос длинный — ум короткий.10. Анафора — единоначатие.
Например:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.11. Эпифора — повтор конечных слов.
Например:
Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!12. Парцелляция — разделение предложения на части.
Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.
Литота
Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.
В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.
Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.
Понятие эпитета
Эпитет является средством выразительности и представляет собой образное определение какого-либо предмета или явления. Ни одно литературное произведение не обходится без применения этой тропы. Эпитет позволяет придать тексту красочный оттенок. В большинстве случаев троп отвечает на вопрос «какой? (предмет, явление, действие)».
Примерами эпитетов могут служить такие словосочетания, как «золотые руки», «синеющие лужи», «строчечный фронт» и так далее. Применение этого тропа чаще можно встретить в стихотворениях, в том числе известных поэтов, например, А. С. Пушкина:
Повеселись, мой конь ретивый!
Автор, используя средство выразительности, представляет читателю картину, красочность которой получена посредством его эмоционального восприятия. Эпитет в данном случае делает строки более выразительными и наполненными чувствами.
Синтаксические средства выразительности
Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике.
Антитеза
Антитеза – это противопоставление противоположных понятий. «Я люблю Сашу, а не Лену» — простенький пример из нашего быта. Данный прием используется повсеместно и, конечно, находит свое отражение в поэзии.
Более сложную антитезу мы можем заметить в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»: рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.
Более современный пример мы находим в песне Оксимирона «Накануне»:
Инверсия
Инверсия – намеренное изменение прямого порядка слов: «Белеет парус одинокий…»(М. Лермонтов). Конечно, наиболее широкая сфера применения этого средства — поэзия. Ритм и размер требуют такой перестановки. В прозе инверсия требуется для того, чтобы правильно расставить акценты в речи.
Эллипсис
Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, обычно сказуемого: «Татьяна в лес; медведь за нею» (А. Пушкин). Этот прием позволяет сократить предложение и сделать текст более динамичным. Например, в песне Оксимирона «Слово мэра» есть такие строки:
Как видите, на три предложения нет ни одного сказуемого. Это позволяет сделать текст менее формальным и более похожим на исповедь героя. Кроме того, ускорен темп речи, чтобы слушатель все время находился в напряжении.
Риторические фигуры
Вопросительное предложение – синтаксическая организация текста, имитирующая диалог: «Как заработать миллион?». Она встречается сплошь и рядом. Но есть особая форма вопросительного предложения, которая нередко украшает художественные тексты и помогает автору поставить важные вопросы перед читателем. Итак, риторический вопрос – это утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
В том же «Слове мэра» мы видим такие примеры, которые позволяют автору передать живую речь своего героя:
Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам или к отвлечённым понятиям: «Не шуми, осина, не пыли, дорога» (С. Есенин). Оно помогает автору выразить сокровенное чувство или глубокую мысль. На риторическом обращении построен знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Шекспира.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений:
Интересный пример встречается в песне Оксимирона «Колыбельная»: «Дивиться нечему, делиться нечем».
Этот прием в поэзии способствует усилению накала и упрощает расстановку важных смысловых акцентов. Например, А.С. Пушкин употребил синтаксический параллелизм в сказке «Руслан и Людмила», когда Наина неизменно отвечала Финну фразами: «Пастух, я не люблю тебя!»; «Герой, я не люблю тебя». Эти однотипные ответы подчеркивают безразличие Наины к кавалеру.
Градация
Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, по степени нарастания или ослабления признака:
Есть еще более известный пример — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Возрастающие требования старухи к рыбке — это и есть градация в чистом виде. Сначала старуха хочет стать дворянкой, затем — царицей, а потом и владычицей морскою.
Анафора
Анафора – единоначатие, когда несколько смежных ритмических рядов начинаются одинаково:
Чаще всего анафора находит приют в стихах, но бывают и прозаические примеры:
Как видите, именно анафора позволяет Толстому расставить смысловые акценты и выделить те части, которые наиболее убедительны. Он подчеркнул универсальность своего высказывания, его применимость ко всему.
Эпифора
Эпифора – это одинаковое завершение нескольких смежных ритмических рядов:
Вот более современный пример из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона»:
Повторение наречия и отрицательной частицы позволяет сделать из трех строк приговор. В данном случае эпифора служит для усиления эмоционального эффекта.
Парцелляция
Парцелляция – намеренное расчленение целостного предложения на отдельные части, обособленные с помощью пунктуации и интонации:
Известный многим из нас пример парцелляции можно найти в стихотворении Б.Л. Пастернака:
Данный прием помог автору выделить самые важные части стихотворения и ярко обозначить свою позицию.
Фразеологические обороты
Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:
- Образным значением , иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
- Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки — нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка — оттенок пренебрежительного отношения к человеку).
Фразеологизмы употребляют
, чтобы:
- сделать ударение на наглядности и образности текста;
- выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста;
- выразить авторское отношение к сообщаемой информации.
Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую.
Особая группа — это афоризмы (крылатые выражения
). Например, счастливые часов не наблюдают.
К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки.
Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.
Внимание!
Фразеологизмы как изобразительно- выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле
Тропы
Чем тропы отличаются от других средств выразительности? К ним относят только те слова, которые употребляются в переносном значении и делают более выразительной образность речи. Например, эпитет и метафора всегда основываются на переносе значения с одного предмета на другой на основе их смежности. А какая-нибудь аллитерация — это всего лишь концентрация согласных звуков, имитирующая какие-то звуковые эффекты. Она явно к переносному значению отношения не имеет.
- Аллегория – перенос одного значения на другой предмет, когда один образ символизирует другое понятие. Пример: басни И. А. Крылова, где образ Лисы обозначает хитрость, Волка – злость, Обезьяны – тщеславие.
- Гипербола – сильное преувеличение. Пример: «В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский)
- Литота – сильное преуменьшение. Пример: «Лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н. А. Некрасов)
- Метафора – скрытое сравнения, которое выражается через существительное или глагол, без слов «как», «будто», «словно». Пример: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы» (А. С. Пушкин)
- Метонимия – замена одного слова другим, близким по значению. Пример: «Все флаги в гости будут к нам» (А. С. Пушкин)
- Олицетворение – процесс, когда неживой предмет/животное действует как живое и мыслящее существо. Пример: «Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы» (С. А. Есенин)
- Оксюморон – сочетание несочетаемого. Пример: «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг» (М. Ю. Лермонтов)
- Перифраз – замена одного слова его описанием, характеристикой. Пример: «Погиб поэт! — невольник чести» (М. Ю. Лермонтов)
- Синекдоха – разновидность метоминии, замена множественного числа единственным и наоборот, замена части целым и наоборот. Пример: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» (М. Ю. Лермонтов)
- Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, используются слова «как», «будто», «словно», «точно». Пример: «Твои мне песни ветровые, – как слезы первые любви!» (А. Блок)
- Эпитет – образное выражение, то есть это прилагательное, с помощью которого что-то красиво, необычно описывается. Пример: «Это чувство сладчайшим недугом наши души терзало и жгло» (М. Цветаева)
- Ирония — насмешка в скрытой форме, основанная на противопоставлении противоречивых понятий. («всю жизнь об этом мечтал!»)
Понятие средств художественной выразительности
К художественным средствам относятся особые способы использования языка для передачи информации, которые делают речь более выразительной и усиливают ее эмоциональное воздействие на адресата.
Чаще всего их используют для создания литературных произведений или же для написания статей.
Понимание средств художественной выразительности, в первую очередь это связано с тем, что, зная, в каких ситуациях используются те или иные приемы, легче понимать мотивы автора, его отношение к персонажам и сюжетным поворотам. Помимо этого, умение распознавать литературный прием поможет прояснить для читателя общий смысл и цель произведения.
Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, читателю легче понять, почему автор употребляет тот или иной язык для описания персонажей, и почему те события, которые происходят, имеют именно такое развитие. Благодаря средствам художественной выразительности, текст становится более интересным и увлекательным так как используется творческая свобода при создании эффекта или впечатления.
Те, кто считает, что жизнь – это лучший драматург, не понимают, сколько сотен банальных сюжетов ей нужно, чтобы создать сценарий, который даже самый талантливый писатель средней руки сочинит с закрытыми глазами, используя лишь некоторые тропы, даже не касаясь фигур речи. Хорошие книги – это очень сложный мир литературы, где каждая мелочь может стать ключом к пониманию истинного смысла и красоты текста; так что если вы будете читать роман без знания литературных приемов, то скорей всего пропустите многослойный уровень смысла сюжетной линии, заложенный в историю.
Виды художественных средств выразительности
В зависимости от уровня языка, средства выразительности подразделяются на следующие группы:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
В фонетических средствах выразительности языка используются специальные приемы для создания выразительных и запоминающихся образов, которые помогают точно передать смысл.
Использование фоники в речи или художественном произведении – это благозвучие речи или литературного произведения. В фонетических средствах используются повторяемость звука (фонетический), интонационное акцентирование, звуковой и т.д.
Лексические – это выразительные средства, которые придают языку как в устной, так же и в письменной форме эмоциональность (красочность) и красочность для яркого воздействия с целью воздействия на слушателя или читателя. Использование в речи лексических средств – это использование фразеологизмов, синонимии, устаревших слов, иноязычных лексики и т.д.
Синтаксические – это средства выражения связи между словами и словосочетаниями, указующие на цельность и законченность предложения (его интонации) и его композиционные особенности. С помощью синтаксических средств можно описать лексические единицы (стилистически-речевые), синонимичные стилистические единицы (однородные члены), вводные слова и т.д.
Вывод
Именно обилие образных средств выразительности в русском языке
делает его по-настоящему красивым, сочным и неповторимым. Поэтому иностранные литературоведы предпочитают изучать произведения русских поэтов и писателей в оригинале.
Изобразительно-выразительные средства языка позволяют не только донести информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным. Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без использования особых средств языка.
Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.
Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.
Виды омонимов:
- омографы – слова пишутся одинаково, меняют смысл в зависимости от поставленного ударения (замОк — зАмок);
- омофоны – слова при написании отличаются одной или несколькими буквами, но на слух воспринимаются одинаково (плод — плот);
- омоформы – слова, которые звучат одинаково, но при этом относятся к разным частям речи (лечу в самолете — лечу насморк).
Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.
Виды синонимов:
- полные – тождественные по смыслу, употребляются в одинаковых ситуациях;
- семантические (смысловые) – призваны придавать оттенок словам (беседа-разговор);
- стилистические – имеют одинаковое значение, но при этом относятся к разным стилям речи (палец-перст);
- семантико-стилистические – имеют различный оттенок значения, относятся к разным стилям речи (сделать – сварганить);
- контекстные (авторские) – употребляют в употребленном контексте для более красочного и многогранного описания человека или события.
Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.